Коррекционно-развивающая программа "Мыслитель"
рабочая программа по психологии по теме
Программа «Мыслитель» направлена на обучение учащихся навыкам эффективной работы с большими объемами информации, развитие и совершенствование мыслительных операций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_myslitel_mid.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ «Средняя школа- интернат МИД России»
_______________________________________________________
141142, Московская область. Щелковский район, поселок Юность
«Утверждаю»
Директор ФГБОУ
«Средняя школа- интернат МИД России»
Кудряшова Ольга Алексеевна
_____________________________
«___» _____________ 2013 г
Коррекционно-развивающая программа
«Мыслитель»
для учащихся 12-14 лет
Составитель:
Чубарова Т.Ж.
Педагог-психолог
п.Юность
2013
Содержание
1. Пояснительная записка_________________________________3
2. Учебно-тематический план______________________________5
3.Содержание программы_________________________________ 5
4.Формы и виды контроля_________________________________7
5.Методические рекомендации_____________________________ 8
6. Список литературы для учащихся________________________ 9
7. Список литературы для педагогов-психологов____________10
1. Пояснительная записка
Рост требований к умственной деятельности человека ставит перед обществом сложные и глубокие проблемы. Творческое мышление и творческое поведение – качества, которые характеризуют успешного человека в современном, мире необходимо так обучать и воспитывать детей, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменения в окружающем мире, были способны оригинально, нестандартно мыслить и решать сложные задачи и проблемы. Программа «Мыслитель» предполагает комплексный подход к развитию интеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихся на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов и педагогов: М.А. Зиганова, Г.С. Альтшуллера, Ф. Лезера, Ю.Г. Тамберга, Л.Г. Федоренко, Т. Бьюзена, Н.П. Гончарук, Н.Ш. Валеевой, А.Л. Сиротюк.
Программа «Мыслитель» создана на основе программ: М.А. Зиганова «Скорочтение» и «Мнемотехника», направленных на формирование навыков работы с большими объемами информации; Г.С. Альтшуллера «ТРИЗ», ориентированной на развитие творческого мышления; Л.Г. Федоренко «Качества ума», нацеленной на развитие когнитивных процессов.
Целью данной программы является повышение интеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихся.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
- формировать у учащихся интерес к интеллектуальной, творческой, исследовательской деятельности;
- формировать мотивацию к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
- развивать у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- формировать и развивать общеинтеллектуальные умения учащихся;
- обучать практическим умениям, необходимым для грамотной и эффективной работы с большими объемами информации;
- развивать когнитивные процессы;
- развивать коммуникативную компетентность;
- формировать мотивацию к социальному взаимодействию и сотрудничеству.
Основным разделом программы «Мыслитель» является «Техника эффективной работы с информацией». Содержание этого раздела учитывает возрастные особенности учащихся и позволяет изучать темы «Память», «Внимание», «Мышление», «Воображение» и «Рациональное чтение», не только формируя у подростков теоретические знания, практические навыки и умения, но и развивая у них конкретные психические функции.
Особое внимание в программе уделено обучению учащихся навыкам эффективной работы с большими объемами информации, которые включают: умение максимально полно воспринимать информацию, грамотно ее
обрабатывать, рационально сохранять, точно применять и творчески ее преобразовывать.
Программа «Мыслитель» направлена на развитие и совершенствование различных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Именно они обеспечивают глубокое и высококачественное усвоение научных знаний, дают возможность учащемуся рассуждать, делать выводы, что, в конечном счете, создает необходимые условия для развития творческого мышления.
В процессе обучения по данной программе у учащихся формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:
- умение точно передавать и воспринимать информацию;
- навыки кодирования информации;
- умение анализировать и синтезировать информацию;
- умение выполнять логические операции: обобщать и классифицировать информацию, устанавливать аналогии, обнаруживать причинно- следственные связи, скрытые зависимости;
- способность находить новые, нестандартные способы решения задачи;
- умение строить и проверять гипотезы, предвидеть последствия;
- стремление открывать и исследовать новое, способность к преобразованию;
- интерес к парадоксам, инверсии, импровизациям, изобретательству;
- умение использовать мнемотехнические приемы для запоминания больших объемов информации;
- навыки рационального чтения;
- умение составлять различные виды опорных конспектов;
- умение аргументировано вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- навыки ораторского мастерства;
Программа построена на принципах развивающего, проблемно-диалогического обучения, имеет практико-ориентированную направленность и предусматривает проведение проблемных занятий, семинаров-практикумов, игровых занятий, занятий-конференций, в результате чего мышление приобретает более активный, самостоятельный и творческий характер. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.
