ПРОГРАММА по профессиональному самоопределению и самопознанию подростков (8-9 классы) детского дома:«Первые шаги к правильному выбору»
рабочая программа по психологии (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professionalnogo_samoopredeleniya_dd22.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
"Детский дом № 22"
ПРОГРАММА
по профессиональному
самоопределению и самопознанию
подростков (8-9 классы) детского дома:
«Первые шаги к правильному выбору»
Составили:
Понасийская Ольга Владимировна – педагог-психолог
Бендер Тамара Александровна – социальный педагог
2013 г.
Пояснительная записка.
«Чтобы сделать что-нибудь великое,
нужно все силы души устремить
в одну точку».
Л. Толстой
Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора.
Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Выпускники детского дома склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность.
Основной проблемой воспитанников и выпускников детского дома является разрыв между их представлениями о жизни и реальностью. Отчетливо выделяются три стержневых момента данной проблемы:
- отсутствие способностей к профессиональному самоопределению и способностей ориентации в условиях современной экономической ситуации;
- отсутствие у большинства воспитанников навыков работы с информацией;
- изначально потребительская позиция по отношению к окружающей действительности.
Создание программы было необходимо, так как опыт работы по данному направлению показал, что чаще всего работа по профориентации осуществляется «стихийно» и эпизодически. Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей (при составлении занятий мы учитывали тот факт, что большая часть наших воспитанников-выпускников имеют отставание в интеллектуальном развитии) и потребностей рынка труда.
Данная программа предусматривает совместное проведение занятий психологом и социальным педагогом для эффективного воздействия на воспитанников. Но для более эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов (воспитателей, инструкторов по труду, медицинских работников) детского дома. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы с подростками в детском доме. Поэтому в ходе работы программа может корректироваться с учётом полученных диагностических данных
Цель: подготовить воспитанников к сознательному выбору профессии.
Задачи:
- познакомить воспитанников с различными видами профессий с их основными характеристиками и классификацией;
- выявить интересы и способности к различным профессиям;
- помочь выпускникам в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий;
- способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у воспитанников на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей.
Организация занятий.
Программа разработана для занятий с учащимися 8-9 классов, воспитывающимися в детском доме. Численный состав группы 6-10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность одной встречи 1 учебный час (по 40-45 минут астрономического времени). Срок реализации программы: 9 часов – 8 класс и 9 часов – 9 класс.
Предполагаемый результат реализации программы:
актуализация процессов профессионального самоопределения воспитанников благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, развитие социальной компетенции.
Направления деятельности и методики работы с воспитанниками детского дома
- диагностика;
- плановая работа (заблаговременно подготовленные занятия для всех участников);
- работа с отдельным случаем (индивидуальная работа с подростком).
Структура занятий:
- шеринг / приветствие;
- лекционный (теоретический) материал;
- тренинговые упражнения;
- диагностика;
- рефлексия занятия / обратная связь.
Список используемых диагностических методик:
№ | Название методики (теста) | Основная направленность | Автор |
1. | ДДО - дифференциально диагностический опросник «Я предпочту» | Используется для предварительной ориентации учащихся в интересах и склонностях. В основу опросника положена идея о деле или всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта труда. | Климов Е.А. |
2. | «Карта интересов» | Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации | Голомшток |
3. | Тест Голланда модифицир. | Используется для оценки профессионального типа | Голланд |
4. | Тест Йовайши | Используется для определения склонностей | Йовайши |
5. | Тест Айзенка PEN | Измеряет такие психические свойства как нейропсихическая лабильность, экстра версия и психотизм. Опросник показывает связь между четырьмя типами темпераментов. Результаты данной методики используется с целью профотбора на различные специальности. | |
6. | Методика диагност. Отношения к учению. | Предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивы учения. | Казанцева Г.Н. |
7. | Методика мотивов выбора профессий. | Определение мотива выбора профессии | |
8. | Диагностическая анкета «скорая помощь в выборе профессии» | активизирует процесс профессионального самоопределения, обнажает проблему выбора, дает возможность анализировать | Московский областной центр проф. ориентации молодежи |
9. | Анкета жизненного и профессионально го самоопределения уч-ся 9-х классов средней школы. | Лернер П.С., Родичев Н.Ф. |
Перспективный план работы
Тема занятия | Цели и задачи занятия | Примечание | |
Сентябрь | |||
8 класс | Мы вместе | ознакомить детей с основными правилами, целями, задачами занятий; формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий; сплочение группы. | |
9 класс | Взгляд в будущее | формирование у воспитанников мотивации участия в занятиях по данной программе; развитие навыков самоанализа и самопознания; создание доброжелательной атмосферы в группе. | |
Октябрь | |||
8 класс | Помечтаем о своей профессии | создание благоприятных условий для работы группы; формирование навыков общения; выявление у подростков профессиональных перспектив | |
9 класс | Знакомьтесь: "Профессия " | формирование интереса к проблеме выбора профессии; формирование у воспитанников общественно-значимых мотивов выбора профессии; ознакомление с понятиями «профессия» и «специальность». | |
Ноябрь | |||
8 класс | Тайна собственного «Я». | дальнейшее самораскрытие, самопознание; прояснение «Я - концепции»; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики - свои и окружающих людей. | |
9 класс | В огромном мире профессий | расширение знаний о мире профессий; познакомить детей с классификацией профессий по предмету труда, научить определять, какая профессиональная сфера привлекает их или не привлекает. | |
Декабрь | |||
8 класс | Мое видение будущей профессии | более подробное представление о различных профессиях; развитие чувств уверенности в себе. | |
9 класс | Выбираем правильно | формирование чувства ответственности за свой жизненный выбор; знакомство с понятиями: "интересы", "склонности"; выявление ведущих профессиональных интересов и склонностей воспитанников | |
Январь | |||
8 класс | Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях! | развивать навыки вербального и невербального общения; обострить внимание к своим ощущениям, чувствам групповой сплоченности, взаимного доверия. | |
9 класс | Типичные ошибки | учить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии. | |
Февраль | |||
8 класс | На пути к цели | отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей; развитие чувств уверенности в себе. | |
9 класс | Посещение-знакомство с центром занятости района | Анализ рынка труда в районе: наиболее востребованные профессии | |
Март | |||
8 класс | Наблюдательность в общении | развитие наблюдательности при общении | |
9 класс | Анализируем профессии | формировать представление воспитанников об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков. | |
Апрель | |||
8 класс | Наедине с собой | осознание собственной индивидуальности; формировать умение противостоять давлению ближайшего окружения, отстаивать собственные интересы. | |
9 класс | Формула моей профессии | формирование более четкого и целостного образа желаемой профессии. | |
Май | |||
8 класс | Мой профессиональный выбор | выявление ведущих факторов, влияющих на выбор подростков; определение взаимоотношения выбирающего и его социальное окружение. | |
9 класс | Мои права и обязанности | ознакомление с правами и обязанностями выпускников детского дома при поступлении в учебное заведение, устройстве на работу; формирование представления о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу; обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. |
Итоговый этап:
- совместный анализ занятий с педагогами детского дома (индивидуальные консультации, выступления на совещаниях и педсоветах);
- диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы (работа с индивидуальными картами воспитанников);
- психолого-педагогический анализ результативности программы в целом (проведение расширенного ПМПК детского дома в апреле);
- определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем (итоговый педсовет).
Понасийская О.В., Бендер Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профессиональному самоопределению учащихся 7-9 классов «Мой жизненный выбор»
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г....
Рабочая программа по профессиональному самоопределению в 9 классе
Данная рабочая программа разработана для того чтобы помочь разобраться 9-классникам в огромном мире профессий и подготовиться к выбору именно той професси которая подойдет данному учащемуся. Содержит ...
Практическая деятельность по профессиональному самоопределению детей как система педагогического воздействия на учащихся для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и к...
Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.
Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...
Рабочая программа курса "Профессиональное самоопределение. Потребности рынка труда НСО" 9 класс
Предлагаю рабочую программу курса "Профессиональное самоопределение" для обучающихся 9х классов....
Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"
В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...
Внешняя рецензия на методическое пособие "Практикоориентированные подходы к личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков в системе дополнительного образования
Внешня рецензия на методическое пособие по личностному и профессоинальному самоопределению детей и подростков...