Развитие интеллекта и творческого мышления у одарённых детей
материал по психологии по теме

Вансович Виктория Андреевна

Цель:  развитие творческого мышления и познавательных процессов одарённых детей.

 

Задачи курса:

1.     Осуществление психологической поддержки одарённых детей;

2.     Знакомство учеников с индивидуальными особенностями своего мышления;

3.     С помощью психологических тренингов развитие у школьников мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация;

4.     Приобретение навыков и развитие процессов мышления, таких как рассуждение, суждение, умозаключение;

5.     Приобретение навыков работы в группах;

6.     с помощью психологических тренингов развитие у учеников уверенности в себе, приобретение навыков рефлексии и межличностного общения;

7.     В процессе занятий сгармонизировать отношения между детьми, что будет в свою очередь способствовать сплочению коллектива.

 

 

Тренинг рассчитан на учеников среднего звена. Занятия целесообразно проводить раз в неделю

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_razvitie_intellekta.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллекта и

творческого мышления

у одарённых детей

Цель:  развитие творческого мышления и познавательных процессов одарённых детей.

Задачи курса:

  1. Осуществление психологической поддержки одарённых детей;
  2. Знакомство учеников с индивидуальными особенностями своего мышления;
  3. С помощью психологических тренингов развитие у школьников мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация;
  4. Приобретение навыков и развитие процессов мышления, таких как рассуждение, суждение, умозаключение;
  5. Приобретение навыков работы в группах;
  6. с помощью психологических тренингов развитие у учеников уверенности в себе, приобретение навыков рефлексии и межличностного общения;
  7. В процессе занятий сгармонизировать отношения между детьми, что будет в свою очередь способствовать сплочению коллектива.

Тренинг рассчитан на учеников среднего звена. Занятия целесообразно проводить раз в неделю

Условия проведения занятий

Игровые занятия можно проводить по двум схемам.

Схема 1. Группа учеников разбивается на три команды. Занятия проводятся по типу соревнований. Две команды конкуренты, в них по 5-7 ребят, третья команда – арбитров состоит из  3-5 человек. В то время, как первые команды получив задание начинают его выполнять,  команда арбитров обсуждают критерии оценки, выбирают систему оценивания. Команды работают в разных помещениях, чтоб не мешать друг другу. После того как обе команды готовы, они выслушиваются. Арбитры оценивают работу каждой команды, но если команды не согласны с оценкой, они имеют право опротестовать её, обосновав своё несогласие.

Схема 2. Составляется группа из 10-12 человек. Игровое занятие длится 45 минут и разбивается на два этапа. На первом этапе проводится игры и прорешиваются задания. Второй этап – общее обсуждение. Ребята анализируют свои действия и решения вспоминают наиболее интересные нестандартные варианты, проговаривают, что узнали нового, это позволяет осмыслить опыт. На обсуждении полезно показать различия в стиле мышления ребят. Один склонен к чёткому, строгому логическому мышлению, другой – эвристичен, непредсказуем и эмоционален, третий – медленно, но глубоко мыслит, четвёртый – мгновенно схватывает, но думает поверхностно и торопливо, пятый – выделяет суть, шестой – утопает в деталях, седьмой – имеет индивидуальный подход, восьмой – повторяет чужое мнение и т.п. важно осмысление и обмен разными стилями мышления,  различными способами умственных действий, разными подходами к решению задач, за счёт чего расширяется интеллектуальный диапазон каждого ученика, укрепляются сильные стороны его мышления и выравниваются слабые. При сопоставлении с другими членами команды ученики начинают лучше понимать себя и адекватно оценивать свои интеллектуальные ресурсы.

Теоретическая часть

Давайте сначала определимся, что такое - одарённость? Существует несколько определений  и характеристик одарённости, познакомимся с некоторыми из них.

Самой распространённой концепцией одарённости в настоящее время является модель американского ученого, представителя гуманистического направления в психологии Джоржа Рензулли. Согласно его трактовке, одарённость есть  результат сочетания трёх характеристик:

  1. интеллектуальных способностей превышающих средний уровень;
  2. творческого подхода или креативности;
  3. вовлечённости, настойчивости и  высокой мотивации, ориентированной на решение поставленной задачи.  

