Успешная адаптация в начальной школе, как профилактика конфликтных ситуаций.
статья по психологии по теме

Бардина Ирина Борисовна

Адаптация в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              УСПЕШНАЯ  АДАПТАЦИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ,

                             КАК ПРОФИЛАКТИКА  КОНФЛИКТНЫХ  СИТУАЦИЙ.

      Переход из  старшего   дошкольного  возраста  в младший  школьный – важный  момент  в жизни  ребёнка. Когда  ребёнок  приходит в  школу, у него  появляется  новый  шанс  реализовать  себя.  Новые  роли, которые  не  может    предложить   семья, представляются  ему  чрезвычайно  привлекательными. В норме   ребёнок  доверяет  и надеется. Дети  идут, в школу  думая  о будущем.

       Детям  в  школе  и интересно, и  тревожно: хочется  быть  активными, умными.

 Хочется, чтобы  учитель  оценил  и увидел всё  самое  лучшее в них. Не всегда  это получается, и задача  взрослых  помочь  ребёнку  разобраться  в  сложном  мире  взаимоотношений  со     сверстниками     и   взрослыми.  Чем    раньше  обратить    внимание  на эту  сторону  жизни ребёнка, тем  меньше  проблем у  него  будет в будущей  жизни. Значение  взаимоотношений  с окружающими  огромно, и их нарушение – тонкий  показатель  отклонений  психического  развития. Конечно, количество  социальных  контактов  ребёнка  зависит  от его темперамента, но большинство   маленьких    детей   пытаются  установить  дружеские  контакты со сверстниками.  Ребёнок,   который  мало  общается    со  сверстниками    и   не  принимается  ими  из-за  неумения  организовать  общение, быть  интересным  окружающим, чувствует  себя  уязвлённым отвергнутым. Это  может  привести к резкому    понижению    самооценки,   возрастанию    робости в     контактах, замкнутости. Поэтому  необходимо  помочь  ребёнку наладить  отношения  с окружающими,  чтобы  этот  фактор  не  стал преградой  на  пути  развития личности.  

Как  это  сделать?

    Необходимо создать  условия,  позволяющие  каждому  ребёнку как  можно  легче  и радостнее вступить  в новый  этап  обучения; помочь  им  общаться  с новыми  детьми  и педагогами ; поддержать  и   развивать  интерес  к   знаниям.

    Родители и учитель должны вместе выработать тактику адаптации ребенка к учебному процессу. Необходимо подготовить ребенка к умению выполнять рутинные, неинтересные вещи – ведь учебный процесс не всегда праздник, а чаще заучивание, выработка навыков, а это требует усидчивости, терпения и умения доводить дело до конца. Например, родители могут придумать ребенку какое-то дело, не связанное с игрой или какими-то иными привлекательными моментами – например,  убирать карандаши, книги. Важно, чтобы эта работа не была для ребенка сплошным удовольствием, а, наоборот, потребовала от него некоторого напряжения, и, главное – чтобы эта работа стала его постоянной обязанностью. Тогда ребенок постепенно привыкнет к необходимости выполнять некоторые неигровые, но достаточно важные действия, и будет ощущать себя взрослым. И это умение постепенно распространится и на учебную деятельность.

     Можно  поощрять ребенка за хорошо выполненные задания карманными деньгами, или еще какими-то бонусами. Любой труд должен быть оплачен. Ведь успех на 80 процентов зависит от мотивации – так почему бы ребенка мотивировать не только пятерками, но и какими-то материальными благами? И даже непоседа, который скачет с утра до ночи, сумеет сесть, сосредоточиться и выполнить необходимое задание, если будет подобран ключик – хорошая мотивация.
  С какими бы трудностями и проблемами ни столкнулся первоклассник, родители и педагоги только  вместе смогут помочь ему. Надо  научиться сотрудничать, слушать и слышать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков говорения и письма в начальной школе на примере учебной ситуации "Диалог на вокзале"

резентация представляет собой методическую разработку для учащихся 4-го класса школ с углубленным изучением английского языка...

Программа психологической профилактики конфликтных ситуаций

Цель – повышение психологической компетентности тренеров-преподавателей, способствующей созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.Задачи:развитие...

Экстренная помошь в конфликтных ситуациях на уровне "ученик - ученик" в начальной школе.

         Нередко и педагоги, и родители  замечают, что дети младшего школьного и младшего подросткового возраста часто не умеют справляться со своими эмоциями, что...

Презентация "Работа с родителями по созданию условий успешной адаптации в старшей школе"

Презентация к родительскому собранию в 5 классе по проблеме адаптации учащися в период перехода из начальной школы в среднюю. Проблемы, с которыми сталкиваются родители, ученики и учителя достаточно с...

Программа для обучающихся старших классов по профилактике конфликтных ситуаций и жестокого обращения среди подростков "Общение без конфликтов"

Программа направлена на профилактику жестокого обращения и улучшения межличностных отношений среди обучающихся с ОВЗ....

Доклад по теме: "Профилактика конфликтных ситуаций в общеобразовательных учреждениях"

Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие....

Профилактика конфликтных ситуаций, фактов проявления «буллинга» (травли) в школьном коллективе, недопущения распространения деструктивной идеологии в молодежной среде в МКОУ «Камызякская СОШ №4»

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии современного общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и представители молодого поколения оказываются н...