Курсовая работа "Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида". х)
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_2.doc | 118 КБ |
kursovaya_rabota_2.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
Выпускная квалификационная работа (курсовая работа) на тему:
« Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида».
Выполнена слушателем
курсов повышения квалификации
Байковой Фаиной Алексеевной.
ГКСОУ «Специальная (коррекционная)
школа- интернат VIII вида г. Коврова»,
воспитатель.
г.Владимир, 2012 г.
Содержание.
Глава I. Теоретико-методические основы деятельности педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
- Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья .
1.2. Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Глава II. Социально-педагогические условия реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
2.1 Ход и результаты диагностического исследования уровня адаптированности воспитанников специальной (коррекционной) школы.
2.2 Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
2.3 Результаты опытно-педагогической работы в условиях коррекционной школы.
Введение.
Актуальность исследования. По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и
интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%)
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3 % от общей детской популяции составляют умственно отсталые дети . По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта - дебильностью - составляют 70-80 %, с выраженным - имбецильностью - 20-25 % и с глубоким слабоумием (идиотия) - около 5 % всех случаев умственной отсталости .
Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения .
Современное направление организации социально-педагогической помощи умственно отсталым детям и олигофренопедагогики представляет собой результат развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Д.Н.Исаев, В.В.Ковалёв, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева и др.В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (В.П.Кащенко, Л.В.Кузнецовой, Б.П.Пузанова, С.Я.Рубинштейн и др.) социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется как система специального обучения и воспитания. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями представлены в работах Л.И Аксёновой, Г.А.Ворониной, В.А. Никитина, П.А.ШептенкоВ мировой практике разработан ряд нормативно-правовых актов, являющихся основополагающими документами при работе с умственно отсталыми детьми: Декларация о правах умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).
На защиту интересов детей в нашей стране направлен ряд нормативных актов федерального уровня. В федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998г.) выделяется особая категория детей – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, отмечается их право на особую заботу и защиту. В Федеральной целевой программе «Дети России» (2007-2010гг.) выделена подпрограмма «Дети-инвалиды». Данная программа направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей.
Цель исследования: провести анализ, выявить сущность, специфику работы педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ личных дел учащихся, школьной документации, медицинских карт, наблюдение, анкетирование, беседа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под социально-педагогической реабилитацией умственно отсталых детей и подростков мы понимаем процесс их возвращения, включения, интеграции в общество (семью, школу, коллектив сверстников, систему учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующих полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
2. Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
1) комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;
2) взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);
3) использовании программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.
Глава I. Теоретико-методические основы деятельности педагога в
«специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида».
1.1 Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых).
Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.
Системный подход в организации помощи в процессе социальной реабилитации умственно-отсталых детей предполагает создание комплексной интегративной социально-педагогической системы помощи и поддержки, основанной на принципах гуманизма.
Важнейшим элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода показал в своих работах А.Н.Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности .
Использование личностного подхода в организации процесса социальной реабилитации поможет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Использование аксиологического подхода предопределяет ценностные ориентации в рамках комплексной реабилитации умственно отсталых детей.
Таким образом, исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики.
Выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые .
К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.
Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга .
Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Ошибочное толкование понятия «умственная отсталость» неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «умственная отсталость». От правильности и четкости определения понятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети.
Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.
Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательных школ встречаются дети, нервно-психические особенности которых являются причиной отставания в учении, затрагивал в своих трудах К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский оказал большое влияние на развитие обшей и специальной психологии в России.
В начале 1930-х гг. Л.В. Занков разрабатывал теоретические основы специальной психологии и предпринял разноплановое изучение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовал общее направление, этапы развития их памяти и условия, этому способствующие. В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы. Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы - малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду и обучению. Предложенная Э. Крепелином классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день.
Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости - дебильностью.
Как правило (в 80-85% случаев), это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует.
Представления о готовности к самостоятельной жизни детей-сирот с сохранным и нарушенным интеллектом показывают, что 83,2% опрошенных умственно отсталых детей считают себя полностью подготовленными к жизни, что может быть обусловлено как их завышенной самооценкой, так и недостатком развития контактов с окружающей действительностью .
Анализ состояния практической ассимиляции выпускников специальных школ для детей с нарушениями интеллекта, имеющих опыт самостоятельной жизни после окончания школы от одного года до трех лет, свидетельствует, что, столкнувшись с определенными трудностями, они более трезво и критично оценивают свою подготовленность к жизни вне стен школы.
Для многих умственно отсталых подростков школа и после ее окончания остается единственным стабильным ориентиром, который, на их взгляд, поможет освоиться в новом незнакомом мире.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: данные различных социологических и психолого-педагогических исследований детей с ограниченными возможностями здоровья дают основание утверждать, что уровень социально-педагогической реабилитации и социальной адаптации таких детей чрезвычайно низок, а значит, невозможна их интеграция в общество и полноценное функционирование в нём. Необходимо дальнейшее исследование и изучение данной проблемы.
