Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы Д.Б. Кабалевского
статья (музыка) по теме
В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оптимального общего развития каждого ученика. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, чувств, нравственных качеств школьника при сохранении его здоровья.
МАОУ «СОШ №83» Кировского района г. Перми работает на основе дидактической системы академика Л.В.Занкова, направленной на общее развитие учащихся. Составители УМК системы Л.В. Занковавключили в комплект программу автора Ригиной Г.С.
Изучив принципы системы РО Л.В. Занкова, я поняла, что они очень гармонично связаны с методами и принципами программы Д.Б. Кабалевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
is._rabota.docx | 73.72 КБ |
is._rabota.docx | 73.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Перми Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа№83» г.Перми
ул.Волгодонская, 20а , г.Пермь, 614109
тел. (342) 251-26-72, факс (342) 283-60-09, 251-36-60
E-mail: sc83@pstu.ac.ru , http: s83.do.am
ОГРН 1025901605861 ОКПО 43052094
ИНН 5908019661 КПП590801001
Исследовательская работа
учителя МАОУ «Средняя школа №83» г.Перми Каримовой Ирины Леонидовны
по теме;
Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы
Д.Б. Кабалевского
1
В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оптимального общего развития каждого ученика. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, чувств, нравственных качеств школьника при сохранении его здоровья.
МАОУ «СОШ №83» Кировского района г. Перми работает на основе дидактической системы академика Л.В.Занкова, направленной на общее развитие учащихся. Составители УМК системы Л.В. Занкова включили в комплект программу автора Ригиной Г.С.
Изучив принципы системы РО Л.В. Занкова, я поняла, что они очень гармонично связаны с методами и принципами программы Д.Б. Кабалевского. Применение принципов Л.В. Занкова даёт возможность сделать урок музыки уроком развития личностных качеств учащихся. Задача учителя видеть ученика, как растущего человека, который в процессе обучения должен получить целостное всестороннее развитие, а не рассматривать его, как усваивающего школьную программу, способного или неспособного.
Урок является основной организационной формой обучения в общеобразовательной школе, по какой бы программе она не работала. Посещая уроки в «занковских» классах, я увидела, что структура урока имеет много общего со структурой урока музыки. Нет обычного стандарта - опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном переплетении новых знаний с ранее полученными. Урок развёртывается в виде постепенного углубления в тему. Интенсивная работа мысли вызывает чувство удовлетворения детей собой, стремление довести работу до конца, заниматься поиском знаний, делать самостоятельно выводы. Происходит общение в атмосфере доверительности, что принято называть педагогикой сотрудничества. Дети и учитель - участники диалога. Урок музыки имеет ту же структуру, но познание и развитие учащегося происходит процессом музыки, а учитель - мостик между учеником и музыкой. В «Основных принципах и методах» программы для общеобразовательной школы Д.Б.Кабалевский в качестве проявления творческого начала детей называл «своеобразие ответов» (а не только их
2
правильность). Метод размышления о музыке Кабалевского подразумевает не усвоение учащимися готовых знаний, а выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения.
Я стараюсь строить урок так, чтобы проблему ставил не учитель, а дети предлагали разрешить какую-либо проблемную ситуацию, стремились задать вопрос сами, то есть, повысить познавательный уровень за счёт мотивации. Это активизирует детей на уроке, они готовы поделиться своим мнением со мной, друг с другом, с людьми, присутствующими на уроке, и выслушать мнение другого, что немало важно. Главное не «гладкость» урока, а естественный процесс развертывания познания - с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, смущения. Ученики многосторонне раскрываются друг перед другом, учителем, а что важнее всего, открывают сами себя.
Интегрированные уроки дают возможность детям увидеть тесную связь, существующую между видами искусств, - они отражают жизнь.
«Такое обучение, - писал Л.В.Занков, - должно дать детям общую картину мира на основе ... литературы и искусства». Развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки в смежные виды искусства Л.Горюнова называет методом создания художественного контекста. Конечно, интегрированный урок требует больше подготовки со стороны учителя литературы и музыки. Новеллу «Кармен» П. Мериме ребята анализировали на уроке литературы. На уроке музыки слушали и анализировали фрагменты оперы «Кармен». Нашли зерно - интонации в увертюре. Перед посещением театра оперы и балета я просила ребят проследить за развитием интонации, дать ей название, определить её роль в опере и в образе Кармен. На уроке через развитие интонации внимание учащихся направляется на постижение чувств, мыслей Кармен, её духовных ценностей. Таким образом, создаётся музыкально-литературный портрет героини.
3
Работая в этом ключе с учителем литературы Шелепаевой Е.Н., мы создали цикл уроков по разным темам: «Музыкальные рассказы Паустовского» (3 ч.); «Моцарт и Сальери» (по трагедии А.С.Пушкина) (2 ч.), где знакомство с музыкой Моцарта было логическим продолжением урока по рассказу «Старый повар» К.Паустовского. В трагедии композитор предстал перед учащимися другим человеком, другой стала и его музыка. Учащиеся с помощью музыкальных произведений пытались выразить душевное состояние Моцарта, вспомнив высказывание К.Паустовского «Музыка - зеркало гения», с которым встречались в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Эти слова относились к Эдварду Григу, но разве они не близки Моцарту, Баху, Чайковскому?
