Программа внеурочной деятельности «Мир детства»
рабочая программа по психологии по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 г.Химки
Утверждена
Педагогическим советом
Протокол____________
от______________
адаптированная
программа дополнительного образования
«Мир детства»
Педагог: Оболенская Юлия Николаевна
Возраст детей – 1 класс
Срок реализации – 1 год
Химки 2011
Пояснительная записка
Наши с вами современные малыши и малышки, всегда ли мы можем сразу и правильно понять их? «Современные дети»,»Новое поколение», «Компьютеризированные дети», замыкаясь на телевизорах и компьютерах стали меньше общаться не только со взрослыми, но и между собой. Дана программа нацелена не только на развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, но и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Цель программы: формирование положительной мотивации к обучению в школе, социальной позиции школьника, развитие эмоционально-волевой сферы, самоактуализации и созидательной сферы ребенка.
Задачами данной программы являются:
- Активизировать осмысление истинных общечеловеческих ценностей (истина, добро, красота), создание собственной внутренней позиции, формирование собственных внутренних ориентаций,
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие креативности (творческого мышления и способностей), индивидуального самовыражения детей;
- Развитие навыков коммуникативной культуры
- Способствовать сплочению детского коллектива;
- Организация здоровосберегающих технологий.
Все занятия построены по принципу от простого к сложному. Задании, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности возрастает.
Данная программа рассчитана на 76 часов, продолжительность занятии 45 минут.
Программа «Мир детства» состоит из двух блоков, которые тесно взаимосвязаны с собой и переплетаются практически в каждом занятии, это: образовательный и коорекционно-развивающий. Каждое занятие имеет четко выделенную структуру , имеющую свои постоянные блоки, такие как:
- Начало занятия (форма);
- Обсуждение плохих и хороших ситуаций, за время меду занятиями;
- Игры-перевоплощения, беседы с обязательным анализом;
- Упражнения на развитие познавательных интересов
- Резюмирование (четкое подведение итогов, обобщение поученных знаний, взаимосвязь с пройденными темами);
- Форма прощания.
Решающее и немаловажное значение в формировании познавательных интересов имеет способ, метод и формы организации учебного процесса и новых знаний. В основу образовательной деятельности положен «Метод проблемного обучения» - педагог описывает проблему, но не дает полную информацию, воспитанники должны сами формировать способы ее решения.
В данной программа использованы различные методы обучения и коррекционной работы, такие как:
- Развивающая сказкотерапия
- Игры-беседы;
- Упражнения на развитие восприятия, мышления, памяти;
- Игры на развитие творческого воображения;
- Мини-этюды;
- Познавательно-этические беседы;
Кроме перечисленных форм и методов организации учебного процесса, отдельное и немаловажное внимание уделяется патриотическому, экологическому и краеведческому воспитанию. В программу включен цикл занятий «Мир вокруг нас», «Памятные места города, в котором я живу», знакомство с тематическими праздниками (23 февраля, 8 марта, День победы).
