Два полюса, два материка
план-конспект занятия по психологии (10 класс) по теме

2 занятия с элементами тренинга  проводятся с обучающимися 9-11 классов. Беседы, упражнения и игры направлены на улучшение представления подростков о поло-ролевых стереотипах. С обучающимися ведется открытый диалог на тему гендерных отношений. В приложении даны карточки к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dva_plyusa_dva_materika.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Два полюса, два материка»

занятие с элементами тренинга

 (для обучающихся 9-11 классов)

Цель: развитие навыков конструктивного общения,  культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.

Задачи: 

- создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией);

- улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола;

- улучшить представления подростков о поло-ролевых стереотипах.

Материал и оформление: две коробочки, в каждой – по 15 небольших чистых листочков, 2 чистых листа бумаги ф. А4, ручки (карандаши) по числу участников, стулья, плакат с изображением китайского знака «Инь-Ян», две свечи, ваза с цветами,  карточки с незаконченными предложениями на тему взаимоотношений полов, 2 списка  для работы в группах), музыкальное сопровождение (инструментальная, романтическая музыка), маленький мяч.

Максимальное число участников: 20-30 человек.

Время: 2 занятия по 1,5 часа

1 занятие

На доске (стене) крепится плакат с изображением символа «Инь-Ян», по краям от плаката или отдельно на столе устанавливаются две романтические свечи для создания настроения, ваза с цветами. обучающиеся рассаживаются в круг на стульях.

Вводная часть.

Ведущий: «Здравствуйте! Цель сегодняшнего занятия – разобраться в особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, развить навыки конструктивного общения. Общение играет важную роль в нашей жизни, им пронизана вся наша жизнь. К сожалению, между мужчинами и женщинами часто возникают недопонимания и конфликты. Для того, чтобы научиться конструктивно общаться важно знать психологию противоположного пола.  Посмотрите на плакат. Многое в нашей жизни создано на основе парности, гармония и понимание имеют основополагающее значение.

«Знакомство». Участники передают мяч по кругу, по очереди называя свое имя и заканчивая фразу «Я хотел бы узнать…».

«Рыба». Ведущий обращает внимание на ожидания обучающихся, которые они высказали, и предлагает ближе познакомиться с мнением каждого на различные гендерные темы. Для этого он предлагает коробочку с карточками-«незаконченными предложениями», которую участники передают по кругу, вытягивая карточки и заканчивая  вслух фразу,  написанную на карточке . (приложение).

«Мальчики – налево, девочки – направо». Девочкам и мальчикам предлагается разделиться на две команды. Команде девочек и команде мальчиков ведущий выдает ручки или карандаши и по коробочке с чистыми листочками,  на которых они записывают свои самые разные вопросы, обращенные к другой команде (мальчики – девочкам и наоборот). (5-7 мин.) В течение этой работы звучит музыка.

«Горячий стул». В центре круга устанавливается «горячий» стул (можно 2, если учащимся сложно решится на «одинокое» выступление), и приглашается на него доброволец (или 2 добровольца). Лицом он поворачивается к противоположному «лагерю» и берет коробочку с их вопросами, т.е., например,  девочка на «горячем» стуле вытягивает из коробочки мальчиков их какой-то вопрос и отвечает на него. К ответу сидящего на стуле могут подключаться и дискутировать или дополнять и остальные участники круга. После того, как даны ответы на 2-3 вопроса, на стул приглашается следующий участник и так же отвечает на 2-3 вопроса, затем следующий и т.д. Можно чередовать и приглашать на стул то мальчика, то девочку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся вопросы (около 30-40 минут).

«Рефлексия». Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Что сегодня на занятии больше всего понравилось? Что не понравилось?».

2 занятие

Оформление – то же.

Вводная часть. «Здравствуйте. На предыдущем занятии мы пытались разобраться во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, составляли вопросы и отвечали на них. Сегодня мы продолжим  работу в развитии навыков конструктивного общения. Далее подростки по кругу передают мячик и заканчивают фразу: «О психологии людей противоположного мне пола я знаю на …%» (каждый дает своим познаниям процентную оценку). После этого ведущий всех благодарит и предлагает проверить и расширить свои знания в этой области из первых уст. Для этого участникам предлагается следующее упражнение.

«Мальчики – налево, девочки – направо». Как и на прошлом занятии, участники делятся на команду мальчиков и команду девочек. Каждой  команде предлагается список заданий (приложение).  Каждая команда сообща записывает коллективные ответы на задания. Во время выполнения этого  упражнения звучит музыка.

