Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"
рабочая программа по музыке на тему

Моргунова Елена Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vok.-hor.gr_._planeta_detstva_opendocument_2.doc78.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                            Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности учащихся, примерными программами дополнительного образования, авторской программой Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

      Актуальность программы заключается в востребованности детских     объединений   художественно-эстетической направленности, которые     выдвигаются в концепции модернизации российского образования                                                                                                                        

       Педагогическая целенаправленность. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личных    качеств. Занятия музыкой улучшают характер детей ,   преобразующих внутренний мир, меняют внешний облик  и  благотворно  воздействуют  на  психологическое    состояние,   способствует   профессиональной  ориентации                        

 обучающихся.    

Вокально-хоровое пение — наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Занятия  хоровым пением вносит свой специфический вклад в воспитание подрастающего поколения.

      Участие в пении даёт возможность детям самим исполнять музыкальные произведения,  тем  самым  выражать свои переживания, чувства, эмоции. Пение развивает музыкальные способности у  детей: музыкальный  слух,  музыкальную память и чувства метра-ритма. Также пение оказывает большую помощь  в  развитии  речи  у  детей. Пение  объединяет детей  и  формирует  общие  интересы. При  исполнении  музыкальных  произведений  дети  приучаются  к совместной работе.

   Кружок  вокально-хорового  пения  открывает  большие  возможности  для  многостороннего  развития  способностей школьников. На занятиях, репетициях самое главное пробудить  в  детях  художественное  начало,  оптимально  развить индивидуально-певческие данные каждого участника хорового кружка, формирования певческой культуры.

   Отличительная  особенность  образовательной  программы  состоит  в  том,  что  дети  не  только  получают  навыки хорового  пения,  но  и  узнают историю музыкальной культуры разных стран и народов, имеют возможность духовного приобщения к лучшим образцам классических произведений и их авторам. Возможность для музыкально-эстетическог

развития предоставляется всем желающим без отбора по их музыкальным задаткам и способностям.

  Музыкальное воспитание школьников происходит во всех видах музыкальной деятельности. Наиболее эффективное

приобщение ребёнка к музыке возникает в условиях хорового пения,- самой доступной, активной и полезной форме

деятельности. Хоровое искусство- неповторимое богатство духовной культуры русского народа- не только ценнейшее

наследие прошлого , но и источник развития современной музыкальной культуры страны.

  В процессе обучения хоровому пению затрагиваются многие аспекты, влияющие на эстетическое развитие человека.

Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, воспитание заинтересованного и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие муз. Способностей.

Хоровому пению свойственны следующие положительные особенности:                                                                                 - 1 -

1.Способность раскрыться в коллективной хоровой деятельности ( когда учащийся на виду у всех , он раскрывается перед

руководителем и сверстниками, его легче обучить и направить).

2. Формирование умения общаться, объективно оценивать свои действия, что помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие.

3.Формирование вкуса, положительных личностных качеств, необходимых для работы в коллективе (умение применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора).

4.Развитие самостоятельности и чувства «локтя», инициативы и других волевых качеств (согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные

влияния и нейтрализует отрицательные).

5.  Чёткое прослеживание успехов и неудач, которые педагог отмечает поощрением или замечанием. Участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрением и награды, полученные благодаря только природным данным.

   Цель: активизация интересов к миру музыки, формирование музыкального вкуса через вокально-хоровое исполнение.

  Задачи.

Образовательные:

1.Сформировать вокально-хоровые навыки: певческое дыхание, музыкальный слух, звуковедение, звукообразование, чувство метро-ритма, дикцию, музыкальный строй.

  1. Познакомить детей с произведениями и творчеством разных композиторов, а также образами народной, классической, современной, национальной и зарубежной музыки.

3. Научить различать высокохудожественные произведения и произведения лёгкой музыки.

Развивающие:

1. Развивать духовную культуру учащихся.

2. Развивать музыкальные способности и навыки.

3. Развивать музыкальную память, воображение.

4.Развивать познавательные процессы мышления.

Воспитательные:

1. Воспитать интерес к музыкальному творчеству.

2. Воспитать нравственные качества.

3. Воспитать художественную культуру и музыкальный вкус.

4.Воспитать умение общаться, взаимодействовать и работать в коллективе.

  Вокально-хоровая работа в детском коллективе проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных

возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голособразования.

                                                                                                                           - 2 -

                                                     Наполняемость, возрастной состав вокальной группы

                                                         Психофизиологические особенности учащихся.

Первый год обучения является важнейшим этапом в формировании музыкальных способностей,навыков и главное заинтересованности детей в коллективном вокально-хоровом пении.

   При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать, что музыкально-певческие навыки в данном возрасте формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновремённость становления разных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокально-хорового обучения считается постановка всех учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются.

2.Группа второго года обучения: учащиеся 10-12 лет, 12человек.

На втором году обучения происходит пополнение и усложнение музыкального багажа. Основная работа направлена на развитие вокально-хоровых навыков и их закрепление.

                                                                       Формы организации детей на занятии

1.Групповая форма. Используется, как правило как сводные репетиции всего хорового коллектива.

2.Звеньевая форма. Является основной, так как при разучивании  многоголосных хоровых произведений работа ведётся по партиям ( сопрано, альты).

3.Индивидуальная форма. Эти занятия помогают раскрыть музыкальные способности, возможности каждого ребёнка в отдельности. Индивидуальная работа преимущественно ведётся с детьми первого года обучения, а так же с солистами хора.

 

Используемые формы проведения занятий

1.Традиционная форма (вводное занятие, тренировочное занятие, комбинированное занятие, повторительно-обобщающее занятие, контрольное занятие).

2.Нетрадиционная форма ( зачёт,конкурс, игра, выступление, концерт).

Значение репертуара

С репертуаром связана не только идейно-художественная направленность искусства, но и сам стиль исполнения. Репериуар как совокупность произведений, исполняемых хоровым коллективом составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт. Вхоровом коллективе репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в

                                                                                                                         - 3 –

репертуар, является главным и определяющим в деятельности хора. От умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, всё, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как петь.

При выборе репертуара учитываются возрастные особенности  и вокально-хоровые данные участников хора.

Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходят через осмысление репертуара, поэтому высокая идейность того или иного произведения, предназначенного для хорового исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара.

Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором, всё это может послужить интересным материалом для воспитательной работы в коллективе.

Даже произведения созерцательной, пейзажной лирики способны пробудить такие чувства, как доброта, отзывчивость, что, безусловно, помогает формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту людей.

Задача репертуара — неуклонно развивать и совершенствовать музыкально- образное мышление участников хора, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, «музыкальную память». Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Огромные фонды классической хоровой музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара хорового коллектива.

Массовые песни-один из основных источников репертуара вокально-хоровых групп. Лучшие из них отличаются глубиной содержания, искренностью, благородством чувств, свежестью музыкального языка, они неразрывно связаны с традициями национальной песенной культуры. Жанр массовой хоровой песни способен быстро откликаться на важнейшие события, нести в жизнь светлые идеи, вдохновлять на хорошие дела. Кроме того, песни доступны широкому исполнению. В большинстве своём они представляют собой проведения куплетной формы (простой период или двухчастность).

Прогнозируемые результаты, способы их проверки

 

После  года обучения учащиеся должны уметь:

  1. При пении использовать правильную певческую установку.
  2. Правильно, экономно использовать певческое дыхание, петь короткие фразы на одном дыхании. Петь лёгким, полётным звуком.
  3. Понимать элементарные дирижёрские жесты и следовать им: внимание, вдох, начало и конец пения, характер звуковедение.
  4. Пользоваться свободно мягкой атакой.
  5. Владеть вокально-хоровыми навыками: звуковедение, звукообразование, дикция, чувство ритма.
  6. Петь без сопровождения нетрудные песни (русские народные)

Формы контроля

Комбинированные занятия, семинарские занятия, срез знаний, уроки обобщения, праздники как форма коллективной работы

                                                                                                                      - 4 -

Примерное распределение учебных часов на 14-15 уч. год

Содержание и виды работы

Репертуар

Общее

кол-во

часов

 Группо   Индиви-

     вые        дуаль-

                     ные

                         

Вокально-хоровая работа

1. Пение произведений:

    Народная песня

 

  Авторская песня (советских и современных композиторов

2.Пение учебно-тренировочного материала

   Слушание музыки

   Музыкальная грамота

   Мероприятия (концерты, конкурсы)

"Во кузнице"р.н.п.

«Ой, ты, Порушка Параня»

«Валенки» р.н.п» р.н.п.; «Блины»р.н.п.

«Золотое сердце», Т. Гверцители и Игорь Демарин;

«Детство», м.Я.Дубравина, сл С.Суслова;

«Ах, эти тучи в голубом», р-ар К. Орбакайте;

«Счастья тебе, Земля моя», м. Саульского, сл.Завильнюка;

«Учителя, на ваших душах держится земля», В. Борисов;

«Дорогие бабушки и мамы», м И.Бодраченко, сл. З. Александровой;

«Прости меня, дедушка», Е. Плотниковой;

«Русь моя» (Россия жива) из р-ра Л. Николаевой;

«Бумажный голубь»;

«Детства берег родной» из р-ра «Берег детства»;

«Мир, вам, люди», м.Савельева, сл. М. Пляцковского

Внутришкольные: « 17сентября», День учителя, День Матери, Смотр патриотической песни, 8Марта, День Победы

Районные: «Пою моё Отечество», «Вхожу в мир искусства

4

21

1

1

7

         3            1

       18            3

        1

        1

        6                1

 Итого...............................................................