Дж. Рензулли в соответствии со своей концепцией считает, что одарённых детей больше, чем принято считать по интеллектуальным тестам, и к категории одарённых относятся те учащиеся, которые показывают высокие показатели, хотя бы по одному из параметров.

Интегрированный подход к характеристике одарённости имеется так же и в других концепциях.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённость – результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков), социальной среды и деятельности ребёнка (игровой, учебной, трудовой).

Существует несколько видов одарённости, но на данный момент нас интересует умственная одарённость.

Для того, чтоб понять какими чертами обладают одарённые дети, попробуем дать характеристику.

Характеристика одарённых детей.

Для одарённых детей характерно опережающее умственное развитие, которое выражается в любознательности, в активном изучении окружающего мира, в способности следить одновременно за двумя и более происходящими  вокруг событиями, в способности прослеживать причино-следственные связи и делать соответствующие выводы, в быстроте и точности выполнения умственных операций, в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому. Богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных выражений, абстрактность мышления, рефлексия, отличная память, умение классифицировать информацию и опыт, повышенная концентрация внимания, наблюдательность.  Склонность к умственному    труду, стремление к постоянному поглощению знаний, новой информации, с удовольствием решают сложные задачи, ищут нестандартные способы решения. Всё это сопровождается большим трудолюбием и упорством.

Умственная одарённость неотрывно связанна с интеллектуальными способностями, а так же со способностью создавать, что-то новое, то есть творчески мыслить.

Вот мы и подошли к важным составляющим одарённости, которые мы будем развивать в детях. Но если на развитие интеллектуальных способностей рассчитана вся школьная программа, что с успехом и делается в учебном процессе.

То для того чтобы успешно развивать и воспитывать творческие способности, нужно сперва уяснить, – а что это такое? Отличаются ли творческие способности от обычных  мыслительных?

Творческие способности.

Раньше творческие способности считались чем-то исключительным, уделом избранных натур, чуть ли не «даром божьим». Такая позиция равносильна признанию, что законы психологии неодинаковы для всех и что для творческих личностей должны быть какие-то особые психологические законы.

На самом деле творческие способности присущи любому нормальному человеку, нужно суметь раскрыть их и развить. Существует беспрерывный континиум талантливости – от крупных ярких дарований до малозаметных скрытых, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Элементы творчества проявляются в решении повседневных задач и в обычном школьном процессе.

Творческие способности делятся на три группы:

  1. Связанные с мотивацией  -  интересы, склонности
  2. Связанные с темпераментом  -  эмоциональностью
  3. Умственные способности

Выделяют разные виды умственных способностей:

  • Самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию
  • Видение новых проблем в стандартных условиях
  • Видение новой функции знакомого объекта
  • Видение структуры объекта
  • Умение видеть альтернативу решения
  • Умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ
  • Умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других.

Список творческих способностей в интерпретации разных психологических направлениях не одинаков, но поговорим о наиболее существенных.

Зоркость в поисках проблем. Человек обычно воспринимает  в потоке внешних раздражителей то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений,  а остальную информацию бессознательно отбрасывает, не замечает её. На восприятие влияют привычные установки, оценки, а так же общепринятые взгляды и мнения. Способность видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем наблюдательность.

Эта зоркость связанна не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а особенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.

  • племена аборигенов никак не реагировали на кружащие над их головами самолёты, они их просто не замечали, так как это не вписывалось их картину мира.
  • Весенним утром 1590 года на знаменитую Пизанскую башню поднялся человек он с собой нёс чугунное ядро и мушкетную свинцовую пулю. Человек сбросил свою ношу с башни. Ученики его стоявшие снизу, удостоверились, что ядро и пуля коснулись земли одновременно. Имя этого 26 летнего профессора было Галилео Галилей. Около 2 тысяч лет со времён Аристотеля считалось, что скорость падения пропорциональна весу. И такой простой опыт без хитроумных приспособлений и специальных устройств позволил увидеть и доказать то, что ни кому не приходило в голову на протяжении 19 веков. Галилей увидел там, где для других всё было ясно и освещено  тысячелетней традицией, никто не замечал, очевидных вещей, потому что смотреть и видеть – совсем не одно и то же.

