«Развитие интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»
материал
«Развитие интеллекта и математического мышления у
детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью развивающих игр
В.В. Воскобовича»
Цель: распространение опыта работы использования игр В.В. Воскобовича с детьми с ОВЗ дошкольного возраста для развития интеллекта и математического мышления.
Задачи:
· расширить представление об играх В.В. Воскобовича;
· познакомить с конструктивными элементами игр;
· внедрение игр в коррекционно-развивающий процесс;
· совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности при руководстве развивающими играми;
· закреплять умение выбирать нужную информацию из разных источников;
· способствовать приобретению педагогами опыта коллективной работы.
Слушатели будут уметь:
· легко внедрять игры в привычный коррекционно-развивающий процесс;
· перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности;
· решать большое количество образовательных задач.
· воспитывать стремление педагогов сделать образовательный процесс ярким, разнообразным и познавательным.
Оборудование:
· мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
· игровое пособие «Волшебный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Игровизор» (маркер, салфетка, карточки с заданием),
Предварительная работа: изучение литературы из разных источников по данному вопросу; внедрение и использование данной технологии в своей образовательной деятельности, приобретение игровых пособий, а так же, изготовление пособий своими руками.
План:
1.Организационный момент.
2. Теоретическая часть:
· актуальность;
· теория.
3.Практическая часть:
· Игра с «Волшебным квадратом» по сказке «Теремок»;
· Игра с «Прозрачным квадратом»;
· Игра с ««Игровизор»
4. Рефлексия.
5. Итог.
Ход мастер класса:
1.Организационный момент
(слайд№1) Добрый день уважаемые коллеги. Я очень рада сегодняшней нашей встрече.
2.Теоритическая часть.
(слайд№2) В настоящее время, в сфере дошкольного образования происходят значительные обновления. Особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного подхода определяет специальные условия обучения таких детей.
В коррекционно-развивающем процессе важное место занимает формирование познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. Одним из средств такого формирования является развитие элементарных математических представлений.
ФГОС ДО и ФАОП ДО актуализирует вопросы обеспечения качества образования детей. И нацеливает нас на то, чтобы процесс овладения элементарными математическими представлениями стал увлекательным и ненавязчивым. Поскольку у дошкольников с ОВЗ в том числе и детей с ЗПР отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности (трудности в запоминании цифр, в сравнении предметов и их свойств, в вычислительных навыках и т.д.), то одним из актуальных направлений деятельности является поиск разных эффективных путей.
(Слайд №3) Успехов в данной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста — это игру.
(Слайд №4) В контексте ФГОС ДО огромным развивающим потенциалом обладают развивающие игры, разработанные и произведенные компанией «Развивающие игры Воскобовича». Вячеслав Владимирович – это изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям, как игра, он подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами. Данная игровая технология, ориентирована на зону ближайшего развития, позволяет перейти от привычных для детей занятий к познавательной игровой деятельности, и представляет собой систему, доступную для детей с ОВЗ с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста.
(Слайд №5) Основная направленность реализации технологии развивающих игр В.В. Воскобовича –это то, что в отношениях "взрослый-ребенок" не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Развивающие игры дают возможность для развития самостоятельности каждого ребенка, развития самоконтроля, индивидуального усвоения материала. Важно, что ребенок всегда может исправить неточности при выполнении заданий, что создает дополнительную ситуацию успеха.
(Слайд №6) Принципы, заложенные в основу этих игр (интерес-познание-творчество) становятся максимально действенными. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр позволяет использовать их для преодоления трудностей в развитии детей с ОВЗ, коррекции и формирования -интеллектуальных способностей таких детей. Дети с помощью игр учатся быстро анализировать и сравнивать полученную информацию, отлично ориентироваться на плоскости, легко считать, различать геометрические фигуры и цвета. Кроме этого, дети с помощью игр Воскобовича, учатся долго концентрировать свое внимание на выполнении поставленных задач, всегда доводить дело до логического конца.
(Слайд №7) Что включают в себя развивающие игры В.В. Воскобовича. можно ознакомится на слайде.