Система академика Л.В.Занкова выделяет следующие принципы, которые я использую на своих уроках музыки:
обучение на высоком уровне трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
изучение программного материала быстрым темпом;
осознание школьниками процесса учения;
систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных и слабых.
Принципы обучения на высоком уровне трудности не
согласуются с требованиями постепенно проводить учащихся
по ступенькам информативного, репродуктивного, частично -
поискового метода. Ученики включаются в исследовательскую, поисковую деятельность. Обучение на высоком уровне трудности требует предъявления ученикам заданий, «нащупывающих» верхний предел их возможностей. Это не означает, что не соблюдается мера трудности заданий, она обеспечивается путём снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Мы, нередко не проверив, заранее решаем, что доступно, что недоступно детям, обедняем возможности их развития. (Н.Л. Гродзенская). Постижение крупных инструментальных произведений - процесс трудный, но увлекательный.
Знакомясь с произведениями Бетховена в первом классе «Сурок» и «Веселое. Грустное», ребята говорят, что композитор был человеком добрым, отзывчивым, верил в лучшее. Увидев портрет, ребята задают вопрос: «Почему на портрете другой характер у композитора, не как в музыке?» Тогда я рассказываю о ярких страницах жизни Бетховена. В их
4
памяти он остаётся не только добрым, а ещё и мужественным, сильным человеком. Слушая, анализируя, разучивая мелодию третей части "Пятой симфонии" (второй класс), спрашиваю: «Кто из знакомых нам композиторов мог написать такую мужественную, храбрую музыку?» Подумав, ребята отвечают: « Бетховен».
Прохлопывая ритм мелодии, мы вычленяем ритмическое зерно - J J J о. Прошу его прохлопать медленно. «Как будто, кто-то стучит», — говорят ребята. Подтверждаю их мысль словами Бетховена: «Так судьба стучится в дверь». Слушая экспозицию третей части "Пятой симфонии", ребята слышат, что есть ещё один «голос», кто-то слабенький отвечает сильному голосу, они всё время переговариваются. Приходим к выводу, что симфония строится на двух музыкальных темах.
Через несколько уроков (конец четверти) предлагаю послушать ребятам первую часть "Пятой симфонии", но не говорю названия и композитора. Ребята чувствуют знакомые интонации, слышат «разговор» двух музыкальных тем. Они узнают музыку Бетховена! «Какая часть звучит раньше, какая из них первая?» - спрашиваю детей. Ни разу ещё интуиция детей их не подводила. Та часть, где мотив судьбы слышится ярче, настойчивей, изобразительней, решительней, и является началом музыкального произведения.
Путь познания музыкального произведения связан с представлением о музыке, как об интонационно — образном мышлении (Б. Асафьев).
На вопрос «Что такое симфония?» ребята отвечают так: «Симфония - музыкальный рассказ. Симфония №5 похожа на рассказ о жизни Бетховена». Такой анализ музыки является, «забегом в тему «музыкальная драматургия»; одновременно происходит развитие чувства стиля композитора. «Личность, проявляющаяся в музыкальных звуках, - вот что такое стиль в музыке» (Е. Назайкинский). Музыкально - образные представления являются характеристикой стиля (метод переинтонирования).
Посмотрев на видео урок по программе М.С. Красильниковой «К вершинам музыкального искусства», почитав методику её работы, я поняла, что планка высокого уровня трудности может быть поднята ещё выше и с успехом «взята» детьми. Путь вхождения ребёнка в мир крупных музыкальных произведений М.С. Красильникова назвала «методом создания шедевров».
5
Принцип ведущей роли теоретических знаний неразрывно
связан с принципом обучения на высоком уровне трудности.
Этот принцип диктует, как можно более раннее введение
обобщённых знаний, терминов, определений. Знакомство с
теорией происходит в процессе художественной деятельности,
которая направлена на осознание языка музыкального
искусства, и протекает как творческий процесс.
Попевка «Разные ребята» знакомит ребят с музыкой, умеющей
выражать разные характеры детей с помощью разных
длительностей.. Запись ритма на доске показывает, что
пока спокойные ребята делают один шаг, непоседы успевают
сделать два. У Р. Кроме наших шагов, можно ли
услышать ритмы в нашей жизни? «Ритм поезда, ритм дождя,
ритм сердца», - говорят ребята. Предлагаю им создать и
записать ритм их имён, прохлопать несколько раз подряд.
Ритм имён складывается в музыкальный ритм, например:
- ритм вальса (Ма-шень-ка), марша (Ма-ша), польки (Ма – шень-ка).
Те ребята, кто не успел сделать эту работу в классе, с удовольствием делают это дома. Так происходит знакомство с ритмическими длительностями.