Способность кодирования информации нервной системой. Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться разными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, цифровым, акустически-образным и т.д.  Врождённые особенности мозга и условия развития в первые годы жизни определяют преимущественную склонность использования нех или иных кодов информации. Вся психотехника НЛП как раз использует эти  индивидуальные особенности  человека, разные репрезентативные системы и те придикаты, которые являются кодом для людей разного типа.

Способность к свёртыванию. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порой это приводит к тому, что не удаётся охватить всю картину целиком, всё рассуждение от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Свёртывание не ограничивается одними лишь мыслительными операциями. Это проявление более широкой способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным,   в использовании всё более ёмких в информационном отношении символов.

Способность к «сцеплению» и переносу.  Этим словом обозначается способность объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро увязывать новые сведения с прежним багажом  личности, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта, а остаётся мёртвым грузом. Способность объединять вновь воспринятые сведения с тем, что было ранее, включать их в уже имеющиеся системы знаний является способность к переносу.

Способность применить навык, приобретённый при решении одной жизненной задачи, к решению другой, то есть умение отделить то , что присуще только данной проблеме, от того общего, что может быть перенесено в другие области. Это  по сути, способность нахождения аналогий, в выработке обобщающих стратегий, которые могут быть применены для решения широкого круга проблем.

Боковое мышление. Широко распределённое внимание повышает шансы на решение задачи. Французский психолог Сурье писал: «чтобы творить – надо думать около».

Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её. Эту способность указал Павлов, выделив два основных типа высшей нервной деятельности – художественный и мыслительный:«Жизнь отчётливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая граница. Одни художники во всех их видах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. – захватывает действительность целиком, сполна, живую действительность без всякого дробления. Другие, мыслители - дробят её, и тем, как бы умерщвляя её, делая из нё какой то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают её части ».

Мыслитель как тип высшей корковой деятельности – это отнюдь не идеал творческого работника. Ведь в процессе творческого труда, при всей важности чётко логического мышления, порою необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие контексты, с помощью фантазии. Без этого не удаётся взглянуть на проблему свежим взглядом, увидеть новое, в давно привычном.

Готовность памяти. Преимущество при решении получает не тот, у кого запас знаний богаче, а тот, кто быстрее извлечет из памяти необходимую информацию. Одним из условий продуктивного мышления  является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту.

Сближение понятий. Для продуктивного мышления имеет значение легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние между ними». К примеру, известный психолог С. Медник создал тест как показатель творческой активности,  нем предлагалось соединить два или три слова в единое понятие: «Изумруд» и «молодой» - в «зеленый».  «Небо, кровь, Дунай» - «голубой».

Гибкость мышления. Умение быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Способность к преодолению фиксированности – одно из проявлений гибкости мышления.

Способность к оценочным действиям. Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее и служат вехами на пути творческих исканий, отделяющими разные этапы и стадии творческого процесса.

Легкость генерирования идей. Идея – это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий, оно должно быть содержательно оправданным.  Соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений -  главный критерий ценности той или иной идеи. Следующий критерий – широта, то есть способность охватить большое число разнородных явлений, в том числе и еще не открытых. Глубокой считают ту идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащими на поверхности, для обнаружения которых необходимо вникнуть в сущность явления.

Беглость речи. Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Ее можно выразить и аналитически или графиком, но словесно – речевой код самый универсальный. Бойкость речи иногда ошибочно принимается за легкость генерирования идей. Но нередко бывает, что легкость речи у человека есть, а сам он пуст, и сказать ему нечего. 

 

Способность к доработке. Имеется в виду не просто настойчивость и волевой настрой на доведение дела до конца, а именно способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла. Умение довести работу до того уровня, когда она приобретает универсальную значимость и общественную ценность.

