Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его разрешения»
методическая разработка по психологии (7 класс)

 

Групповое занятие с элементами тренинга
«Конфликт и пути его разрешения»


Цель: формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов. 

Задачи:
 познакомить учащихся с понятием «конфликт», его причинами;
 дать представление о различных стилях реагирования в конфликтных ситуациях;
 способствовать применению учащимися навыков конструктивного разрешения конфликтов;
 развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, мультфильмы соответствующие тематике занятия, лист ватмана, стикеры, фломастеры, ленточки.

Категория участников: учащиеся 7-го класса (обучающиеся по традиционной и по адаптированной программе). 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_i_puti_ego_razresheniya.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие с элементами тренинга

«Конфликт и пути его разрешения»

Цель: формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «конфликт», его причинами;
  • дать представление о  различных стилях реагирования в конфликтных ситуациях;
  • способствовать применению учащимися  навыков конструктивного разрешения конфликтов;
  • развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, мультфильмы соответствующие тематике занятия, лист ватмана, стикеры, фломастеры, ленточки.

Категория участников: учащиеся 7-го класса (обучающиеся по традиционной и по адаптированной программе).

Ход работы

Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора.

Сегодня мы с вами поговорим о конфликте, рассмотрим понятие, причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения.

Для создания рабочего и позитивного настроения предлагаем вам поиграть, итак, все улыбнулись и приготовили свои ладошки, будем «разгонять паровоз».


Упражнение «Разгоняем паровоз»

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения, способствующее сплочению, ощущению общности группы.

Ход упражнения: По кругу по два хлопка в ладоши. Задача -  постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем - обратный процесс.

Рефлексия:

Возникали ли трудности во время выполнения упражнения?

Какими эмоциями сопровождалось выполнение упражнения?

Каждый из нас учится общению в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках, конфликтах и разочарованиях.  

Что же такое конфликт? (Ответы детей)

С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. 

Тот, кто умеет управлять конфликтом, становится мастером, и сможет защитить себя от неблагоприятных внешних воздействий, а иногда и внутренних.

Обсуждение. Поведение учащихся в школе

 «Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…»

Каждый из нас играет различные роли в своей жизни. Что касается меня? Я исполняю роль дочери, мамы, социального педагога, коллеги, покупателя, подруги, сестры и т.д.

- Какие роли исполняете вы? (Ответы детей)

- Сейчас Вы исполняете главную роль на этом отрезке вашего жизненного этапа -  роль ученика. А как вы думаете, каким должен быть настоящий ученик? Какими качествами должен обладать? (Ответы детей)

- Нас окружают другие люди. Кто эти люди? (Ответы детей) И мы все должны жить так, чтобы окружающим было легко и приятно рядом с нами. Поэтому мы все должны соблюдать определенные правила.

- Какие правила вы знаете? (Ответы детей) (правила поведения в школе, правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т.д.)

- А в школе вы прежде всего ученики и вы должны соблюдать правила поведения в школе и быть таким учениками, чтобы вами могли гордиться ваши родители, ваши учителя.

Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Ответы детей)  (чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм и все были здоровы и т.д.).

- Согласитесь, если выполнять все правила, которые от нас требует общество, то и конфликтных ситуаций будет меньше.

Например, такое правило: уважай труд уборщиц, носи сменную обувь, если это правило не выполнять что произойдет? (Ответы детей)

Другое правило: Не обижай младших, относись дружелюбно к одноклассникам. А если нет…? (Ответы детей)

Таких правил очень много и помните от того, как вы будете их выполнять зависит, как к вам будут относиться окружающие вас люди.

Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?

Притча «Коробочка»

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Обсуждение. Причины конфликтов

Как вам кажется, из-за чего происходят конфликты в классе? Что является их причиной? (Ответы детей).

  • борьба за авторитет;
  • соперничество;
  • обман, сплетни;
  • оскорбления;
  • обиды;
  • личная неприязнь к человеку;
  • симпатия без взаимности;
  • борьба за девочку (мальчика).

Конфликты имеют не только отрицательные функции, но и положительные. Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому «общество без конфликтов это мертвое общество».


