Развитие познавательных процессов и мелкой моторики на основе комплекта «Пертра»
рабочая программа по психологии по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Заокская начальная общеобразовательная школа»
Утверждаю Принято решением
Директор школы ____________ педагогического совета
(пр. № от г.)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
Развитие познавательных процессов и мелкой моторики на основе комплекта «Пертра»
Программа
индивидуальных и групповых занятий
с учащимися 1-2 классов
Составитель:
педагог-психолог Щукина А. А.
2010-2011
Учебный год
Пояснительная записка
Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная кинестетическая и т.д.)
В процессе восприятия всегда присутствуют также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при воспроизведении речи и т.д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперирует внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать категории, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.
Развитие отдельных психических процессов у ребенка осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, все же их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. Также у некоторых детей отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.
Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно сочленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.
Также игра продолжает оставаться неотемлемой частью деятельности младшего школьника, способствуя его физическому, эмоциональному и умственному развитию. Игра предоставляет детям возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной обстановке. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для себя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний. Поэтому в практике современных образовательных учреждений широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами.
Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи. Способность к тактильному восприятию напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляцией с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.
Задачи:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
- развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
- развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);
- развитие рефлексии и произвольности;
- развитие мелкой моторики,
- формирование содружественного движений глаз и руки,
- формирование сознательного, целенаправленного изучения объекта,
- навыки создания своего алгоритма действий.
Формы работы:
- групповые фронтальные занятия;
- индивидуальные занятия
- психо -гимнастические упражнения;
- игры;
- тесты;
- конструирование и моделирование.
Общие требования к организации занятий.
Количество занятий – 15
Количество человек в группе – 2-3.
Продолжительность занятия – 20-35 минут.
Ожидаемый результат:
- Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
- Формирование следующих качеств: произвольность, рефлексия, мышление понятиями.
- Формирование основных компонентов учебной деятельности.
- Умение строит простой алгоритм действий.
- Улучшение письма, счета, чтения.
Используемая литература:
- Методическое пособие «Игровой комплект «Пертра». Набор психолога» Москва ИНТ
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». Москва «Просвещение» 1990г.
- Е.И. Соколова «Форма, цвет, величина» Академия развития г. Ярославль 2004г.
- «Большая книга упражнений» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
- Игры с карандашом Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
- «Умные игры» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
- Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
- Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
- И. Архипова «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие познавательных процессов и мелкой моторики
данный материал можно использовать ежедневно на занятии с младшим звеном...
Развитие познавательной сферы учащихся 1 класса с использованием комплекта «Пертра»
Цель урока:- Развитие связанной речи,- развитие наблюдательности, зрительного восприятия;- установление закономерностей и анализ материала;- развитие моторики руки; - развитие содружественн...
"В гостях у сказки"- интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики.
Интегрированное занятие по развитию координации движений и мелкой моторики содержит элементы развития речи, координации движений, развитие графических навыков дошкольников....
Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев.
Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популяр...
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, сл...
Мастер-класс "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"
Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...