Содержание занятий
№ | Тема занятий | Задачи | Используемые формы и метод |
1 | Наша дружная семья | -знакомство детей друг с другом и педагога с группой; -создание положительной мотивации к занятиям; -первичное знакомство с мимикой и жестами. | -приветствие -пластический этюд «Солнышко»; -игра «Дотронься до…» -окончание занятий. |
2 | Волшебные пальчики | -развитие слухового восприятия; -эмпатия; -чувства уважения друг к другу; | -приветствие; -«Мой школьный друг»; -«Найди друга»; -Ветер дует на… -окончание занятия |
3 | Ассоциации | -развитие словесно-логического мышления; -развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движения. | -приветствие -упр. «Подбери слово» -упр. «Я и животные» -окончание занятия |
4 | Ты не один в этом мире | -тренировка скорости мышления; Развитие эмпатии, самоконтроля; | -приветствие -упр. «Быль небыль» -упр. «Мама и детеныш» -упр. «Добрые руки» |
5 | Я и мои друзья | -оценка и развитие устойчивого внимания; -Развитие навыков общения; -повышение самооценки; | -приветствие -упр. «Запутанные линии» -беседа «как можно поздороваться \попрощаться» -упр.Волшебное зеркало -окончание занятия |
6 | Я и другие | -развитие внимания, скорости реакции, ловкости; -развитие навыков общения; -стимулирование креативности. | -приветствие -съедобное -несъедобное; -упр. Двойные карточки; -упр. Садовник -окончание занятия |
7 | Моя семья 1 | -формирование чувства принадлежности к своей семье; -формирование позитивного отношения к своей семье; | -приветствие -сказка + музыкальное сопровождение «Как мамонтенок искал маму» -беседа о семье -упр. «Мама и детеныш» =окончание занятий |
8 | Моя семья 2 | -формирование чувства принадлежности своей семье; -развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движения, речи; -развитие воображения, выразительности движения; -развитие креативности. | - приветствие -игра Дружная семья -рисунок Моя семья -окончание занятия |
9 | Моя семья 3 | -развитие познавательных способностей; -развитие чувства самосохранения и ответственности | -приветствие -анализ рисунков -познавательная беседа Ты остался дома один -окончание занятий |
10 | 5 чудесных лепестков -радость -грусть -удивление -страх -гнев | -знакомство с эмоциями: радость -тренировка зрительной памяти, эмоциональной памяти, внимания, развитие речи и воображения | -приветствие -просмотр карточек с графическим изображением радости, грусти, страха, гнева, удивления -упр. Настроение Марины -окончание занятия |
11 | 5 чудесных лепестков грусть | -знакомство с эмоциями: грусть -развитие слуховой и словесно-логической памяти | -приветствие -упр. Графическое изображение эмоции «грусти» -упр. «Потешки» -упр. Грустная кукла -окончание занятия |
12 | 5 чудесных лепестков удивление | -знакомство с эмоциями удивления Тренировка зрительной памяти и внимания | -приветствие -упр.«Осенние листья» -графическое изображение эмоции удивления -окончание занятия |
13 | 5 чудесных лепестков страх | -знакомство с эмоциями: страх -развитие внимания, координированности движений, оперативной памяти и скорости реакции | -приветствие -упр. «Я не боюсь страха» -упр. Хозяин и его тень -окончание |
14 | 5 чудесных лепестков - гнев | -знакомство с эмоциями: гнев -развитие внимания, словесно-логического мышления и речи; | -приветствие -упр. «Два слова» -окончание занятия |
15 | «Волшебные краски» | -развитие воображение, символических представлений, креативности; -гармонизация эмоционального состояния | -приветствие -упр.«Волшебный мешочек» -упр. «Рассказчик-слушатель» -окончание занятия |
16 | Этическая сказка | «Королева зубная щетка» - контроль всех пройденных чувств; -анализ прочитанного текста | |
17 | Волшебная страна чудес | -развитие творческого мышления и воображения; Формирование навыков общения; Исследование чистоты звукопроизношения | -приветствие -упр. «Страна фантазия» -изготовление пальчиковых кукол Волшебные букв» -окончание занятия |
18 | Волшебная страна чудес | -формирование навыков общения -развитие уверенности в себе -обобщающие слова | -приветствие -рисование картины «Чудесная страна» -окончание |
19 | Волшебная страна чудес | -развитие умения передавать свои чувства -развитие навыков изобразительной деятельности; Формирование образного мышления; | -приветствие -рисование карты «Чудесная страна» -окончание занятия |
