Развитие логического мышления и общего недоразвития речи
методическая разработка по психологии по теме

Щукина Анна Александровна

Развитие логического мышления  и общего недоразвития речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_myshleniyu_i_rechi.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Заокская начальная общеобразовательная школа»

          Утверждаю                                                                                       Принято решением

           Директор школы ____________                                           педагогического совета

                                                                                              (пр. №   от                      г.)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

Развитие логического мышления  и общего недоразвития речи

Программа

индивидуальных и групповых занятий

с учащимися 3-4 классов

Составитель:

педагог-психолог Щукина А. А.

2010-2011

Учебный год

Пояснительная записка

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции как мышление, восприятие, память.

Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо его научить дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показывать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Если учащиеся 1-2 класса отмечают  наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к 3 классу школьники в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов.

К 8-9 летнему возрасту у  ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана  с определенным уровнем развития способностей к абстрагированию и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием  является умение им оперировать.

Третьеклассники  должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3 класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность, наличие функциональных связей, часть и целое.

Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение.  Но особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей.

В основном все эти понятия формируются у детей к 4 классу. Но есть дети, которые так и не овладели вполне этими операциями,  и поэтому дальнейшее обучение будет даваться им с трудом. Так как учеба в старших классах предъявляет более высокие требования к развитию логического мышления, то учащие не овладевшие данными способностями, будут испытывать большие трудности.

Чтобы помочь младшим школьникам в формировании данных мыслительных способностей, необходимо планомерно и систематически развивать логическое мышление, используя различные задания и игры. Для этого и составлена данная программа.

Задачи:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
  • развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
  • развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);
  • развитие рефлексии и произвольности;

Формы работы:

  • групповые фронтальные занятия;
  • психо -гимнастические упражнения;
  • игры;
  • тесты;
  • анаграммы, ребусы и др.

Общие требования к организации занятий.

Количество занятий – 10

Количество человек в группе – 2-3.

Продолжительность занятия – 20-35 минут.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
  2. Формирование  следующих качеств: произвольность, рефлексия, мышление понятиями.
  3. Формирование основных компонентов учебной деятельности.

Программа  развития  логического мышления

(За основу взята  разработка поурочных занятий Л.Ф. Тихомировой

«Упражнения на каждый день»)

№ урока

Цель занятия

Методики и задания  (№ занятия в сборнике)

1

Находить и выделять признаки предметов,  развитие мысл. операций .

Развитие речи

Признаки предметов, «состав чисел», «состав слов», время года по признакам, анаграмма.

 № 1,2

Люди.  Части тела и лица.

2

Находить и выделять признаки предметов, слов, чисел. Распознать предмет по признакам.

Развитие речи

Признаки предметов , чисел, слов; анаграмма; «зашифрованное слово».

№3,4 

Члены семьи, что делает семья вместе, занятия каждого члена семьи.

3

Находить и выделять признаки животных, слов, чисел, операции анализа и синтеза.

Развитие речи

«Признаки», Логическая задача, «Эхо»,  «Зашифрованное слово» № 5,6

В целом понятие дома как здания и его частей, основных комнат.

4

Находить и выделять признаки животных, слов, чисел; мысл. операции


Развитие речи

«Признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово».

№7,8 

Домашние вещи.

5

Находить и выделять признаки фигур, слов, чисел; развитие речи; мысл. операции.

Развитие речи

«признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово», логическая задача.

№ 9,10

Кухня (посуда),

6

Находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез.

Развитие речи

«Признаки», «загадки», «Найди существенное», «Анаграмма», логическая задача.

№11,12 

Ванная, туалет Туалетные принадлежности.

7

Развитие речи, находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез

Развитие речи

«Признаки», «загадки», «Найди существенное», «эхо», логическая задача, зашифрованное слово

№13,14

Спальня, гостиная,  детская.

8

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, анализ, синтез.

Развитие речи

 «загадки», «Найди существенное», «слова», логическая задача, «эхо»

№15,16 

Мебель.

9

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика.

Развитие речи

«загадки», «Найди существенное», «зашифрованные слова», логическая задача, «эхо»,

«сравнение»

№17,18

Класс, учебные вещи.

10

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика.

Развитие речи

«Слово»,  логическая задача, «Загадки», «Сравнение»

№19,20 

Класс, уроки.

11

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, логика

Развитие речи

«Сравнение», «загадки», «Занимательная лесенка», «Анаграмма», логическая задача.

№21,22

Одежда.

12

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, мысл. операции и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка»,

«Закономерности»,«Анаграмма», «Зашифрованное слово».

№23,24

Обувь.

13

Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение, мысл. операции и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «Змейка», «Закономерности», «Анаграмма», «Зашифрованное слово».

№25,26. 

Игрушки.

14

Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение; мысл. операции и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «слова», «Закономерности»,  «Зашифрованное слово», «Ом-

монимы», «Лог. задача»

№27,28. 

Спортивные вещи.

15

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать.

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «зашифрованное слово», «Закономерности»,  «Змейка»,  «Лог. задача»

№29,30.

Продукты.

16

Сравнение вр.года, чисел, предметов; логика, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «Закономерности»,  «Змейка»,  «Лог. задача», числовые ряды.

№31,32

17

Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение», «Закономерности», «Зашифрованное слово»,  «Слова»,  «Лог. задача»

№33,34 

Фрукты и ягоды.

18

Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции

Развитие речи.

«Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды.

№35,36

Овощи.

19

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать.

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово»

№37,38

Поликлиника, повторение частей тела.

20

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово»

№39,40

Прогулка по городу, части города и др.

21

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Занимательная лесенка»,  «Змейка»

№41,42

Парк.

22

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Анаграмма», закономерности.

№43,44

 Транспорт.

23

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Змейка», закономерности, «Ребус».

№45,46

Животные.

24

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадки»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Закономерности», «Слова».

№47,48

Птицы.

25

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Змейка», «Анаграмма».

№49,50

Насекомые.

26

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, анализ и синтез. Развивать речь и мышление.

«Загадки», «Классификация»,   «Сравнение»,  «Закономерности», числовой ряд,  «Слова», «Оммонимы», «Лог. задача»

№51,52

Рыбы.

27

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, обобщение, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Слова», «Занимательная модель».

№53,54

Времена года, основные природные явления.

28

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее»,  «Слова» «Зашифрованное слово».

№55,56 

Время суток, месяцы, дни недели.

29

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее»,  «Слова» «Зашифрованное слово».

№57,58

Цвета. Основные растения (дерево, трава, цветы и.д.)

30

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

Развитие речи

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее?»,  «Анаграмма» «Слова».

№59,60

Основные геометрические фигуры и понятия (больше – меньше и т.д.)

Используемая литература:

  1. Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
  2. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
  3. И. Архипова  «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
  4. И.М. Гилевич, А,Г. Зикеев, К.Г. Коровин «Картинный словарь русского языка»
  5. И. Попова «Времена года»
  6. Т.А. Руденко «Большая энциклопедия животных».
  7. Альбом   «Размеры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи

Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи (2 год обучения,1 период)...

Личностно-ориентированный подход к развитию детей с общим недоразвитием речи при работе с помощью мнемотаблиц

Одной из важнейших проблем в логопедической практике является формирование связной речи у детей с ОНР.  Для работы в этом направлении был составлен перспективный план, в который было включено нес...

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....