Мастер-класс «Развитие образной памяти у младших школьников»
план-конспект на тему
Тема: «Развитие образной памяти у младших школьников».
Автор: Самойлова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования.
МБОУ ДОД «Дом детского творчества №3»
г. Новокузнецк
Описание
Данный мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, которые работают с детьми младшего школьного возраста и направлен на ознакомление с методами и приемами по развитию образной памяти. Мастер-класс проходит в игровой форме, включает несколько упражнений на развитие памяти: «Опознание», «Цвета по порядку», «Что изменилось?» и «Оживление значков». Эти игры педагоги могут применять в дальнейшем в своей педагогической деятельности. Они не только помогают развитию образной памяти, но и направлены на развитие воображения, образного мышления, творческого потенциала и способствуют росту общего интеллектуального уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_samoylovoy.docx | 202.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация мастер-класса «Развитие образной памяти
у младших школьников»
Тема: «Развитие образной памяти у младших школьников».
Автор: Самойлова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования.
МБОУ ДОД «Дом детского творчества №3»
г. Новокузнецк
Описание
Данный мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, которые работают с детьми младшего школьного возраста и направлен на ознакомление с методами и приемами по развитию образной памяти. Мастер-класс проходит в игровой форме, включает несколько упражнений на развитие памяти: «Опознание», «Цвета по порядку», «Что изменилось?» и «Оживление значков». Эти игры педагоги могут применять в дальнейшем в своей педагогической деятельности. Они не только помогают развитию образной памяти, но и направлены на развитие воображения, образного мышления, творческого потенциала и способствуют росту общего интеллектуального уровня.
Тема мастер-класса: «Развитие образной памяти
у младших школьников»
Цель: знакомство педагогов с методами и приемами по развитию образной памяти у младших школьников.
Задачи:
- Показать игровые приемы по развитию образной памяти;
- Способствовать применению игр в своей педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями, цветные карандаши, листы бумаги.
Ход мастер-класса
- Введение
- Основная часть. Игры на развитие образной памяти
- Заключение
«Предполагать, что человек может помнить все, - то же самое, что предполагать, что он может удержать в своем организме все то, что когда-то съел», - остроумно заметил в свое время известный философ Артур Шопенгауэр. Из этого изречения, однако, вовсе не следует, что человек не должен заботиться о своей памяти. Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.
С начала ребенок делает все это непроизвольно. Он не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Наиболее легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Со временем память ребенка становится все более управляемой, произвольной. Именно этот вид памяти играет наиболее важную роль в обучении. Произвольная память – это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предлагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал, и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.
В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают так же память образную и словесно-логическую. Остановимся на развитии образной памяти. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус и т.п.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений в игровой форме на развитие образной памяти. Представьте себя в роли детей.
Игра «Опознание»
Для проведения игры понадобятся фотографии или картинки людей и животных. Занимательность этой игры во многом зависит от того, насколько интересные фотографии (картинки) будут в ней использованы. Лучше подобрать картинки с элементами юмора, с необычным ракурсом.
Я показываю вам 7 картинок. Последовательно демонстрирую каждую из них, а вы называете вымышленное имя человека или кличку животного, изображенного на ней. После того, как имя названо, фотография убирается. Задача – запомнить имена всех персонажей на картинках. При повторном предъявлении нужно назвать их.
Игра «Цвета по порядку»
Для этой игры понадобятся цветные карандаши и фломастеры. Можно использовать полоски цветной бумаги разных оттенков всех цветов радуги.
На столе 5-6 полосок (или карандашей). Внимательно рассмотрите и запомните последовательность их расположения. Через 10 секунд я накрываю эти полоски листом бумаги и предлагаю нарисовать или записать последовательность их расположения.
Примечание: когда ваши воспитанники справятся с заданием, дайте им возможность проверить правильность его выполнения. Постепенно нужно усложнять игру, увеличивая количество цветных полосок.
Игра «Что изменилось?»
На столе разложено 10 предметов: значок, перчатка, карандаш, расческа, чашка, марка, книга, скрепка, прищепка, клубок ниток.
Задание: внимательно рассмотрите эти предметы в течение 2-3 минут и запомните, где что лежит. Когда время на запоминание выйдет, вы должны отвернуться. Я в это время меняю местами 3-4 предмета, а потом задаю вопрос: «Что изменилось?»
Примечание: повысить сложность игры можно, если увеличить общее количество предметов, которые меняют место расположения, и сократить время, отводимое на запоминание.
Игра «Оживление значков»
Перед вами таблица, на которой изображено 9 значков. В течение 15 секунд я демонстрирую таблицу, затем ее убираю. У каждого из вас на столе находится такая же таблица, только с пустыми клетками. Задание: нарисуйте либо напишите названия значков. После того как вы выполните работу, мы сравним таблицы.
Младшим школьникам трудно запомнить такие таблицы. Предлагаем способ запоминания, который называется «оживление значков». Рассмотрим все значки по очереди и подумаем, на что они похожи. Один и тот же значок может быть похожим на самые разнообразные предметы и явления.
Этот значок превращается в круги на воде, или в шляпку, или в чашку на блюдце, если смотреть на них сверху.
Этот похож на человека, обложку журнала, куклу.
Этот – на сосульку, крышу дома, дорожный знак.
Этот значок напоминает теплоход, пляж, пристань.
Этот похож на руку, указатель, напомнил кукольный театр.
Этот превращается в пасть акулы, кусок сыра, сердце.
Этот значок похож на розу, вентилятор, связку шаров.
Этот значок можно мысленно превратить в садовые ножницы, перекресток, распятье.
Этот значок похож на колосок, след колеса, звуковой сигнал.
Ожившие картинки можно соединить в своем воображении – и получится фильм. При этом каждая строчка таблицы может быть отдельным фильмом. Например, первая строчка в таблице – это фильм о весне: в лужах расходятся круги от весенней капели, тают свисающие с крыши сосульки, девочка бежит по лужам.
Попробуйте представить, как оживают картинки, и увидеть свой фильм. Вы можете нарисовать, или написать то, что увидели.
Вывод:
Развивайте фантазию детей. Пусть они не только «оживляют» картинки, но и услышат звучание значков, прочувствуют их. Подобные игры не только помогают развитию образной памяти, но и направлены на развитие воображения, образного мышления, творческого потенциала и способствуют росту общего интеллектуального уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки
Методическая тема:«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки» Работая с учащимися различного возраста, при огр...
«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»
Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью
Полученные результаты исследований указывают на недостаточный для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...
Развитие зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.
Результаты исследований указывают на недостаточный для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью....
Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.
Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспрои...
Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития
Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....
Мастер – класс Методика развития образного мышления на уроках математики «Увидим невидимое»
Цель “Мастер-класса”: показать методические приемы развития пространственного мышления на уроках математики на примере изучения темы: «Прямоугольный параллелепипед»...