Включают в себя:
· Сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
· Интеллектуальное развитие (на основе наглядно – действенного мышления)
· Творческое (воображение, творчество)
· Математическое развитие (количество, счет, пространственные отношения, форма, размер)
Игровые средства технологии:
· Образные средства (сказочные герои, сказочные сюжеты)
· Фронтальные средства (коврограф)
- Универсальный материал (приложения к коврографу можно использовать и на ковролине и на магнитной доске)
- Творческие средства (альбомы)
- Графические средства (игровизор, геовизор, трафареты).
(Слайд № 8 и 9) Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями, альбомами.
(Слайд №10) Коррекционно-развивающая работа по освоению данной технологии, с целью развития математических представлений у детей с ОВЗ делится на несколько этапов:
1. Знакомство ребенка с игрой, ее персонажами;
2. Знакомство ребенка с правилами игры;
3. Усложнение игровых заданий;
4. Самостоятельная интеллектуально-творческая деятельность ребенка в игре. (я только направляю интеллектуально-творческую активность ребенка).
(Слайд №11) На коррекционно – развивающих занятиях игровая технология помогают разнообразить структуру, сделать процесс творческим, неординарным. Самое главное, технологии В.В. Воскобовича позволяет нам, как специалистам научить детей самостоятельно заниматься поисковой, исследовательской деятельностью. (Слайд №12) Дети получают огромное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребёнок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Практика коррекционно –развивающей работы показала, что на успешность освоения программного материала по ФЭМП влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи. (Слайд №13) Знания, данные в занимательной форме, на основе игр, усваиваютя детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые были сопряжены с долгими скучными упражнениями.
(Слайд №14) В результате систематической коррекционно – развивающей работы по ФЭМП у детей с ОВЗ улучшаются показатели интеллектуально - творческого развития, у них лучше развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать, дети учатся концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика рук. Улучшается знание счета, геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Таким образом, развивающие игры являются важным развивающим средством, направленным на всестороннее развитие и образованности дошкольников с ОВЗ.
(Слайд №15) На сегодняшний день действует официальный сайт «Развивающие игры Воскобовича», где можно найти различные методические рекомендации, записаться на обучающие семинары, просмотреть видеофрагменты, заказать и приобрести пособия и методическое сопровождение к ним, где я повышаю свой профессиональный уровень (Слайд №16) и на основе знаний разрабатываю наглядное пособие, и картотеки.
(Слайд №17) Так же в коррекционном процессе, очень важно взаимодействие и сотрудничество с родителями. Целенаправленное интеллектуальное развитие элементарных математических представлений у детей с ОВЗ, по технологии может происходить и в семье. Для этого необходимо проводить: консультации по математическому развитию: «Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича», и беседы о содержании математического обучения; родительские собрания, где родители знакомятся с развивающими играми В.В.Воскобовича, «Дни открытых дверей». После чего родители понимают, что игры Воскабовича помогают эффективно развивать интеллект ребенка, активно включают свой творческий потенциал приобретают, или сами изготавливают пособия.
(Слайд №18) Не мало важно и взаимодействие с педагогическим сообществом. С целью распространения опыта и слаженной коррекционно- развивающей работы, для педагогов необходимо проводить мастер-классы «Использование игр Воскобовича для математического развития детей , а также приглашать на непосредственно образовательную деятельность , что дает большой отклик, и педагоги успешно внедряют данную технологию, создают в группах центры математического развития.
3.Практическая часть
Коллеги, а сейчас я хочу спросить: вы наверняка помните свое детство.
-А, что вы больше всего любили делать в детстве? (ответы педагогов).
-Ну конечно….., ну а больше всего…ИГРАТЬ.
(Слайд №19) И как говорит В.В.Вокабович- Радости в играх-успехов в развитии! Предлагаю вам познакомиться и по взаимодействовать с игровым пособием «Квадрат Воскобовича» или «Игровой Квадрат».
(Слайд №20) Игра представляет собой 32 жестких треугольника. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничения по возрасту.
Игра с «Волшебным квадратом» по сказке «Теремок»
Друзья, скорее помогайте,
Что за сказка, - отгадайте:
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка ... (ТЕРЕМОК)
1.Сделайте квадрат большим и согните 2 верхних угла к середине квадрата– получился дом. Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Вот, по полю, мышка бежит, смотрит - теремок стоит!