«Горячий стул: Почувствуй разницу». В центр круга на «горячий» стул приглашается  доброволец. Если на «горячем» стуле девушка, то юноши задают ей вопросы из своего списка, она отвечает (возможна помощь и поддержка, дополнения других девушек). Когда от девушек получены ответы на все пункты списка заданий, юноши зачитывают собственные, коллективно составленные в группе ответы на те же вопросы. Результаты сравниваются, идет дискуссия, обсуждение. Затем та же процедура («горячий стул», обсуждение и т.д.)  проводится с участниками другой команды.

Подведя небольшой итог предыдущей работе, ведущий предлагает участникам следующее упражнение. Он может сказать примерно следующее: «Вы только что увидели на собственном примере, как бывает трудно услышать и понять другого человека, как по-разному, порой, смотрят мальчики и девочки на одну и ту же вещь, проблему, событие. А способность принимать, понимать и уважать другую личность и его мнение очень важно для хороших взаимоотношений, в том числе и для тех, кто окажется вашим спутником в будущем. Давайте попробуем представить, какой может быть ваша собственная семья и взаимоотношения между ее членами»

«Скульптура семьи». Приглашается добровольный участник. Инструкция: «Вам предстоит создать живую  скульптуру своей будущей семьи, ставя на место ее членов своих одноклассников. Свою роль (жены/мужа) вы можете играть сами, а можете также назначить кого-то из товарищей. Итак, какой будет ваша семья? Сколько членов семьи, кто они, какие, чем занимаются? Попытайтесь передать характер взаимоотношений между членами семьи. Например, если жена обладает властью, попросите ее стать на стол, «слепите» мимику ее лица, используйте жесты, позы.  Если муж и жена находятся в теплых, дружеских (любящих) отношениях, попросите их обнять друг друга или взяться за руки. Какие у них взаимоотношения с детьми, другими родственниками (если они есть)? Вы можете использовать любое пространство комнаты, предметы, все, что необходимо для вашего творчества». Когда скульптура готова, можно спросить ее «составные части», как они себя чувствуют, нравятся ли им их роли, нравится ли скульптура, подобные вопросы нужно задать и самому скульптору, спросить, не хочет ли он что-нибудь изменить.  Если есть время и желание у других учащихся, можно создать несколько таких скульптур. Если детей много (большой класс), можно параллельно создавать две скульптуры.

«Рефлексия». Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Лично я для себя на занятиях  узнал (или открыл)…» или «Самым интересным (важным) для меня на этих занятиях было…).   Ведущий благодарит всех за участие и откровенность и прощается с ребятами.

Приложение

Карточки-«незаконченные предложения»:

Мне кажется, что лица противоположного пола…;

Я считаю, что настоящий мужчина – это тот, кто…;


Я не люблю, когда юноши (девушки)…;


Я считаю, что любовь и секс…;


Ревность – это…;


Я не понимаю, почему юноши (девушки)…;


Любовь – это…;

С лицами противоположного пола у нас много общего, например…;


Главное для девушки – это…;


В своей будущей семье я…;


Настоящая женщина…


Я мечтаю…


В своей жизни каждый мужчина должен…


В своей жизни каждая женщина должна…


Женщина имеет право…


Мужчина имеет право…


Современная женщина…


Современный мужчина…

Мужчины не понимают женщин из-за…

Женщины не понимают мужчин из-за…


Мужчины любят…


Женщины любят…


Чтобы женщины и мужчины понимали друг друга нужно…


Секрет взаимопонимания мужчин и женщин…


Настоящее счастье…


Ссоры возникают…


Решать проблемы общения надо…


Мужчины и женщины созданы…

Список заданий  для  мальчиков

Список заданий для  девочек

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):


* назовите 5 причин, почему девушки могут   не   вызывать симпатий (не нравиться).

*  назовите 5 причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.

* назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь девушкам.

* девушки не правы, когда думают…

* мы никогда не согласимся на… (с тем, что…)

* мы бы хотели пожелать девушкам…

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):


* назовите 5 причин, почему юноши могут   не   вызывать симпатий (не нравиться девушкам).

*  назовите 5 причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен.

* назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь юношам.

* юноши не правы, когда думают…

* мы никогда не согласимся на… (с тем, что…)

* мы бы хотели пожелать юношам…

Использованная литература:

1. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб, «Питер», 2002 г.

2. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М, «Айрис пресс», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир от экватора до полюса в мультфильмах.

здесь представлена идея информационного учебного проекта в 6 классе по теме: "Природные зоны Земли"....

Математика и музыка-два полюса человеческой культуры

Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби"). Поэтому основная работа ведётся на повторение...

Презентация "Роберт Пири на северном полюсе?"

Данная презентация позволяет взглянуть на историю под другим углом. Выолнена презентация для 7-ого класса, но ее можно использовать по желанию и  для других возрастных групп. Используется ...

Урок-путешествие "Икс-педиция к математическому полюсу" 6 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Все действия с обыкновенными дробями" 6 класс...