Нестандартные формы проведения занятий способствуют овладению учащимися навыков конструктивного общения, формированию сплоченности группы, мотивации учащихся к самосовершенствованию, к совместной работе.
Для контроля усвоения учебной программы предусмотрены диагностические работы: обязательные – входная, полугодовая и итоговая; промежуточные – в конце наиболее объемных тем.
Программа рассчитана на учащихся 12-14 лет. Продолжительность обучения - 1 год (34 учебных часа). Состав группы до 15 человек.
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Кол-во часов (34) | |
Теорет-е занятия | Практ-е занятия | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | «Техника эффективной работы с информацией» | 31 | ||
2.1 | Работа с информацией. | 5 | 1 | 4 |
2.2 | Внимание. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Память. | 5 | 1 | 4 |
2.4 | Мышление. | 10 | 2 | 8 |
2.5 | Фантазирование. | 9 | 2 | 7 |
3 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | 1 | |
4 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 8 | 26 |
3. Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с программой курса. Правила оформления тетрадей, выполнения диагностических работ и творческих заданий. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности.
Входная диагностическая работа.
2. Техника эффективной работы с информацией (31 час).
2.1 Работа с информацией (5 часов).
Эффективная работа с информацией. Культура умственного труда. Роль познавательных процессов в работе с информацией. Опорные конспекты. Различные виды опорных конспектов. Использование пиктограмм, символов и схем для кодирования информации. Интеллект-карта. Правила составления интеллект-карты. Применение интеллект-карт в различных областях.
Практическая работа: упражнения на развитие ощущений и восприятия, развитие умения точно передавать и воспринимать информацию. Разработка символов, пиктограмм и значков для кодирования информации. Составление интеллект-карт по учебным текстам. Разработка режима дня, плана подготовки к различным событиям в виде интеллект-карт.
Творческие задания: «Правила культурного читателя», «Коллекция символов», групповой творческий проект «Учебник в интеллект-картах».
2.2 Внимание (6 часов).
Понятие внимания. Виды внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем внимания, избирательность. Способы повышения эффективности внимания. Тренировка внимания.
Практическая работа: упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения, распределения, избирательности и объема внимания.
Исследование: «Диагностика внимания».
2.3 Память (26 часов).
Понятие памяти. Основные законы памяти. Классификации и виды памяти. Способы повышения эффективности запоминания. Основы мнемотехники. Запоминание информации ассоциативными методами: «Гирлянда ассоциаций», «Комната Цицерона», «Маршрут», «Цифро-буквенный код». Запоминание чисел.
Практическая работа: упражнения на развитие различных видов памяти. Отработка приемов мнемотехники: «Гирлянда ассоциаций», метод Цицерона. Закрепление цифро-буквенного кода.
Творческое задание: разработать опорный конспект по теме «Память», подготовить презентацию к мини-конференции «Секреты памяти».
Исследование: «Диагностика памяти».
Диагностическая работа.
2.5 Мышление (40 часов).
Понятие мышления. Виды мышления. Мыслительные операции. Логические задачи, головоломки, игры. Творческое мышление. Парадокс. Изобретения. Типы вопросов. «Данетки» и «Недатки». Понятие мозгового штурма. Методика проведения мозгового штурма. Мышление по аналогии и ассоциациям. Законы сравнения. Метод контрольных вопросов. Морфологический анализ. Системный подход к окружающему миру. Практическая работа: упражнения, направленные на развитие логического творческого мышления, мышления по аналогии и по ассоциации. Решение головоломок, логических задач. Тренинг умения задавать вопросы. Мозговой штурм. Тренинг системного мышления. Совершенствование умения играть в логические игры.
Творческие задания: создание собственных головоломок, логических задач. Творческий проект «Бионика: вчера, сегодня, завтра».
