Развитие логического мышления и общего недоразвития речи
методическая разработка по психологии по теме
Развитие логического мышления и общего недоразвития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_myshleniyu_i_rechi.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Заокская начальная общеобразовательная школа»
Утверждаю Принято решением
Директор школы ____________ педагогического совета
(пр. № от г.)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
Развитие логического мышления и общего недоразвития речи
Программа
индивидуальных и групповых занятий
с учащимися 3-4 классов
Составитель:
педагог-психолог Щукина А. А.
2010-2011
Учебный год
Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции как мышление, восприятие, память.
Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо его научить дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показывать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Если учащиеся 1-2 класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к 3 классу школьники в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов.
К 8-9 летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способностей к абстрагированию и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать.
Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3 класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность, наличие функциональных связей, часть и целое.
Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Но особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей.
В основном все эти понятия формируются у детей к 4 классу. Но есть дети, которые так и не овладели вполне этими операциями, и поэтому дальнейшее обучение будет даваться им с трудом. Так как учеба в старших классах предъявляет более высокие требования к развитию логического мышления, то учащие не овладевшие данными способностями, будут испытывать большие трудности.
Чтобы помочь младшим школьникам в формировании данных мыслительных способностей, необходимо планомерно и систематически развивать логическое мышление, используя различные задания и игры. Для этого и составлена данная программа.
Задачи:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
- развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
- развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);
- развитие рефлексии и произвольности;
Формы работы:
- групповые фронтальные занятия;
- психо -гимнастические упражнения;
- игры;
- тесты;
- анаграммы, ребусы и др.
Общие требования к организации занятий.
Количество занятий – 10
Количество человек в группе – 2-3.
Продолжительность занятия – 20-35 минут.
Ожидаемый результат:
- Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
- Формирование следующих качеств: произвольность, рефлексия, мышление понятиями.
- Формирование основных компонентов учебной деятельности.
Программа развития логического мышления
(За основу взята разработка поурочных занятий Л.Ф. Тихомировой
«Упражнения на каждый день»)
№ урока | Цель занятия | Методики и задания (№ занятия в сборнике) |
1 | Находить и выделять признаки предметов, развитие мысл. операций . Развитие речи | Признаки предметов, «состав чисел», «состав слов», время года по признакам, анаграмма. № 1,2 Люди. Части тела и лица. |
2 | Находить и выделять признаки предметов, слов, чисел. Распознать предмет по признакам. Развитие речи | Признаки предметов , чисел, слов; анаграмма; «зашифрованное слово». №3,4 Члены семьи, что делает семья вместе, занятия каждого члена семьи. |
3 | Находить и выделять признаки животных, слов, чисел, операции анализа и синтеза. Развитие речи | «Признаки», Логическая задача, «Эхо», «Зашифрованное слово» № 5,6 В целом понятие дома как здания и его частей, основных комнат. |
4 | Находить и выделять признаки животных, слов, чисел; мысл. операции Развитие речи | «Признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово». №7,8 Домашние вещи. |
5 | Находить и выделять признаки фигур, слов, чисел; развитие речи; мысл. операции. Развитие речи | «признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово», логическая задача. № 9,10 Кухня (посуда), |
6 | Находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез. Развитие речи | «Признаки», «загадки», «Найди существенное», «Анаграмма», логическая задача. №11,12 Ванная, туалет Туалетные принадлежности. |
7 | Развитие речи, находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез Развитие речи | «Признаки», «загадки», «Найди существенное», «эхо», логическая задача, зашифрованное слово №13,14 Спальня, гостиная, детская. |
8 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, анализ, синтез. Развитие речи | «загадки», «Найди существенное», «слова», логическая задача, «эхо» №15,16 Мебель. |
9 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика. Развитие речи | «загадки», «Найди существенное», «зашифрованные слова», логическая задача, «эхо», «сравнение» №17,18 Класс, учебные вещи. |
10 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика. Развитие речи | «Слово», логическая задача, «Загадки», «Сравнение» №19,20 Класс, уроки. |
11 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, логика Развитие речи | «Сравнение», «загадки», «Занимательная лесенка», «Анаграмма», логическая задача. №21,22 Одежда. |
12 | Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, мысл. операции и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка», «Закономерности»,«Анаграмма», «Зашифрованное слово». №23,24 Обувь. |
13 | Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение, мысл. операции и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Змейка», «Закономерности», «Анаграмма», «Зашифрованное слово». №25,26. Игрушки. |
14 | Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение; мысл. операции и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «слова», «Закономерности», «Зашифрованное слово», «Ом- монимы», «Лог. задача» №27,28. Спортивные вещи. |
15 | Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и умение слушать. Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «зашифрованное слово», «Закономерности», «Змейка», «Лог. задача» №29,30. Продукты. |
16 | Сравнение вр.года, чисел, предметов; логика, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Закономерности», «Змейка», «Лог. задача», числовые ряды. №31,32 |
17 | Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Закономерности», «Зашифрованное слово», «Слова», «Лог. задача» №33,34 Фрукты и ягоды. |
18 | Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции Развитие речи. | «Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка», «Слова», «Лог. задача», числовые ряды. №35,36 Овощи. |
19 | Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и умение слушать. Развитие речи | «Загадки», «Сравнение»,», «Слова», «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово» №37,38 Поликлиника, повторение частей тела. |
20 | Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и умение слушать Развитие речи | «Загадки», «Сравнение»,», «Слова», «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово» №39,40 Прогулка по городу, части города и др. |
21 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение»,», «Классификация», «Лог. задача», «Занимательная лесенка», «Змейка» №41,42 Парк. |
22 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Анаграмма», закономерности. №43,44 Транспорт. |
23 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Сравнение», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Змейка», закономерности, «Ребус». №45,46 Животные. |
24 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадки», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Закономерности», «Слова». №47,48 Птицы. |
25 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Сравнение», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Змейка», «Анаграмма». №49,50 Насекомые. |
26 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, анализ и синтез. Развивать речь и мышление. | «Загадки», «Классификация», «Сравнение», «Закономерности», числовой ряд, «Слова», «Оммонимы», «Лог. задача» №51,52 Рыбы. |
27 | Узнавать предметы по признакам, классификация, сравнение, обобщение, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Обобщение», «Классификация», «Лог. задача», «Числовой ряд», «Слова», «Занимательная модель». №53,54 Времена года, основные природные явления. |
28 | Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Обобщение», «Классификация», «Лог. задача», «Что лишнее», «Слова» «Зашифрованное слово». №55,56 Время суток, месяцы, дни недели. |
29 | Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Обобщение», «Классификация», «Лог. задача», «Что лишнее», «Слова» «Зашифрованное слово». №57,58 Цвета. Основные растения (дерево, трава, цветы и.д.) |
30 | Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез Развитие речи | «Загадка», «Обобщение», «Классификация», «Лог. задача», «Что лишнее?», «Анаграмма» «Слова». №59,60 Основные геометрические фигуры и понятия (больше – меньше и т.д.) |
Используемая литература:
- Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
- Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
- И. Архипова «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
- И.М. Гилевич, А,Г. Зикеев, К.Г. Коровин «Картинный словарь русского языка»
- И. Попова «Времена года»
- Т.А. Руденко «Большая энциклопедия животных».
- Альбом «Размеры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи
Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи (2 год обучения,1 период)...
Личностно-ориентированный подход к развитию детей с общим недоразвитием речи при работе с помощью мнемотаблиц
Одной из важнейших проблем в логопедической практике является формирование связной речи у детей с ОНР. Для работы в этом направлении был составлен перспективный план, в который было включено нес...
Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».
в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....