Программа "Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста"
рабочая программа по психологии по теме
Представлена программа по организации работы с допризывной молодежью (14-18 лет) в МБОУ "СОШ№29".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.odt | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Принята на заседании Директор МБОУ СОШ №29
педагогического совета МБОУ СОШ №29 _________Т.В.Бачинина
протокол №______ от ___________________
______________________________
ПРОГРАММА
«Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста»
Составители:
педагог - психолог Л.Р. Смирнова
преподаватель - организатор
ОБЖ Шабалина Е.В.
Нижневартовск 2012
1. Паспорт программы «Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста МБОУ СОШ №29»
Наименование программы | «Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста МБОУ СОШ №29» |
Основание для разработки программы | - Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 22 апреля 2009 г. - Школьная программа по допризывной подготовке «Служу Отчизне я!» |
Дата утверждения программы | Методический совет МБОУ СОШ №29 Протокол № _______ от ____________________ г. |
Основной разработчик программы | Смирнова Л.Р.- педагог - психолог Шабалина Е.В. - преподаватель-организатор ОБЖ |
Цель программы | Психолого-профессиональная подготовка молодежи допризывного возраста к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации |
Основные задачи программы |
|
6. Формирование эмоционально-волевой устойчивости, |
активной социально значимой позиции. 7. Улучшение психологического здоровья молодежи допризывного возраста. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - повышение уровня знаний молодежи допризывного возраста в вопросах адаптации, межличностного общения, формирования эмоционально-волевой устойчивости; - составление индивидуальных карточек допризывников предусматривающих учёт физического и морально-психологического состояния совместно с учителем допризывной подготовки. - личностное и профессиональное самоопределение личности подростка как гражданина-патриота России. Приобщение его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление и оценка. |
Перспективы | Предполагается: создать электронный паспорт допризывника, предусматривающий учёт физического и морально-психологического состояния |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В условиях сложного и противоречивого процесса преобразования российской государственности, перехода к новым экономическим и социальным отношениям, как показывает практика, резко меняются сложившиеся годами ценности и традиции общества и его Вооруженных Сил. Наряду с отдельными положительными результатами в социально-экономической и духовной сфере жизнедеятельности российского народа, допризывной и армейской молодежи наблюдается устойчиво прогрессирующая тенденция к ухудшению материального положения и снижению престижа военной службы. Как свидетельствуют результаты проведенных исследований, именно из этой многочисленной части населения призываются на военную службу молодые люди, для которых характерны ярко выраженные тенденции социальных и психолого-педагогических характеристик допризывной молодежи, увлечения и усложнения различных отклонений в поведении.
Тем не менее, качество пополнения молодежи, вступающего в ряды Вооруженных Сил, по многим параметрам не отвечает предъявляемым требованиям. Так. в сознании части молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе, не улучшаются показатели состояния здоровья юношей допризывного возраста. В настоящее время 70 процентов подростков в возрасте от 10 до 17 лет страдают хронической патологией, большинство из них имеют 2 и более заболевания, а также 2-3 функциональных расстройства. Результатом данных тенденций является тот факт, что количество молодых солдат, имеющих трудности в психологической и физической адаптации к военной службе, не уменьшается.
Деятельность по изучению личности допризывников должна осуществляться с участием педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, учителей физической культуры и здоровья.
Одним из приоритетных вопросов военно-патриотического воспитания молодежи является организация допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следовательно, в подготовке подростков к защите Отечества основной акцент делается на формирование будущих жизненных устремлений подростка.
Учитывая сказанное, делаем вывод, что целью подготовки подростков становится самоопределение личности как гражданина-патриота России, приобщение его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление, оценка и формирование активной социально значимой позиции.
К нерешенным проблемам в вопросах организации и ведения подготовки учащихся к военной службе необходимо отнести:
1. психологическую неустойчивость эмоционально-волевой сферы, трудности межличностного взаимодействия молодежи допризывного возраста;
2. низкий уровень гражданской активности среди молодежи;
3. большой удельный вес заболеваемости и хронических патологий среди
молодежи допризывного возраста.
В настоящее время необходимо использовать программно-целевой метод, направленный на улучшение допризывной подготовки молодежи.
3. Цель, задачи и сроки реализации программы.
3.1. Цель и задачи программы
Основной целью реализации программы является психологическая подготовка молодежи допризывного возраста к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Достижение указанной цели планируется осуществлять в ходе реализации основных задач программы:
- Изучение личности допризывников.
- Формирование личностных и профессиональных качеств, необходимых для службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
- Самоопределение личности подростка как гражданина-патриота России. Приобщение его к основным: ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление и оценка.
- Диагностика профпригодности допризывников.
- Повышение мотивации на прохождение военной службы.
- Формирование эмоционально-волевой устойчивости,
будущих жизненных устремлений подростка и активной социально значимой позиции.
