Определение уровня развития координационных способностей у младших школьников
учебно-методический материал по физкультуре

Губарев Николай Викторович

Спортивно-двигательные тесты для определения уровня развития координационных способностей у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivno-dvig_testy.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №11, г. Тамбов

Учитель физической культуры: Губарев Николай Викторович

Спортивно-двигательные тесты

для определения уровня развития координационных способностей у младших школьников

Для оценки способности к ритму

  1. Бег по обручам с ведением мяча.

Оборудование: 11 гимнастических обручей диаметром 80 см, измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч.

Описание теста: вначале испытуемый преодолевает с максимальной скоростью с высокого старта 30 м. Затем, после перерыва, в несколько минут пробегает дистанцию 30 м по обручам, установленным, как показано на рис. 1. В третьей пробе спортсмен ведет мяч ногами до первого ряда обручей, посылает мяч сбоку от них, а сам выполняет бег, каждый раз ставя стопу в очередной обруч. После этого он снова переходит к ведению мяча и далее поступает в соответствии со схемой, описанной выше. Тест заканчивается при пересечении испытуемым, ведущим мяч, линии финиша.

Результат:

1) время бега по обручам без ведения мяча (с);

2) время бега по обручам с ведением мяча (с);

3) разница во времени бега по обручам без ведения мяча и гладкого бега на 30 м (с);

4) разница во времени бега по обручам с ведением мяча и без ведения мяча (с).

Точность измерения теста - до 0,01 с.

2.Подтягивание мяча стопой.

Оборудование: футбольный мяч, секундомер.

Описание теста: испытуемый стоит в исходном положении, как показано на рис. 2а (обе стопы на полу). По сигналу следует как можно быстрее вести мяч подошвой назад (2б). После каждого контакта с мячом стопа должна коснуться пола, и так 10 раз. После последнего, десятого, контакта стопы с мячом испытуемый должен как можно быстрее коснуться пола стопой (2в), после этого секундомер выключается.

Результат: учитывается лучший результат из двух попыток с точностью до 0,01 с.

Замечание: каждый испытуемый выполняет две попытки для левой и правой ноги. Во время пробы испытуемый должен двигаться спиной назад. 

Для оценки способности к равновесию

1. Стояние на одной ноге с удержанием мяча на стопе другой.

Оборудование: футбольный мяч, секундомер.

Описание теста: испытуемый, стоя на одной ноге, руки на бедрах, вторая нога вытянута вперед. Ему требуется, как можно дольше удержать мяч на поднятой стопе (рис. 3). В тот момент, когда испытуемый снимет руки с бедер, сделает движение ногой, стоящей на полу, в случае падения мяча со стопы, тест прекращается.

Результат - лучшее время удержания мяча на стопе из двух повторений с точностью до 0,01 с.

Замечания: каждый испытуемый выполняет по две пробы для левой и правой ноги.

В случае удержания мяча на стопе 2 мин тест прекращается и испытуемому записывается максимальный результат - 120 с.

2. Повороты на гимнастической скамье.

Оборудование: гимнастическая скамья, секундомер.

Описание теста: стоя в позиции "стопы одна перед другой" на узкой стороне (10 см) гимнастической скамьи, испытуемый должен в течение 20 с выполнять как можно больше поворотов на 360° по очереди - один раз влево, другой раз - вправо, не теряя равновесия (рис. 4).

Результат: число выполненных поворотов за 20 с (с точностью до 0,5 оборота). Учитывается лучший результат из двух повторений.

Замечание: поворот считается выполненным, когда испытуемый вернется в исходное положение. В случае утраты равновесия (падение со скамьи, касание пола), следует как можно быстрее принять предыдущее положение и продолжить тест.

Для оценки способности к дифференцированию параметров движений

1. Удар мячом в цель.

Оборудование: гимнастический мат, гимнастический обруч диаметром 80 см, набивной мяч 2 кг, футбольный мяч, измерительная лента, мел.

Описание теста: в определенном месте укладывается мат, в середине которого размещается гимнастический обруч, а в середине обруча - набивной мяч. На расстоянии 10 м от передней стороны мата определяется линия, из-за которой испытуемый выполняет удары мячом в цель с воздуха, сам себе подбрасывая мяч, удерживаемый в руках (рис. 5). Удары он выполняет любой частью стопы по десять раз на смену ведущей (чаще правой) и неведущей ногой. При попадании в мат он получает одно очко, за попадание в обруч - два, за попадание мячом в поле между обручем и набивным мячом - три очка, а за попадание в набивной мяч - четыре.

Результат: сумма очков, набранных из десяти ударов, выполненных отдельно правой и отдельно левой ногой, а также общая сумма очков.

Для оценки способности к приспособлению и перестроению двигательных действий

1. Бег с обеганием стоек.

Оборудование: измерительная лента, мел, 3 стойки, футбольный мяч, секундомер.

Описание теста: на расстоянии 10 м по прямой линии устанавливаются три стойки, из которых первая - на расстоянии 2,5 м от линии старта, а две очередные стойки на таком же расстоянии друг от друга (рис. 6). По сигналу испытуемый преодолевает расстояние 10 м, последовательно обегая вокруг трех стоек с правой стороны, затем после перерыва 3 - 4 мин - с левой. Затем он выполняет две данные пробы с одновременным ведением мяча. При обегании стоек с левой стороны мяч следует вести левой ногой, а при обегании с правой стороны - правой.