Теперь мы знаем над, чем нам необходимо работать. Так же как физические упражнения могут развивать  наши мышцы, так же можно развивать умственные способности и интеллект.

Я напомню вам одну детскую головоломку – картинку с рыбками. Лески удочек  так перепутались, что образуют лабиринт. На конце одной лески пойманная рыбка. Надо определить, кому эта рыбка принадлежит. Можно, конечно, пройти вдоль каждой лески – но при этом потребуется несколько попыток, тут уж как повезёт. Совершенно очевидно, что надо идти с конца – от рыбки до того рыбака, который её поймал. Тогда потребуется одна попытка.

Мы на занятиях будем учиться мыслить творчески и в то же время находить пути позволяющие достигать нужного результата с меньшим количеством попыток.

Игры для ума представляют собой конкретные техники  развития качеств активного мыслителя. Задания сочетают в себе концепции линейного и интуитивного мышления, которые в равной степени необходимы для оптимального творческого процесса. Основное различие между линейными и интуитивными задачами заключается в том, что первые структурируют известную информацию, а вторые -  создают новую, используя прозрение, воображение и интуицию.

Наше левое полушарие «мыслит» словами и символами, а правое образами. Линейные игры для ума нацелены на функцию левого полушария, интуитивные  - на функцию правого.

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка только одного фрагмента информации

Линейная обработка информации

Последовательные действия

Письмо

Анализ

Связь идей

Абстракция

Формирование категорий

Логика

Рассудочность

Суждение

Использование символов

Вербальная память

Математические действия

Интеграция в единое восприятие многих данных

Образное мышление

Знание без чётких определений

Рассмотрение решения в целом

Рассмотрение сходств

Интуиция

Озарение

Внутреннее чувство

Синтез

Визуализация

Зрительная память

Распознание образов

Запоминание имени человека – функции левого полушария; запоминание лица -  функции правого полушария.

Представьте себе длинный пассажирский состав, движущийся по рельсам. Человек смотрит на проходящий поезд, наблюдая за тем, как состав проносится мимо, вагон за вагоном. Сначала наш наблюдатель   видит локомотив, затем первый вагон, второй, третий и т.д. Если у человека  хорошее боковое зрение, он может уловить части состава, те, которые уже миновали, и те, которые ещё не дошли. Другой человек смотрит на тот же вагон с летящего самолёта и видит весь состав, от локомотива до последнего вагона. Такова разница между полушариями мозга. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фрагмент за фрагментом. Правое полушарие воспринимает её целиком на уровне интуиции.

Осталось выяснить, как можно развивать творческие способности.

Методы и приёмы, развивающие

творческие способности.

Вот примеры некоторых методов и приёмов, которые   используются на занятиях, для  развития и активизации творческого мышления  учащихся.

  1. «Удивляй»  найти неожиданный угол зрения на изучаемый предмет, нестандартный подход к подаче материала. Кто может за год сохранить 1 тонну зерна? Сова за свою жизнь может сохранить 50 тонн зерна, так как она живёт 50 лет, а в год съедает до 1000 мышей, каждая мышь в год съедает минимум 1 кг зерна.
  2. «Отсроченная отгадка» даётся конечный результат, и предлагается по рассуждать, чем то похоже на детектив, уже известно, чем всё кончилось, а вот что явилось причиной?  Один купец построил новую бревенчатую избу, поджёг её и после этого разбогател. Почему? (он изобрёл пожаростойкий раствор, которым пропитал избу)
  3. «Фантастическая добавка»  Представьте себе… если только на миг отказало всемирное тяготение, перестали действовать законы, мы смогли спуститься глубоко под землю, какие слои земли мы бы увидели и т.д.
  4. «Лови ошибку»  давать заведомо ложную информацию, дети должны найти ошибку.
  5. «Практичность теории»  показывать как знания полученные на уроке могут пригодиться в жизни, в быту.  % растворов, рассчитывание площади, объёма, умение читать карты, то есть умение сориентироваться на местности.
  6. «Пресс конференция»  Задаётся тема, затем ученики с помощью вопросов должны у учителя получить исчерпывающую информацию, умение правильно задать вопрос, как вы понимаете очень важно.

