Родительское собрание "Психологические особенности младших подростков"
материал по психологии (6 класс) по теме

Довбищук Наталья Васильевна

Психологические особенности младших подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_mladshih_podrostkov.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 на тему «Психологические особенности младших подростков».

Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то замечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с  ним уже трудно договорится, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.  Что происходит с ним?

Оказывается, он вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости, в подростковый период.

 В наше время подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему поможет только семья.

Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. От степени и глубины личностных преобразований на данном возрастном этапе зависит насколько трудно или легко школьник преодолеет трудности подросткового периода.
В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.
                                             

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения.

Это период, когда в организме все «развинчивается», чтобы потом сформироваться заново, уже по-другому. Подростки в это время становятся такими неуклюжими, негибкими. Тяжело переживают недостаток кислорода. У них резко снижается умственная деятельность в душном помещении. Нарушается сон. Это  все,  связано с гормональными изменениями. То есть, физиология очень влияет на состояние ребенка. И многие его эмоциональные проявления связаны с этим физиологическим состоянием. Он просто нуждается в поддержке и помощи. Ему нужно эту помощь предложить, вместе с ним выработать правильный режим дня.

На психологическом - это  личностная перестройка, которая происходит по мере физиологического взросления подростка.  Ребенку  нужна самостоятельность и свобода. Конечно, к свободе он  еще не готов. Но потребность в ней велика, и здесь от мудрости родителей зависит, как они отрегулируют с ребенком эту новую необходимость. Какой уровень свободы предоставят. Если  совсем не идти навстречу  подростку и  относиться к нему как к значительно более взрослому человеку, чем год-два назад, то опять же возможны срывы - уходы из дома, колоссальные ссоры с родными, делание все и всем наперекор.

С другой стороны, младший подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.

На социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Постепенная происходит замена ведущей учебной деятельности (что  характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Меняются и приоритеты и в школе. Это говорит о том, что мотивация обучения будет развиваться только в положительных эмоциях. (УСПЕХ)

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке,

а самооценка как мы знаем, формируется в ходе общения с окружающими людьми.

Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба.

В этом возрасте так же  делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Часто задают вопрос, а  самому подростку нужно объяснять особенности его переходного возраста? Это необходимо делать. Только не надо переусердствовать и постоянно подчеркивать его исключительность.  Но объяснять перепады настроения, странность желаний и других физиологических явлений и того, что с ними происходит, нужно обязательно. Если ребенок склонен читать книги, можно давать ему популярную литературу на эти темы. Если - нет, то самим родителям рассказывать, объяснять. Дети сами переживают от того, что не понимают, что с ними происходит. Это такое странное состояние, когда тело сильнее тебя, желание сильнее тебя. Гормональные потребности сильнее тебя. И здесь, конечно, нужна помощь, поддержка, объяснение.
И главный вопрос:  Как помочь своему ребенку?

Главное – это понять и принять изменения, которые происходят с вашим ребенком. Вам необходимо согласиться с тем, что все происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно.

Родители  должны адекватно относиться к школьным успехам ребенка: при неадекватном отношении порождается паническая боязнь ошибки, и как следствие возникающий невроз.

Социализация мальчиков проходит более жестко, чем у девочек. Требования к хорошей учебе для мальчиков более жесткие, что в будущем вызывает у многих повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а иногда и появление страхов, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

Педагог – психолог: Н.В.Довбищук


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОДРОСТКА:

  1. Чувство тревоги;
  2. Конфликтность;
  3. Ранимость;
  4. Повышенная возбудимость;
  5. Колебания самооценки;
  6. Депрессия;
  7. Неадекватность реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Психологические особенности подростков"

Презентация к родительскому собранию на тему "Психологические особенности подростков"  Заметки к слайдам:  Слайд 3 В 9 классе гормональный фон постепенно выравнивается, но появляет...

Родительское собрание Психологические особенности старших подростков

Родительское собрание на Тему "Психологические особенности старших подростков"...

Родительское собрание. Психологические особенности старших подростков.

МОРодительское собрание о подростках 15-18 лет, их возрастных особенностях.УРО Сусанинская средняя общеобразовательная школаКарпушРоева Анна Эдуардовна  класснМОУ Сусанинская средняя общеобр...

Презентация к родительскому собранию "Психологические особенности подростков"

Презентация к родительскому собранию, посвящённая психологическим особенностям подростков. Содержит не только анализ причин непонимания между родителями и детьми, но и рекомендации конструктивного общ...

Презентация к родительскому собранию "Психологические особенности старших подростков"

Рекомендовано для использования классными руководителями....

Психологические особенности младшего подростка 6 класс (11,12 лет)

Психологические особенности младшего подростка6 класс (11,12 лет)...

Методическая разработка родительского собрания «Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»

          В данной методической разработке родительского собрания затрагивается одна из важнейших тем - особенности подросткового возраста. Обычно он соотносится с хрон...