20 | До свидания «Волшебная страна» | -повышение самооценки у ребенка; -гармонизация эмоционального состояния; Оценка словарного запаса и кругозора ребенка -развитие воображения | -приветствие -сказка «Волшебная страна» -упр.»Волшебное животное» Упр.«Я стал…» -окончание занятия |
21 | «Осень, осень, милости просим…» | -развитие креативности; -развитие воображение; -развитие наглядно-образного мышления; | -приветствие -игра-перевоплощение «Репейник» -мини-этюд «Грибочки» -пластический этюд «Капельки» -окончание занятия |
22 | «Волшебные листочки» | -развитие речи эмоционально окрашенной; -развитие наглядно-образного мышления. | -приветствие -игра-перевоплощение «Осенний листочек» -рисунок по заготовленному шаблону -окончание занятия |
23 | Что такое жадность? | -формирование чувства уважения к окружающим -развитие эмпатии -развитие толерантности | -приветствие -сказка «Жадный кармашек» -беседа по сказке -упр.Раздели игрушки -окончание занятия |
24 | «Мое настроение» (времена года) | -повышение самооценки; -тренировка зрительной памяти и внимания; -развитие логического мышления -внимание и речь | -приветствие -репродукции времен года под музыку -упр.Маленькие человечки -окончание занятия |
25 | «Зимние месяцы» | -развитие творческого воображения; -развитие внимания; -формирование умений слушать | -приветствие -чтение сказки «12 месяцев» -анализ прочитанного -окончание занятия |
26 | Зимний день | -развитие концентрации внимания4 -активизация долговременной памяти и скорости мышления; | -приветствие -пластический этюд «Снежинки» -упр.»Сравни и назови отличия» -окончание занятия |
27 | «Скоро новый год» | -развитие кругозора детей -развитие логического мышления; | -приветствие -сказка «Приключение новогодней мишуры» -анализ текста -окончание занятия |
28 | «Скоро Новый год» | -развитие связной речи; -тренировка умения последовательно излагать события | -приветствие -упр.Звери зимой -упр. «составь рассказ» Упр. «Придумай окончание» -окончание занятия |
29 | «Новогодняя картина» | -развитие навыков изобразительной деятельности -умения работать в группе | -приветствие -прослушивание музыкальных композиций -рисование зимней картины по представлению -окончание занятия |
30 | Семейный праздник Новый год | -формирование чувства принадлежности к своей семье; -формирование позитивного отношения к своей семье; -знакомство с традициями празднования «Нового года» | -приветствие -беседа о традициях и обычаях праздника -новогоднее поздравление; -окончание занятия |
31 | «В зоопарке» | -получить информацию о словарном запасе ребенка(бедный, ограниченный конкретными «житейскими» представлениями или богатый, включающий в себя понятия из различных сфер жизнедеятельности ребенка | -приветствие -упр. «Домашние и дикие животные» -упр. «Что ты знаешь?» -открытки - пазлы -окончание занятия |
32 | Расскажи о животных | -оценка запаса у ребенка имен прилагательных и особенностей наглядно-образного мышления; -тренировка умения осуществлять правильный подбор признаков к определенному предмету | -приветствие -упр. «Сочиняй загадки» -упр. «Расскажи о животных» -окончание занятия |
33 | «Мальчик, который не умел играть» | -показать значение внимательности, соблюдение норм в отношении между людьми; -обсудить проблему понимания человека -человеком | -приветствие -сказка о мальчике, который не умел дружить -рисование -окончание занятия |
34 | «Ребята, давайте жить дружно» | -развитие навыков бесконфликтного общения; -развитие умения договариваться друг с другом; Развитие умении благодарить; | -приветствие -упр. «Калейдоскоп» -упр. «Скажи комплимент» -окончание занятия |
35 | «Маскарад» | -развитие зрительного воображения, активизация жизненного опыта ребенка, диагностика его кругозора и культурного развития; | -приветствие -упр. «Маскарад» -упр. «Похожие понятия, синонимы» -упр. «Подбери слово, признаки предмета» -окончание занятия |
36 | «Букет цветов» | -тренировка внимания; -развитие зрительной памяти, логического мышления, внимания и речи; | -приветствие -упр. «Собери букет» -упр. «Мемуары» -окончание занятия |
37 | «Капризулька – капелька» | -разрядка агрессивных импульсов; -актуализация упрямства -коррекция упрямства. | -приветствие -беседа «Когда я был упрямым» -упр. «Волшебный круг»; -упр. «Волшебная подушка» -окончание занятия |
38 | Ссора | -адекватное реагирование в конфликтных ситуациях, коррекция отрицательных эмоций; -формирование адекватных форм поведения; | -приветствие -сказка «Ссора» -разыгрывание ситуаций» -окончание занятия |
39 | «Смешинки» | -разрядка вербальной агрессии; -коррекция страхов | -приветствие -рисунок по сказке Ссора -упр. «Дорисуй» -окончание занятия |
40 | «Знаки дорожного движения» | -развитие слухового восприятия, оперативной памяти и внимании; -определение скоординированности речевого и слухового восприятия; | -приветствие -упр. «Сороконожка» -упр. «Закончи ряд» -упр. «Дорога» -окончание занятия |
41 | «Кто это?» | -развитие восприятие, внимание, мышления и речи; -исследование конструктивного праксиса; | -приветствие -упр. «Кто это?» -упр. «Человек рассеянный с улицы Бассеиной» -окончание занятия |
42 | «Я живу в России» | -патриотическое воспитание; -развитие воображения, получении представлений об эмоциональном мире ребенка и системе его ценностных ориентаций; | -приветствие -беседа-рассказ о празднике 23 февраля (день защитника отечества) -упр. «Рыцари» -окончание занятия |
43 | День защитника Отечества | -патриотическое воспитание; -развитие произвольной образной памяти | -приветствие -беседа по репродукция военных лет -окончание занятия |
44 | В гостях у сказки | -знакомство со сказками; -развитие способности с осмысленному запоминанию; -развитие слуховой памяти | -приветствие -диалог по сказкам -упр. «Слова в картинке» -УПР. «Загадки» -окончание занятия |
45 | В гостях у сказки | -развитие способности к запоминанию, активизация внимания; Оценка и развитие долговременной памяти ребенка; | -приветствие -упр. «Корзинка Красной шапочки» -загадки по сказке Буратино -окончание занятия |
46 | Цветок к 8 марта | -патриотическое воспитание; -формирование наглядно-образного мышления; -развитие зрительного воображения; | -приветствие -беседа о празднике «8 марта» -упр. «Ожившие точки» -окончание занятия |
47 | Мамин праздник | -патриотическое воспитание; -формирование чувства уважения и почитание старших в семье; -развитие словесной фантазии, логического мышления, оценка морально - этических взглядов ребенка | -приветствие -упр. «Закончи рассказ» -игра «Тележурналист» - рисунок «Мечта моей мамы» -окончание занятия |
48 | Детские мечты | -развитие словесного воображения; -развитие мелкой моторики; | -приветствие -упр. «Если бы да кабы…» -упр. «Сказочная глина» -окончание занятия |
49 | «Садовник» | -знакомство с понятиями, обозначающими расположение предметов в пространстве; Развитие произвольного внимания | -приветствие -упр. «Близко, далеко, спереди, сбоку» -упр. Что где летит -окончание занятия |
50 | «Мир в котором мы живем» | -развитие понятийного мышления, скорости мышления; -развитие интеллектуальных способностей, способности к классификации и обобщению | -приветствие -упр. Закончи предложение -упр. «Кто знает больше всех» -отгадай загадку -окончание занятия |
51 | «Мир вокруг нас» | -развитие знаний о причинно-следственных связей; -развитие межполушарного взаимодействия; Развитие внимания; | -приветствие -упр. «Прогулка в лес» -упр. «Поезд» -упр. «Станция Ромашково» -окончание занятия |
52 | «Солнце, воздух, вода».. | -развитие восприятия, -обучение навыкам схематичного изображения предметов и явлений; -понятие «распорядок дня» -понятие «ВРЕМЯ» | -приветствие -упр. «Окружающий мир» -упр. «Чудесный мешочек» -упр. «Наше расписание» -окончание занятия |
53 | Мир вокруг нас - обобщающее занятие | -закрепление знаний по пройденным темам; -развитие бережного отношения к окружающему миру | -приветствие -рисунок «Береги природу» -обсуждение -окончание занятия |
54 | Беседа – «Ты остался дома один» | ||
55 | «Сказка о потерянном времени» | -развитие образного мышления и фантазии; - знакомство с понятиями: секунда, минута, час | -приветствие -упр. «Живые фигурки» -упр. «Часы» -окончание занятие |
56 | «Делу время – потехе час» | -развитие воображения, мышления и речи -закрепление понятия «Время» | -приветствие -упр. «Забавные кляксы» -упр. «Часы» -окончание занятия |
57 | «Перескажи историю» | -развитие смысловой памяти; -развитие слуховой и словесно-логической памяти; | -приветствие -упр. Известные картинки (по сказкам) -упр. Потешки -окончание занятия |
58 | Волшебный словарик | -оценка долговременной памяти и степени сформированности обобщенных понятий; Обучение приемам осмысленного запоминания. | -приветствие -упр. «Слова на букву…» -упр. «Морское путешествие» -окончание занятий |
59 | Учим стихотворение | -тренировка слуховой долговременной памяти; -развитие образной памяти. | -приветствие -упр. «Стишок» -упр. «Знакомая цифра» -обсуждение -окончание занятий |