2.Складывают мышку. Сделайте квадрат большим, сложите его пополам по горизонтали и загните верхний левый уголок на себя. Молодцы, вот и мышка стала в теремке жить поживать, да чай распивать.
3. Вот лягушка скачет по полянке, в теремке тоже хочет жить, мышку конфеткой угостить. Пока лягушка скакала, конфетку потеряла. Давайте сделаем для Лягушки-квакушки новую конфетку. Положите квадрат так, чтобы 1 уголок был вверху, а 2 внизу. А теперь сложите уголочки, которые находятся под вашими руками в серединку квадрата.
4. Тут на опушку выскочил зайчик. Ой, что же это? Это ручей преградил зайцу дорожку к терему. А как же зайцу попасть к теремку? (надо переплыть) На чем можно переплыть ручей? (На лодке). Сложите квадратик, как конфетку, а потом вдоль пополам. Наш волшебный квадрат превратился в лодку.
5. Кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, лиса Она в гости пришла и конверт принесла. Сделайте, квадрат как конфету и подогните к центру нижний уголок.
6. А по лесу уж медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Вы пустите меня в теремок! Испугались звери. Влез медведь и сломал теремок. Давайте построим новый теремок. Вот какой новый теремок у нас получился.
(Слайд №21) Предлагаю вам познакомиться и по взаимодействовать с игровым пособием «Игровизор» Многофункциональное игровое пособие. Представляет собой органайзер с нанесенной сеткой и верхним прозрачным листом. В каждом углу « Игровизора », нарисованы животные, обозначающие название угла (Лев – левый верхний угол. Павлин – правый верхний угол. Лань – левый нижний угол. Пони – правый нижний угол). На верхнем прозрачном листе можно рисовать специальным маркером, который легко стирается. Ребенок может отмечать точки координатной сетки, соединять их линией, создавая узоры, геометрические фигуры, цифры или буквы, следуя определенному алгоритму. Также выполнять графические диктанты и ориентировку на плоскости. Предлагаю вам открыть прозрачный лист вложить карточку и выполнить задание на логику, внимание и соотнесение числа и количества.
(Слайд №22) Предлагаю вам познакомиться и по взаимодействовать с игровым пособием. «Прозрачный квадрат Воскобовича». Игра представляет собой прозрачные пластины с разными по форме и размеру цветными элементами. Игры с «льдинками» помогают детям освоить названия и формы геометрических фигур, их размер; дети учатся составлять геометрические фигуры из частей, понимать соотношения целого и части; конструируют предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; учатся анализировать, сравнивать, проявлять творчество, развивают внимание, память, воображение, речь и мелкую моторику рук. В играх с «Прозрачным квадратом» важно учитывать, что при складывании квадрата пластинки накладывают друг на друга всей плоскостью. При наложении не допускается пересечение (совмещение) элементов.
Предлагаю вам соблюдая правила из всех льдинок большие квадраты Молодцы!
4. Рефлексия.
-А сейчас, обратите внимание на карточку, которая лежат перед вами, и продолжите написанную на ней фразу:(Я научилась…..Я узнала….Я вспомнила….Я открыла для себя… Сегодня мне… Я поделюсь с….Теперь я могу… ) Уважаемые коллеги. Я надеюсь, что применение на практике игровой технологии В.В.Воскобовича, принесло вам новый опыт и, приятные впечатления.
(Слайд №23) 5. Итог.
«Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир».
(Слайд №24) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста с помощью наглядного материала»
Данная методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в ней я попыталась раскрыть сущность принципа наглядности, как инструмента повышающего эффектив...
Становление методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста.
Формирование математических представылений у детей...
Методическая разработка "Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста, с помощью математических игр »
В своей методической разработке я попыталась осветить основные логисеские приёмв и методы. Данная работа может быть полезна педагогам дополнительного образования, которые работают с детьми дошкольного...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Автоматизация звука «М»
Конспект коррекционно-развивающего занятия....
Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью магнитного театра «Репка»
Предлагаю Вашему вниманию задания, которые я использую в своей работе по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии
Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и и...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по математике
Презентация педагогического опыта развития логического мышления дошкольников на занятиях матаматикой в учреждении дополнительного образования...