В третьем классе одним из любимых композиторов становится Эдвард Григ. От его музыки ребята получают огромный эмоциональный подъём. Когда яркие фрагменты музыки к спектаклю «Пер Гюнт» прослушаны, проанализированы, я говорю детям, что лучшие музыкальные номера спектакля объединил Э. Григ в две сюиты. Учащиеся задают вопрос: «Что такое сюита?» Когда вопрос поставлен детьми, то ответ они ждут с большим нетерпением и желанием. Но ответить на вопрос им опять придётся самим. Использую презентацию. На 1 слайде постепенно появляются:
Сюита №1 Э. Григ
- «Утро»
- «Смерть Озе»
- «Танец Анитры»
- «В пещере горного короля»
Названия частей записаны разными цветами: 1 - нежно-розовое, 2 - чёрное, 3 - жёлтое, 4 - тёмно-синее (так на предыдущих уроках ребята окрашивали основную музыкальную интонацию). Глядя на слайд и опираясь на свой слуховой опыт, учащиеся дают определение свойств сюиты: она состоит из нескольких музыкальных
6
произведений; музыка частей разная по характеру; разные части связывает один герой Пер Гюнт.
Таким образом, мы путём поиска пришли к определению сюиты, остаётся только проверить наше мнение по музыкальному словарю. Открываю словарь и читаю ребятам: "Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла." Это определение открывается на следующем слайде. Далее размышляем над вопросом - для чего нужно было создавать сюиту? Ответов много, они сходятся к выводу, что сюита - вторая жизнь музыки Грига, её второе рождение. Музыка норвежского композитора, переходя из одной формы в другую, не меняя своего содержания, всегда остаётся современной, актуальной, потому, что задаёт вечные вопросы - поиски смысла жизни, счастья, любви.
Музыкальная грамотность - это музыкальная культура, это способность воспринимать музыку, как живое искусство, рождённое жизнью и неразрывно связанное с ней (Д.Б. Кабалевский). Теоретические знания помогают понять, услышать музыку, а не ставятся во главу угла. В приведённых выше примерах прослеживается ещё один принцип РО Занкова - принцип осознания школьниками процесса обучения.
"Принцип сознательности в его обычном понимании и наш принцип осознания школьниками процесса учения отличаются друг от друга по объекту и характеру осознания. Если в первом осознание обращено вовне, имея своим объектом сведения, умения и навыки, которыми надо овладеть, то во втором, оно обращено внутрь, на протекание учебной деятельности" (Л.В. Занков).
Принцип прохождения материала быстрым темпом вовсе не означает спешить, давать как можно больше заданий на дом и на одном и том же уроке. Принцип требует непрерывного обогащения, обновления содержания умственной деятельности.
Л.В. Школяр в статье "Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы" пишет: "Фактически музыкальное обучение, "эксплуатирующее" лишь наличный уровень детского развития - это топтание на месте; элементарное удовлетворение заложенной в нём естественной
7
потребности, хотя и приносящее детям радость, оживление в их жизни, но не имеющее ничего общего с развивающим музыкальным образованием". Для прохождения материала быстрым темпом и во избежании "топтания на месте" в программе Кабалевского есть гениальная особенность - тематизм. Объединение музыкального материала по темам предполагает возврат или предварительное включение в урок произведений, которые могут быть отнесены сразу к двум или нескольким темам. Тем самым создаются условия для повторения и закрепления материала. При закреплении ранее пройденного материала создаётся фундамент для изучения нового материала. При таком раскладе "топтание на месте" просто исключено.
Принцип целенаправленной работы над общим развитием представляет простор для индивидуальности каждого. Но все ли могут творчески работать? Не идеалистическое ли это стремление - всех приблизить к творчеству? Не напрасно ли мы тратим силы? И не калечим ли мы детей, заряжая их жаждой творчества при малых способностях?
Да, способности разного рода деятельности у всех разные. И скажем музыканта без музыкальных способностей можно вырастить лишь посредственного. Природа, наследственность, конечно же, имеют значение и немалое при "раздаче" нам задатков. И, тем не менее, множество экспериментов учёных доказывает, что способности можно взращивать - и очень значительные.
Иногда от родителей слышу такой вопрос: "За что вы ставите сыну пять по музыке? У него нет слуха, нет голоса, нет музыкальных способностей!»
Дорогие родители! Зато ваш ребёнок может отличить музыку Бетховена от музыки Чайковского. У него есть достаточно слуха, чтобы отличить разные стили этих композиторов. А то, что мальчик не точно воспроизводит мелодию, как вам кажется, то это дело поправимое. Главное, что у ребёнка есть основная способность, - эмоционально откликнутся на музыку. Тарасова К.М. в книге «Антегинез музыкальных способностей» приводит такую систему музыкальных способностей:
8
В ней все компоненты взаимосвязаны, а эмоциональная отзывчивость является ядром этой системы. Композитор Д.Б. Кабалевский доказал, что у всех здоровых детей можно развить слух путём их всеобщего развития. Общее развитие сильных и слабых учеников обеспечивает возможность оптимального развития каждого. Занимаясь одним видом творчества, ребёнок оказывается способным творить и в других сферах, то есть творчески развитая личность остаётся творческой в любом виде деятельности.
Для соблюдения принципа общего развития большую роль играют домашние задания. Хотя они выполняются по желанию, не обязательно их выполнение, всё равно им я уделяю особое внимание. Домашние задания включают в себя наблюдения за жизнью, природными явлениями, выяснением каких-то вопросов у взрослых, чтение литературных произведений, работу со словарём, музыкальное, художественное и поэтическое творчество. Домашние задания не являются источником перегрузки в силу их разнообразия и их соответствия потребности в познании, пробуждённом у детей на уроке. Например, определив на уроке, что такое жанр кантаты, прошу детей воспользоваться словарём, интернетом и проверить правильность нашего определения.
Разучивая песню «Колыбельная медведицы» дети, обычно спрашивают о «звёздных» медведях. Выяснить этот вопрос
9
прошу их самих дома, желательно нарисовать в тетради изображение «звёздных» медведей. Выполняя это задание, учащиеся расширяют свой кругозор и видят отражение в музыке различных природных явлений.
Часто предлагаю задания на выбор для разного уровня развития учащихся. Второй класс. Тема «Интонация» (скороговорки музыкальные и разговорные). Задание первое: научиться чётко и быстро говорить любую скороговорку; задание второе: сделать разговорную скороговорку музыкальной (сочинить мелодию); третье: нарисовать ступеньками или движением руки движение придуманной мелодии скороговорки.
Первое задание самое простое, с ним справляется каждый. Второе посложнее, третье - не только сочинить, а ещё и подключить мыслительно-аналитическую деятельность, «увидеть» мелодию зрительно.
Одно из любимых заданий ребят - рисовать музыку, поэтому оно встречается часто. Слушая "Пятую симфонию" Бетховена во втором классе, прошу ребят нарисовать «мотив судьбы», создать его зрительный образ. Работы бывают разные; у кого-то это тёмное пятно, прозрачное привидение; у других чёрная туча на голубом небе; коршун над лебедем и т.д. Лучшие рисунки учащиеся отбирают на выставку «Я рисую музыку».
Рисуют ребята не только музыку. В восьмом классе, слушая Скрябина, они создавали ассоциативный портрет композитора. Рисунки превзошли мои ожидания. Звездой яркой и полётной, с радужным шлейфом; вихрем над городом; цветными красно-жёлтыми пятнами; в чёрно-белом цвете - борьба светлого и демонического — вот такого увидела я композитора в детских рисунках.
Работая в коллективе единомышленников РО Занкова, мы с учителями - предметниками находим точки соприкосновения наших предметов: музыки, истории, литературы, изо, МХК. Наши учащиеся получают иногда одно задание по двум предметам. Прочитать рассказы Паустовского - задание по литературе и по музыке. На уроках литературы ребята, прочитав рассказ «Старый повар», проанализируют характеры главных героев, определят значение музыки для умирающего старика. На уроке музыки главным будет вопрос: «Почему именно это произведение выбрал Моцарт для старого повара?»
Анализируя музыку (Фантазия ре минор), учащиеся замечают общность развития двух произведений - от тьмы к свету, только каждое из искусств, проходя этот путь драматургии делает это разными средствами выразительности.
10
Для раскрытия образов героев трагедии «Борис Годунов» М.П. Мусоргского - требуется применения знаний по нескольким дисциплинам: история литература, музыка (музыкальная культура разных народов, интонационное развитие, музыкальная память, интонирование), театральное искусство. На протяжении нескольких уроков ребята добывают знания, делают «открытия » на основе ранее полученных знаний. Происходит общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, которое базируется на деятельностном подходе (ФГОС 2 поколения).
Эти основные принципы системы Л.В. Занкова помогают мне строить урок в развивающем ключе, сделать урок музыки уроком искусства, позволяет расширить кругозор учащихся, развить умение мыслить неординарно, находить самостоятельные решения, а главное, привить интерес к искусству, воспитать гармонично развитую личность Никто никогда не говорил, что преподавать музыку легко. Особенно трудно это сейчас, когда видео клипы заменили живое искусство, когда поп-музыка заполонила телевидение, радио, когда подлинные ценности зачастую остаются невостребованными. Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим. Но если мы сохраним принципы РО
Занкова, о которых шла речь, то коллектив нашей школы сможет противостоять натиску массовой культуры, сохранить заинтересованность учащихся в уроках искусства, литературы, способствовать вдумчивому чтению, слушанию музыки, восприятию изобразительного искусства.
Я не думаю, что предложила универсальное средство для проведения уроков музыки. Это мой взгляд, мой поиск, во-первых. А во - вторых, не может быть вообще универсальных рецептов, так как следование единым образом - убивает творчество.
Л.В. Занков писал: «Творчество - это постоянное стремление вперёд, к более современному, к новому, осуществление возникшего стремления. Делать завтра лучше, чем сегодня, - вот девиз творчески работающего учителя».
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Перми Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа№83» г.Перми
ул.Волгодонская, 20а , г.Пермь, 614109
тел. (342) 251-26-72, факс (342) 283-60-09, 251-36-60
E-mail: sc83@pstu.ac.ru , http: s83.do.am
ОГРН 1025901605861 ОКПО 43052094
ИНН 5908019661 КПП590801001
Исследовательская работа
учителя МАОУ «Средняя школа №83» г.Перми Каримовой Ирины Леонидовны
по теме;
Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы
Д.Б. Кабалевского
1
В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оптимального общего развития каждого ученика. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, чувств, нравственных качеств школьника при сохранении его здоровья.
МАОУ «СОШ №83» Кировского района г. Перми работает на основе дидактической системы академика Л.В.Занкова, направленной на общее развитие учащихся. Составители УМК системы Л.В. Занкова включили в комплект программу автора Ригиной Г.С.
Изучив принципы системы РО Л.В. Занкова, я поняла, что они очень гармонично связаны с методами и принципами программы Д.Б. Кабалевского. Применение принципов Л.В. Занкова даёт возможность сделать урок музыки уроком развития личностных качеств учащихся. Задача учителя видеть ученика, как растущего человека, который в процессе обучения должен получить целостное всестороннее развитие, а не рассматривать его, как усваивающего школьную программу, способного или неспособного.
Урок является основной организационной формой обучения в общеобразовательной школе, по какой бы программе она не работала. Посещая уроки в «занковских» классах, я увидела, что структура урока имеет много общего со структурой урока музыки. Нет обычного стандарта - опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном переплетении новых знаний с ранее полученными. Урок развёртывается в виде постепенного углубления в тему. Интенсивная работа мысли вызывает чувство удовлетворения детей собой, стремление довести работу до конца, заниматься поиском знаний, делать самостоятельно выводы. Происходит общение в атмосфере доверительности, что принято называть педагогикой сотрудничества. Дети и учитель - участники диалога. Урок музыки имеет ту же структуру, но познание и развитие учащегося происходит процессом музыки, а учитель - мостик между учеником и музыкой. В «Основных принципах и методах» программы для общеобразовательной школы Д.Б.Кабалевский в качестве проявления творческого начала детей называл «своеобразие ответов» (а не только их
2
правильность). Метод размышления о музыке Кабалевского подразумевает не усвоение учащимися готовых знаний, а выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения.
Я стараюсь строить урок так, чтобы проблему ставил не учитель, а дети предлагали разрешить какую-либо проблемную ситуацию, стремились задать вопрос сами, то есть, повысить познавательный уровень за счёт мотивации. Это активизирует детей на уроке, они готовы поделиться своим мнением со мной, друг с другом, с людьми, присутствующими на уроке, и выслушать мнение другого, что немало важно. Главное не «гладкость» урока, а естественный процесс развертывания познания - с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, смущения. Ученики многосторонне раскрываются друг перед другом, учителем, а что важнее всего, открывают сами себя.
Интегрированные уроки дают возможность детям увидеть тесную связь, существующую между видами искусств, - они отражают жизнь.
«Такое обучение, - писал Л.В.Занков, - должно дать детям общую картину мира на основе ... литературы и искусства». Развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки в смежные виды искусства Л.Горюнова называет методом создания художественного контекста. Конечно, интегрированный урок требует больше подготовки со стороны учителя литературы и музыки. Новеллу «Кармен» П. Мериме ребята анализировали на уроке литературы. На уроке музыки слушали и анализировали фрагменты оперы «Кармен». Нашли зерно - интонации в увертюре. Перед посещением театра оперы и балета я просила ребят проследить за развитием интонации, дать ей название, определить её роль в опере и в образе Кармен. На уроке через развитие интонации внимание учащихся направляется на постижение чувств, мыслей Кармен, её духовных ценностей. Таким образом, создаётся музыкально-литературный портрет героини.
3
Работая в этом ключе с учителем литературы Шелепаевой Е.Н., мы создали цикл уроков по разным темам: «Музыкальные рассказы Паустовского» (3 ч.); «Моцарт и Сальери» (по трагедии А.С.Пушкина) (2 ч.), где знакомство с музыкой Моцарта было логическим продолжением урока по рассказу «Старый повар» К.Паустовского. В трагедии композитор предстал перед учащимися другим человеком, другой стала и его музыка. Учащиеся с помощью музыкальных произведений пытались выразить душевное состояние Моцарта, вспомнив высказывание К.Паустовского «Музыка - зеркало гения», с которым встречались в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Эти слова относились к Эдварду Григу, но разве они не близки Моцарту, Баху, Чайковскому?
Система академика Л.В.Занкова выделяет следующие принципы, которые я использую на своих уроках музыки:
обучение на высоком уровне трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
изучение программного материала быстрым темпом;
осознание школьниками процесса учения;
систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных и слабых.
Принципы обучения на высоком уровне трудности не
согласуются с требованиями постепенно проводить учащихся
по ступенькам информативного, репродуктивного, частично -
поискового метода. Ученики включаются в исследовательскую, поисковую деятельность. Обучение на высоком уровне трудности требует предъявления ученикам заданий, «нащупывающих» верхний предел их возможностей. Это не означает, что не соблюдается мера трудности заданий, она обеспечивается путём снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Мы, нередко не проверив, заранее решаем, что доступно, что недоступно детям, обедняем возможности их развития. (Н.Л. Гродзенская). Постижение крупных инструментальных произведений - процесс трудный, но увлекательный.
Знакомясь с произведениями Бетховена в первом классе «Сурок» и «Веселое. Грустное», ребята говорят, что композитор был человеком добрым, отзывчивым, верил в лучшее. Увидев портрет, ребята задают вопрос: «Почему на портрете другой характер у композитора, не как в музыке?» Тогда я рассказываю о ярких страницах жизни Бетховена. В их
4
памяти он остаётся не только добрым, а ещё и мужественным, сильным человеком. Слушая, анализируя, разучивая мелодию третей части "Пятой симфонии" (второй класс), спрашиваю: «Кто из знакомых нам композиторов мог написать такую мужественную, храбрую музыку?» Подумав, ребята отвечают: « Бетховен».
Прохлопывая ритм мелодии, мы вычленяем ритмическое зерно - J J J о. Прошу его прохлопать медленно. «Как будто, кто-то стучит», — говорят ребята. Подтверждаю их мысль словами Бетховена: «Так судьба стучится в дверь». Слушая экспозицию третей части "Пятой симфонии", ребята слышат, что есть ещё один «голос», кто-то слабенький отвечает сильному голосу, они всё время переговариваются. Приходим к выводу, что симфония строится на двух музыкальных темах.
Через несколько уроков (конец четверти) предлагаю послушать ребятам первую часть "Пятой симфонии", но не говорю названия и композитора. Ребята чувствуют знакомые интонации, слышат «разговор» двух музыкальных тем. Они узнают музыку Бетховена! «Какая часть звучит раньше, какая из них первая?» - спрашиваю детей. Ни разу ещё интуиция детей их не подводила. Та часть, где мотив судьбы слышится ярче, настойчивей, изобразительней, решительней, и является началом музыкального произведения.
Путь познания музыкального произведения связан с представлением о музыке, как об интонационно — образном мышлении (Б. Асафьев).
На вопрос «Что такое симфония?» ребята отвечают так: «Симфония - музыкальный рассказ. Симфония №5 похожа на рассказ о жизни Бетховена». Такой анализ музыки является, «забегом в тему «музыкальная драматургия»; одновременно происходит развитие чувства стиля композитора. «Личность, проявляющаяся в музыкальных звуках, - вот что такое стиль в музыке» (Е. Назайкинский). Музыкально - образные представления являются характеристикой стиля (метод переинтонирования).
Посмотрев на видео урок по программе М.С. Красильниковой «К вершинам музыкального искусства», почитав методику её работы, я поняла, что планка высокого уровня трудности может быть поднята ещё выше и с успехом «взята» детьми. Путь вхождения ребёнка в мир крупных музыкальных произведений М.С. Красильникова назвала «методом создания шедевров».
5
Принцип ведущей роли теоретических знаний неразрывно
связан с принципом обучения на высоком уровне трудности.
Этот принцип диктует, как можно более раннее введение
обобщённых знаний, терминов, определений. Знакомство с
теорией происходит в процессе художественной деятельности,
которая направлена на осознание языка музыкального
искусства, и протекает как творческий процесс.
Попевка «Разные ребята» знакомит ребят с музыкой, умеющей
выражать разные характеры детей с помощью разных
длительностей.. Запись ритма на доске показывает, что
пока спокойные ребята делают один шаг, непоседы успевают
сделать два. У Р. Кроме наших шагов, можно ли
услышать ритмы в нашей жизни? «Ритм поезда, ритм дождя,
ритм сердца», - говорят ребята. Предлагаю им создать и
записать ритм их имён, прохлопать несколько раз подряд.
Ритм имён складывается в музыкальный ритм, например:
- ритм вальса (Ма-шень-ка), марша (Ма-ша), польки (Ма – шень-ка).
Те ребята, кто не успел сделать эту работу в классе, с удовольствием делают это дома. Так происходит знакомство с ритмическими длительностями.
В третьем классе одним из любимых композиторов становится Эдвард Григ. От его музыки ребята получают огромный эмоциональный подъём. Когда яркие фрагменты музыки к спектаклю «Пер Гюнт» прослушаны, проанализированы, я говорю детям, что лучшие музыкальные номера спектакля объединил Э. Григ в две сюиты. Учащиеся задают вопрос: «Что такое сюита?» Когда вопрос поставлен детьми, то ответ они ждут с большим нетерпением и желанием. Но ответить на вопрос им опять придётся самим. Использую презентацию. На 1 слайде постепенно появляются:
Сюита №1 Э. Григ
- «Утро»
- «Смерть Озе»
- «Танец Анитры»
- «В пещере горного короля»
Названия частей записаны разными цветами: 1 - нежно-розовое, 2 - чёрное, 3 - жёлтое, 4 - тёмно-синее (так на предыдущих уроках ребята окрашивали основную музыкальную интонацию). Глядя на слайд и опираясь на свой слуховой опыт, учащиеся дают определение свойств сюиты: она состоит из нескольких музыкальных
6
произведений; музыка частей разная по характеру; разные части связывает один герой Пер Гюнт.
Таким образом, мы путём поиска пришли к определению сюиты, остаётся только проверить наше мнение по музыкальному словарю. Открываю словарь и читаю ребятам: "Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла." Это определение открывается на следующем слайде. Далее размышляем над вопросом - для чего нужно было создавать сюиту? Ответов много, они сходятся к выводу, что сюита - вторая жизнь музыки Грига, её второе рождение. Музыка норвежского композитора, переходя из одной формы в другую, не меняя своего содержания, всегда остаётся современной, актуальной, потому, что задаёт вечные вопросы - поиски смысла жизни, счастья, любви.
Музыкальная грамотность - это музыкальная культура, это способность воспринимать музыку, как живое искусство, рождённое жизнью и неразрывно связанное с ней (Д.Б. Кабалевский). Теоретические знания помогают понять, услышать музыку, а не ставятся во главу угла. В приведённых выше примерах прослеживается ещё один принцип РО Занкова - принцип осознания школьниками процесса обучения.
"Принцип сознательности в его обычном понимании и наш принцип осознания школьниками процесса учения отличаются друг от друга по объекту и характеру осознания. Если в первом осознание обращено вовне, имея своим объектом сведения, умения и навыки, которыми надо овладеть, то во втором, оно обращено внутрь, на протекание учебной деятельности" (Л.В. Занков).
Принцип прохождения материала быстрым темпом вовсе не означает спешить, давать как можно больше заданий на дом и на одном и том же уроке. Принцип требует непрерывного обогащения, обновления содержания умственной деятельности.
Л.В. Школяр в статье "Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы" пишет: "Фактически музыкальное обучение, "эксплуатирующее" лишь наличный уровень детского развития - это топтание на месте; элементарное удовлетворение заложенной в нём естественной
7
потребности, хотя и приносящее детям радость, оживление в их жизни, но не имеющее ничего общего с развивающим музыкальным образованием". Для прохождения материала быстрым темпом и во избежании "топтания на месте" в программе Кабалевского есть гениальная особенность - тематизм. Объединение музыкального материала по темам предполагает возврат или предварительное включение в урок произведений, которые могут быть отнесены сразу к двум или нескольким темам. Тем самым создаются условия для повторения и закрепления материала. При закреплении ранее пройденного материала создаётся фундамент для изучения нового материала. При таком раскладе "топтание на месте" просто исключено.
Принцип целенаправленной работы над общим развитием представляет простор для индивидуальности каждого. Но все ли могут творчески работать? Не идеалистическое ли это стремление - всех приблизить к творчеству? Не напрасно ли мы тратим силы? И не калечим ли мы детей, заряжая их жаждой творчества при малых способностях?
Да, способности разного рода деятельности у всех разные. И скажем музыканта без музыкальных способностей можно вырастить лишь посредственного. Природа, наследственность, конечно же, имеют значение и немалое при "раздаче" нам задатков. И, тем не менее, множество экспериментов учёных доказывает, что способности можно взращивать - и очень значительные.
Иногда от родителей слышу такой вопрос: "За что вы ставите сыну пять по музыке? У него нет слуха, нет голоса, нет музыкальных способностей!»
Дорогие родители! Зато ваш ребёнок может отличить музыку Бетховена от музыки Чайковского. У него есть достаточно слуха, чтобы отличить разные стили этих композиторов. А то, что мальчик не точно воспроизводит мелодию, как вам кажется, то это дело поправимое. Главное, что у ребёнка есть основная способность, - эмоционально откликнутся на музыку. Тарасова К.М. в книге «Антегинез музыкальных способностей» приводит такую систему музыкальных способностей:
8
В ней все компоненты взаимосвязаны, а эмоциональная отзывчивость является ядром этой системы. Композитор Д.Б. Кабалевский доказал, что у всех здоровых детей можно развить слух путём их всеобщего развития. Общее развитие сильных и слабых учеников обеспечивает возможность оптимального развития каждого. Занимаясь одним видом творчества, ребёнок оказывается способным творить и в других сферах, то есть творчески развитая личность остаётся творческой в любом виде деятельности.
Для соблюдения принципа общего развития большую роль играют домашние задания. Хотя они выполняются по желанию, не обязательно их выполнение, всё равно им я уделяю особое внимание. Домашние задания включают в себя наблюдения за жизнью, природными явлениями, выяснением каких-то вопросов у взрослых, чтение литературных произведений, работу со словарём, музыкальное, художественное и поэтическое творчество. Домашние задания не являются источником перегрузки в силу их разнообразия и их соответствия потребности в познании, пробуждённом у детей на уроке. Например, определив на уроке, что такое жанр кантаты, прошу детей воспользоваться словарём, интернетом и проверить правильность нашего определения.
Разучивая песню «Колыбельная медведицы» дети, обычно спрашивают о «звёздных» медведях. Выяснить этот вопрос
9
прошу их самих дома, желательно нарисовать в тетради изображение «звёздных» медведей. Выполняя это задание, учащиеся расширяют свой кругозор и видят отражение в музыке различных природных явлений.
Часто предлагаю задания на выбор для разного уровня развития учащихся. Второй класс. Тема «Интонация» (скороговорки музыкальные и разговорные). Задание первое: научиться чётко и быстро говорить любую скороговорку; задание второе: сделать разговорную скороговорку музыкальной (сочинить мелодию); третье: нарисовать ступеньками или движением руки движение придуманной мелодии скороговорки.
Первое задание самое простое, с ним справляется каждый. Второе посложнее, третье - не только сочинить, а ещё и подключить мыслительно-аналитическую деятельность, «увидеть» мелодию зрительно.
Одно из любимых заданий ребят - рисовать музыку, поэтому оно встречается часто. Слушая "Пятую симфонию" Бетховена во втором классе, прошу ребят нарисовать «мотив судьбы», создать его зрительный образ. Работы бывают разные; у кого-то это тёмное пятно, прозрачное привидение; у других чёрная туча на голубом небе; коршун над лебедем и т.д. Лучшие рисунки учащиеся отбирают на выставку «Я рисую музыку».
Рисуют ребята не только музыку. В восьмом классе, слушая Скрябина, они создавали ассоциативный портрет композитора. Рисунки превзошли мои ожидания. Звездой яркой и полётной, с радужным шлейфом; вихрем над городом; цветными красно-жёлтыми пятнами; в чёрно-белом цвете - борьба светлого и демонического — вот такого увидела я композитора в детских рисунках.
Работая в коллективе единомышленников РО Занкова, мы с учителями - предметниками находим точки соприкосновения наших предметов: музыки, истории, литературы, изо, МХК. Наши учащиеся получают иногда одно задание по двум предметам. Прочитать рассказы Паустовского - задание по литературе и по музыке. На уроках литературы ребята, прочитав рассказ «Старый повар», проанализируют характеры главных героев, определят значение музыки для умирающего старика. На уроке музыки главным будет вопрос: «Почему именно это произведение выбрал Моцарт для старого повара?»
Анализируя музыку (Фантазия ре минор), учащиеся замечают общность развития двух произведений - от тьмы к свету, только каждое из искусств, проходя этот путь драматургии делает это разными средствами выразительности.
10
Для раскрытия образов героев трагедии «Борис Годунов» М.П. Мусоргского - требуется применения знаний по нескольким дисциплинам: история литература, музыка (музыкальная культура разных народов, интонационное развитие, музыкальная память, интонирование), театральное искусство. На протяжении нескольких уроков ребята добывают знания, делают «открытия » на основе ранее полученных знаний. Происходит общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, которое базируется на деятельностном подходе (ФГОС 2 поколения).
Эти основные принципы системы Л.В. Занкова помогают мне строить урок в развивающем ключе, сделать урок музыки уроком искусства, позволяет расширить кругозор учащихся, развить умение мыслить неординарно, находить самостоятельные решения, а главное, привить интерес к искусству, воспитать гармонично развитую личность Никто никогда не говорил, что преподавать музыку легко. Особенно трудно это сейчас, когда видео клипы заменили живое искусство, когда поп-музыка заполонила телевидение, радио, когда подлинные ценности зачастую остаются невостребованными. Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим. Но если мы сохраним принципы РО
Занкова, о которых шла речь, то коллектив нашей школы сможет противостоять натиску массовой культуры, сохранить заинтересованность учащихся в уроках искусства, литературы, способствовать вдумчивому чтению, слушанию музыки, восприятию изобразительного искусства.
Я не думаю, что предложила универсальное средство для проведения уроков музыки. Это мой взгляд, мой поиск, во-первых. А во - вторых, не может быть вообще универсальных рецептов, так как следование единым образом - убивает творчество.
Л.В. Занков писал: «Творчество - это постоянное стремление вперёд, к более современному, к новому, осуществление возникшего стремления. Делать завтра лучше, чем сегодня, - вот девиз творчески работающего учителя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и принципов развития познавательного музыкального интереса в преподавании предмета «Сольфеджио»
За За последние десятилетия сформировались прогрессивные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в музыкальных школах. Сейчас на уроках, и в первую оче...
Принципы минимакса,вариативности и творчества как ведущие принципы организации обучения математики в старших классах.
В приложении показано изучение темы "Показательные уравнения" ....
Презентация "Методы и принципы продуктивного обучения"
Данная презентация содержит материал о продуктивном обучении....
Доповідь на педагогічну раду "Виникнення праксеології. Праксеологічні методи та принципи"
Доповідь на педагогічну раду "Виникнення праксеології. Праксеологічні методи та принципи" дозволяє ознайомитися з основними поняттями праксеології, х методами та принципами педагогічної праксеології. ...
Задачи, методы и принципы музыкального обучения на уроках музыки
Задачи музыкального обучения на уроках музыки.Обучение на уроках музыка должно быть:1. обучающим;2. развивающим;3. воспитывающим.Обучающий момент включает в себя цели, методы и принципы музыкальн...
Методы и принципы организации самостоятельной работы студентов на уроках истории
Самостоятельная работа представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной составляющей частью.Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и угл...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье автор рассматривает подходы к шахматному образованию в современной школе. Изучаются положительные стороны введения шахматного образования в школе. Описываются особенности подхода к изу...