Занятие №1.  

Организационное. Совместно вырабатываем правила поведения на занятиях, они могут быть в каждой группе индивидуальными, но необходимым условием работы любой группы принимаем следующее:

  1.  Все ответы, даже самые неожиданные, не привычные и странные принимаются. Хорошо  может быть всё, что нестандартно и оригинально.
  2.  Поддерживать стремление к поиску новых и эврестических ответов.
  3.  Атмосфера в группе должна быть эмоционально положительной.
  4.  Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией.

 Упражнение « Три слова»

Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, включающие эти слова. Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

  • Озеро, медведь, карандаш;
  • Улица, книга, фартук;
  • Мяч, небо, цветок;
  • Очки, сумка, велосипед.

Игру усложняем так, все ребята по очереди называют свои фразы так, чтобы они образовывали небольшой коллективный рассказ. При этом разрешается использовать не все три задуманные слова, а два из них.

 Упражнение «Как я умею считать»

  • Сколько километров в миллионе  миллиметров;
  • Сколько лет составляет миллион часов;
  • Сколько столетий в миллиарде минут;
  • Сколько биений  сделает сердце человека за 75 лет, если в одну минуту оно делает в среднем 75 биений.
  • Сколько потребовалось  бы суток, чтобы написать подряд все числа от единицы до миллиона, если на запись каждой цифры расходуется одна секунда и писать по восемь часов в сутки.

Упражнение «Назови число»

Играющие становятся в круг. Ведущий с мячом в руках  - внутри круга. Он бросает мяч то одному, то другому участнику, а те возвращают его обратно. Бросая мяч, ведущий называет, какое либо число, например 7, играющий должен от числа отнять 1, а потом прибавить к нему разность, т.е. (7-1=6), потом 6+7=13 игрок называет 13. Возможны разные варианты игры, например, играющий должен прибавить 9 или умножить на 4 и т.д. Игра развивает быстроту реакции, развивает устный счет и внимание.

Занятие №2.

Упражнение « Поиск общего »

Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше общих признаков. Поощряются оригинальные ответы, где прослеживается  анализ существенных признаков.  

  • Тарелка, лодка;
  • Солнце, рубашка;
  • Самолёт ложка;
  • Стол, небо.

Упражнение «Как я умею считать»

Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными буквами – разные цифры.

  1. АБ * ВГ = БББ;

  1.           А

        +   АБ

           АБВ

         ---------

           БВБ

 

Упражнение «Арифметическая физкультминутка»

Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются на 1-10й. Каждый должен запомнить своё число. Ведущий называет то или иное число. Вызванный должен тут же встать. Затем называются двузначные числа, например 18, встают те у кого числа 1 и 8.  Возможны варианты игры, называются несложные примеры, на сложение и вычитание, так же можно повторять таблицу умножения.

Упражнение на смекалку естественного цикла

  1. Как сделать морскую воду пресной, пригодной для питья?
  2. Почему  надо закладывать в зернохранилище, хорошо просушенное зерно, складывать в стога хорошо просушенное сено?

Занятие №3

Упражнение. « Исключение лишнего слова »

Предлагаются три слова наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. Нужно найти как можно больше вариантов исключения «лишнего» слова.

  • Собака, помидор, звезда;
  • Ветер, вода, стекло;
  • Машина, ослик, кошка;
  • Дом, стул, пень.

Упражнение «Как я умею считать»

Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными буквами – разные цифры

  1. ав + вс + са = авс

  1.    РЕШИ       наибольшая цифра в записи числа «СИЛЁН» равна 5

+ ЕСЛИ

------------

 СИЛЁН

Упражнение «Не ошибись»

Ученики выстраиваются в шеренгу. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим, с небольшими паузами, различные числа. Если число делится на 3, то играющие поднимают вверх правую руку, если делится на 2, то подпрыгивают, если  число делится на 2 и на 3 то поднимают обе руки, если число не делится, то просто стоят на месте. Тот, кто ошибается, то выходит из игры.

