Профессиональная ориентация подростков
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов играет огромную роль в формировании выбора и отношения к будущей профессии. Л.С. Выготский выделял в рамках культурно- исторической концепции начало школьного обучения качественно новым этапом развития человека, как биологического организма и психологически зрелой личности. Завершение же школьного обучения сочетает в себе не только вступление в принципиально новую стадию взросления, но и шаг в активную социальную жизнь. Кризисным моментом данного периода, по мнению, К.Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. У ребенка «пошатывается» собственное «Я», что приводит к снижению самооценки, страхам и волнениям, концентрирующимся вокруг размышлений о смысле собственной жизни, встает насущный вопрос – вопрос самоопределения. Ребенку требуется помощь в поиске возможностей, подготовке к осознанию профессии, его потребностей и склонностей. Ему необходимо «подставить» плечо для поддержки и утверждения собственного «Я - целостности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь выпускнику | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов играет огромную роль в формировании выбора и отношения к будущей профессии. Л.С. Выготский выделял в рамках культурно- исторической концепции начало школьного обучения качественно новым этапом развития человека, как биологического организма и психологически зрелой личности. Завершение же школьного обучения сочетает в себе не только вступление в принципиально новую стадию взросления, но и шаг в активную социальную жизнь. Кризисным моментом данного периода, по мнению, К.Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. У ребенка «пошатывается» собственное «Я», что приводит к снижению самооценки, страхам и волнениям, концентрирующимся вокруг размышлений о смысле собственной жизни, встает насущный вопрос – вопрос самоопределения. Ребенку требуется помощь в поиске возможностей, подготовке к осознанию профессии, его потребностей и склонностей. Ему необходимо «подставить» плечо для поддержки и утверждения собственного «Я - целостности». Поэтому моя работа по профориентации основана на следующих принципах:
- Так как ребенок к 9 классу уже созрел к тому, чтобы познать самого себя, то необходимо в него эти знания заложить.
- Научить ребенка адекватно оценивать себя и уметь соотносить сои особенности с требованиями профессии и рынка труда. Выявленные особенности использовать себе во благо, активно расширять свой потенциал и возможности.
- Научить применять полученные знания о себе в жизни при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Обрести инструментарий в общении, в жизни (интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный и т.д.).
- При работе обязательно мною учитывается принцип комфортности для достижения наибольшей эффективности и психологической безопасности занятий.
- Обязательно учитывается и логичность в изучении материала. После изучения какого-либо психического процесса, обязательно проводится диагностическая методика и ребенок имеет возможность выявить собственные особенности.
- Обязательна в моей работе и последовательность блоков изучаемого материала.
Основные формы работы при прохождении данного курса это лекции, беседы, дискуссии профориентационные игры. Так как сохранение «Я-целостности» учащихся строится на конкретных знаниях о себе, то поэтому разработаны 4 блока. В этих блоках учащиеся как бы поднимаются по лестнице – лестнице своего профессионального успеха.
I БЛОК. Обсуждение тем, связанных с выбором профессии.
Цель: научить учащихся самостоятельно делать выбор, знать потребности проф.рынка и учитывать их при выборе профессии, иметь только свою точку зрения при построении образовательного маршрута
II БЛОК. Предусматривает изучение учениками своих особенностей: памяти, внимания, особенностей Н.С. и т.д с помощью психодиагностики.
Цель: Научить ребенка полученную информацию о себе использовать во благо и не драматизировать при несоответствии реального и желаемого результатов.
III БЛОК. «Мир профессий».
Цель: ознакомление учащихся с огромным миром профессий, проигрывание ситуаций проф.характера.
Включает в себя:
1.Академическую часть. Анализ литературы с описанием профессий, изучение потребности в специалистах в стране, векторы развития легко промышленности, заводов, появление новых профессий, обращение внимание ребят на смежные профессии, изучаем требования профессии и мед.противопоказания.
2. Практическая часть. Практикумы в общении при собеседовании при приеме на работу, как найти хорошую работу и т.д. Каждый учащийся может не только поучаствовать в упражнении, но и увидеть ситуацию со стороны, Составление профессиограммы к предпочитаемым профессиям
IV БЛОК. Учебные заведения нашего города.
Цель:познакомить с образовательными учрежедниями среднего и высшего звена. Подробно останавливаемся на сроках подготовительных курсов, необходимых документах и экзаменах при поступлении. Знакомлю ребят с дополнительными услугами учебного заведения (кружках, курсах и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация подростков
Отличительной чертой Программы является комплексный подход к профориентационной работе с подростками, который выражается в сочетании психодиагностической работы, групповых и индивидуальных занятий, эк...
Родительское собрание "Профессиональная ориентация подростков"
Беседа с родителяим о профессиональном самооопределениии детей...
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков
Система профориентации школьников - это организованная,управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а такжесемьи, направленная на сов...
Программа "Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста"
Представлена программа по организации работы с допризывной молодежью (14-18 лет) в МБОУ "СОШ№29"....
Родительское собрание "Роль семьи и школы в профессиональной ориентации подростка". презентация.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, что бы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для нег...
Развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга, как способ профессиональной ориентации подростков
Идея проекта – создание системы профессиональной ориентации подростков, через развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга...