Коррекционно-развивающая программа "АРТ-ТЕРАПИЯ"
методическая разработка по психологии по теме

Кузнецова Мария Викторовна

 

Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности: Тип: терапия искусством. Класс: терапия творчеством (креативная терапия). Подкласс: экспрессивная терапия. Семейства: терапия творческим самовыражением; музыкальная терапия; игровая терапия; сказкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; телесно-двигательная терапия; арт-терапия. Виды арт-терапии: изотерапия (рисуночная терапия); визуальная (терапия образами); медитативное рисование; мультимедийная (интегративная).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_artterapii.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………….3-5

цЕЛИ И ЗАДАЧИ………………………...…………………………..6-8

оСОБЕННОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ…………8-9

  1. аРТ-ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ..….10
  2. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ………………………………………………….11
  3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Последовательность работы. выбор материалов……………..…………………………………………11

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АРТ-ТЕРАПИИ………………………….…..12

Изотерапия………………………………………………………...13

СКАЗКОТЕРАПИЯ……………….……………………………….….14

ИГРОТЕРАПИЯ……………………………………………………….17

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ…………………………………………....…17

ФОТОТЕРАПИЯ……………………………….………………….…..20

  1. ГРУППОВАЯ РАБОТА: ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ………………...…...22

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В РОДИТЕЛЬСКИХ ГРУППАХ………………………………………..25

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППОЙ……………………………………………………………..28ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ…………………………………………………35

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………..…………37
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..……………38
  3. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...…40

I. Пояснительная записка

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы.[1]

В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно "клинический" характер. Как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах, или школах-интернатах.

Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности: Тип: терапия искусством. Класс: терапия творчеством (креативная терапия). Подкласс: экспрессивная терапия. Семейства: терапия творческим самовыражением; музыкальная терапия; игровая терапия; сказкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; телесно-двигательная терапия; арт-терапия. Виды арт-терапии: изотерапия (рисуночная терапия); визуальная (терапия образами); медитативное рисование; мультимедийная (интегративная).

Арт-терапевтическая работа, описанная в данной программе, имеет профилактический или “развивающий” характер, как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка.  Возраст детей 7-17 лет.

Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, ей присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать.

Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе и изобразительная, для них более естественна. Это тем более значимо в тех случаях, когда у ребенка имеются те или иные речевые нарушения. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, не пройдя «цензуры» сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легкодоступны для восприятия и анализа.

Другая особенность связана с тем, что мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их «переработки» в изобразительной деятельности. Немаловажна и «ролевая пластичность» ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности.[2]

Актуальность данной образовательной программы заключается в  том, что художественное самовыражение, так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование арт- терапии  выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Социальная значимость. Изобразительное творчество – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желания м, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов[3], страхов.

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Цели и задачи арттерапии: диагностическая, коррекционная, стрессотерапевтическая, релаксирующая, регулятивная, лечебная,  катарсическая, гармонизирующая,  развивающая, креативогенная, самовыражение,  коммуникативная,  социализирующая.

Области применения арт-терапии: психология, психиатрия, педагогика, образование, воспитание,  социальная сфера, сфера бизнеса,  здоровье сберегающие технологии.

Цели программы:

  • самоактуализация, развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала, расширение форм опыта, отличных от интеллектуального, самовыражение;
  • повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений (психокоррекция);
  • установление контакта со «своим миром», гармонизация личности и установление взаимодействия с разными субперсоналиями;
  • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
  • проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  • сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
  • развить художественные способности и повысить самооценку.

Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Арт-терапия - это метод коррекции и лечения посредством применения художественных практик. Слово «творчество» исключается из определения, так как целей создать уникальное высокохудожественное произведение не стоит вообще. Обучающие задачи также не ставятся.

Развивающие задачи:

  • рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций;
  • развитие активных способов взаимодействия с культурной и социальной средой;
  • развить художественный вкус.

Воспитательные задачи:

  • установление аутентичной близости с миром субъектов и объектов, самоутверждение ребенка через творчество, поведение и деятельность, связанные с неограниченным спектром социальных ролей;
  • воспитать  у обучающихся способность погружения в атмосферу творчества, активизацию фантазии, свободы выбора;
  • духовно-нравственное становление личности в процессе обучения по данной образовательной программе.

Содержание арт-терапии, технический репертуар, используемый в работе по данной программе: 
1. изотерапия[4];
2. пластическая арт-терапия (глина, песочные фантазии, каракули);
3. песочница
[5];
4. фототерапия
[6];
8. мульттерапия
[7];[8]
9. куклотерапия
[9];
10. психодрама
[10];
11. игротерапия
[11];
12. сказкотерапия
[12];

В работе по данной программе учитывается то, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Это связано с возможностью образа более-менее длительное, время "удерживать " переживания, не давая им "выплеснуться" наружу, а так же с их способностью "дистанциировать" переживания за счет механизма проекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным "контейнером" ("накопителем") внутри которого, сложные переживания ребенка, могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или "принять" их. "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции.

Особенности  арт-терапевтической работы:

  • Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна.
  • Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легкодоступны для восприятия и анализа.
  • Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе.
  • Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка, естественная склонность к игровой деятельности.
  •  Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма[13] или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством).[14]

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.


[1] Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. При групповой работе с детьми арт-терапевты используют особые приемы вербальной и невербальной обратной связи, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации. Так, например, в ходе работы с группой ведущий может комментировать действия и изобразительную продукцию участников занятий. Такие комментарии могут включать не только «отзеркаливания», но и использование простейших пояснений того, почему ребенок это рисует или делает, или какие переживания он при этом может испытывать.

[2] Перепелкина Т.Е. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

[3] Ряд авторов предлагает трехчленное деление динамики неврозов: невротические реакции - невротические состояния (неврозы) - невротическое развитие (формирование личности).

Невротические реакции - относительно кратковременные, аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов [7].

Рассмотрим следующую форму невротических проявлений - невротические состояния (неврозы). Многие авторы выделяют три формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Неврастения представляет собой состояние, возникающее в результате сверхсильного напряжения раздражительного или тормозного процесса высшей нервной деятельности и срыва при наличии ослабления процессов внутреннего торможения [15]. Истерический невроз (истерия) - своеобразное невротическое состояние, в проявлении которого играют роль внешние воздействия, но сущность её составляет особая организация высшей нервной деятельности, для которой наиболее характерна чрезмерная внушаемость и самовнушаемость [Там же]. Невроз навязчивых состояний (психастения) понимается как невротическое состояние, при котором человек испытывает чувство собственной психической слабости, неуверенности в себе [Там же]. Следующей формой невротических проявлений является невротическое формирование (развитие) личности. По мнению В. А. Гиляровского, невротическое развитие возникает на основе невроза и проявляется сочетанием стойких изменений личности, напоминающих психопатические, с соматическим компонентом, свойственным неврозу. В. Я. Гиляровский подчеркивал отличия невротического развития, как от невроза, так и от психопатии [20]. В психогенезе невротического формирования личности важная роль принадлежит реакции личности на сознание неполноценности, связанные с наличием стойких и нарушающих социальную адаптацию невротических расстройств.

В настоящее время активно развивается такое направление игровой терапии как арт-терапия.

[4] Терапия рисованием. Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии – это проективный рисунок. Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие.

[5] Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента. Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов. Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии "заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента".

[6] Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.

[7] Терапия анимационным творчеством.

[8] Работа по данной программе в комплексе с работой по программе «Основы анимационного творчества» А.Я.Зайцева. ГБОУ ЦДТ «Свиблово», 2010.

[9] Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол.

[10] Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми

[11] Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

[12] Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

[13] Работа по данной программе предусматривает создание инклюзивных групп с участием аутичных детей и детей с нарушением развития.

[14] Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»). ISBN 5-8046-0184-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...