Педагогическая система формирования творческой активности студентов-дизайнеров.
статья по психологии по теме
Значимость педагогической системы в формирование
творческой активности у студентов-дизайнеров на начальной
стадии обучения живописи.
Для полноценного функционирования процесса обучения, воспитания и развития необходимо найти такую педагогическую систему, которая обеспечит формирование творческой активности студентов-дизайнеров и овладение базовыми академическими компетентностями, необходимых для успешной творческой деятельности.
Наиболее перспективным решением этой проблемы на наш взгляд может являться целенаправленная организация учебного процесса, построенная на индивидуальной основе изучения теории и практически живописной деятельности, оказывающая положительное влияние на интенсивность обучения и развития творческой активности студентов-дизайнеров. Все это должно подкрепляться выполнением системы учебных заданий, творческих работ по живописи оптимальной трудности, требующих высокую активность мышления и интеллектуально-творческий потенциал студентов, в результате которого они приобретают опыт размышлять, анализировать, синтезировать свои наблюдения, искать оригинальные пути решения творческих заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_balaevoy_kubgu_2010.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Балаева Наталья Александровна
Геленджикский институт искусств.
Значимость педагогической системы в формирование
творческой активности у студентов-дизайнеров на начальной
стадии обучения живописи.
Одной из ведущих тенденций инновационного развития в системе высшего профессионального образования является усиление внимания к проблеме подготовки кадров качественно нового уровня. Реализация такого подхода в образовательном процессе требует внедрения новых обучающих технологий и педагогических приемов.
Для полноценного функционирования процесса обучения, воспитания и развития необходимо найти такую педагогическую систему, которая обеспечит формирование творческой активности студентов-дизайнеров и овладение базовыми академическими компетентностями, необходимых для успешной творческой деятельности.
Наиболее перспективным решением этой проблемы на наш взгляд может являться целенаправленная организация учебного процесса, построенная на индивидуальной основе изучения теории и практически живописной деятельности, оказывающая положительное влияние на интенсивность обучения и развития творческой активности студентов-дизайнеров. Все это должно подкрепляться выполнением системы учебных заданий, творческих работ по живописи оптимальной трудности, требующих высокую активность мышления и интеллектуально-творческий потенциал студентов, в результате которого они приобретают опыт размышлять, анализировать, синтезировать свои наблюдения, искать оригинальные пути решения творческих заданий.
Внедрение современных педагогических технологий в художественном и художественно-педагогическом образовании на индивидуально личностной основе мы рассматриваем как средство, с помощью которого можно создать комплексную педагогическую систему, способствующую формированию творческой активности студентов-дизайнеров.
В педагогической теории и практике под педагогической системой обучения понимается целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития обучающихся. Педагогическая система включает совокупность применяемых педагогом методических, дидактических, психологических и педагогических процедур, осуществляющих требуемые изменения в деятельности обучаемых (О.П.Околелов) [1]. Причем, вариативность содержания и методов обучения определяется за счет использования в учебном процессе педагогических технологий с целью повышения самостоятельной творческой работы студентов (В.С.Кагерманьян, М.Г.Гарунов, Н.А.Маркова).
В нашем исследовании педагогическая технология обучения выступает педагогической системой с присущей ей целостностью учебно-образовательного процесса и вариативностью форм, средств, методов и методических приемов обучения. Достижение эффективного результата усвоения знаний, умений и навыков и опыта творческой деятельности осуществляется с опорой на способности и ресурсные возможности каждого студента. В связи с этим необходимо соблюдать следующие методические условия формирования творческой активности у студентов-дизайнеров на начальном этапе обучения живописи, следующие:
- диагностика уровня креативности и выявление особенностей творческого мышления студентов;
- прогнозирование возможных путей развития творческой активности студентов на занятиях живописи;
- разработка системы учебных заданий с четкими целями и задачами, в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями микро-группы студентов;
- реализация программы на дифференцированной основе (дифференциация содержания, методов и средств педагогического сотрудничества);
- диагностика и проверка текущих результатов усвояемости студентов знаний, умений и навыков и по необходимости корректировать систему учебных заданий реализуемой программы;
- подведение итогов, оценка.
Отсюда наша педагогическая система включает в себя следующие компоненты:
- таксономию целей в познавательной, творческой и аффективно-мотивационной области обучения;
- дифференцированные формы организации учебного процесса, средства, способы и приемы активизации творчества обучающихся;
- методы педагогического сотрудничества и сотворчества преподавателя с обучающимися;
- комплекс вариативных учебно-творческих заданий и упражнений для аудиторной и самостоятельной работы.
