ВЫСТУПЛЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ШКОЛЫ. Тема "Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона."
презентация к уроку (5 класс) по теме
В красочной форме, просто и доступно рассмотрена эпигенетическая теория Э Эриксона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_otkrytyh_dverey_1.pptx | 2.85 МБ |
den_otkrytyh_dverey_2.pptx | 2.5 МБ |
den_otkrytyh_dverey_3.pptx | 551.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона (от греч. epi — после, поверх; genesis — происхождение, возникновение)
Рассмотреть жизнь личности целиком , от рождения до смерти, как психологическую драму. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл. Фрейд рассматривал стадии развития личности до периода полового созревания. Фрейд «выводил» жизненный сценарий человека из того, как у того складывалось детство. Эрик Эриксон З. Фрейд
Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
1. Доверие или недоверие первый год жизни В этот период, считает Эриксон , развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы .
Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и это недоверие он несет с собой в свою жизнь.
Вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда, а возникает заново на каждой последующей стадии развития.
Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям и может преодолеть первоначальную недоверчивость.
Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием скажем, в случае развода родителей.
2. Самостоятельность или нерешительность (уверенность в успешности результатов своих действий или стыд и сомнения) от 1 года до 3 лет
На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д.
Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен , у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий, родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, и стыдливостью и неуверенностью, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе - неадекватность) от четырех до пяти лет Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия , а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон , развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом.
От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость.
Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
4. Умелость или неполноценность. (Творчество или комплекс неполноценности) от 6 до 11 лет В этот период у ребенка развивается способность к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, дети учатся как и где следует надо соблюдать очередность. Эта стадия характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить , приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; ребенку понятен энтузиазм и интерес к трудовым навыкам , с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия.
от 6 до 11 лет Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца . Хвалят и награждают за результаты , тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.
Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполнценности .
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома.
Он не так туп, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
5. Идентификация личности и путаница ролей 12-18 лет, кризис подросткового возраста Успешное решение этой проблемы зависит от того , найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Но существуют и другие проблемы . Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни.
Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток - это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Перед подростком, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, музыканте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
Влияние родителей, в этом вопросе более косвенное. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе.
Подростковый бунт – пубертатный кризис Пубертатный кризис носит крайне сложный, определяясь как гормональной, так и коренной перестройкой психической сферы. Именно психика в пубертатном периоде наиболее ранима. Это определяется переходным характером ее развития, подросток внутренне уже не удовлетворяется пассивной ролью опекаемого ребенка, а внешнее окружение отрицает его право на принятие ответственных ролей взрослого, на каждом шагу давая ему почувствовать и его социальную незрелость, и экономическую зависимость.
Отмечая неопределенность юридических граней перехода от детства к взрослости и еще большую неопределенность этих граней «в общественном мнении, которое зачастую и двадцатилетнего человека не считает за взрослого», И. С. Кон (1966) подчеркивает, что в современном обществе «правовая и моральная неопределенность юности отражает сдвиги в реальном положении вещей, и прежде всего удлинение периода юности за счет более позднего социального созревания».
6. Близость или одиночество от конца юности до начало среднего возраста 18-25 лет Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.
С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии.
Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, оно распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия.
Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона , уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона (от греч. epi — после, поверх; genesis — происхождение, возникновение)
7. Общечеловечность или самопоглощенность (производительность или застой) зрелый возраст Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
8. Цельность или безнадежность, (интеграция или презрение) На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть.
Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.
Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Диагностика Л и ри
5 «Б» класс
1сентября классный час «Герои прошлых лет» посвящен отечественной войне 1812г.
Турслёт «Живем как надо»
Экскурсия Дворец творчества детей и молодежи
Фестиваль игр и комиксов д /к ЗИЛ
Детский книжный автобус "Бампер"
Экскурсия в музей метрополитена *
Городской интеллектуальный экотурнир
Городской интеллектуальный экотурнир
Классные часы « Самопрезентация », «Моя семья»
Классные часы « Самопрезентация »
Классные часы « Самопрезентация », «Моя семья»
Участники сбора макулатуры
Украшение класса к Новому году
Новогоднее выступление. Лучшее выступление среди 5-6-7 классов
Новогодний огонек!
Каток
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона (от греч. epi — после, поверх; genesis — происхождение, возникновение)
В. С. Розов «Её друзья» МХАТ
В. С. Розов «Её друзья» МХАТ
Мы планируем 28 февраля – музей Огни Москвы обзорная экскурсия + занятие (опыты со световыми явлениями) + мастер класс роспись свечи
Мы планируем 19 апреля – Музей занимательных наук « Экспериментаниум »
Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? Приходят ли к вам в гости приятели сына (дочери)? В каких мероприятиях класса вы бы хотели участвовать? Подготовка внеурочных мероприятий. Выступления самодеятельности, конкурсы, фестивали школьные, окружные, городские. организация выездных мероприятий – экскурсий, поездок. в проведение бесед с родителями на специальные темы (врач, психолог и т.д.); изготовление наглядных пособий, раздаточного материала (уметь рисовать и набирать на компьютере); ремонт мебели, обустройство кабинета; в организации походов в кино, театр и т.д.; Другое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"
· Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...
Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"
Презентация является приложением к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....
Выступление на родительском собрании "Влияние семьи на развитие личности ребенка"
текст статьи для выступления на родительском собрании...
Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....
Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"
Данная методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...
родительское собрание Мотивационная сфера как ядро личности, виды мотивов идти в школу
Понятие мотивационная сфера личности является одним из важнейших понятий психологии мотивации. Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупност...