Принципы здоровьясбережения.
материал по психологии по теме

Хороший материал для составления программы по здоровьесбережению

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая академия последипломного образования Принципы составления программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни Валентина Волевна Онишина, к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры

Слайд 2

Здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм, методов и приемов организации учебной деятельности без ущерба для здоровья школьников. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) « Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Слайд 3

Ортобиотика как наука представляет собой технологию сбережения человеческого здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека, а так же через задействование различных источников и ресурсов, предоставляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себя знания, способствующие укреплению, физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья людей.

Слайд 4

Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме. Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.

Слайд 5

Здоровье: единство физической, психической и духовной составляющих

Слайд 6

Потребности физические духовные психические

Слайд 7

дистресс НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТРЕСС

Слайд 8

Учебный стресс – состояние, характеризующиеся снижением эмоционального и интеллектуального потенциала у школьника, вследствие нереализации им своих базовых потребностей (физических, психических, духовных) и ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста.

Слайд 9

Психосоматические заболевания

Слайд 10

Личностные и социальные болезни н Общественно опасное поведение Мании: игромания, телемания, шопомания Фобии: ксенофобия, клаустрофобия, агарофобия, нозофобия, социофобия Секс: ранние половые контакты, неразборчивые половые связи, проституция Компульсивное поведение: интернет- зависимость, голодание, переедание /// Наркотики: алкоголь, ПАВ, курение Терроризм Экстремизм Экстрим: работа, спорт, управление транспортом

Слайд 11

Духовно-нравственные заболевания: Эгоизм ПЕССИМИЗМ Неумение самостоятельно решать проблемы Духовно-нравственная деградация Отсутствие «взлетных» целей Отсутствие смысла жизни АПАТРИОТИЗМ Депрофессионализм Неумение самостоятельно учиться

Слайд 12

Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основная задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Слайд 13

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя п озиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Слайд 14

Психология Педагогика А как бы ты хотел? (могу, хочу) Делай, как я сказала! (должен) Сравнение (с собой вчерашним) Сравнение (с кем-то другим) Отсутствие оценки Наличие оценки Признание личностной индивидуальности Отрицание личностной индивидуальности (ты как все) Снятие психофизического напряжения Создание психофизического напряжения

Слайд 15

Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности Психопедагогика SQ PQ IQ - EQ

Слайд 16

Модель здоровьесбережения I блок – саморегуляция III блок – самоактуализация II блок – активизация познавательных процессов

Слайд 17

Первый блок модели - саморегуляция - формирует регулятивные универсальные учебные действия УУД)

Слайд 18

Психофизическая саморегуляция СПС Дыхание Тело Сознание “ Дыхание треугольником ” “ Свободное дыхание ” Дыхание “ Волна ” “ Бодифлекс ” Вдох длиннее выдоха Выдох длиннее вдоха Массаж Су-джок “ ОЗЕРО ” Мудры аюрведы Психотехника “ якорения ” Техника “ гимнастика мозга ” ОГОНЬ ВОЗДУХ ВОДА ЗЕМЛЯ “ МОРЕ ” “ Трансформация энергии ” “ Сосуд самоценности ” “ Интеграция частей психики ” “ Шляпы мышления ”

Слайд 19

Второй блок модели – активизация познавательных процессов формирует познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия УУД)

Слайд 20

Познавательные процессы Основные направления работы и психолого-педагогические техники 1. Внимание Приведение сознания в состояние «здесь и сейчас». 2. Память Образная память: зрительная память, аудиальная память, кинестетическая (телесная) память. «Стратегия правописания». 3. Мышление Рефлексия и саморефлексия. Изучение понятия как объекта. Образность. 4. Восприятие Учет типов восприятия. Гендерный подход. Техника «Синквейн». 5. Воображение Творческая визуализация: техника «Визуализация понятия». 6. Речь Чтение и слушание – анализ информации; письмо и говорение – синтез информации: техники «Интегральный алгоритм чтения» и «Дифференциальный алгоритм чтения». 7. Воля Самомотивация. Принципы позитивного мышления. Поднятие энергетического потенциала личности.

Слайд 21

Третий блок модели - самоактуализация личности - формирует личностные универсальные учебные действия УУД)

Слайд 22

Личностные качества Принципы Методы Психолого-педагогические техники 1. Ориентация во времени Осознание себя во времени и пространстве Приведение сознания к состоянию «здесь и сейчас» «Осознание своих потребностей» 2.Ценности самоактуализации Создание позитивных установок во внутреннем мире личности Творческая визуализация «Позитивная установка» 3. Взгляд на природу человека Саморегуляция Релаксация «Ресурсный вопрос» 4. Потребность в познании Самомотевация на получения знаний Фокусировка сознания на решения личностной проблемы «Фокусировка сознания» 5. Стремление к творчеству Непосредственное переживание образов внутреннего мира Идентификация « VAK -образы» 6. Автономность Соблюдение алгоритма анализа и синтеза информации Саморефлексия «Свое мнение» 7. Спонтанность Обращение к своему позитивному опыту Создание ресурсного состояния личности «Якорь трех пальцев» 8. Самопонимание Холистический подход в оценке информации Деидентификация «Куб» 9. Аутосимпатия Диагностика и самодиагностика актуального состояния сознания Проекция «Смена эмоций» 10. Контактность Экология мышления Осознание личностных установок «Матрица убеждающих коммуникаций» 11. Гибкость в общении Изменение угла зрения Осмысление информации из 1-4 позиции восприятия «Позиции восприятия»

Слайд 23

Принципы построения технологии здоровьесбережения Ортобиотичность. Формирование компетентнций (урочная, внеурочная и внеклассная деятельность). Антропологизм. Природосообразность (три вида потребностей). Психопедагогика. Технологичность.

Слайд 24

Апробация и внедрение модели здоровьесбережения школьников. Учебная деятельность: с 2005 г. – реализуется курс в академии: «Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности» - 72 ч. «Учебный стресс и способы его нейтрализации»; «Технология здоровьесбережения школьников». Экспериментальная деятельность: с 2006 г. – КБУ Лицей «Серпухов». «Технология здоровьесбережения младших школьников» I – II части. Научная деятельность: «Методика апробации и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную практику»; «Здоровьесберегающие технологии в школе. Теория и практика внедрения». Тема: Формирование культуры здорового питания у школьников.

Слайд 25

Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьников : практ. пособие/ [авт.-сост. В. В. Онишина]. – М.: АРКТИ, 2008. – 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы Д.Б. Кабалевского

       В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оп...

Машиноведение 7 класс "Принцип образования челночного стежка. Принцип действия двигателя ткани"

Сокращенная презентация  по машиноведению в 7 классе, в презентация содержит контрольные вопросы по материаловедению и машинным швам....

Анализ проведения урока с позиции здоровьясбережения

Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,эмоционального, интеллектуального, личн...

"Педагогические технологии на уроках математики в контексте здоровьясбережения"

›Цели и задачи:сохранение здоровья школьника за период обучения в школе;›формирование  у обучающегося  необходимых знаний и навыков по здоровому образу жизни;›использование полученных знаний...

Организация процесса здоровьясбережения и здоровьясохранения обучающихся в воспитательной работе школы - интернате

Выступление на педогагическом советеВступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья ребенка является не только важной медицинск...

Программа здоровьясбережения

Если человек сам следит за своим здоровьем,то трудно найти врача, который знал былучше полезное для его здоровья, чем он сам.Сократ...