Все компоненты педагогической системы: содержание учебного материала, форма организации, средства обучения, методы и приемы формирования творческой активности, должны рассматриваются как звенья единого педагогического процесса и гармонично сочетаясь, влиять на достижение поставленных целей обучения[2, С222].
Важным компонентом процесса обучения является вариативность содержания, методов и средств обучения, педагогического сотрудничества преподавателя и студента, регулярный контроль уровня усвоения студентами знаний и умений. По необходимости необходимо корректировать комплекс дифференцированных задач и исследовательских заданий, требующих активизации интеллектуального и эмоционально-творческого опыта студентов-дизайнеров в живописной деятельности.
Цель обучения при этом занимает лидирующее место в учебной деятельности, поскольку все последующие компоненты должны соответствовать общей цели обучения [3, С.158]. Способ постановки целей в нашей модели педагогической системы состоит в том, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся, т.е. таксономию целей (таксономия - от греческого taxis – расположение по порядку и nomos – закон).
Для нашего исследования важно, что цели в повседневной учебной деятельности строятся по следующим категориям:
Цели занятий учебной деятельности строились по следующим категориям:
1. В познавательной области: а) знание (студент знает конкретные понятия, правила по теории изобразительного искусства, принципы, методы и этапы выполнения задания); б) понимание (студент понимает методы и приемы выполнения живописной работы, интерпретирует словесный материал в визуальный ряд, описывает план действий будущей творческой работы);
в) применение (студент применяет законы, правила и теорию изобразительного искусства в живописной работе и показывает правильное применение метода или живописных приемов, применяет знания и умения в новых ситуациях); г) анализ (студент умеет разделить материал на оставляющие части и выяснить его структуру, выделить главное и второстепенное); д) синтез (студент использует знания из различных областей, умеет комбинировать элементы для получения нового); е) оценка (студент оценивает значимость и правильность созданного того или иного продукта творческой деятельности и оценивает логику его построения).
2. В творческой области: а) продуктивность (характеристика творческого мышления, количество решений, возникшее за определенное количество времени, продуктивность в разработке новых идей); б) аналитическое мышление и детализация (студент умеет разрабатывать творческую идею, осмыслить и детализировать ее, составить план действий); в) гибкость (студент концептуально разрабатывает разные подходы к одной композиции, проявляет легкость переключаемости при поиске технического и творческого решения живописной работы); г) оригинальность (студент разрабатывает интересные, отличные от других композиции, умет оригинальным способом выразить свои творческие идеи, передавать необычное в привычных и повседневных вещах, проявляет способность придавать отображаемому объекту идейно-смысловую характеристику); д) эмоциональность (студент способен передать свои эмоции в композиции, задать определенное настроение творческой работе); е) художественно-творческое восприятие (студент умеет выбрать не стандартную точку и уровень зрения, найти отличительные и выразительные особенности натуры, стилизовать форму и творчески ее интерпретировать, видеть нюансы в цветовых отношениях, соподчинять объекты восприятия, отличать главное от второстепенного).
3. В аффективно-мотивационной области: а) стремление (студент осознает важность выполнения задания, проявляет определенную заинтересованность); б) ответная реакция (активно участвует в обсуждении вопросов, выполняет рекомендации преподавателя в самостоятельной работе); в) организация ценностных ориентаций и мотивации (студент, понимает свои возможности и способности, стремится проявить свой творческий потенциал).
Такой подход в определении целей обучения очерчивает: а) вид поведения, умения и навыки который необходимо сформировать у студента на занятиях живописи; б) предметное содержание, в котором это поведение будет проявляться. При этом должен осуществляться непрерывный контроль степени продвижения студента к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.
Основным инструментом в формирование творческой активности студентов-дизайнеров на занятиях живописи, являются следующие методы обучения:
Метод проблемного обучения Проблемное обучение студентов-дизайнеров состоит в том, что в процессе решения специально разработанной системы проблемных задач происходит овладение опытом творческой деятельности, творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирование творческой активности.
Учебно-творческая деятельность студентов-дизайнеров на занятиях живописью должна организовываться через этюды и поиски композиционного решения, с предварительным рассуждением, обдумыванием и изучением теоретических проблем, выдвижение несколько вариантов решения учебно-творческой работы, реализация наиболее удачного варианта и оценка.
Экспериментальный метод выступает как средство познания в форме практики, которая влечет за собой пробу новых вариативных исполнений живописного изображения. Через пробы и ошибки происходит расширение средств образной выразительности, не только связанных с техническими приемами, но и ее содержанием. Метод эксперимента здесь выступает не только для реализации творческой идеи, но и является, движущей силой процесса поиска, импровизации и пробных действий.
Основным методом обучения опыту творческой деятельности студентов-дизайнеров и формирования их творческой активности является – исследовательский метод. Он является важным условием формирования проектно-творческого мышления будущего дизайнера.
Необходимо подчеркнуть проявление самостоятельности студентов при выполнении ими исследовательских заданий. Деятельность преподавателя в этом случае заключается не только в построении совокупности последовательных заданий, которые обеспечат творческие применение знаний в решении учебных проблем, но и в учете уровня подготовки студентов, а также их индивидуально психологических особенностей. Преподавателю при этом важно не только контролировать ход работы студентов, но и направлять их в нужном направлении. Именно этот метод способен играть решающую роль в развитии творческого потенциала студентов-дизайнеров и их дальнейшее саморазвитие. Наряду с этим исследовательский метод требует от студента умений: анализировать учебную проблему в соотнесении с условиями задачи; преобразовывать, основную проблему в ряд частных проблем, подчиненных главной; проектировать этапы решения проблемы; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решения т. д. Отметим, что студента-первокурсника необходимо научить самостоятельно выполнять каждый из этих этапов. Это возможно сделать посредствам поэтапного формирования целей перед учащимися.
Важным звеном процесса обучения является метод контроля знаний и умений студентов. Проверка преподавателем знаний, умений и навыков студентов необходимо проводить форме текущих и итоговых просмотров учебных работ. Просмотр обязательно должен сопровождаться коллективным обсуждением, вовлечением студентов в беседу и только такая форма контроля будет способствовать развитию самооценки и критичного мышления студентов. Для объективной оценки ожидаемого результата изобразительной деятельности необходимо учитывать творческие способности и индивидуальные возможности каждого студента.
Все методы должны быть взаимосвязаны между собой. Доминирование одного метода определяется характером источника учебной информации, уровнем самостоятельности обучающихся в познавательном процессе и творческой мыслительной деятельности.
В нашем эксперименте индивидуальная форма обучения является важнейшим условием формирования творческой активности студентов дизайнеров на занятиях живописи. На основе выявленных доминирующих параметров креативности и психологических особенностей студентов происходит моделирование педагогического процесса, индивидуализация форм, средств, методов педагогического сотрудничества, с помощью которых успешно усваиваются базовые знания, умения и навыки и формируется творческая личность.
Формирование творческой активности студентов-дизайнеров на начальных стадиях обучения живописи требует четко проработанной программы знаний и умений с выходом на конкретные творческие задания. При этом программа знаний и умений должна включить основные теоретические сведения, понятийный аппарат, правила, практические задания, последовательность осуществления живописной деятельности, способы и методы развития творческой активности студентов-дизайнеров на пропедевтическом уровне живописной деятельности.
Программа деятельности должна быть вариативна, поскольку одни студенты материал воспринимают легче и быстрее, вторые медленнее на уровне логического переосмысления, а третьи эмоционально и креативно. Каждое последующее задание должно вытекать из предыдущего, включая определенный объем теоретических знаний, новые способы изобразительной и мыслительной деятельности, соответствующих уровню развития и особенностей художественного мышления студентов на начальном этапе обучения живописи.
Для выявления индивидуальных особенностей студентов в экспериментальных группа проводилась диагностика: 1) по методике Е.Торренса «Диагностика образной креативности», выявляющей общий уровень креативности и индивидуальные особенности творческого мышления студентов; 2) по опроснику Р.Б.Кеттелла, выявляющего личностные факторы психологических особенностей; 3) выявления уровня творческого мышления студентов по итогам выполнения творческих заданий и оценивания по определенным критериям.
Диагностика студентов по методике Е.Торренса позволила нам выяснить доминирующие параметры креативности: оригинальность и гибкость, детализация и разработанность, продуктивность и скорость мышления. Данные параметры являются основными критериями индивидуализации и оценки творческой деятельности студентов. Они позволили определить их склонности и потенциальные возможности, прогнозировать пути развития, подобрать оптимальные методы, формы и средства формирования творческой активности, организовать педагогический процесс на индивидуально-творческой основе.
На основе диагностики уровня художественной подготовки студентов, творческого стиля их мышления и общего уровня креативности, формировались микро-группы. Для каждой микро-группы разрабатывалась учебная программа аудиторной и самостоятельной творческой работы, в которой индивидуализировались методы объяснения теоретического материала, продумывалась организация практической работы, определялся формат, количество работ, материал, техники исполнения, подбирались приемы стимулирования оценки и форма контроля. Такая подготовительная работа обеспечивала интенсивное усвоение базовых академических умений и навыков, способствовала формированию творческой активности студентов-дизайнеров.
Исходя из закономерностей формирования творческой активности и развития умений в живописной работе процесс обучения, был условно разделен на три этапа.