Упражнение на смекалку

  1. Шесть шурупов весят больше семи гвоздей. Что весит больше и почему: семь шурупов или восемь гвоздей?
  2. Четыре маляра окрашивают 6 комнат за 5 часов. За какое время 12 маляров окрасят 18 комнат? При условии, что все комнаты одинаковые, все маляры работают с одинаковой производительностью.

Занятие №4

Упражнение. « Поиск аналогов»

Называется  какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов сходных с ним по различным признакам (внешним и существенным). Можно систематизировать признаки на основе общего применения; материала, из которого изготовлены; отнесения к одному классу.

  • Земля;
  • Вертолёт;
  • Телефон;
  • Клубника.

Упражнение «Как я умею считать»

  1.    ОЗОРНИК

           ЗОРНИК

             ОРНИК

        +      РНИК

                  НИК

                     ИК

                       К

      -----------------

        5553321

  1.      СИНИЦА

+   СИНИЦА

     --------------

     ПТИЧКИ

Упражнение «Не собьюсь»

Ребята встают в круг и по сигналу начинают счёт. Через какое то время ведущий даёт сигнал, числа содержащие 3 или делящиеся на 3, нельзя называть. Игрок который должен был назвать это число, подпрыгивает. Кто ошибается, выходит из игры. Так выявляется самый внимательный.

Упражнение на смекалку

Три поросёнка Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф решили построить домик. Каждый из трёх поросят купил по 12 брёвен и распилил  их на 30 одно-метровых чурбаков. Длина каждого из купленных брёвен была равна либо двум, либо трём, либо четырём метрам. Сколько всего распилов пришлось сделать трём поросятам?

  1. Учитель предложил Боре решить 6 задач. За каждую нерешённую задачу учитель давал ему две дополнительные задачи. В итоге Боре пришлось решать 14 задач. Сколько задач ему не удалось решить?

Занятие №5

Упражнение. « Поиск противоречивых предметов»

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому – по назначению; внешнему виду; существенным признакам; материалу из которого изготовлен предмет.

  • Дом,
  • Человек,
  • Копна,
  • Страна.

Упражнение «Как я умею считать»

Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными буквами – разные цифры.

  1.         ТРИ

          + ДВА

           ---------

       ПЯТЬ

  1.         ОХОХО

   + АХАХАХ

       -------------

     АХАХАХА

Упражнение на смекалку

  1. По углам пруда растут четыре старых дуба. Как увеличить пруд, сохранив квадратную форму и не трогая старых дубов? Причём дубы должны стоять у берегов нового пруда.
  2. Разделить равносторонний треугольник следующим образом:  
  1. тремя линиями на четыре равные части
  2. тремя линиями на шесть равных частей
  3. двумя линиями на четыре части
  4. тремя линиями на три равные части
  5. одной линией на четыре части, три из которых равные.

Упражнение естественного цикла

  1. Почему у растений пустынь листья мелкие, а у растений влажных мест обитания, как правило, крупные?
  2. Почему на зиму надо выливать воду из закрытых бочек?

Занятие №6

Упражнение. «Поиск соединительных звеньев»

В качестве игрового задания предлагаются два предмета, не связанные между собой. Необходимо назвать предмет, находящиеся между первым и вторым и составляющий как бы «переходный мостик». Если связь неочевидна, то участники должны обосновать такую связь.

  • Лопата, автомобиль;
  • Шкаф, завод;
  • Котёнок, каток;
  • Ножницы, дерево.

Упражнение на смекалку

  1. В феврале 1976 года было 5 воскресений. Какого числа было тогда третье воскресенье?
  2. Ваня и Саня написали 5 контрольных работ по математике. Оказалось, что сумма оценок полученных Ваней, больше суммы оценок, полученных Саней, однако за большинство работ Саня получил оценки выше, чем Ваня. Возможно ли такое, если учесть, что мальчики не получали ни двоек ни единиц. Если возможно, приведите пример.

