Презентация лекции: "Этапы формирования личности и жизненные кризисы. Теория личности Э. Эриксона"
презентация к уроку по психологии по теме
Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления. Не у всех и не сразу формируется свое Я, не все в равной мере умеют и хотят жить свободно, не сразу, не у всех и в разной мере формируется ответственность.
От ребенка, как от личности, мы ожидаем немногого, от взрослого - существенно больше. На разных возрастных этапах и в разных ситуациях у нас разные мерки, чтобы отвечать на вопрос, кто и в какой степени проявил себя как личность и состоялся как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы формирования личности и жизненные кризисы. Теория личности Э. Эриксона | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как происходит процесс развития? Развитие может происходить по обязательным ступеням, может быть задано только вершиной, а может иметь несколько различных вершин. При всем разнообразии взглядов большинство исследователей используют следующие парадигмы : лестница, соты, корона.
Пример короны: Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления. Не у всех и не сразу формируется свое Я, не все в равной мере умеют и хотят жить свободно, не сразу, не у всех и в разной мере формируется ответственность. От ребенка, как от личности, мы ожидаем немногого, от взрослого - существенно больше. На разных возрастных этапах и в разных ситуациях у нас разные мерки, чтобы отвечать на вопрос, кто и в какой степени проявил себя как личность и состоялся как личность.
Теория развития личности Эрика Эриксона Детство 1. Доверие и недоверие Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон , развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Достижение равновесия 2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения). Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон , у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность . Благоприятное разрешение этого конфликта - воля.
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. О чем-то похожем пишет и Карл Роджерс , когда уподобляет развитие личности развитию яблони из семечка, но в модели Эрика Эриксона зафиксированы обязательные для каждой личности этапы.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе - Предприимчивость и неадекватность). Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать.
4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности). Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой. В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Благоприятное разрешение этого конфликта - уверенность.
Кризис подросткового возраста 5. Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни.
Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток - это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность , очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Теория Эрика Эриксона Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. О чем-то похожем пишет и Карл Роджерс , когда уподобляет развитие личности развитию яблони из семечка, но в модели Эрика Эриксона зафиксированы обязательные для каждой личности этапы.
"Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе нужно!" В развитии человека восемь стадий По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап: Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием; Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением; Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью; Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности; Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей; Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством; Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя; Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"
Презентация является приложением к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....
презентация "Развитие твоческих способностей учащихся как средство формирования личности ребенка".
Презентация представляет собой дополнительный материал к докладу "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"....
ВЫСТУПЛЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ШКОЛЫ. Тема "Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона."
В красочной форме, просто и доступно рассмотрена эпигенетическая теория Э Эриксона....
Формирование личности на уроках литературы и внеклассных мероприятиях (презентация)
Классный руководитель и воспитательная система класса в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ "СОШ №34", г. Кемерово)
Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качес...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики
В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...