Профессиональная ориентация подростков
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

 

Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов играет огромную роль в формировании выбора и отношения к будущей профессии. Л.С. Выготский выделял в рамках  культурно- исторической концепции начало школьного обучения качественно новым этапом развития человека, как биологического организма и психологически зрелой личности. Завершение же школьного обучения сочетает в себе не только вступление в принципиально новую стадию взросления, но и шаг в активную социальную жизнь. Кризисным моментом данного периода, по мнению, К.Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. У ребенка «пошатывается» собственное «Я», что приводит к снижению самооценки, страхам и волнениям, концентрирующимся вокруг размышлений о смысле собственной жизни, встает насущный вопрос – вопрос самоопределения. Ребенку требуется помощь в поиске возможностей, подготовке к осознанию профессии, его потребностей и склонностей. Ему необходимо «подставить» плечо для поддержки и утверждения собственного «Я - целостности».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В помощь выпускнику31 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов играет огромную роль в формировании выбора и отношения к будущей профессии. Л.С. Выготский выделял в рамках  культурно- исторической концепции начало школьного обучения качественно новым этапом развития человека, как биологического организма и психологически зрелой личности. Завершение же школьного обучения сочетает в себе не только вступление в принципиально новую стадию взросления, но и шаг в активную социальную жизнь. Кризисным моментом данного периода, по мнению, К.Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. У ребенка «пошатывается» собственное «Я», что приводит к снижению самооценки, страхам и волнениям, концентрирующимся вокруг размышлений о смысле собственной жизни, встает насущный вопрос – вопрос самоопределения. Ребенку требуется помощь в поиске возможностей, подготовке к осознанию профессии, его потребностей и склонностей. Ему необходимо «подставить» плечо для поддержки и утверждения собственного «Я - целостности». Поэтому моя работа по профориентации основана на следующих принципах:

  1. Так как ребенок к 9 классу уже созрел к тому, чтобы познать самого себя, то необходимо в него эти знания заложить.
  2. Научить ребенка адекватно оценивать себя и уметь соотносить сои особенности с требованиями профессии и рынка труда. Выявленные особенности использовать себе во благо, активно расширять свой потенциал и возможности.
  3. Научить применять полученные знания о себе в жизни при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Обрести инструментарий в общении, в жизни (интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный и т.д.).
  4. При работе обязательно мною учитывается принцип комфортности для достижения наибольшей эффективности и психологической безопасности занятий.
  5. Обязательно учитывается и логичность в изучении материала. После изучения какого-либо психического процесса, обязательно проводится диагностическая методика и ребенок имеет возможность выявить собственные особенности.
  6. Обязательна в моей работе и последовательность блоков изучаемого материала.

Основные формы работы при прохождении данного курса это лекции, беседы, дискуссии профориентационные игры. Так как сохранение «Я-целостности» учащихся строится на конкретных знаниях о себе, то поэтому разработаны 4 блока. В этих блоках учащиеся как бы поднимаются по лестнице – лестнице своего профессионального успеха.

I БЛОК. Обсуждение тем, связанных с выбором профессии.

Цель: научить учащихся самостоятельно делать выбор, знать потребности проф.рынка и учитывать их при выборе профессии, иметь только свою точку зрения при построении образовательного маршрута

II БЛОК. Предусматривает изучение учениками своих особенностей: памяти, внимания, особенностей Н.С. и т.д с помощью психодиагностики.

Цель: Научить ребенка полученную информацию о себе использовать во благо и не драматизировать при  несоответствии реального  и желаемого результатов.

III БЛОК. «Мир профессий».

Цель: ознакомление учащихся  с огромным миром профессий, проигрывание ситуаций проф.характера.

Включает в себя:

1.Академическую часть. Анализ литературы с описанием профессий,  изучение потребности в специалистах в стране, векторы развития легко промышленности, заводов, появление новых профессий, обращение внимание ребят на смежные профессии, изучаем требования профессии и мед.противопоказания.

2. Практическая часть. Практикумы в общении при собеседовании при приеме на работу, как найти хорошую работу и т.д. Каждый учащийся может не только поучаствовать в упражнении, но и увидеть ситуацию со стороны, Составление профессиограммы к предпочитаемым профессиям

IV БЛОК. Учебные заведения нашего города.

Цель:познакомить с образовательными учрежедниями среднего и высшего звена. Подробно останавливаемся на сроках подготовительных курсов, необходимых документах и экзаменах  при поступлении. Знакомлю ребят с дополнительными услугами учебного заведения (кружках, курсах и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация подростков

Отличительной чертой Программы является комплексный подход к профориентационной работе с подростками, который выражается в сочетании психодиагностической работы, групповых и индивидуальных занятий, эк...

Родительское собрание "Профессиональная ориентация подростков"

Беседа с родителяим  о профессиональном самооопределениии детей...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков

Система профориентации школьников - это организованная,управляемая деятельность различных государственных и общест­венных организаций, предприятий учреждений и школы, а такжесемьи, направленная на сов...

Программа "Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста"

Представлена программа по организации работы с допризывной молодежью (14-18 лет) в МБОУ "СОШ№29"....

Родительское собрание "Роль семьи и школы в профессиональной ориентации подростка". презентация.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, что бы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для нег...

Развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга, как способ профессиональной ориентации подростков

Идея проекта – создание системы профессиональной ориентации подростков, через развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга...