Программа "Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста"
рабочая программа по психологии по теме

 Смирнова Лариса Ришатовна

Представлена программа по организации работы с допризывной молодежью (14-18 лет) в МБОУ "СОШ№29".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.odt33.22 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»

                                                                                                                     

          СОГЛАСОВАНО                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Принята на заседании                                                            Директор МБОУ СОШ №29

 педагогического совета МБОУ СОШ №29                                _________Т.В.Бачинина

протокол №______    от  ___________________

                           ______________________________

ПРОГРАММА

 «Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста»

   Составители:

                                                                                      педагог - психолог Л.Р. Смирнова

                                                                                     преподаватель - организатор

                                                                                     ОБЖ  Шабалина Е.В.        

Нижневартовск 2012

1. Паспорт программы «Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста МБОУ СОШ №29»

Наименование программы

«Психолого-профессиональная    ориентация    подростков допризывного возраста МБОУ СОШ №29»

Основание для

разработки

программы

-        Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 22 апреля 2009 г.

-        Школьная программа по допризывной подготовке «Служу Отчизне я!»

Дата утверждения программы

Методический совет МБОУ СОШ №29

Протокол № _______   от   ____________________   г.

Основной разработчик программы

Смирнова Л.Р.- педагог - психолог

Шабалина Е.В. - преподаватель-организатор ОБЖ

Цель программы

Психолого-профессиональная подготовка молодежи допризывного возраста к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Основные задачи

программы

  1. Изучение личности допризывников.

  1. Формирование личностных и профессиональных
    качеств, необходимых для службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

  1. Самоопределение личности подростка как
    гражданина-патриота России. Приобщение его к
    основным ценностям, нормам, традициям,
    сложившимся в важнейших сферах жизни общества,
    их осмысление и оценка.

  1. Диагностика профпригодности  допризывников.

  1. Повышение мотивации на прохождение военной
    службы

6.        Формирование эмоционально-волевой устойчивости,
будущих жизненных устремлений подростка и

активной социально значимой позиции.

7. Улучшение психологического здоровья молодежи допризывного возраста.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

-        повышение   уровня   знаний   молодежи   допризывного возраста в вопросах адаптации, межличностного общения, формирования      эмоционально-волевой      устойчивости;

-        составление индивидуальных    карточек допризывников предусматривающих    учёт    физического    и    морально-психологического    состояния    совместно    с    учителем допризывной подготовки.

-        личностное и профессиональное самоопределение личности подростка как гражданина-патриота России. Приобщение его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших  сферах  жизни  общества,  их  осмысление  и оценка.

Перспективы

Предполагается:

создать      электронный      паспорт      допризывника, предусматривающий    учёт    физического    и    морально-психологического состояния

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

В условиях сложного и противоречивого процесса преобразования российской государственности, перехода к новым экономическим и социальным отношениям, как показывает практика, резко меняются сложившиеся годами ценности и традиции общества и его Вооруженных Сил. Наряду с отдельными положительными результатами в социально-экономической и духовной сфере жизнедеятельности российского народа, допризывной и армейской молодежи наблюдается устойчиво прогрессирующая тенденция к ухудшению материального положения и снижению престижа военной службы. Как свидетельствуют результаты проведенных исследований, именно из этой многочисленной части населения призываются на военную службу молодые люди, для которых характерны ярко выраженные тенденции социальных и психолого-педагогических характеристик допризывной молодежи, увлечения и усложнения различных отклонений в поведении.

Тем не менее, качество пополнения молодежи, вступающего в ряды Вооруженных Сил, по многим параметрам не отвечает предъявляемым требованиям. Так. в сознании части молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе, не улучшаются показатели состояния здоровья юношей допризывного возраста. В настоящее время 70 процентов подростков в возрасте от 10 до 17 лет страдают хронической патологией, большинство из них имеют 2 и более заболевания, а также 2-3 функциональных расстройства. Результатом данных тенденций является тот факт, что количество молодых солдат, имеющих трудности в психологической и физической адаптации к военной службе, не уменьшается.