1.2. Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации и реабилитации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует.
Возникает несколько условий, которые в целом предопределяют результативность интеграционных процессов. К основным из них относят:
· уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников специальных коррекционных интернатов, который позволит им вести самостоятельную жизнь в условиях, когда они не имеют родителей или родственников, способных взять на себя заботы по их жизнеобеспечению;
· объективная оценка детьми-сиротами перспектив будущей самостоятельной жизни;
· готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушениями интеллекта;
· уровень социальной защищенности выпускников интернатных учреждений .
С семи-восьми лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта . Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.
Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества .
Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Большое место в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности
Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Часть выпускников, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ-интернатов испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Разработка программ социально-педагогической деятельности в специальных коррекционных школах VIII вида включает в себя несколько методик, эффективность которых напрямую зависит от успешности налаживания и углубления личных контактов педагогов с детьми .
Несомненно, ряд проблем остается пока не решенным. Это и характерная для детей из учреждений неспособность самостоятельно структурировать свое свободное время, и остающиеся значительные пробелы в кругозоре, и проблемы профессионального самоопределения и полной социальной адаптации детей. Работа по этим направлениям на данный момент является приоритетной, именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным.
Таким образом, эффективность работы по социальной реабилитации умственно отсталых детей в рамках специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида возможна только при комплексном взаимодействии педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, а также четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией и внешкольными учреждениями.
Глава II. Социально-педагогические условия реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых) в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
2.1 Ход и результаты диагностического исследования уровня социальной адаптированности воспитанников (специальной) коррекционной школы.
Задачами практической части настоящего исследования являются следующие:
1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида.
2. Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида.
Методы исследования:
1. Составление социального паспорта школы.
2. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся.
3. Наблюдение.
4. Беседа с педагогическим коллективом школы.
В 2012-2013учебном году в школе-интернате 217 учащихся.
Социальный паспорт школы позволил выявить следующее:
В школе постоянно обучаются 217 учащихся в возрасте от 7 до 17 лет.
Мальчики составляют 71,2% от общего количества учащихся, девочки – 28,8% от общего количества учащихся.
Каждый из воспитанников, кроме основного диагноза имеют сопутствующие заболевания.
Социальный состав семей:
Всего семей - 60, из них:
· 17 – семей многодетных,
· 38 - семей малообеспеченных,
· 10 – семей неблагополучных.
Таким образом, видно, что много детей из семей группы риска. Из одной и той же семьи в школе обучается несколько детей.
Проведен анализ личных дел и медицинских карт учащихся.
Большое количество детей наряду с основным диагнозом имеют дополнительные проблемы.
По результатам наблюдения и бесед с педагогическим коллективом школы был выявлен круг проблем в социальной адаптации, поведении и воспитании учащихся школы-интерната, связанных с диагнозом:
1. Проблемы в коммуникации со сверстниками.
2. Довольно высокий уровень тревожности и агрессивности.
3. Проблема непосещаемости учебного заведения.
4. Проблемы в трудоустройстве.
На основании полученных данных можно выделить три уровня социальной адаптации учащихся коррекционной школы.
Высокий уровень характеризуется хорошей успеваемостью по учебным дисциплинам, сформированностью социально-нравственных позиций, сформированностью социально-бытовых умений и навыков, высоким уровнем коммуникации, низким уровнем тревожности и агрессии.
Средний уровень характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным дисциплинам, стабильностью социально-нравственных позиций, некоторыми трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, недостаточно высоким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.
Низкий уровень- отсутствием социально-нравственных позиций, значительными трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, низким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.
Высокий уровень социальной адаптации показали - 27,3% учащихся.
Средний уровень социальной адаптации показали - 41% учащихся.
Низкий уровень социальной адаптации показали - 31,7% учащихся.
Таким образом, результаты диагностического исследования воспитанников в коррекционной школе показали, что на момент начала учебного года в образовательном учреждении существовал круг проблем, для решения которых педагогическим коллективом школы-интерната была разработана и реализована программа «Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса и формирование социально-интегрированной личности школьника с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования».
2.2 Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
В нашей школе преобладают педагоги среднего и пожилого возраста с высшим образованием и большим опытом работы.
Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. Подбор и расстановка кадров производится администрацией с учетом дифференцированного подхода к учителю, его индивидуальным возможностям, запросам и интересам, специфики работы школы-интерната. Перед коллективом поставлены сл. задачи:
1. Продолжить работу по развитию умений и навыков выстраивания правильных взаимоотношений в детском и взрослом коллективах, адекватной самооценки и понимания эмоциональных состояний другого человека.
2. Продолжить практику внедрения коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательный процесс путем применения специфических технологий обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования.
3. Продолжить работу по профилактике беспризорности и безнадзорности.
4. Усилить работу по сохранению контингента обучающихся (воспитанников) школы-интерната.