Первый этап был направлен на освоение теоретических аспектов, понятий, фактов и правил. Студенты знакомились с принципами организации живописного изображения, с особенностями зрительного восприятия предметов и физиологией зрения человека, изучали цветовые сочетания и контрасты, методы организации цветовых пятен в живописной работе, приемы передачи объемной формы предметов, а так же возможности живописных материалов и техник.
Второй этап включал овладение умениями организации цветовых масс на картинной плоскости в живописной работе, поиск оригинального колористического решения, творческое видение натуры, усвоение приемов и способов передачи объемной формы в цветовой среде, приобретение навыков работы с изобразительными материалами и техниками. На этом этапе происходило закрепление приобретенных на первом этапе знаний и практических умений.
Третий этап был направлен на развитие художественного мышления каждого студента, формирование у них способности к анализу, сравнению и обобщению. На данном этапе важно было научить студента самостоятельно осуществлять творческую исследовательскую работу, изучать и проводить анализ объекта изображения, уметь выдвигать гипотезы композиционного и колористического решения, строить план исследования, формулировать техническое решение работы, проверять поставленную гипотезу и практически применять знания.
Обучение студентов-дизайнеров, осуществлялось по индивидуальному плану для каждой микро-группы. Индивидуальный план представлял комплекс вариативных заданий соответствующих стратегиям мыслительной деятельности студентов и индивидуальным предпочтениям в живописной творческой деятельности, включая вариации форм, средств и методов педагогического сотрудничества и сотворчества преподавателя и студента.
Полученные результаты экспериментального обучения позволили сделать вывод, что у студентов экспериментальных групп прослеживается значительный рост креативности.
На диаграмме 1 показан результат контрольно-сравнительного эксперимента на предмет динамики роста креативности в контрольной и экспериментальной группах.
Показатель беглости в ЭГ вырос в среднем на 20%. В контрольных группах на 13%. Параметр оригинальности мышления в ЭГ повысился на 29%, в КГ на 15%. Аналитическое мышление (детализация) в ЭГ повысилось, в среднем, на 22%, в КГ на 9%. Параметр (название и сопротивление замыканию) в ЭГ увеличился, в среднем, на 25%, в КГ на 13%.
Диаграмма 1
На диаграмме 2 отражены результаты контрольно-сравнительного эксперимента динамики роста творческой активности у студентов контрольных и экспериментальных группах.
Диаграмма 2
Показатель оригинальности мышления в ЭГ увеличился на 11%, в КГ на 8%. Показатель параметра гибкости мышления в ЭГ в среднем возрос на 17%, в КГ на 10%, продуктивности и скорости мышления ЭГ в среднем повысился на 12.9%, в КГ на 7%., аналитического мышления и способность анализировать, комбинировать и обобщать материал в ЭГ увеличился на 12.5%, в КГ на 9.5%.
Показатель эмоционально-образного мышления в ЭГ, в среднем, повысился на 27%, в КГ на 13.2%; художественно-творческое восприятие натуры в ЭГ возрос в среднем на 19%, в КГ на 13%.
В результате исследования и сравнительного анализа динамики роста креативности и творческого мышления студентов в контрольных и экспериментальных группах показал: а) разработанная педагогическая система, построенная на индивидуальном подходе с учетом их особенностей, интересов, мотивов и способностей в этой деятельности, является действующим средством активизации их творчества; б) предложенные наиболее благоприятные психолого-педагогические условия (индивидуальный подход, система дозированной помощи, направленная на приобщение студентов к решению проблемных ситуаций, комплекс исследовательских заданий, требующих активизации интеллектуального и эмоционально-творческого опыта), использование которых повышает творческую активность участников образовательного процесса.
Следует отметить необходимость дальнейшего углубления решения вопросов, связанных с условиями формирования творческой активности у студентов-дизайнеров на пропедевтическом уровне обучения живописи.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - С. 45-50
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под редакцией С.Л. Батышева. – М., АПО. 1999 – 440 с., ил. Т.2 – М – П –1999.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Дисс. док.пед.наук – М., 1994. 404с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»
Тема проекта: « Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...
Педагогическая идея «Активные формы обучения в преподавании географии»
Описание использования ролевых игр в методике обучения школьной географии ....
Педагогические технологии. Активные формы обучения.
Активные методы обучения - это дискусси, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить учащихся в активное контролируемое обучение....
Педагогическая технология- Активные методы обучения
Педагогическая технология- Активные методы обучения...
выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»
Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры
Описание педагогического опыта Поповой Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Реформирование образования требует внедрения современных педагогических технологий. Обучение по традиционным технологиям не способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. А...
- Мне нравится (1)