Результат:

1) время бега при обегании стоек с левой стороны без мяча (с);

2) то же, но при обегании стоек с правой стороны (с);

3) время бега с обеганием стоек с левой стороны, с ведением мяча (с),

 4) то же, что и "3", но с обеганием стоек с правой стороны с ведением мяча (с);

5) разница между временем бега с обеганием стоек и ведением мяча и бега без ведения мяча с левой стороны (с);

6) разница между временем бега с обеганием стоек и ведением мяча и бега без ведения мяча с правой стороны (с).

Измерения - с точностью до 0,01 с.

Для оценки способности к согласованию

1. Слалом с ведением двух мячей.

Оборудование: 3 стойки, измерительная лента, мел, секундомер, футбольный мяч.

Описание теста: на расстоянии 10 м по прямой линии устанавливается три стойки, из которых первая на расстоянии 2,5 м от линии старта, остальные две на таком же расстоянии одна от другой. По сигналу испытуемый преодолевает данную дистанцию, пробегая слаломом между стойками. Затем выполняет то же, но с ведением одного мяча. В последней попытке он делает то же самое, но с одновременным ведением двух мячей ногами.

Результат:

1) время бега слаломом между стойками с ведением двух мячей (сек);

2) разница между временем бега с ведением двух мячей и временем бега с ведением одного мяча (сек).

Точность измерения до 0,01 сек.

Замечание. Между отдельными пробами делается перерыв в несколько минут.

Для оценки способности к реагированию

1. Остановка катящегося мяча ногой.

Оборудование: две гимнастические скамьи длиной 3 м каждая, гимнастическая лестница, футбольный мяч, измерительная лента, мел.

Описание теста: две гимнастические скамьи прикреплены одной стороной к гимнастической лестнице на высоте 1 м от пола на расстоянии 5 см одна от другой. В проеме между их верхними краями в самом начале устанавливается футбольный мяч, удерживаемый экспериментатором. По сигналу второго, проводящего тест, экспериментатор снимает ладонь с удерживаемого мяча, которой начинает скатываться вниз (рис. 8). Испытуемый, стоящий спиной к направлению скатывания мяча на расстоянии 4 м от конца гимнастических скамеек (на полу), по сигналу поворачивается и бежит к мячу, стараясь как можно быстрее коснуться его любой ногой (стопой).

Результат: с точностью до 5 см учитывается среднее расстояние, на которое скатится мяч с верхних концов скамеек (из 3 попыток).

Замечание: испытуемый не должен останавливать мяч ногой, достаточно его коснуться. К мячу следует подбегать сбоку от скамеек с удобной стороны.

Для оценки способности к пространственной ориентации

1. Бег к "пронумерованным" мячам.

Оборудование: пять набивных мячей, имеющих номера от 1 до 5, весом 2 кг, шестой набивной мяч весом 2 кг, измерительная лента, карточки с номерами от 1 до 5, мел, секундомер.

Описание теста: в полукруге радиусом 3 м располагаются на одинаковом расстоянии в 1,5 м друг от друга пять пронумерованных набивных мячей, но без очередности номеров. Шестой набивной мяч устанавливается на расстоянии 3 м от остальных, как показано на рис. 9. Испытуемый стоит спиной к пяти набивным мячам так, чтобы передняя часть его стопы касалась шестого набивного мяча, лежащего перед ним. По сигналу он касается этого мяча любой стопой, и в этот момент экспериментатор показывает карточку с номером мяча, к которому он после поворота должен бежать и коснуться его стопой. Затем он снова возвращается к шестому набивному мячу, и в момент его касания экспериментатор показывает карточку с очередным номером и т.д. Таким образом выполняется бег ко всем пяти набивным мячам. Тест заканчивается, когда испытуемый коснется шестого набивного мяча любой стопой. Примерно за 10 - 20 мин до этого теста испытуемый преодолевает (как и при выше обозначенном расположении мячей) дистанцию 5 х 3 м, совершая бег по очереди с касанием каждого из пяти набивных мячей, каждой раз возвращаясь к шестому набивному мячу (с его касанием).

Результат:

1. Время бега к пронумерованным набивным мячам (с).

2. Разница между временем бега к пронумерованным набивным мячам и временем челночного бега 5 х 3 м (с).

Точность измерения теста - до 0,01 с.

Замечание. Очередность расположения пронумерованных набивных мячей, а также показываемых номеров на карточках следует менять после каждого испытуемого.

Общие замечания к тестам: перед каждым тестом предоставляется право выполнить 1-2 пробные попытки

Список литературы

Лях В.И. Координационные способности школьников // Теория и практика физической культуры. №1, 2010. - 24 с.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс подвижных игр на развитие координационных способностей у младших школьников

Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. ...

«Сила и контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей»

Карточка по теме «Сила и контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей»Задание для самостоятельной работы1. Во второй колонке таблицы указаны различные в...

Коррекция координационных способностей у младших школьников

Совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе посредством специальных физических упражнений. ...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"

В статье расскрывается понятие "координационные способности" как функции центральной нервной сис­темы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных спо...

Методы определения уровня развития скоростных способностей.

Методы определения уровня развития скоростных способностей....