Занятие с элементами тренинга «Конфликты в семейных отношениях и их влияние на развитие и воспитание ребёнка»
методическая разработка по психологии
Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи:
- Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы;
- Найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков;
- Осознать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением;
- Стать счастливым и спокойным родителем
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
корпус 1
Занятие с элементами тренинга
«Конфликты в семейных отношениях и их влияние на развитие и воспитание ребёнка»»
Подготовил: педагог-психолог
Елатонцева Наталья Михайловна
п.Первомайский, 2017г.
Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи:
- Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы;
- Найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков;
- Осознать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением;
- Стать счастливым и спокойным родителем
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги на каждого участника, флипчарт, скотч, карандаши цветные и простые, маркеры, фломастеры, широкая лента или платочек – 6 шт., клубок ниток, мяч, бланки на каждого родителя: «Ваш стиль воспитания », ручки на каждого родителя, аудиозапись для релаксации.
Ход занятия:
1. Упр. «Нить сближения»
« – Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я вам предлагаю немного отойти от суеты повседневной жизни, расслабиться и побыть самим собой. Давайте с вами познакомимся. У меня в руке клубок ниток. Сейчас мы с вами будем передавать его по кругу, при этом называя себя: «Здравствуйте, меня зовут… Я очень рад вас видеть! У меня сегодня…… настроение». Когда клубок пройдет по всему кругу, он должен соединиться со своей ниточкой. (Выполнение задания). Итак, у нас образовался круг доверия. Сейчас мы все возьмемся за нитку, поднимем все вместе руки, а затем отпустим нитку на пол. Вот так, отлично! »
В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"? Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы подруг, а уже тем более бабушек… Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье, а нередко даже приводит к разводу родителей!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменить взрослое отношение к особенностям детского поведения и проблемам детства. О том, как строить общение и сотрудничество между взрослыми и детьми. Обсудим, как можно научиться быть успешным родителем.
2. Мозговой штурм
Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?
Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
Что учат дома дети, то знают и соседи.
Умел дитя родить, умей и научить.
Яблоко от яблони далеко не падает.
3. Информационное сообщение «Стили воспитания». Приложение 1
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка? Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Я предлагаю ответить на следующие вопросы для того что бы выявить стили воспитания в вашей семье. Используется тест «Ваш стиль воспитания».
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители – сторонники демократического стиля воспитания – уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правила.
1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
2. Взрослые должны согласовать правила между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
4. Дайте свободу.
Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.
5. Никаких нотаций
Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
6. Уступает тот, кто умнее.
Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
7. Не надо обижать.
Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
4.Игровое упражнение «Запрет»
Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?). Представьте, что душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из бумаги). У каждого из вас и у меня есть сердечки, поместите их в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка. (При помощи скотча родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)
-Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
-Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
-Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, здоровыми, заботливыми…
-Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других-жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…
Задумаемся над словами Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитать детей, не воспитывая себя!»
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнем его и бросим на «чашу избавления». Итак, мы избавились от своих пороков, и нам стало легче, и свободнее на душе.
5. Релаксация: «Очищение от тревог». (Звучит релаксационная музыка)
Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...
Сядьте удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...
Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...
Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...
Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!
Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...
Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)
Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
Расскажите о своих ощущениях.
6.Упражнение «Чаша чувств»
(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
- принятие
- внимание
- признание (уважение)
- одобрение
- теплые чувства.
- понимание
- любовь
- доверие
- поддержка
- юмор
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
7. Упр. «Пожелания».
«У меня в руках мяч. Сейчас каждому из вас, к кому попадает мяч в руки, нужно будет кинуть этот мяч другому участнику с пожеланием. Например, «Ольга, я желаю Вам счастья! » (выполнение задания). Спасибо за приятный вечер, до новых встреч!»
Приложение 1
ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на нижеприведенные вопросы, указав букву, которая соответствует вашему типу воспитания.
- Как вы считаете, из – за чего дети скорее станут непослушными?
- Из – за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.
- Из – за чрезмерной требовательности родителей.
- Из – за своего эгоизма, лени и упрямства.
- С каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
a. Если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.
b. Родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они должны заслужить его.
c. Важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали свое общество.
- Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками?
- Ребенок обязан близко общаться с теми детьми, которые нравятся родителям.
- Родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.
- Ребенок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.
- Ребенок должен понимать, что его родители…
a. Знают все, о чем он думает.
b. Интересуются его мыслями и чувствами.
c. Не претендует на то, что бы знать его помыслы.
- Взрослый должен просить прощения у ребенка?
a. Никогда.
b. В тех случаях, когда взрослый не прав – обязательно.
c. По настроению.
- Может ли ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?
a. Пока не станет достаточно взрослым – нет.
b. Конечно, может. Но задача родителей – направить его энергию в мирное русло, предложить интересные и полезные занятия.
c. Может. А родители должны помочь материально.
- Как должны реагировать родители подростка, услышав от него нецензурное слово?
a. Возмутиться и строго наказать.
b. Договориться, что эти слова он не будет произность дома и вообще станет использовать их только в крайнем случае.
c. Не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо ушей.
- Зачем давать деньги накарканные расходы?
a. Для того, чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.
b. Для того чтобы он мог их потратить по своему усмотрению.
c. Для того чтобы он не воровал деньги у родителей.
- У ребенка могут быть секреты от родителей?
a. Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребенком.
b. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь.
c. Конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.
- Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребенка?
a. До той поры, пока ребенок не начнет покупать все на самостоятельно заработанные деньги.
b. До того, как ребенок не научится высказывать свои пожелания на этот счет.
c. До того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.
- Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь?
a. Нет. Можно только хвалить за успехи. «Телячьи нежности» ни к чему.
b. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях).
c. Да. И как можно чаще.
- Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребенка?
a. Безусловно. Родители должны следить за этим.
b. В жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.
c. Ни к чему мучить ребенка и себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...
Виды семейного неблагополучия и их влияние на психологическое развитие ребёнка
Материал для выступления психолога на методическом объединении классных руководителей...
«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»
Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...
Памятка для родителей "По вопросу развития и воспитанию ребёнка и недопущению при общении детей к наркотикам и алкоголю, табакокурению"
Советы родителям....
Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".
Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...
«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка»
В данной разработке представлен конспект родительского собрания на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка»....
Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его разрешения»
Групповое занятие с элементами тренинга«Конфликт и пути его разрешения»Цель: формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов. Задачи: познакомить учащихся с ...