Диагностическая работа.
2.6 Фантазирование (22 часа).
Основы фантазирования. Приемы фантазирования. Метод фокальных объектов. Метод изменения оценки. Фантастическое сложение и вычитание. Оператор РВС. Бином фантазии. Этажное конструирование. Фантастика. Виды фантастики. Литературные фантазии.
Практическая работа: упражнения, направленные на развитие воображения. Закрепление приемов фантазирования.
Творческие задания: создание собственных фантастических рассказов на основе приемов фантазирования. Творческий проект «Школа будущего».
4 Итоговая диагностическая работа (1 час).
5 Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов учебного года. «Турнир мыслителей».
4. Формы и виды контроля
Для контроля усвоения учебной программы предусмотрены диагностические работы:
обязательные – полугодовая и итоговая;
промежуточные – в конце наиболее объемных тем. Диагностические срезы проводятся в различных формах. Предполагаются внутригрупповые и межгрупповые конкурсы, турниры, мини-конференции, игровые процедуры, а также индивидуальные и групповые самостоятельные творческие работы разных уровней.
Вид контроля | Цель | Формы |
Текущий контроль | Определение степени усвоения учебной информации и овладения навыками в процессе изучения темы. | Беседы по пройденному материалу, самопроверка и взаимопроверка учащихся, самостоятельные работы, практические задания. |
Тематический контроль | Определение степени усвоения учебной информации и овладения навыками по итогам изучения разделов программы. | Творческие работы, тестирование, участие в конкурсах, проверочные практические и теоретические задания. |
Итоговый контроль | Проверка степени усвоения учебной информации и овладения навыками учащихся по итогам обучения. | Диагностическая работа, участие в «Турнире мыслителей», а также анализ и самоанализ учебной деятельности. |
5. Методические рекомендации
Методика проведения занятий по программе «Мыслитель» предусматривает теоретическую подачу материала и организацию практической деятельности учащихся, необходимой для закрепления информации, формирования специальных умений и навыков.
Теоретический материал рекомендуется давать в технологии проблемно-диалогического обучения. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, вовлечения их в активный мыслительный поиск, разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений рекомендуется обсуждение изучаемого материала проводить с использованием эвристических бесед, дискуссий, семинаров, «мозгового штурма». Эти методы работы требуют от преподавателя продуманности и четкости в постановке вопросов, умения грамотно и эффективно организовать диалоги: «учитель-ученик», «ученик-ученик». Занятия рекомендуется проводить с использованием фронтальной и группой форм. Формировать подгруппы желательно по разным принципам: по желанию, по уровню подготовки детей, по алфавиту и т.д. Это позволит создать условия для конструктивного взаимодействия между учащимися и формирования у них навыков делового общения, для развития умения рационально распределять роли в группе, для развития толерантности.
Практические развивающие занятия выстраиваются по следующей схеме: постановка развивающей задачи - формирование у учащихся мотивации самоизменения - решение развивающей задачи - отработка полученных умений и навыков - рефлексия произошедших изменений.
Для организации самостоятельной творческой деятельности в содержание программы включены творческие задания и проекты, предлагаются темы мини-исследований.
Важно создать на занятиях атмосферу сотрудничества, доброжелательности, свободы высказываний. Это требует от педагога-психолога высокой педагогической и психологической культуры. Для осуществления дифференцированного подхода в обучении и продуктивной организации учебного процесса по данной программе педагогу необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся, которые влияют на процессы восприятия, анализа и усвоения информации. Поэтому важно максимально задействовать не только слуховой канал восприятия, но и зрительный: использовать всевозможные виды опорных конспектов, таблицы, схемы. Также необходимо дать возможность каждому ребенку стать активным участником процесса познания. Поэтому в работе надо как можно чаще использовать практические и творческие задания, эксперименты и игры, организовывать занятия в форме конкурсов, турниров, конференций, путешествий и т.д.
Педагогу-психологу особенно важно учитывать особенности восприятия информации учащимися в работе с доской: в «опорной» зоне доски
необходимо грамотно размещать новый учебный материал: тему, план занятия, опорные сигналы, различные схемы. Необходимо отделять рабочую
зону доски для текущих записей, примеров, выполнения учащимися заданий, которые стираются по мере необходимости. Опорная часть доски не стирается, и по ней в конце занятия проводится обобщение изучаемого материала. Рекомендуется использовать маркерную магнитную доску, так как это дает возможность применять в оформлении яркие цветные маркеры, подготовленные карточки с опорными сигналами, что экономит время на заполнение доски.
Для формирования и закрепления специальных навыков рекомендуется использовать различные упражнения, игры, практические и творческие задания, такие как: создание собственной системы кодирования информации, придумывание головоломок, фантастических рассказов, работа над проектами учебников в опорных конспектах и интеллект-картах. Выполненные практические и творческие задания оцениваются в баллах, что позволяет педагогу отследить уровень сформированности навыков.
Для оценивания уровня усвоения знаний и умений учащихся рекомендуется использовать тесты успешности, которые представляют собой набор вопросов и заданий по изучаемой теме. Количество правильно выполненных заданий фиксируется в баллах от общего числа вопросов. В конце обучения проводится обобщающий тест, позволяющий учителю и ученику определить итоговый уровень полученных результатов. При организации контроля знаний необходимо создать спокойную рабочую обстановку. Желательно заранее проинформировать учащихся о цели и форме контроля, о критериях оценивания.
Особенности развития психических процессов определяются в ходе выполнения учащимися самостоятельных исследовательских работ. По результатам исследований учащимся даются рекомендации по организации умственного труда с учетом их индивидуальных особенностей. Диагностические методики, которые предлагается использовать для проведения исследований, представлены в литературе, рекомендованной для учащихся.
6. Список литературы для учащихся
- Антонова Э.Е. и др. Экзамен – путь к успеху. – Сочи, 2003.
- Арден Д. Развитие памяти для «чайников». / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум /Пер. с англ.; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
- Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
- Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного
труда: Учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2004.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002.
- Гладкова С. Аутотренинг. Антистрессовые методики / Серия «Будь Здоров!» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
- Зиганов М.А. Как научиться на 100 % запоминать тексты. М.: Образование, 2002.
- Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие. – М.: ФАИР-РЕСС, 2003.
- Картер Ф. Развивайте интеллект. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб.:Питер, 2003.
- Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта: Технология интенсивной подготовки к экзаменам. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001.
- Смирнова Е.С. Интеллект и творчество:развивающий курс. 5-7 класс. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.
7. Список литературы для педагогов
- Альтов Г.С. И тут появился изобретатель… - М.: Дет. лит., 2001.
- Антонова Э.Е. и др. Экзамен – путь к успеху. – Сочи, 2003.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум /Пер. с англ.; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
- Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения /Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ.обл. М.В. Драко. – 2-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2002.
- Бьюзн Т. и Б. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов; Худ.обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
- Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: Учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2004.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002.
- Гладкова С. Аутотренинг. Антистрессовые методики / Серия «Будь Здоров!» - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
- Зиганов М.А. Как научиться на 100 % запоминать тексты. М.: Образование, 2002.
- Зиганов М.А. Скорочтение : Как научиться читать легко, продуктивно, быстро. – М.: Образование, 2001.
- Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления): учебно-методическое пособие / – М.: Образование, 2002.
- Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А.А. Ивин. – М.: ФАИР-РЕСС, 2003.
- Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – СПб.: Питер, 2004.
- Картер Ф. Развивайте интеллект. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Формирование общеинтеллектуальных умений старшеклассников: Учеб. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М. Изд-во АПКиПРО, 2002.
- Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб.:Питер, 2003.
- Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта: Технология интенсивной подготовки к экзаменам. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Поссин В. Как развить суперпамять / Пер.с нем. Е.Банзелюка. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.
- Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. – СПб.: Речь, 2002.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.:КАРО, 2003.
- Федоренко Л.Г. Качества ума. Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2003.
- Федоренко Л.Г. Качества ума. Рабочая тетрадь. – СПб.: КАРО, 2003.
- Федоренко Л.Г. Головоломки для интеллектуалов. Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2003.
- Федоренко Л.Г. Головоломки для интеллектуалов. Рабочая тетрадь.– СПб.: КАРО, 2003.
- Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...