Занятие с элементами тренинга "Подростки и конфликты"
методическая разработка по психологии по теме

Занятие с элементами тренинга "Подростки и конфликты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_khortova.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Хортова Е.Х.,  МОУ СОШ № 2 г. Катав - Ивановска

Тема: Занятие с элементами тренинга для подростков «Подростки и конфликты».

Цели и задачи:

  • развивать представление о сущности конфликтов;
  • понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала;
  • показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления;
  • отработать стратегии решения повседневных конфликтов.

Оборудование: Плакаты с определениями понятий «Конфликт», «Компромисс».

Ход занятия.

Ведущий: Ребята, в повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта, и сейчас вам предлагается разделиться на две группы, и провести «Аукцион идей по теме «Конфликт».

В помощь ведущему. Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из – за несовпадения их интересов, установок, взглядов, стремлений». Текст определения помещается на доску или в центр круга. Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между родителями и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям и дружбе пришел конец. Необходимо, чтобы подростки поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей; при кажущейся, на первый взгляд, негативной окраске часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.

Далее подросткам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина».

Основная часть. Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Конфликтные ситуации

  • Ты хочешь подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
  • На одной перемене к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из – за чего возник конфликт.
  • Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
  • Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из – за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5 –7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение компромисса, которое также помещается на доску или в центр круга: «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». Необходимо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, к ссоре.

Издавна для того, чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в более серьезных областях взаимодействия людей создавались различные правила. Ведущий предлагает подумать подросткам, какие существуют правила на случай конфликтов, между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения), между покупателями и продавцами (правила торговли), между работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Ведущий делает акцент на то, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов. Для решения конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) существуют правила.

  1. Участникам предлагается ознакомиться с плакатом «Беспроигрышный метод решения споров»:
  2. Выясните как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий.
  3. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликтов.
  4. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
  5. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
  6. Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Плакат помешается рядом с определениями конфликта и компромисса.

Заключительная часть. Участникам предлагается привести примеры конфликтов между близкими людьми (родителями или друзьями) и попробовать решить  их на основе предложенного метода решения споров.

В помощь ведущему. По  завершении обсудите с подростками, что было самым трудным и почему. Обобщая высказывания участников, еще раз подчеркните, что:

  • Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
  • Конфликт решается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки;
  • Конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса;
  • Преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности);
  • Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это – единственный путь разрешения конфликта.

 


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"...

Занятие с элементами тренинга «Конфликты в семейных отношениях и их влияние на развитие и воспитание ребёнка»

Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.Задачи: - Научиться разрешать конфликты мирным путем, не ...

Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его разрешения»

Групповое занятие с элементами тренинга«Конфликт и пути его разрешения»Цель: формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов. Задачи: познакомить учащихся с ...

Беседа с элементами игрового практикума «Конфликт и пути его разрешения»

Данное занятие построено в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и предполагает ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемо...

Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"

В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.Задачи:Обучающие:&minu...