Упражнение «Плюсы и минусы. Древо конфликта»

Цель: дать характеристику конфликту, определить положительные и отрицательные стороны конфликта.

Ход упражнения: На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Вот и мы просим вам разделиться на две команды (по отличительным признакам), чтобы найти эти плюсы и минусы (дети расходятся к столам).

Первой команде под названием «Плюс» даётся задание написать на листочках, как можно больше позитивных  последствий конфликта; второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта, затем каждый из вас зачитывает, что написано на его листике и  прикрепляет его к нашему Древу, а потом посмотрим чего же больше плохого или хорошего.

Конструктивные стороны конфликта:

  • Помогает увидеть «слабые стороны» коллектива.
  • Помогает заметить проблемы в отношениях.
  • Позволяет высказать свою точку зрения на проблему.
  • Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции.
  • Позволяет пересмотеть свои взгляды на различные вопросы.
  • Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

  • Отрицательные эмоциональные переживания могут привести к различным заболеваниям.
  • Приводит к нарушению отношений между людьми.
  • Может приводить к снижению дисциплины.
  • Может ухудшиться социально-психологический климат.
  • Сложно восстановить отношения.
  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 – 20 минут послеконфликтных переживаний.

Рефлексия:

Какие можно сделать выводы, посмотрев на наше дерево? (Ответы детей)

Информирование. Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

1. Конкуренция. Этот способ предполагает борьбу между конфликтующими сторонами. Каждый из них отстаивает свою позицию, и не желает уступать сопернику. Оппоненты оказывают различное давление друг на друга. Способ применим, когда человеку очень важен результат, и уступить никак нельзя.

Девиз: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2. Избегание (уход). Человек просто уходит от конфликта без попытки решить его. Этот способ можно применять, когда нет желания разрешать спорную ситуацию, а также когда инцидент настолько незначителен, что не стоит даже тратить силы на выяснение отношений.

Девиз: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

3. Приспособление. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих интересов в пользу оппонента и соглашается на его условия.Этот способ можно использовать, когда отношения между людьми важнее предмета конфликта; проблема не настолько важна, чтобы бороться до последнего или же человек осознает, что у него мало шансов выйти победителем из спорной ситуации.

Девиз: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

4. Компромисс. Каждый из участников спора идет на определенные уступки, тем самым достигается более или менее приемлемое разрешение спорного вопроса. Такой способ подходит, когда нужно хотя бы частично получить желаемое, не хочется обострять отношения с оппонентом.

Девиз: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

5. Сотрудничество. Этот способ можно считать самым лучшим для выхода из конфликтной ситуации. Он подразумевает удовлетворение интересов всех сторон.Подходит в том случае, когда решение проблемы важно для всех участников, и все готовы работать над результатом, когда есть достаточно времени и ресурсов, чтобы решить спорный вопрос, удовлетворив желания каждого их оппонентов.

Девиз: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

 

Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением

Цель: определить, какие стратегии прослеживаются во взаимоотношениях героев мультфильма.

Ход задания: Учащимся необходимо определить, какие стратегии поведения в конфликте использовали герои (обсуждения по каждой ситуации).

Рефлексия:

Что заставляет героев выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?

Какой стиль самый конструктивный во взаимоотношениях людей?

Ребята, скажите, вы считаете себя дружным классом? (Ответы детей). Следующим заданием мы это и проверим.

 


Игра «Стратегии поведения в конфликте (Нарисуй слона)»

Цель: выполнить задание, не вступая в конфликт. Проследить какие стратегии используются.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 группы. Каждой группе раздается её половина задания. Участников предупреждают, что нельзя показывать свое задание участникам другой команды. Задача обеих команд – совместно нарисовать слона. На подготовку внутри команды – 1 минута.

Команда 1

  1. Ты рисуешь уши слона
  2. Ты рисуешь туловище слона
  3. Вы рисуете хобот
  4. Вы рисуете струю воды
  5. Вы рисуете хвост
  6. Вы рисуете ноги слона
  7. Вы рисуете голову слона
  8. Вы рисуете глаза, рот, бивни
  9. Вы рисуете пруд с тремя кувшинками, в котором стоит слон.