Упражнение естественного цикла

  1. Где быстрее растворяются вещества: на дне пруда или на дне ручья? Объясните, почему.
  2. Говорят, что одно семейство совы сберегает за год до тонны пшеницы. Справедливо ли это утверждение? Ведь совы не едят пшеницу. Ответ обоснуйте.

Упражнение. «Выражение мысли другими словами»

Задаётся несложная фраза. Надо предложить несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль  будет передана другими словами.

  • Я очень боюсь темноты;
  • Ракета улетела далеко от земли;
  • Ученик опоздал в школу;
  • Я прочитал интересную книгу.

Игру можно совместить с игрой в мяч. Все встают в круг и перебрасывая мяч, называя имена партнёра и произносят фразы. Получивший мяч должен быстро придумать ответ и перебросить мяч другому партнёру.

Занятие№ 7

Упражнение. «Способы применения предмета»

Задаётся какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем можно говорить  способы реальные, взятые из жизни, и способы придуманные, фантастические, но надо сформулировать обоснование способа применения.

  • Книга;
  • Помидор;
  • Ваза;
  • Дождь.

Упражнение на смекалку

Расстановка стульев

  1. Как поставить 16 стульев у четырёх стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по 5 стульев?
  2. Как расставить 6 стульев у четырёх стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по два стула?
  3. Как расставить 10 стульев у четырёх стен комнаты, чтобы у каждой стены было поровну?

 

Упражнение естественного цикла

  1. Почему в жаркие дни вечером образуется более густой туман, чем в холодные?
  2. С какой целью в распаханных районах степей высаживают лесозащитные  полосы? Какую пользу они приносят?

Упражнение. «Заглавие»

Первая группа придумывает не большой рассказ. Вторая команда придумывает к нему заглавие, так чтобы оно отражало основную идею текста. Желательно, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий. Потом выбирается лучшее. Затем команды меняются местами: рассказ придумывает вторая команда, а первая предлагает названия.

Занятие №8

Упражнение. «Поиск определений»

Называется какой либо предмет. Участники игры должны придумать к нему определение, включающее существенные признаки. Несущественные признаки предмета называть запрещается.

  • Дырка;
  • Характер;
  • Нос;
  • Течение.

Можно играть по командам, по определению составленному первой командой, вторая команда должна отгадать задуманный предмет.

Упражнение на смекалку

  1. Когда пассажир поезда проехал половину пути, он разговорился с соседом. Через некоторое время второй пассажир, посмотрев в окно, сказал:
  • Нам осталось проехать половину того расстояния, которое мы   проехали разговаривая.

Тогда первый пассажир посмотрел на часы и сказал:

  • Если будем ехать с такой же скоростью, то через час будем на месте.

    Сколько времени требует весь путь?

  1. Четырёхугольное поле окружено рвом шириной 3 метра. Ров наполнен водой. Как перейти на поле, если имеются две толстые доски, длина каждой из них тоже по 3 метра?
  2. В числе 3728954106 зачеркните три цифры так, чтобы оставшиеся цифры в том же порядке составили как можно меньшее число.
  3. В школе прошли три олимпиады. Оказалось, что в каждой из них участвовало по 50 человек. Причём 60  приходило только на одну олимпиаду, а 30 человек ровно на две. Сколько человек приняло участие во всех трёх олимпиадах.

 Упражнение гуманитарного цикла

  1. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

                                              КОХЙЕК

СНИНЕТ

ОЖИВТ

                                               ЛУФОБТ

  1. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

                                                     ДР

М

               ТР         (…)

Ц

Щ

ЯГ

Занятие № 9

Упражнение. «Ситуация»

Задаётся определённая ситуация, участники игры должны придумать, почему она возникла, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать её последствия.

  • Вернувшись со школы, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута…
  • Я проснулся среди ночи и заметил какое-то существо в углу комнаты…
  • Когда Гена шёл по тёмному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет…
  • Лена позвонила подруге, но по телефону ей ответил незнакомый грубый голос…

Такие ненавязчивые обсуждения в игре помогут понять участникам, что необходимо делать в той или иной ситуации, предвидеть последствия своих поступков и считаться с окружающими.