Решая эти задачи, педагогический коллектив в своей работе руководствовался Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Конвенцией ООН «О правах ребенка», «Программами специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида», Правилами внутреннего трудового распорядка», «Уставом» ,приказами и распоряжениями вышестоящих организаций.
Педагогический коллектив ставит перед собой задачи:
· подготовить детей к самостоятельной жизни и общественно - полезному труду, сформировать социально - нравственные позиции;
· привить любовь к труду, что является залогом успешного включения детей в общественно-полезный труд после окончания школы - интерната;
· дать тот уровень образовательных и трудовых знаний, который необходим для их социальной адаптации.
Педагоги строят свою работу на основах гуманистического подхода, заботятся о создании наиболее благоприятных условий для стимуляции процессов развития.
Трудовое направление в коррекционно-воспитательной работе является основным. Помимо навыков самообслуживания, навыков по уходу за собой и своим жилищем педагоги школы формируют у воспитанников навыки трудовой коллективной деятельности. В системе трудового воспитания важной частью является работа по благоустройству территории. Учащиеся не только убирают территорию, дежурят в классе и школе, приводят в порядок свои одежду и обувь, но и совместно с воспитателями занимаются благоустройством территории школы.
Помимо коррекции познавательной сферы обучающихся в течение учебного года проводятся занятия по решению коммуникативных проблем, снижению уровня тревожности и агрессивности.
Учащихся регулярно бывают дома, имеют возможность проводить время с семьёй, общаться с близкими и родными, наблюдать различные бытовые ситуации в реальной жизни, а не только в процессе обучения в школе, что, несомненно, является важным фактором для повышения уровня их социальной адаптации.
Коллектив школы-интерната активно борется со сквернословием, порчей школьного имущества, курением.
В рамках воспитательной работы и организации досуга традиционно проводятся общешкольные мероприятия:
· Линейка, посвященная «Дню знаний»
· День здоровья.
· Праздники, посвященные осени.
· Новогодние праздники.
· Праздники, посвященные Дню защитников Отечества.
· Праздники, посвященные Международному женскому дню.
· Праздник для выпускников.
Огромное внимание уделяется индивидуальной работе с воспитанниками. Это беседы о правилах поведения в школе и дома, привитие каждому ребёнку навыков самообслуживания, умений вести себя в обществе.
С учащимися группы риска проводятся профилактические беседы классными руководителями, воспитателями и администрацией школы.
Однако в рамках деятельности школы существуют определённые проблемы. Наиболее острой из них является проблема взаимодействия педагогического коллектива с родителями и опекунами воспитанников. Посещаемость плановых родительских собраний крайне низка. Родители зачастую не интересуются успехами, достижениями детей, не реагируют на проблемы, не стремятся наладить контакт с учителями, игнорируют вызовы в школу. Данная проблема требует особого внимания.
В целом, педагогическим коллективом школы-интерната проделана значительная работа по организации социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которая принесла видимые результаты.
2.3 Результаты педагогической работы в условиях коррекционной школы.
В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы школы выдвигается их интеграция в социум.
Социально-бытовая ориентация работы по социально-педагогической адаптации направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.
Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в данном направлении призвана решать ряд задач:
· формирование у воспитанников знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
· формирование умений пользования услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
· формирование экономико-бытовых умений;
· формирование умений организовывать свой досуг;
· формирование представлений и знаний о нормах культуры, взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
· формирование эмоционально положительного отношения к окружающим.
В рамках данного направления проводились следующие виды мероприятий:
занятия, направленные на выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умений по теме и восполнение дефицита имеющихся знаний и умений, а также сообщение новых знаний;
· занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением, приготовлению простейших блюд);
· групповые и индивидуальные занятия, проводимые с детьми, не усвоившими необходимый материал;
· дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.
Для организации и проведения указанных мероприятий использовались следующие методы:
· наблюдение (организуя наблюдение, педагог направляет внимание учащихся на объект наблюдения посредством сочетания демонстрации объекта и активных действий с ним);
· демонстрация опытов;
· демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения действий и операций (например, необходимость завязывания узелка на конце нити при подготовке к работе);
· экскурсии · беседы;
· моделирование реальных ситуаций и др.
Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что у учащихся сформированы учебные, трудовые навыки, есть запас теоретических знаний. Большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, санитарно-гигиенические навыки. Старшие дети могут не только полностью себя обслуживать, помогать младшим, но и выполнять качественно многие виды работ. В профессиональные училища поступило 100 % выпускников.
Работа педагогов по направлению «Воспитание» имеет своей целью продолжить практику внедрения коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательный процесс путем применения специфических технологий воспитания школьников с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования. В рамках данного направления предполагается проведение диагностики уровня воспитанности.
. Работа по направлению «Воспитание» также предполагает проведение комплекса мероприятий по коррекции недостатков межличностного общения, развитию нравственного потенциала учащихся, формированию правомерного поведения воспитанников. Задачи по данному направлению заключаются в следующем:
· Диагностика проблем межличностного общения.