Команда 2

  1. Уши должны быть синими
  2. Туловище слона красного цвета
  3. Хобот слона должен быть поднят вверх.
  4. Слон должен лить себе на спину струю воды  
  5. Хвост должен быть прижат к туловищу
  6. Ноги должны быть зеленого цвета
  7. Голова должна быть оранжевого цвета
  8. Пруд, в котором стоит слон – зеленый, кувшинки в пруду красного цвета.
  9. Глаза у слона красного цвета, рот улыбающийся, бивни чёрные.

Рефлексия:

Какие трудности возникли при выполнении задания?

Какие чувства вы испытывали?

Какую стратегию поведения вы использовали?

Итог занятия. Какие выводы можно сделать после проведенного занятия:

  1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.
  2. Конфликты решаются мирно, если стороны готовы пойти на уступки.
  3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь выхода из конфликта.
  4. Живя в обществе, каждый из нас должен стремиться к поддержанию добрых, человеческих отношений.

Просмотр мультфильма про дружбу

Прежде чем вступить в конфликт, подумайте, какой результат вы получите! Решайте проблему, а не сводите счеты. Проявляйте выдержку и не оскорбляйте людей в споре. Заставьте себя слушать доводы других людей. Не переоценивайте свои способности и возможности. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных обид. Умейте отстаивать свое мнение без оскорблений и грубости. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах. Будьте справедливы и честны в конфликте, не стремитесь главенствовать во что бы то ни стало.

На этой позитивной ноте мы вам говорим спасибо, что были с нами, и до свидания!


Список литературы

  1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов.  – М.: ВЛАДОС, 2004. – 212с.
  2. Бережная,  Г.С. Формирование конфликтологической компетентности общеобразовательной школы:  автореф. дис.  канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.С. Бережная; Рос. гос .универ. – Калининград, 2009. – 43с.
  3. Богданов,  Е. Н.  Психология личности в конфликте: учеб. пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин.  –  СПб.: Питер Принт, 2004. – 221с.
  4. Емельянов,  С. М. Управление конфликтами в организации / С.М. Емельянов.  – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. – 315с.
  5. Пономарева,  М.А. Психологическая компетентность руководителя / М.А. Пономарева.  – Мн.: Академия Управления при Президенте РБ, 2008. – 234с.  
  6. Рыданова,  И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления / И.И. Рыданова.  – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 80с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=EcoYI-fk6S8

     «The early hatchling gets the worm»

  1. https://www.youtube.com/watch?v=cF24ZhVdHgw 

littlelightfoundation.org   The Olive Branch "Sleep"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).

Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного  развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в  развитии социального интеллекта. Им важно...

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга "Остров Дружбы"

Групповое занятие с элементами тренинга "Остров Дружбы" направлено на формирование и развитие толерантного этнического сознания. Занятие может быть реализовано в условиях разновозрастной группы, возра...

Групповое занятие с элементами тренинга «Родительское собрание в «трудном классе» проблемы взаимодействия «учитель» / «родитель».

Данное занятие проводится с педагогами школы, чтобы помочь им наладить эффективное общение с родителями ....

Групповое занятие с элементами тренинга «Сделай выбор»

          Вредная привычка - это короткий и легкий путь получить удовольствие: наркотики, курение, алкоголь, азартные игры, переедание, компьютер и т. п. Именно поэтому вредные привычки столь привязчи...

Групповое занятие с элементами тренинга для семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Занятие , организованное педагогом -психологом с целью привлечение семей, воспитывающими ребенка с ОВЗ к   взаимодействию с образовательным учреждением, оказание психологической помощи семья...

Занятие с элементами тренинга «Конфликты в семейных отношениях и их влияние на развитие и воспитание ребёнка»

Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.Задачи: - Научиться разрешать конфликты мирным путем, не ...

Групповое занятие с элементами тренинга для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.Задачи:  Повысить педагогическую культуру родителей;Повысить чувство родительской ответственности за воспитание своих детей;Познакоми...