Упражнение на смекалку

  1. 12-литровый бочонок наполнен квасом.
  1. пользуясь 8-литровым и 5-литровым бочонками, разделите квас на части в 3 и 9 литров.
  2. Разделите квас на равные части.

  1. «Заклинившаяся» машина начала печатать подряд цифры в     такой последовательности: 123451234512345123…  Какую цифру она напечатает на 1997-м месте, если её не отключить?
  2. Название какого животного состоит из 4 букв, причём каждая буква зашифрована числом, равным её порядковому номеру в алфавите (А=1, Б=2 и т.д.) по поводу этих чисел можно сказать следующее:
  1. первое  из них на единицу меньше числа, кратного семи;
  2. второе число меньше четвёртого;
  3. сумма некоторых двух чисел равна 14;
  4. среди четырёх чисел есть простое число.

О каком животном может идти речь?  

Упражнение гуманитарного цикла

  1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

                                ЖИВОТНОЕ (….) МОНАХ

      ЖИВОТНОЕ (…..) НЕЖНОСТЬ

        

  1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго.

СНА(…)ОВОЙ

      КАБ (…) ОШКО

Занятие № 10

Упражнение. «Сокращение»

Зачитывается короткий рассказ объёмом  12-15 предложений. Участники должны передать его содержание своими словами, используя 2-3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3-5  сокращённых варианта. Не допускается искажения смысла рассказа.

Упражнение на смекалку

Каким образом следует разделить циферблат часов с числами от 1 до 12:

  1. одной линией так, чтоб образовались две группы чисел с одинаковыми суммами?
  2. Двумя параллельными линиями, чтоб образовались три группы чисел с одинаковыми суммами?
  3. На шесть частей, чтоб сумма цифр в каждой из них была равна?

Упражнение гуманитарного цикла

  1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова,  стоящие вне скобок.

НАСЫПЬ (…) ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ

ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ (…..) ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ МЕХПНИЗМ

   2.   Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ЛИОРЗЕТЕВЕ

ОИКСМТ

РКМОА

МИТТЕР

ЛЕОР

  БЕОРОЙВ

    КОВАОРЖОН

ФЕЛИНДЬ

  1.  Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

                                                                   Б

Г

                 М         (…)

С

Т

Р

Заключение

Занятия эффективно проводить не реже одного раза в неделю, подбор заданий, игр и упражнений может динамично меняться в зависимости от активности группы. Целесообразно начиная с 4-5 занятия предлагать детям самим подбирать задания и выступать в группах в роли ведущих.

Во время занятий ученики не только тренируют интеллект и творческое мышление, они  так же учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, у них формируются навыки бесконфликтно высказывать своё мнение,  умение отстаивать свою точку зрения.

Список использованной литературы.

  1. Слуцкий В.М. Одарённые дети. «Прогресс». Москва 1991.
  2. Лук А.Н. Учить мыслить. «Знание». Москва 1975.
  3. Егидес А., Егидес Е. Лабиринты мышления. «АСТ - ПРЕСС». Москва.
  4. Микайло М. Тренинг интеллекта. «Питер». Санкт-Петербург 2001.
  5.  Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. «И учёба и игра: математика». «Академия развития». Ярославль  1997.
  6. Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…». «Феникс». Дубна 1997.
  7. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». «Академия развития». Ярославль  1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Педагогическая мастерская: «Развитие креативного мышления творчески одарённых детей» (презентация)

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на ...

Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта

Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта...

Программа создания благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих и спортивных способностей одарённых школьников «Старт в будущее»

  Программа «Старт в будущее» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях малокомплектного  сельского муниципального общеобразовательного у...

Развитие речи и мышления ребенка с нарушением интеллекта

В последенне время выросло количество детей с интеллектуальными нарушениями. Речь-лакмусовая бумага показателя интеллектуального состояния ребенка....

«Развитие интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»

laquo;Развитие интеллекта и математического мышления удетей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью развивающих игрВ.В. Воскобовича» Цель: распространение опыта работы использования игр ...