60 | «День Победы» | -патриотическое воспитание; -развитие слуховой памяти ребенка | -приветствие -беседа «День Победы» -упр. «Города» -окончание занятия |
61 | Памятные места в моем городе | -патриотическое воспитание -краеведение, знакомство с историческими местами | -приветствие -беседа «Дорогие сердцу места» -рисунок -окончание занятия |
62 | «Доброе слово» | -формирование понятие «вежливость»; -тренировка умения ребенка сочетать признаки предметов с самими предметами | -приветствие -мини – этюд «Спасибо» -упр. «Подбери слово» -окончание занятия |
63 | «В стране гномов» | -обобщение знаний по эмоциям человека -развитие эмпатии и креативности; -расширить представление детей об эмоциях, предлагая их сравнить. | -приветствие -упр. «Гномики»: радость, удивление, страх, стыд, робость, злость, обида, -упр. «Литературные загадки» -окончание занятия |
64 | «В стране гномов» | -определение правильности употребления имен прилагательных; -образования множественного числа существительных | -приветствие -упр. «В стране гномов» -упр. «Мы пришли с подарками» -окончание занятия |
65 | «В стране гномов» | -формирование мотивации на самостоятельное говорение; -тренировка умения излагать события; | -приветствие -упр. «Составь рассказ по картинке» -пересказ полученного рассказа -окончание занятия |
66 | «В стране гномов» | -оценка словесной фантазии, словарного запаса и кругозора; -гармонизация эмоционального состояния. | -приветствие -упр. «За столом» -упр. «Подарок для гнома» -упр. «Отгадай загадку» -окончание занятия |
Занятия 67 – 76 отводятся на диагностику уровня мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения и речи, на мониторинг усвоения образовательной программы. |
Критерии оценки
Данная программа, прежде всего, является образовательной, предлагаемый материал нацелен на организацию работы у ребенка в стенах школы. Мы должны помогать своим детям развивать их внутренний потенциал, заложенные в них интеллектуальные способности и мыслительные операции. Кроме перечисленных выше, не стоит забывать о эмоциональной сфере ребенка. В процессе взросления ребенка, общение со сверстниками или окружающими людьми, меняются его взгляды на мир. Способность сознавать и концентрировать свои эмоции возрастает.
Существует много различных критериев определения нормального психологического, физического и душевного состоянию ребенка в стенах образовательного учреждения.
- По уровню развития речи: правильному звукопроизношению, словарному запасу, владения навыками связной речи;
- По развитию интеллектуальных способностей: умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль;
- Умение слушать, задавать вопросы;
- Развитие мелкой моторики;
- Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере;
- Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
С учетом всех этих требований и была выстроена данная программа и все задания в ней. Они позволяют научить детей понимать главную мысль текста или рисунка, объединять несколько предметов или изображений на основе общего признака, разбивать предметы на группы по существенному признаку, определять последовательность событий; понимать переживаемые эмоции, адекватно интерпретировать эмоциональное состояние окружающих людей.
Одним их самых эффективных способов определения усвоения программы – является индивидуальная диагностика, каждого ребенка с использованием рисуночных тестов. Для диагностики рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно такие тесты трудно подделать или подогнать результаты под норму. Многочисленные диагностики детских рисунков показали, что
В нарисованных рисунках имеются четкие возрастные стадии. которые сменяют друг друга в определенной последовательности. При нарушении в умственном или эмоциональном развитии наблюдается запаздывание в переходе от стадии к стадии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"...
СЦЕНАРИЙ ОТЧЁТНОГО КОНЦЕРТА внеурочной деятельности «Страна детства»
СЦЕНАРИЙ ОТЧЁТНОГО КОНЦЕРТАвнеурочной деятельности«Страна детства»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в п...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Все начинается с детства» для обучающихся 0 - 2 классов с ТНМР (вариант II).
Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечива...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Все начинается с детства»
Программа внеурочной деятельности «Все начинается с детства» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умерен...