Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Северный полюс»
календарно-тематическое планирование по географии на тему

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_na_sev_polyus.docx520.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                  «Центр развития ребенка – детский сад № 135» города Магнитогорска

Конспект занятия по познавательно-исследовательской  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста         «Путешествие  на  Северный  полюс»

Задачи:

  • систематизировать знания детей об особенностях природных условий  на Северном  полюсе;
  • формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
  • развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и осуществлять проверку в процессе экспериментальной деятельности;

Предварительная  работа:  Чтение сказки  В. Катаева  «Цветик-семицветик», рассматривание  иллюстрации

(девочка  Женя  на  Северном  полюсе), беседа «Почему  белые  медведи  не  живут  в  лесу?», дидактическая  игра «Кто  где  живет?».

Материал: Географическая карта, иллюстрации  к  сказке  В.Катаева «Цветик-семицветик», презентация « Северный полюс» (Приложение 1).

 Оборудование  для  опыта:  емкость  с  водой,  салфетки,  масло. Цветной картон, белая бумага, клей, образец.

Ход занятия:

Педагог:  Если бы вам предложили полететь на ковре-самолёте, куда бы вы полетели?(Африку…).
Педагог:  А вы бы хотели полететь на Северный полюс?
Педагог:
Что бы вам хотелось увидеть на  Северном полюсе? (Тюленей,...)
Педагог:  Ребята, а что бы вы взяли с собой?
Педагог: Вы бы вот так отправились в путешествие на Северный полюс, как вы сейчас одеты?
(Надо тепло одеться).
Педагог: Почему вы решили, что надо тепло одеться?
(На Северном полюсе, как у нас зимой).C:\Users\user\Desktop\арктика\SAM_1129.JPG


Педагог:  Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь?
(Надо рассмотреть карту)
Педагог:  Как вы думаете, почему Северный полюс окрашен в белый цвет?
(На Северном полюсе кругом снег и лёд).
Педагог:  Можно ли Северный полюс назвать ледяной пустыней?
Педагог:  Почему вы так решили?
(Потому что там много льда и снега).
Педагог:  Все ли готовы к путешествию? ( Да…..)

Дети имитируют одевание и садятся на ковёр.

Педагог:  Как вы думаете, долго ли нам лететь на ковре-самолёте до Северного полюса? (Быстро)
Педагог:  Вот мы и подлетаем к Северному полюсу. Что вы видите сверху? (
снег, лёд).


Педагог:  Где же растения?
(Их нет, потому что очень холодно).
Педагог:  Мы пролетаем над океаном. Это Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома. Здесь
C:\Users\user\Desktop\арктика\SAM_1103.JPG всегда холодно: и зимой, и летом. День с ночью не чередуются, как это происходит у нас. Здесь шесть месяцев солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго солнце не сходит с неба.
Педагог:  Мы снижаемся, приземлились. Не замёрзли, ребята? Ой, смотрите, смотрите! Кто это?
(Белые медведи).

Чтение стихотворения:

Им можно только восхищаться,
Он научился защищаться
От льдов и страшного безмолвья,
Жить у земного изголовья,
У центра полюса бывать,
Ещё и пищу добывать,
Под лёд полярный опускаться,
Свободно жить и размножаться.

Педагог:  Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
Педагог: Впадает ли он в спячку? Почему вы так думаете?
.
Педагог:  Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.


Педагог:  Чем же питается белый медведь?
(Рыбой, тюленями, моржами).
Педагог:  Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа?
(Он хорошо умеет плавать).


Педагог:  Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.
Педагог:  Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе?
(Замерзает, становится мокрой…….).


Педагог:  Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?
Педагог:  Хотите это проверить? (да….). Подготовимся к работе в суровых условиях.

Физминутка  «Белые  медведи»

Мы  идем  себе  вперед         (шагаем на месте)                

Очень  удивляемся:              (разводят руками)

Слева-лед,  и  справа-лед, (повороты туловищем влево, в право, руки на поясе)

Перед  носом  тоже   лед,   (наклоны вперед, руки на поясе)

Где  же   он  кончается?      (подносят руку ко лбу, смотрят в разные стороны)

Исследовательская деятельность: C:\Users\user\Desktop\арктика\SAM_1123.JPG

Педагог: В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите  внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
Педагог:  Что вы заметили?
(Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
Педагог:  Как вы думаете, почему так получилось?
(Жир не пропускает воду).
Педагог:  Тряхните рукой, капельки легко отлетели.
Педагог:  Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз?
(Шерсть пропитана жиром). 
Педагог:  Что-то я очень замёрзла. Не пора ли нам возвращаться в детский сад?
 C:\Users\user\Desktop\арктика\SAM_1117.JPG

Дети имитируют возвращение в детский сад, где их ждёт подарок от белого медведя.

А на память о путешествии на Северный полюс давайте сделаем   картину с изображением белого медведя на льдине (показать).  Для этого нам будет нужен картон, белая бумага, клей и т.д. Я сейчас вам покажу, как мы будем это делать. На белой бумаге вы видите силуэт медведя. Пушистая шерсть получается путем обрывания по контуру, льдины и снег делаем также обрыванием. Затем дополняем работу деталями по желанию.

Какие чудесные картины у вас получились!

Педагог: Молодцы, вы сегодня были очень старательными, внимательными, вы справились с заданием. Что вам понравилось? Что вам больше всего было трудно делать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием фитболов для детей старшего дошкольного возраста «Мой веселый звонкий мяч»

В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии по фитболу....

Конспект занятия с использованием фитболов для детей старшего дошкольного возраста «Мой веселый звонкий мяч»

В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии по фитболу....

Конспект занятия по коррекции страхов для детей старшего дошкольного возраста.

Вариант занятия по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Дифференциация звуков [ш] - [с]».

В конспекте представлены игры и упражнения по обучению грамоте с  детьми старшего дошкольного возраста на  дифференциацию звуков [ш] - [с]....