· Диагностика уровня адаптации учащихся.
Работа по направлению «Труд» предполагает помощь учащимся в формировании навыков коллективной трудовой деятельности на основе работы по благоустройству территории школы.
Работа по социальной адаптации учащихся имеет своей целью передачу необходимого для социальной адаптации уровня образовательных и трудовых знаний и навыков. В рамках данного направления планируется проведение следующих мероприятий:
· Экскурсии по помещениям с целью изучения их назначения
· Знакомство с объектами быта (одежда, предметы гигиены, столовые приборы и проч.)
· Ролевые игры «Транспорт», «Предприятия торговли», «Предприятия сферы обслуживания».
Деятельность по направлению «Семья и школа» предполагает налаживание взаимоотношений с родителями, привлечение родителей к жизни и деятельности воспитанников в школе.
Деятельность по профилактике правонарушений среди воспитанников школы предполагает организацию совместной работы администрации школы и органов опеки и попечительства.
Высокий уровень социальной адаптации показали – 30,3% учащихся.
Средний уровень социальной адаптации показали – 48,5% учащихся.
Низкий уровень социальной адаптации показали - 21,2% учащихся.
Следовательно, уровень социальной адаптации значительно повысился.
Итак:1. Базой практической части настоящего исследования является специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида. В ходе изучения опыта работы данной школы были использованы следующие методы исследования:
1. Составление социального паспорта школы.
2. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся.
3. Наблюдение.
4. Беседа с педагогическим коллективом школы.
2. Опыт работы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида насчитывает более полувека. Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. В рамках функционирования школы-интерната постоянно ведётся социально-педагогическая деятельность по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, конечной целью которой является интеграция таких детей в социум.
3. Значительные результаты в данном направлении были достигнуты благодаря взаимодействию всех субъектов учебно-воспитательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социального педагога) и использованию программно-целевого подхода в организации социально-педагогической деятельности по социальной адаптации умственно отсталых детей с акцентом на социально-бытовую подготовку воспитанников.
4. Проведённая диагностика уровня адаптации воспитанников показала положительную динамику. Уровень социальной адаптации учащихся по результатам диагностики повысился. Таким образом, деятельность педагогического коллектива в целом, направленная на увеличение уровня социальной адаптации, а в конечном итоге, интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум, показала свою результативность.
Заключение.
В соответствии с заявленной целью и поставленными задачами нами был проведён анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также изучены проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики. 2.Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Исследованием проблем воспитания, развития и обучения детей с умственной отсталостью занимаются различные науки: специальная психология, специальная коррекционная педагогика, олигофренопедагогика, дефектология и др. В настоящее время умственно отсталые дети по их способности к обучению делятся на три группы: дети-олигофрены в степени дебильности - способны к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы - малоспособны к обучению, но могут приобрести несложные трудовые навыки; дети-олигофрены в степени идиотии - неспособны к труду и обучению.
3. Традиционно в соответствии с действующими инструкциями Министерства просвещения (образования) в специальные (вспомогательные) школы направлялись дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» или «умственная отсталость в степени дебильности», что полностью соответствовало принципу интегрированного обучения. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид) относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Из всех типов специальных школ вспомогательные были (и остаются) самым многочисленным типом специальных школ. Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости - дебильностью. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы школы-интерната выдвигается их интеграция в социум.
В данной ситуации важной остаётся проблема социально-бытовой подготовки учащихся. Социально-бытовая ориентация в рамках работы по социально-педагогической адаптации направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.
Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что у учащихся сформированы учебные, трудовые навыки, есть запас теоретических знаний. Большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, санитарно-гигиенические навыки. Многие из выпускников продолжили образование в профессиональных училищах. Большой процент выпускников трудоустроен.
Таким образом, использование программно-целевого подхода при организации социально-педагогической деятельности по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых), а также активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесс, направленное на достижение конечной цели обучения и воспитания детей в специально школе-интернате VIII вида – интеграцию воспитанников в общество – способно принести значительные результаты.
Список литературы
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика // Дефектология, 1997. -№2. С.32-40
2. Асмолов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М., 1995
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997.
4. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3. С. 12-26
5. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем. - М., 1991.
6. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30
7. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11
8. Виноградова А.Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1991.
9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.
10. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
12. Декларация прав ребёнка // принята Генеральной ассмблеей ООН. 1959.
13. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.
14. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1990.
. 15 Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.
16. Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М: Академический проект. – 2005.
17. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996.
18. Закон РФ "Об образовании" // Сведение законодательств РФ. - 1993.
19. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.
20. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.
21. Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
22. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 160с.
23. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.
Предварительный просмотр:
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
Выпускная квалификационная работа (курсовая работа) на тему:
« Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида».
Выполнена слушателем
курсов повышения квалификации
Байковой Фаиной Алексеевной.
