Коррекционно-развивающая программа "Мыслитель"
рабочая программа по психологии по теме

Чубарова Татьяна Жановна

Программа «Мыслитель» направлена на обучение учащихся навыкам эффективной работы с большими объемами информации,  развитие и совершенствование  мыслительных операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_myslitel_mid.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ «Средняя школа- интернат  МИД России»

_______________________________________________________

141142, Московская область. Щелковский район, поселок Юность

                                                                                  «Утверждаю» 

                                                                                       Директор ФГБОУ

«Средняя школа- интернат  МИД России»

                                                                              Кудряшова Ольга   Алексеевна

_____________________________              

                                                                            «___» _____________ 2013 г

 

Коррекционно-развивающая программа

«Мыслитель»

для учащихся 12-14 лет

Составитель:

Чубарова Т.Ж.

Педагог-психолог  

п.Юность

2013


Содержание

1. Пояснительная записка_________________________________3

2. Учебно-тематический план______________________________5

3.Содержание программы_________________________________ 5

4.Формы и виды контроля_________________________________7

5.Методические рекомендации_____________________________ 8

6. Список литературы для учащихся________________________ 9

7. Список литературы для  педагогов-психологов____________10


1. Пояснительная записка

Рост требований к умственной деятельности человека ставит перед обществом сложные и глубокие проблемы. Творческое мышление и творческое поведение – качества, которые  характеризуют успешного человека в современном,  мире необходимо так обучать и воспитывать детей,  чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменения в окружающем мире, были способны оригинально, нестандартно мыслить и решать сложные задачи и проблемы. Программа «Мыслитель» предполагает комплексный подход к развитию интеллектуального, творческого и личностного потенциала  учащихся на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов и педагогов: М.А. Зиганова, Г.С. Альтшуллера, Ф. Лезера, Ю.Г. Тамберга, Л.Г. Федоренко, Т. Бьюзена, Н.П. Гончарук,         Н.Ш. Валеевой, А.Л. Сиротюк.

Программа «Мыслитель» создана на основе программ: М.А. Зиганова «Скорочтение» и «Мнемотехника», направленных на формирование навыков работы с большими объемами информации; Г.С. Альтшуллера «ТРИЗ», ориентированной на  развитие творческого мышления; Л.Г. Федоренко «Качества ума», нацеленной на развитие когнитивных процессов.

Целью данной программы является  повышение интеллектуального, творческого и личностного потенциала  учащихся.

Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:

  • формировать у учащихся интерес к интеллектуальной, творческой, исследовательской деятельности;
  • формировать мотивацию к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
  • развивать у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • формировать и развивать общеинтеллектуальные умения учащихся;
  • обучать практическим умениям, необходимым для грамотной и эффективной работы с большими объемами информации;
  • развивать когнитивные процессы;
  • развивать коммуникативную  компетентность;
  • формировать мотивацию к социальному взаимодействию и сотрудничеству.

Основным разделом программы «Мыслитель» является «Техника эффективной работы с информацией». Содержание этого раздела учитывает возрастные особенности учащихся и позволяет изучать темы «Память», «Внимание», «Мышление», «Воображение» и «Рациональное чтение», не только формируя у подростков теоретические знания, практические навыки и умения, но и развивая у них конкретные психические функции.  

Особое внимание в программе уделено обучению учащихся навыкам эффективной работы с большими объемами информации, которые включают: умение максимально полно воспринимать информацию, грамотно ее

обрабатывать, рационально сохранять, точно применять и творчески ее преобразовывать.

Программа «Мыслитель» направлена на  развитие и совершенствование различных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Именно они обеспечивают глубокое и высококачественное усвоение научных знаний, дают возможность учащемуся рассуждать, делать выводы, что, в конечном счете, создает необходимые условия для развития творческого мышления.        

В процессе обучения по данной программе у  учащихся формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:

  • умение точно передавать и воспринимать информацию;
  • навыки кодирования информации;
  • умение анализировать и синтезировать информацию;
  • умение выполнять логические операции: обобщать и классифицировать информацию, устанавливать аналогии, обнаруживать причинно-          следственные связи, скрытые зависимости;
  • способность находить новые, нестандартные способы решения задачи;
  • умение строить и проверять гипотезы,  предвидеть последствия;
  • стремление открывать и исследовать новое, способность к преобразованию;
  • интерес к парадоксам, инверсии, импровизациям, изобретательству;
  • умение использовать мнемотехнические приемы для запоминания     больших объемов информации;
  • навыки рационального чтения;
  • умение составлять различные виды опорных конспектов;
  • умение аргументировано вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • навыки ораторского мастерства;

Программа построена на принципах развивающего, проблемно-диалогического обучения, имеет практико-ориентированную направленность и предусматривает проведение проблемных занятий, семинаров-практикумов, игровых занятий, занятий-конференций, в результате чего мышление приобретает более активный, самостоятельный и творческий характер. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.

Нестандартные формы проведения занятий способствуют овладению учащимися навыков конструктивного общения, формированию сплоченности группы, мотивации учащихся к самосовершенствованию, к совместной работе.

Для контроля усвоения учебной программы предусмотрены диагностические работы: обязательные – входная, полугодовая и итоговая; промежуточные – в конце наиболее объемных тем.

Программа рассчитана на учащихся 12-14 лет. Продолжительность обучения - 1 год (34 учебных часа). Состав группы  до 15 человек.

 

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Кол-во часов (34)

Теорет-е

занятия

Практ-е

занятия

1

Вводное занятие.

1

1

2

«Техника эффективной работы с информацией»

31

2.1

Работа с информацией.

5

1

4

2.2

Внимание.

2

1

1

2.3

Память.

5

1

4

2.4

Мышление.

10

2

8

2.5

Фантазирование.

9

2

7

3

Итоговая диагностическая работа.

1

1

4

Итоговое занятие.

1

1

Итого

34

8

26

3. Содержание программы

1. Вводное занятие (1 час).

Знакомство с программой курса. Правила оформления тетрадей, выполнения диагностических работ и творческих заданий. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности.

Входная диагностическая работа.

 2.  Техника эффективной работы с информацией (31 час).

2.1 Работа с информацией (5 часов).

Эффективная работа с информацией. Культура умственного труда. Роль познавательных процессов в работе с информацией. Опорные конспекты. Различные виды опорных конспектов. Использование пиктограмм, символов и схем для кодирования информации. Интеллект-карта. Правила составления интеллект-карты. Применение интеллект-карт в различных областях.

Практическая работа: упражнения на развитие ощущений и восприятия, развитие умения точно передавать и воспринимать информацию. Разработка символов, пиктограмм и значков для кодирования информации. Составление интеллект-карт по учебным текстам. Разработка режима дня, плана подготовки к различным событиям в виде интеллект-карт.

Творческие задания: «Правила культурного читателя», «Коллекция символов», групповой творческий проект «Учебник в интеллект-картах».

2.2 Внимание (6 часов).

Понятие внимания. Виды внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем внимания, избирательность. Способы повышения эффективности внимания. Тренировка внимания.

Практическая работа: упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения, распределения, избирательности  и объема внимания.

Исследование: «Диагностика внимания».

2.3 Память (26 часов).

Понятие памяти. Основные законы памяти. Классификации и виды памяти. Способы повышения эффективности запоминания. Основы мнемотехники. Запоминание информации ассоциативными методами: «Гирлянда ассоциаций», «Комната Цицерона», «Маршрут», «Цифро-буквенный код». Запоминание чисел.

Практическая работа: упражнения на развитие различных видов памяти. Отработка приемов мнемотехники: «Гирлянда ассоциаций», метод Цицерона. Закрепление цифро-буквенного кода.

Творческое задание:  разработать  опорный конспект по теме «Память», подготовить презентацию к мини-конференции «Секреты памяти».

Исследование: «Диагностика памяти».

Диагностическая работа.

 

2.5 Мышление (40 часов).

Понятие мышления. Виды мышления. Мыслительные операции. Логические задачи, головоломки, игры. Творческое мышление. Парадокс. Изобретения. Типы вопросов. «Данетки» и «Недатки». Понятие мозгового штурма. Методика проведения мозгового штурма. Мышление по аналогии и ассоциациям. Законы сравнения. Метод контрольных вопросов. Морфологический анализ. Системный подход к окружающему миру. Практическая работа: упражнения, направленные на развитие логического  творческого мышления, мышления по аналогии и по ассоциации. Решение головоломок, логических задач. Тренинг умения задавать вопросы. Мозговой штурм. Тренинг системного мышления. Совершенствование умения играть в логические игры.

Творческие задания: создание собственных головоломок, логических задач. Творческий проект «Бионика: вчера, сегодня, завтра».

Диагностическая работа.

2.6 Фантазирование (22 часа).

Основы фантазирования. Приемы фантазирования. Метод фокальных объектов. Метод изменения оценки. Фантастическое сложение и вычитание. Оператор РВС. Бином фантазии. Этажное конструирование. Фантастика. Виды фантастики. Литературные фантазии.

Практическая работа: упражнения, направленные на развитие воображения. Закрепление приемов фантазирования.

Творческие задания: создание собственных фантастических рассказов на основе приемов фантазирования. Творческий проект «Школа будущего».

4 Итоговая диагностическая работа (1 час).

5 Итоговое занятие (1 час).

Подведение итогов учебного года. «Турнир мыслителей».

4. Формы и виды контроля

Для контроля усвоения учебной программы предусмотрены диагностические работы:

обязательные – полугодовая и итоговая;

промежуточные – в конце наиболее объемных тем. Диагностические срезы проводятся в различных формах. Предполагаются внутригрупповые и межгрупповые конкурсы, турниры, мини-конференции, игровые процедуры, а также индивидуальные и групповые самостоятельные творческие работы разных уровней.

Вид контроля

Цель

Формы

Текущий контроль

Определение степени усвоения учебной информации и овладения навыками  в процессе изучения темы.

Беседы по пройденному материалу, самопроверка и взаимопроверка учащихся, самостоятельные работы, практические задания.

Тематический контроль

Определение степени усвоения учебной информации и овладения навыками по итогам изучения разделов программы.

Творческие работы, тестирование, участие в конкурсах, проверочные практические и теоретические задания.

Итоговый контроль

Проверка степени усвоения учебной информации и овладения навыками  учащихся по итогам обучения.

Диагностическая работа, участие в «Турнире мыслителей», а также анализ и самоанализ учебной деятельности.

5. Методические рекомендации

Методика проведения занятий по программе «Мыслитель» предусматривает теоретическую подачу материала и организацию практической деятельности учащихся, необходимой для закрепления информации, формирования специальных умений и навыков.

Теоретический материал рекомендуется давать в технологии проблемно-диалогического обучения. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, вовлечения их в активный мыслительный поиск,  разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений рекомендуется обсуждение изучаемого материала проводить с использованием эвристических бесед, дискуссий, семинаров, «мозгового штурма». Эти методы работы требуют от преподавателя продуманности и четкости в постановке вопросов, умения грамотно и эффективно организовать диалоги: «учитель-ученик», «ученик-ученик». Занятия рекомендуется проводить с использованием  фронтальной  и группой форм. Формировать подгруппы  желательно по разным принципам: по желанию, по уровню подготовки детей, по алфавиту и т.д. Это позволит создать условия для конструктивного взаимодействия между учащимися и формирования у них навыков делового общения, для развития умения рационально распределять роли в группе, для развития толерантности.

Практические развивающие занятия выстраиваются по следующей схеме: постановка развивающей задачи - формирование у учащихся мотивации самоизменения - решение развивающей задачи - отработка полученных умений и навыков  - рефлексия произошедших изменений.  

Для организации самостоятельной творческой деятельности в содержание программы включены творческие задания и проекты, предлагаются темы мини-исследований.

Важно создать на занятиях атмосферу сотрудничества, доброжелательности, свободы высказываний. Это требует от педагога-психолога высокой педагогической и психологической  культуры. Для осуществления дифференцированного подхода в обучении и продуктивной организации учебного процесса  по данной программе  педагогу необходимо  учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся, которые  влияют на процессы восприятия, анализа и усвоения информации. Поэтому важно максимально задействовать не только слуховой канал восприятия, но и зрительный: использовать всевозможные виды опорных конспектов, таблицы, схемы. Также необходимо дать возможность каждому ребенку стать активным участником процесса познания. Поэтому в работе надо как можно чаще использовать практические и творческие задания, эксперименты и игры, организовывать занятия в форме конкурсов, турниров, конференций, путешествий и т.д.

Педагогу-психологу особенно важно учитывать особенности восприятия информации учащимися  в работе с доской: в «опорной» зоне доски

необходимо грамотно размещать новый учебный материал: тему, план занятия, опорные сигналы, различные схемы. Необходимо отделять рабочую

зону доски для текущих записей, примеров, выполнения учащимися заданий, которые стираются по мере необходимости. Опорная часть доски не стирается, и по ней в конце занятия проводится обобщение изучаемого  материала. Рекомендуется использовать маркерную магнитную доску, так как это дает возможность применять в оформлении  яркие цветные маркеры,  подготовленные  карточки с опорными сигналами, что экономит время на заполнение доски.

Для формирования и закрепления специальных навыков рекомендуется использовать различные упражнения, игры, практические и творческие задания, такие как: создание собственной системы кодирования информации, придумывание головоломок, фантастических рассказов, работа над проектами учебников в опорных конспектах и интеллект-картах. Выполненные практические и творческие задания оцениваются в баллах, что позволяет педагогу отследить уровень сформированности навыков.

 Для оценивания уровня усвоения знаний и умений учащихся рекомендуется использовать тесты успешности, которые представляют собой набор вопросов и заданий по изучаемой теме. Количество правильно выполненных заданий фиксируется в баллах от общего числа вопросов. В конце обучения проводится обобщающий тест, позволяющий учителю и ученику определить итоговый уровень полученных результатов. При организации контроля знаний необходимо создать спокойную рабочую обстановку. Желательно заранее проинформировать учащихся о цели и форме  контроля, о критериях оценивания.

Особенности развития психических процессов определяются в ходе выполнения учащимися самостоятельных исследовательских работ. По результатам исследований учащимся даются рекомендации по организации умственного труда с учетом их индивидуальных особенностей. Диагностические методики, которые предлагается использовать для проведения исследований, представлены в литературе, рекомендованной для учащихся.

6. Список литературы для учащихся

  1. Антонова Э.Е. и др. Экзамен – путь к успеху. – Сочи, 2003.
  2. Арден Д. Развитие памяти для «чайников». / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
  4. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум /Пер. с англ.; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  5. Бьюзен Т. и  Б. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов; Худ.обл. М.В. Драко.  – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
  6. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного

     труда: Учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2004.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. -  Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002.
  2. Гладкова С. Аутотренинг. Антистрессовые методики / Серия «Будь Здоров!» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  3.  Зиганов М.А. Как научиться на 100 % запоминать тексты. М.: Образование, 2002.
  4. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие. – М.: ФАИР-РЕСС, 2003.
  5.  Картер Ф. Развивайте интеллект. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  6. Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб.:Питер, 2003.
  7. Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта: Технология интенсивной подготовки к экзаменам. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001.
  9. Смирнова Е.С. Интеллект и творчество:развивающий курс. 5-7 класс. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.

7. Список литературы для педагогов

  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель… - М.: Дет. лит., 2001.
  2. Антонова Э.Е. и др. Экзамен – путь к успеху. – Сочи, 2003.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
  4. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум /Пер. с англ.; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
  5. Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения /Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ.обл. М.В. Драко. – 2-е изд. -  Мн.: ООО «Попурри», 2002.
  6. Бьюзн Т. и  Б. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов; Худ.обл. М.В. Драко.  – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
  7. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: Учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2004.
  8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. -  Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002.
  9. Гладкова С. Аутотренинг. Антистрессовые методики / Серия «Будь Здоров!» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  10.  Зиганов М.А. Как научиться на 100 % запоминать тексты. М.: Образование, 2002.
  11. Зиганов М.А. Скорочтение : Как научиться читать легко, продуктивно, быстро. – М.: Образование, 2001.
  12.  Зиганов М.А., Козаренко В.А.  Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления): учебно-методическое пособие / – М.: Образование, 2002.

  1. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А. Ивин. – М.: ФАИР-РЕСС, 2003.
  2. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – СПб.: Питер, 2004.
  3.  Картер Ф. Развивайте интеллект. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  4. Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Формирование общеинтеллектуальных умений старшеклассников: Учеб. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  5.  Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М. Изд-во АПКиПРО, 2002.
  6. Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб.:Питер, 2003.
  7. Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта: Технология интенсивной подготовки к экзаменам. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. Поссин В. Как развить суперпамять /  Пер.с нем. Е.Банзелюка. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  10. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  11. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.
  12. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. – СПб.: Речь, 2002.
  13. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.:КАРО, 2003.
  14. Федоренко Л.Г. Качества ума. Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2003.
  15. Федоренко Л.Г. Качества ума. Рабочая тетрадь. – СПб.: КАРО, 2003.
  16. Федоренко Л.Г. Головоломки для интеллектуалов. Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2003.
  17. Федоренко Л.Г. Головоломки для интеллектуалов. Рабочая тетрадь.– СПб.: КАРО, 2003.
  18. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. Пособие для  старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...