Деятельность по изучению личности допризывников должна осуществляться с участием педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, учителей физической культуры и здоровья.

Одним из приоритетных вопросов военно-патриотического воспитания молодежи является организация допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следовательно, в подготовке подростков к защите Отечества основной акцент делается на формирование будущих жизненных устремлений подростка.

Учитывая сказанное, делаем вывод, что целью подготовки подростков становится самоопределение личности как гражданина-патриота России, приобщение его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление, оценка и формирование активной социально значимой позиции.

К нерешенным проблемам в вопросах организации и ведения подготовки учащихся к военной службе необходимо отнести:

1. психологическую неустойчивость эмоционально-волевой сферы, трудности межличностного взаимодействия молодежи допризывного возраста;

2.        низкий уровень гражданской активности среди молодежи;

3.        большой удельный вес заболеваемости и хронических патологий среди
молодежи допризывного возраста.

В настоящее время необходимо использовать программно-целевой метод, направленный на улучшение допризывной подготовки молодежи.

3. Цель, задачи и сроки реализации программы.

3.1. Цель и задачи программы

Основной целью реализации программы является психологическая подготовка молодежи допризывного возраста к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    Достижение  указанной  цели  планируется  осуществлять  в  ходе  реализации основных задач программы:

  1. Изучение личности допризывников.
  2. Формирование личностных и профессиональных качеств, необходимых для службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
  3. Самоопределение личности подростка как гражданина-патриота России. Приобщение его к основным: ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление и оценка.
  4. Диагностика профпригодности допризывников.
  5. Повышение мотивации на прохождение военной службы.
  6. Формирование эмоционально-волевой устойчивости,

будущих жизненных устремлений подростка и активной социально значимой позиции.

4. Система программных  мероприятий

 Таблица 1

Наименование мероприятий

Срок реализации

Ожидаемый результат

1. Психолого-педагогическое диагностирование

1.1

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку Социальные отношения («Я» и коллектив, «Я» в коллективе)

Сентябрь

-социометрия Дж.Морено

1.2

Тестирование по профессионально-психологическому отбору

-ВВП

-КОС (коммуникативные и организаторские способности)

Октябрь

-выявить коммуникативные и организаторские способности;

-выявить личностные особенности подростков

1.3

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Нравственные отношения»

Октябрь

-заполнение блока «Нравственные отношения»

1.4

Диагностика учащихся 9-10 классов

-уровень профессионального самоопределения

Октябрь

-выявить типы профессиональной деятельности  (по методике А.Е. Голомшток)

-определить склонности подростка

1.5

Диагностика учащихся 10-11 классов по блоку «Эстетические отношения»

Ноябрь

-заполнение блока «Эстетические отношения» в карте допризывника

1.6

Диагностика учащихся 10-11 классов  по блоку «Уровень сформированности гражданственности у допризывника»

Декабрь

-заполнение блока «Уровень сформированности гражданственности у допризывника»

1.7

Диагностика учащихся 10-11 классов «Особенности психофизического развития»

Январь

-заполнение блока «Особенности психофизического развития»

1.8

Диагностика умственных способностей «ШТУР»

Март

-заполнение блока «Результаты ШТУР» по всем показателям

1.9

ДДО Е.А. Климова

Март

-выявить типы профессий

1.10

Определение типа личности (Айзенк)

Март

-определить тип личности (темперамент)

2. Улучшение психологического здоровья

подростков  допризывного возраста

2.1

Оказание психологической помощи молодым гражданам при постановке на воинский учет и призыве на военную службу

В течение года

-повышение у молодежи допризывного возраста уровня знаний в вопросах адаптации, межличностного общения,формирования эмоционально-волевой устойчивости

2.2

Тренинг по экстремальной психологии

Ноябрь

-формирование самообладания и умения сохранять психологическую устойчивость в экстремальных условиях служебной деятельности

2.3

Дискуссионный совет по теме «Как гражданин хочу быть в курсе

Март

-обсуждение правового аспекта

3. Повышение качества знаний и навыков, необходимых

для службы в Вооруженных силах РФ

3.1

Психология личности. Основы психологии коллектива

Октябрь

-расширить знания подростка о психологии личности, психологии коллектива

3.2

Понятие группы. Психология толпы

Ноябрь

-выявить закономерности формирования личности, воздействия на психологию человека различных групп

3.3

Психология профессионального общения. Понятие общения. Основные функции и методы общения.

Декабрь

-познакомить с функциями и основными средствами общения

3.4

Конфликты и конфликтные ситуации. Классификация и типы конфликтов, способы их разрешения

Январь

-познакомить с понятием «конфликт» и научить способам выхода из конфликтных ситуаций

3.5

Служебный этикет и такт.

  1. Понятие и принципы служебного этикета
  2. Правила взаимоотношений начальника и подчиненного.
  3. Правила взаимоотношений с товарищами по службе
  4. Речь как важный элемент профессии

Февраль

- сформировать понятие «служебный этикет»

- научить выстраивать взаимоотношения с товарищами и сверстниками

3.6

Беседа  «Есть такая профессия – Родину защищать»

Март

-формирование будущих жизненных устремлений подростка к активной социально-значимой позиции

4. Механизм реализации программы

Механизм выполнения поставленных в программе задач и решения существующих проблем основывается на целевых установках и заключается в реализации программных мероприятий.

Ответственным за реализацию программы является психологическая служба сопровождения МБОУ СОШ №29.

Исполнителями программы являются: педагоги -психологи

5. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы

Основными        результатами        программы        должны        стать

- повышение уровня знаний молодежи допризывного возраста в вопросах адаптации, межличностного общения, формирования эмоционально-волевой устойчивости;

  • составление индивидуальных карточек допризывников предусматривающих учёт физического и морально-психологического состояния совместно с учителем допризывной подготовки.
  • самоопределение личности подростка как гражданина-патриота России, Приобщение его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейших сферах жизни общества, их осмысление и оценка.

Весь цикл мероприятий, предусмотренных программой, призван обеспечить комплексное    решение    задач    по    психологической    подготовке    подростков.

6. Основными направлениями деятельности психолога являются:

- психолого-педагогическая диагностика и консультирование;

-работа по самоопределению и профориентации подростков допризывников возраста;

-оказание психологической, социальной и правовой помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

-обеспечение консультативной помощи подросткам и их родителям (законным представителям);

- коррекционно - развивающая работа с подростками.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бендюков, М.А. Твой компас на рынке труда [текст] \ М.А. Бендюков - СПб, 2002г.
  2. Грецов , А. Г. Тренинг общения для подростков [текст] \ А.Г. Грецов. - СПб: Питер, 2006г.
  3. Селевко Г.К. Методика изучения курса «Найди свой путь»: технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки [текст] / Г.К. Селевко, О.Ю.Соловьева; под ред. проф. Г.К. Селевко. - М.,2007. - с. 288: ил.
  4. Соловьева, О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь» [текст] / О.Ю.Соловьева; под ред. проф. Г.К. Селевко . - М.,2007. -с.136: ил.
  5. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг для подростков [текст] \ Г.У. Солдатова. - М., 2003г.
  6. Шмидт, В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс [текст] \ уч. Пособие для учителей. -М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация подростков

Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов играет огромную роль в формировании выбора и отношения к будущей профессии. Л.С. Выготский выделял в рамках  культурно- исторической ко...

Профессиональная ориентация подростков

Отличительной чертой Программы является комплексный подход к профориентационной работе с подростками, который выражается в сочетании психодиагностической работы, групповых и индивидуальных занятий, эк...

Родительское собрание "Профессиональная ориентация подростков"

Беседа с родителяим  о профессиональном самооопределениии детей...

Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста «Допризывник»

Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста...

Методика проведения занятий по огневой подготовке с обучаемыми допризывного возраста из пневматического оружия

I. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке:II. Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества....

Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста "Допризывник"

В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы – проблема вое...