ГКСОУ «Специальная (коррекционная)
школа- интернат VIII вида г. Коврова»,
воспитатель.
г.Владимир, 2012 г.
Содержание.
Глава I. Теоретико-методические основы деятельности педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
- Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья .
1.2. Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Глава II. Социально-педагогические условия реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
2.1 Ход и результаты диагностического исследования уровня адаптированности воспитанников специальной (коррекционной) школы.
2.2 Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
2.3 Результаты опытно-педагогической работы в условиях коррекционной школы.
Введение.
Актуальность исследования. По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и
интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%)
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3 % от общей детской популяции составляют умственно отсталые дети . По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта - дебильностью - составляют 70-80 %, с выраженным - имбецильностью - 20-25 % и с глубоким слабоумием (идиотия) - около 5 % всех случаев умственной отсталости .
Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения .
Современное направление организации социально-педагогической помощи умственно отсталым детям и олигофренопедагогики представляет собой результат развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Д.Н.Исаев, В.В.Ковалёв, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева и др.В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (В.П.Кащенко, Л.В.Кузнецовой, Б.П.Пузанова, С.Я.Рубинштейн и др.) социально-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии определяется как система специального обучения и воспитания. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями представлены в работах Л.И Аксёновой, Г.А.Ворониной, В.А. Никитина, П.А.ШептенкоВ мировой практике разработан ряд нормативно-правовых актов, являющихся основополагающими документами при работе с умственно отсталыми детьми: Декларация о правах умственно отсталых (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).
На защиту интересов детей в нашей стране направлен ряд нормативных актов федерального уровня. В федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998г.) выделяется особая категория детей – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, отмечается их право на особую заботу и защиту. В Федеральной целевой программе «Дети России» (2007-2010гг.) выделена подпрограмма «Дети-инвалиды». Данная программа направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей.
Цель исследования: провести анализ, выявить сущность, специфику работы педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ личных дел учащихся, школьной документации, медицинских карт, наблюдение, анкетирование, беседа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под социально-педагогической реабилитацией умственно отсталых детей и подростков мы понимаем процесс их возвращения, включения, интеграции в общество (семью, школу, коллектив сверстников, систему учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующих полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
2. Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
1) комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;
2) взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);
3) использовании программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.
Глава I. Теоретико-методические основы деятельности педагога в
«специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида».
1.1 Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых).
Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.
Системный подход в организации помощи в процессе социальной реабилитации умственно-отсталых детей предполагает создание комплексной интегративной социально-педагогической системы помощи и поддержки, основанной на принципах гуманизма.
Важнейшим элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода показал в своих работах А.Н.Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности .
Использование личностного подхода в организации процесса социальной реабилитации поможет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Использование аксиологического подхода предопределяет ценностные ориентации в рамках комплексной реабилитации умственно отсталых детей.
Таким образом, исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики.
Выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые .
К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.
Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга .
Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Ошибочное толкование понятия «умственная отсталость» неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «умственная отсталость». От правильности и четкости определения понятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети.
Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными.
Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательных школ встречаются дети, нервно-психические особенности которых являются причиной отставания в учении, затрагивал в своих трудах К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский оказал большое влияние на развитие обшей и специальной психологии в России.
В начале 1930-х гг. Л.В. Занков разрабатывал теоретические основы специальной психологии и предпринял разноплановое изучение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовал общее направление, этапы развития их памяти и условия, этому способствующие. В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы. Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы - малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду и обучению. Предложенная Э. Крепелином классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день.
Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости - дебильностью.
Как правило (в 80-85% случаев), это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует.
Представления о готовности к самостоятельной жизни детей-сирот с сохранным и нарушенным интеллектом показывают, что 83,2% опрошенных умственно отсталых детей считают себя полностью подготовленными к жизни, что может быть обусловлено как их завышенной самооценкой, так и недостатком развития контактов с окружающей действительностью .
Анализ состояния практической ассимиляции выпускников специальных школ для детей с нарушениями интеллекта, имеющих опыт самостоятельной жизни после окончания школы от одного года до трех лет, свидетельствует, что, столкнувшись с определенными трудностями, они более трезво и критично оценивают свою подготовленность к жизни вне стен школы.
Для многих умственно отсталых подростков школа и после ее окончания остается единственным стабильным ориентиром, который, на их взгляд, поможет освоиться в новом незнакомом мире.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: данные различных социологических и психолого-педагогических исследований детей с ограниченными возможностями здоровья дают основание утверждать, что уровень социально-педагогической реабилитации и социальной адаптации таких детей чрезвычайно низок, а значит, невозможна их интеграция в общество и полноценное функционирование в нём. Необходимо дальнейшее исследование и изучение данной проблемы.
1.2. Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации и реабилитации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует.
Возникает несколько условий, которые в целом предопределяют результативность интеграционных процессов. К основным из них относят:
· уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников специальных коррекционных интернатов, который позволит им вести самостоятельную жизнь в условиях, когда они не имеют родителей или родственников, способных взять на себя заботы по их жизнеобеспечению;
· объективная оценка детьми-сиротами перспектив будущей самостоятельной жизни;
· готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушениями интеллекта;
· уровень социальной защищенности выпускников интернатных учреждений .
С семи-восьми лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта . Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.
Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества .
Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Большое место в специальной (коррекционной) школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности
Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Часть выпускников, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ-интернатов испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Разработка программ социально-педагогической деятельности в специальных коррекционных школах VIII вида включает в себя несколько методик, эффективность которых напрямую зависит от успешности налаживания и углубления личных контактов педагогов с детьми .
Несомненно, ряд проблем остается пока не решенным. Это и характерная для детей из учреждений неспособность самостоятельно структурировать свое свободное время, и остающиеся значительные пробелы в кругозоре, и проблемы профессионального самоопределения и полной социальной адаптации детей. Работа по этим направлениям на данный момент является приоритетной, именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным.
Таким образом, эффективность работы по социальной реабилитации умственно отсталых детей в рамках специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида возможна только при комплексном взаимодействии педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, а также четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией и внешкольными учреждениями.
Глава II. Социально-педагогические условия реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых) в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
2.1 Ход и результаты диагностического исследования уровня социальной адаптированности воспитанников (специальной) коррекционной школы.
Задачами практической части настоящего исследования являются следующие:
1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида.
2. Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида.
Методы исследования:
1. Составление социального паспорта школы.
2. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся.
3. Наблюдение.
4. Беседа с педагогическим коллективом школы.
В 2012-2013учебном году в школе-интернате 217 учащихся.
Социальный паспорт школы позволил выявить следующее:
В школе постоянно обучаются 217 учащихся в возрасте от 7 до 17 лет.
Мальчики составляют 71,2% от общего количества учащихся, девочки – 28,8% от общего количества учащихся.
Каждый из воспитанников, кроме основного диагноза имеют сопутствующие заболевания.
Социальный состав семей:
Всего семей - 60, из них:
· 17 – семей многодетных,
· 38 - семей малообеспеченных,
· 10 – семей неблагополучных.
Таким образом, видно, что много детей из семей группы риска. Из одной и той же семьи в школе обучается несколько детей.
Проведен анализ личных дел и медицинских карт учащихся.
Большое количество детей наряду с основным диагнозом имеют дополнительные проблемы.
По результатам наблюдения и бесед с педагогическим коллективом школы был выявлен круг проблем в социальной адаптации, поведении и воспитании учащихся школы-интерната, связанных с диагнозом:
1. Проблемы в коммуникации со сверстниками.
2. Довольно высокий уровень тревожности и агрессивности.
3. Проблема непосещаемости учебного заведения.
4. Проблемы в трудоустройстве.
На основании полученных данных можно выделить три уровня социальной адаптации учащихся коррекционной школы.
Высокий уровень характеризуется хорошей успеваемостью по учебным дисциплинам, сформированностью социально-нравственных позиций, сформированностью социально-бытовых умений и навыков, высоким уровнем коммуникации, низким уровнем тревожности и агрессии.
Средний уровень характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным дисциплинам, стабильностью социально-нравственных позиций, некоторыми трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, недостаточно высоким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.
Низкий уровень- отсутствием социально-нравственных позиций, значительными трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, низким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.
Высокий уровень социальной адаптации показали - 27,3% учащихся.
Средний уровень социальной адаптации показали - 41% учащихся.
Низкий уровень социальной адаптации показали - 31,7% учащихся.
Таким образом, результаты диагностического исследования воспитанников в коррекционной школе показали, что на момент начала учебного года в образовательном учреждении существовал круг проблем, для решения которых педагогическим коллективом школы-интерната была разработана и реализована программа «Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса и формирование социально-интегрированной личности школьника с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования».
2.2 Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
В нашей школе преобладают педагоги среднего и пожилого возраста с высшим образованием и большим опытом работы.
Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. Подбор и расстановка кадров производится администрацией с учетом дифференцированного подхода к учителю, его индивидуальным возможностям, запросам и интересам, специфики работы школы-интерната. Перед коллективом поставлены сл. задачи:
1. Продолжить работу по развитию умений и навыков выстраивания правильных взаимоотношений в детском и взрослом коллективах, адекватной самооценки и понимания эмоциональных состояний другого человека.
2. Продолжить практику внедрения коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательный процесс путем применения специфических технологий обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования.
3. Продолжить работу по профилактике беспризорности и безнадзорности.
4. Усилить работу по сохранению контингента обучающихся (воспитанников) школы-интерната.
Решая эти задачи, педагогический коллектив в своей работе руководствовался Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Конвенцией ООН «О правах ребенка», «Программами специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида», Правилами внутреннего трудового распорядка», «Уставом» ,приказами и распоряжениями вышестоящих организаций.
Педагогический коллектив ставит перед собой задачи:
· подготовить детей к самостоятельной жизни и общественно - полезному труду, сформировать социально - нравственные позиции;
· привить любовь к труду, что является залогом успешного включения детей в общественно-полезный труд после окончания школы - интерната;
· дать тот уровень образовательных и трудовых знаний, который необходим для их социальной адаптации.
Педагоги строят свою работу на основах гуманистического подхода, заботятся о создании наиболее благоприятных условий для стимуляции процессов развития.
Трудовое направление в коррекционно-воспитательной работе является основным. Помимо навыков самообслуживания, навыков по уходу за собой и своим жилищем педагоги школы формируют у воспитанников навыки трудовой коллективной деятельности. В системе трудового воспитания важной частью является работа по благоустройству территории. Учащиеся не только убирают территорию, дежурят в классе и школе, приводят в порядок свои одежду и обувь, но и совместно с воспитателями занимаются благоустройством территории школы.
Помимо коррекции познавательной сферы обучающихся в течение учебного года проводятся занятия по решению коммуникативных проблем, снижению уровня тревожности и агрессивности.
Учащихся регулярно бывают дома, имеют возможность проводить время с семьёй, общаться с близкими и родными, наблюдать различные бытовые ситуации в реальной жизни, а не только в процессе обучения в школе, что, несомненно, является важным фактором для повышения уровня их социальной адаптации.
Коллектив школы-интерната активно борется со сквернословием, порчей школьного имущества, курением.
В рамках воспитательной работы и организации досуга традиционно проводятся общешкольные мероприятия:
· Линейка, посвященная «Дню знаний»
· День здоровья.
· Праздники, посвященные осени.
· Новогодние праздники.
· Праздники, посвященные Дню защитников Отечества.
· Праздники, посвященные Международному женскому дню.
· Праздник для выпускников.
Огромное внимание уделяется индивидуальной работе с воспитанниками. Это беседы о правилах поведения в школе и дома, привитие каждому ребёнку навыков самообслуживания, умений вести себя в обществе.
С учащимися группы риска проводятся профилактические беседы классными руководителями, воспитателями и администрацией школы.
Однако в рамках деятельности школы существуют определённые проблемы. Наиболее острой из них является проблема взаимодействия педагогического коллектива с родителями и опекунами воспитанников. Посещаемость плановых родительских собраний крайне низка. Родители зачастую не интересуются успехами, достижениями детей, не реагируют на проблемы, не стремятся наладить контакт с учителями, игнорируют вызовы в школу. Данная проблема требует особого внимания.
В целом, педагогическим коллективом школы-интерната проделана значительная работа по организации социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которая принесла видимые результаты.
2.3 Результаты педагогической работы в условиях коррекционной школы.
В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы школы выдвигается их интеграция в социум.
Социально-бытовая ориентация работы по социально-педагогической адаптации направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.
Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в данном направлении призвана решать ряд задач:
· формирование у воспитанников знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
· формирование умений пользования услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
· формирование экономико-бытовых умений;
· формирование умений организовывать свой досуг;
· формирование представлений и знаний о нормах культуры, взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
· формирование эмоционально положительного отношения к окружающим.
В рамках данного направления проводились следующие виды мероприятий:
занятия, направленные на выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умений по теме и восполнение дефицита имеющихся знаний и умений, а также сообщение новых знаний;
· занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением, приготовлению простейших блюд);
· групповые и индивидуальные занятия, проводимые с детьми, не усвоившими необходимый материал;
· дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.
Для организации и проведения указанных мероприятий использовались следующие методы:
· наблюдение (организуя наблюдение, педагог направляет внимание учащихся на объект наблюдения посредством сочетания демонстрации объекта и активных действий с ним);
· демонстрация опытов;
· демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения действий и операций (например, необходимость завязывания узелка на конце нити при подготовке к работе);
· экскурсии · беседы;
· моделирование реальных ситуаций и др.
Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что у учащихся сформированы учебные, трудовые навыки, есть запас теоретических знаний. Большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, санитарно-гигиенические навыки. Старшие дети могут не только полностью себя обслуживать, помогать младшим, но и выполнять качественно многие виды работ. В профессиональные училища поступило 100 % выпускников.
Работа педагогов по направлению «Воспитание» имеет своей целью продолжить практику внедрения коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательный процесс путем применения специфических технологий воспитания школьников с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования. В рамках данного направления предполагается проведение диагностики уровня воспитанности.
. Работа по направлению «Воспитание» также предполагает проведение комплекса мероприятий по коррекции недостатков межличностного общения, развитию нравственного потенциала учащихся, формированию правомерного поведения воспитанников. Задачи по данному направлению заключаются в следующем:
· Диагностика проблем межличностного общения.
· Диагностика уровня адаптации учащихся.