34

       29               5

Содержание образовательной программы

  1. Введение. Формирование групп. Общение на тему хорового искусства, что представляет собой хоровой коллектив. Чем отличаются инструментальная и вокальная музыка.
  2. Певческая установка. Ознакомление с правилами пения и охраны голоса. Обучение умению  соблюдать в процессе пения певческую установку. Правильное положение корпуса, головы, ног.
  3. Певческое дыхание и его техника. Цепное дыхание. Обучение владению певческим дыханием-спокойному вдоху, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния перед пенем и в начале его, экономному, спокойному выдоху. Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного одновременного вдоха соответствующего характера и темпу песни. Следует обратить внимание на необходимость овладения учащимися навыков цепного дыхания.
  4. Артикуляционный аппарат, его строение.
  5. Атака звука-это момент возникновения первого звука. Различают три вида атаки: твёрдая, мягкая, придыхательная. Беседа с учащимися о том, когда, и в проведениях какого характера используется тот или иной вид ататки.
  6. Звукообразование и звуковедение. Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнение. Они направлены на развитие и закрепление необходимых навыков, умений и качеств. При этом важно, чтобы они не были «механистичны». Значение пения учебно-тренировочного материала: «разогревание» голосового аппарата в начале занятия, решение задач вокального развития детей и концентрации их внимания. Распевание обычно занимает от 7 до 10 минут, в зависимости от основной цели, поставленной на занятии.Распевание, построенные на темах из хоровых произведений, позволяет решать самые разнообразные задачи: развитие гармонического и мелодического слуха, чувства лада, ритма, а также формирование исполнительских навыков.

            Таким образом, распевание помогает расширять музыкально-слуховые представления учащихся, подготовить их к восприятию сложных

            проведений.

 7.   Ансамбль и строй в хоре. Единая манера звукообразования. Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений, навыков,                                                                                                                                          

       как особо важный для индивидуально- певческого развития каждого ученика коллектива.

 8.   Ансамбль и строй в хоре. Формирование у детей основных свойств певческого голоса(звонкости, полётности, вибрато, ровности,        

        разборчивости),сохранение красоты индивидуального тембра голосов. Обучение непринуждённому,напевному, льющемуся пению,  

        звонкому, но лёгкому, мягкому,умеренному по силе (без форсированного, открытого звучания).

  1. Раскрытие и объяснение понятий:упражнения, темп, ритм, размер, динамика.

10. Дикционные трудности. Правильному формированию гласных; обучение чётко , коротко произносить согласные. Вокальная дикция

требует повышенной активности артикуляционного аппарата.

      11. Распевание и вокально-хоровые упражнения. Выработка чистого, ясного унисона, разностороннее развитие гармонического слуха.

      Умение слушать и контролировать себя при пении, слушать своего товарища, сливаться с общим звучанием по звуковысотности, ритмам,

       не выделяться по силе звучания, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, т. е. Умение петь в ансамбле. Слушать и контролировать

       себя при пении.                                                                                  - 6 -

12. Тоника. Устойчивые и неустойчивые звуки. Умение анализировать и кратко характеризовать исполняемые произведения в единстве его содержания и форм. Сформировать музыкальный слух на основе исполняемых и слушаемых произведений из раздела занятий «слушание музыки».Умение понимать дирижерский жест ( подготовка к пению, вступление, снятие, характер звуковедения и требования руководителя.

13.Мажорные и минорные лады. Ориентироваться в разнохарактерных ладах.

14. Воспитательно-Познавательные мероприятия. Участие в конкурсах, фестивалях различного уровня. Организация и проведение тематических мероприятий, праздничных выступлений для детей детского сада, школы. Просмотр и обсуждение телепередач и видеозаписей

коллективное посещение театров, совместные мероприятия и праздники. Урок-концерт.

Методическое обеспечение образовательной программы

Используемые методы и приёмы обучения

1. Словесный метод ( рассказ, объяснение, беседа, инструктаж).

2. Наглядный метод (демонстрация).

3.  Практический метод (вокальные ритмические упражнения)

Материально-техническое обеспечение

Для занятий вокально-хорового коллектива имеются: музыкальный инструмент (баян), музыкальный центр,диски, кассеты, компьютер.

Заключение

Формы, методы и средства обучения, изложенные в программе позволяют расширить индивидуально-творческие возможности учащихся, повысить познавательную активность, желание совершенствовать своё мастерство на основе приобретённых знаний и умений, выявить особо

одарённых учеников.

  • 7 -

МБОУ “Супоневская средняя общеобразовательная школа №2”

«Согласованно» Заместитель директора                                                                            «Утверждаю»  Директор  школы

по ВР                                    Бословяк М. И.                                                                                                          Буравлев  А. В.

                                                                                                                                                 «       »                                 2014 г.

  Рабочая программа кружковых занятий

  вокально-хоровой группы

«Планета детства»

                                                                                    Учитель-Моргунова Е. А.

                                                                                 

  Супонево- 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа организации внеурочной деятельности вокально-эстрадной студии "Планета детства"

Программа помагает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала преподавателя, комфортных условий для развития...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...