4. Система программных мероприятий
Таблица 1
№ | Наименование мероприятий | Срок реализации | Ожидаемый результат | |||
1. Психолого-педагогическое диагностирование | ||||||
1.1 | Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе) | Сентябрь | -социометрия Дж.Морено | |||
1.2 | Тестирование по профессионально-психологическому отбору -ВВП -КОС (коммуникативные и организаторские способности) | Октябрь | -выявить коммуникативные и организаторские способности; -выявить личностные особенности подростков | |||
1.3 | Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Нравственные отношения» | Октябрь | -заполнение блока «Нравственные отношения» | |||
1.4 | Диагностика учащихся 9-10 классов -уровень профессионального самоопределения | Октябрь | -выявить типы профессиональной деятельности (по методике А.Е. Голомшток) -определить склонности подростка | |||
1.5 | Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Эстетические отношения» | Ноябрь | -заполнение блока «Эстетические отношения» в карте допризывника | |||
1.6 | Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Уровень сформированности гражданственности у допризывника» | Декабрь | -заполнение блока «Уровень сформированности гражданственности у допризывника» | |||
1.7 | Диагностика учащихся 10-11 классов «Особенности психофизического развития» | Январь | -заполнение блока «Особенности психофизического развития» | |||
1.8 | Диагностика умственных способностей «ШТУР» | Март | -заполнение блока «Результаты ШТУР» по всем показателям | |||
1.9 | ДДО Е.А. Климова | Март | -выявить типы профессий | |||
1.10 | Определение типа личности (Айзенк) | Март | -определить тип личности (темперамент) | |||
2. Улучшение психологического здоровья подростков допризывного возраста | ||||||
2.1 | Оказание психологической помощи молодым гражданам при постановке на воинский учет и призыве на военную службу | В течение года | -повышение у молодежи допризывного возраста уровня знаний в вопросах адаптации, межличностного общения,формирования эмоционально-волевой устойчивости | |||
2.2 | Тренинг по экстремальной психологии | Ноябрь | -формирование самообладания и умения сохранять психологическую устойчивость в экстремальных условиях служебной деятельности | |||
2.3 | Дискуссионный совет по теме «Как гражданин хочу быть в курсе | Март | -обсуждение правового аспекта | |||
3. Повышение качества знаний и навыков, необходимых для службы в Вооруженных силах РФ | ||||||
3.1 | Психология личности. Основы психологии коллектива | Октябрь | -расширить знания подростка о психологии личности, психологии коллектива | |||
3.2 | Понятие группы. Психология толпы | Ноябрь | -выявить закономерности формирования личности, воздействия на психологию человека различных групп | |||
3.3 | Психология профессионального общения. Понятие общения. Основные функции и методы общения. | Декабрь | -познакомить с функциями и основными средствами общения | |||
3.4 | Конфликты и конфликтные ситуации. Классификация и типы конфликтов, способы их разрешения | Январь | -познакомить с понятием «конфликт» и научить способам выхода из конфликтных ситуаций | |||
3.5 | Служебный этикет и такт.
| Февраль | - сформировать понятие «служебный этикет» - научить выстраивать взаимоотношения с товарищами и сверстниками | |||
3.6 | Беседа «Есть такая профессия – Родину защищать» | Март | -формирование будущих жизненных устремлений подростка к активной социально-значимой позиции |
4. Механизм реализации программы
Механизм выполнения поставленных в программе задач и решения существующих проблем основывается на целевых установках и заключается в реализации программных мероприятий.
Ответственным за реализацию программы является психологическая служба сопровождения МБОУ СОШ №29.
Исполнителями программы являются: педагоги -психологи
5. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы
Основными результатами программы должны стать
- повышение уровня знаний молодежи допризывного возраста в вопросах адаптации, межличностного общения, формирования эмоционально-волевой устойчивости;
- составление индивидуальных карточек допризывников предусматривающих учёт физического и морально-психологического состояния совместно с учителем допризывной подготовки.
- самоопределение личности подростка как гражданина-патриота России, Приобщение его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление и оценка.
Весь цикл мероприятий, предусмотренных программой, призван обеспечить комплексное решение задач по психологической подготовке подростков.
6. Основными направлениями деятельности психолога являются:
- психолого-педагогическая диагностика и консультирование;
-работа по самоопределению и профориентации подростков допризывников возраста;
-оказание психологической, социальной и правовой помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-обеспечение консультативной помощи подросткам и их родителям (законным представителям);
- коррекционно - развивающая работа с подростками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Бендюков, М.А. Твой компас на рынке труда [текст] \ М.А. Бендюков - СПб, 2002г.
- Грецов , А. Г. Тренинг общения для подростков [текст] \ А.Г. Грецов. - СПб: Питер, 2006г.
- Селевко Г.К. Методика изучения курса «Найди свой путь»: технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки [текст] / Г.К. Селевко, О.Ю.Соловьева; под ред. проф. Г.К. Селевко. - М.,2007. - с. 288: ил.
- Соловьева, О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь» [текст] / О.Ю.Соловьева; под ред. проф. Г.К. Селевко . - М.,2007. -с.136: ил.
- Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг для подростков [текст] \ Г.У. Солдатова. - М., 2003г.
- Шмидт, В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс [текст] \ уч. Пособие для учителей. -М., 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация подростков
Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов играет огромную роль в формировании выбора и отношения к будущей профессии. Л.С. Выготский выделял в рамках культурно- исторической ко...
Профессиональная ориентация подростков
Отличительной чертой Программы является комплексный подход к профориентационной работе с подростками, который выражается в сочетании психодиагностической работы, групповых и индивидуальных занятий, эк...
Родительское собрание "Профессиональная ориентация подростков"
Беседа с родителяим о профессиональном самооопределениии детей...
Применение стрелкового тренажёра СКАТТ в подготовке полиатлонистов и юношей допризывного возраста
В статье описаны возможности стрелкового тренажёра СКАТТ...
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста «Допризывник»
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста...
Методика проведения занятий по огневой подготовке с обучаемыми допризывного возраста из пневматического оружия
I. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке:II. Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества....
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста "Допризывник"
В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы – проблема вое...