Работа по направлению «Труд» предполагает помощь учащимся в формировании навыков коллективной трудовой деятельности на основе работы по благоустройству территории школы.
Работа по социальной адаптации учащихся имеет своей целью передачу необходимого для социальной адаптации уровня образовательных и трудовых знаний и навыков. В рамках данного направления планируется проведение следующих мероприятий:
· Экскурсии по помещениям с целью изучения их назначения
· Знакомство с объектами быта (одежда, предметы гигиены, столовые приборы и проч.)
· Ролевые игры «Транспорт», «Предприятия торговли», «Предприятия сферы обслуживания».
Деятельность по направлению «Семья и школа» предполагает налаживание взаимоотношений с родителями, привлечение родителей к жизни и деятельности воспитанников в школе.
Деятельность по профилактике правонарушений среди воспитанников школы предполагает организацию совместной работы администрации школы и органов опеки и попечительства.
Высокий уровень социальной адаптации показали – 30,3% учащихся.
Средний уровень социальной адаптации показали – 48,5% учащихся.
Низкий уровень социальной адаптации показали - 21,2% учащихся.
Следовательно, уровень социальной адаптации значительно повысился.
Итак:1. Базой практической части настоящего исследования является специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида. В ходе изучения опыта работы данной школы были использованы следующие методы исследования:
1. Составление социального паспорта школы.
2. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся.
3. Наблюдение.
4. Беседа с педагогическим коллективом школы.
2. Опыт работы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида насчитывает более полувека. Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. В рамках функционирования школы-интерната постоянно ведётся социально-педагогическая деятельность по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, конечной целью которой является интеграция таких детей в социум.
3. Значительные результаты в данном направлении были достигнуты благодаря взаимодействию всех субъектов учебно-воспитательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социального педагога) и использованию программно-целевого подхода в организации социально-педагогической деятельности по социальной адаптации умственно отсталых детей с акцентом на социально-бытовую подготовку воспитанников.
4. Проведённая диагностика уровня адаптации воспитанников показала положительную динамику. Уровень социальной адаптации учащихся по результатам диагностики повысился. Таким образом, деятельность педагогического коллектива в целом, направленная на увеличение уровня социальной адаптации, а в конечном итоге, интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум, показала свою результативность.
Заключение.
В соответствии с заявленной целью и поставленными задачами нами был проведён анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также изучены проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики. 2.Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Исследованием проблем воспитания, развития и обучения детей с умственной отсталостью занимаются различные науки: специальная психология, специальная коррекционная педагогика, олигофренопедагогика, дефектология и др. В настоящее время умственно отсталые дети по их способности к обучению делятся на три группы: дети-олигофрены в степени дебильности - способны к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы - малоспособны к обучению, но могут приобрести несложные трудовые навыки; дети-олигофрены в степени идиотии - неспособны к труду и обучению.
3. Традиционно в соответствии с действующими инструкциями Министерства просвещения (образования) в специальные (вспомогательные) школы направлялись дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» или «умственная отсталость в степени дебильности», что полностью соответствовало принципу интегрированного обучения. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид) относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Из всех типов специальных школ вспомогательные были (и остаются) самым многочисленным типом специальных школ. Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости - дебильностью. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы школы-интерната выдвигается их интеграция в социум.
В данной ситуации важной остаётся проблема социально-бытовой подготовки учащихся. Социально-бытовая ориентация в рамках работы по социально-педагогической адаптации направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.
Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что у учащихся сформированы учебные, трудовые навыки, есть запас теоретических знаний. Большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, санитарно-гигиенические навыки. Многие из выпускников продолжили образование в профессиональных училищах. Большой процент выпускников трудоустроен.
Таким образом, использование программно-целевого подхода при организации социально-педагогической деятельности по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых), а также активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесс, направленное на достижение конечной цели обучения и воспитания детей в специально школе-интернате VIII вида – интеграцию воспитанников в общество – способно принести значительные результаты.
Список литературы
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика // Дефектология, 1997. -№2. С.32-40
2. Асмолов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М., 1995
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997.
4. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3. С. 12-26
5. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем. - М., 1991.
6. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30
7. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11
8. Виноградова А.Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1991.
9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.
10. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
12. Декларация прав ребёнка // принята Генеральной ассмблеей ООН. 1959.
13. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.
14. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1990.
. 15 Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.
16. Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М: Академический проект. – 2005.
17. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996.
18. Закон РФ "Об образовании" // Сведение законодательств РФ. - 1993.
19. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.
20. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.
21. Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
22. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 160с.
23. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....
Программа "социально-педагогической деятельности с учащимися Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга, находящимися в трудной жизненной ситуации".
В программе представлена технология работы с учащимися с ОВЗ, находящимися в трудной жизненной ситуации....
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми...
Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...
В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...
« Социально-трудовое образование и воспитание младших школьников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.»
Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...
Адаптированная рабочая программа по социально - бытовой ориентировке специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой 6 класс
Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО....