Тематическое планирование по психологическому сопровождению допризывной молодежи
календарно-тематическое планирование по психологии (9 класс)
Знания, умения и навыки допризывника, названия игр, притч, видеофильмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_12_shagov.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1. Тематическое планирование 9 класс
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Всего часов | Лекции, практикум | Групповые технологии |
1. | Введение. Предмет и задачи курса. Особенности предмета. Важность выбора в жизни человека | 1 | 1 | |
2. | Познавательные процессы и способности личности | 4 | ||
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. | Память. Внимание Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 1 1 | 1 | |
3. | Психология личности | 5 | ||
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка Жизненное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды Исследование самоотношения. | 1 1 1 | 2 | |
4. | Психология общения | 11 | ||
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. | Коммуникабельность. Барьеры общения. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Этика и психология критики и конфликта. Общение среди сверстников. Общение в кругу семьи. Этика бытовых отношений. | 1 1 1 | 2 2 2 1 1 | |
5. | Жизненное самоопределение | 8 | ||
5.1. | Проблема выбора. Факторы, влияющие на выбор в современных условиях («хочу»- «могу»- «надо»- «выбираю») | 1 | ||
5.2. | Склонности, интересы и мотивы в жизненном выборе («хочу») | 1 | 1 | |
5.3. | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. | 1 | 1 | |
5.4. | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 | ||
5.5. | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу»- «могу»- «надо» | 1 | 1 | |
6. | В мире эмоций | 7 | ||
6.1. | Чувства и эмоции. | 1 | ||
6.2. | Психологические механизмы защиты | 1 | ||
6.3. | Негативные эмоции и состояния. Техника их переживания и коррекции. | 1 | ||
6.4. | Психология гнева, агрессии, аутоагрессии. | 1 | ||
6.5. | Самонаблюдение, самоанализ, саморегуляция, самовоспитание. | 1 | ||
6.6. | Психотехника работы с собственной проблемой | 1 | ||
7. | Просмотр художественного фильма «12» | 1 | ||
ИТОГО: | 36 | 18 | 18 |
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Лекции | Групповые технологии |
Личностное самоопределение Просмотр художественного фильма « 9 рота» | 3 | 1 | 2 | |
Толерантность: что это? (часть 1) 1. Вводная часть 2.Знакомство 3.Разминка 4. Основное содержание 5. Рефлексия | 3 | 1 | 2 | |
Толерантность: что это? (часть 2) 1.Разминка 2.Основное содержание 3.Рефлексия | 3 | 1 | 2 | |
Толерантная личность
| 4 | 1 | 3 | |
Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. 1. Разминка 2. Основное содержание 3.Рефлексия 4. Просмотр художественного фильма «Волкодав» | 4 | 1 | 3 | |
Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости. | 3 | 1 | 2 | |
Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения. | 3 | 1 | 2 | |
Я и группа: толерантность к себе и к другим. Толерантное общение 1.Разминка 2.Основное содержание 3.Рефлексия 4. Просмотр художественного фильма «Мы из будущего» | 3 | 1 | 2 | |
Толерантность к другим: разные миры (Часть1) 1.Разминка 2.Основное содержание 3.Рефлексия | 2 | 1 | 1 | |
Толерантность к другим: разные миры (Часть 2) 1.Разминка 2.Основное содержание 3.Рефлексия | 2 | 1 | 1 | |
Толерантность к другим: учимся сочувствию 1.Разминка 2.Основное содержание 3.Рефлексия | 3 | 1 | 2 | |
Границы толерантности 1.Разминка 2.Основное содержание 3.Рефлексия | 3 | 1 | 2 | |
Итого | 36 | 12 | 24 |
9 класс
№ темы, раздела | Познавательные задачи (должен знать) | Практические задачи (должен уметь) |
ВВЕДЕНИЕ Предмет и задачи курса. Важность выбора в жизни человека. Понятие личного плана. | ||
|
| |
1.Познавательные процессы и способности личности | ||
1. |
|
|
2. Психология личности | ||
2. |
|
|
3. Психология общения | ||
3. |
|
|
4. Жизненное самоопределение | ||
4. |
|
|
5. В мире эмоций | ||
5. |
|
|
6. Просмотр художественного фильма «12» | ||
6. |
|
|
10 класс
№ темы, раздела | Познавательные задачи (должен знать) | Практические задачи (должен уметь) |
1. Личностное самоопределение | ||
Просмотр отрывка художественного фильма « 9 рота» |
| |
2. Толерантность: что это? (часть 1) | ||
|
| |
3.Толерантность: что это? (часть 2) | ||
|
| |
4.Толерантная личность | ||
|
| |
5. Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. | ||
|
| |
6. Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости. | ||
|
| |
7.Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения. | ||
|
| |
8.Я и группа: толерантность к себе и к другим. Толерантное общение | ||
|
| |
9.Толерантность к другим: разные миры (Часть1) | ||
|
| |
10.Толерантность к другим: разные миры (Часть 2) | ||
|
| |
11.Толерантность к другим: учимся сочувствию | ||
|
| |
12. Границы толерантности | ||
|
|
РАЗДЕЛ 2. Содержание курса для 9 класса
№ темы, раздела | Наименование темы | Содержание |
Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Важность выбора цели в жизни человека. Понятие жизненного и личного плана. Основы самоопределения. Анализ притчи М. Паркин «В поисках истины». | ||
Раздел 1.Познавательные процессы и способности личности | ||
Тема 1.1. | Виды памяти. Внимание | Понятие и виды памяти. Структура памяти. Процессы памяти и приемы запоминания. Виды внимания. Свойства внимания. Качества внимания.Самодиагностика памяти и внимания. |
Тема 1.2. | Ощущение. Восприятие. Воображение. | Понятие ощущение, восприятие, воображение. Виды воображения. Самодиагностика. Упражнения на развитие ощущений, воображения. Анализ притчи М. Паркин «Восприятие и реальность».Практические упражнения «Отгадай» |
Тема 1.3. | Мышление. Интеллект. | Понятие и виды мышления, интеллект. Умственные способности человека. Психогимнастика ума. Самодиагностика умственных способностей. Анализ притчи М. Паркин «Хорошее образование». Формы организации мыслительного процесса («мозговой штурм», брейнсторминг, метод синетики, фокальных объектов, контрольных вопросов). Процесс решения творческих задач. |
Тема 1.4. | Способности. | Понятие «способности», виды способностей, условия их развития. Общие и специальные способности. Анализ басни «Черепаха и заяц». Самодиагностика способностей И.О. Мотков. |
Раздел 2. Психология личности | ||
Тема 2.1. | Личность. | Современные психологические теории личности. Психологическая структура личности. Конфликтная личность.Самодиагностика темперамента («Формула темперамента» А. Белов), тест самотношения, Анализ басни «Мот и ласточка». Самостоятельная работа (работа с текстом басен и притч «Придумай конец истории», рисование иллюстрации к басни), создание презентаций по теме, доклада. Практические упражнения «Отличие», «Три фразы»; разыгрывание проблемной ситуации. Работа в парах. |
Тема 2.2. | Типология личности и личностный рост. | Формирование и развитие личности. Самодиагностика самооценка (методика Е.В. Сидоренко), акцентуации характера (методика Шмишека. Анализ притчи (под ред. Е.Н. Орлик «Отдай мне самое дорогое..» .Обсуждение отрывка из книги Пауло Коэльо «Воин света». |
Тема 2.3. | Жизненный сценарий в судьбе человека. | Судьба, адаптивность человека и его инстинкты. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности. Обсуждение отрывка из книги Пауло Коэльо «Алхимик». Анализ притчи (под ред. М. Паркин «Насредин и источник счастья») Деловая игра «Мой путь». |
Тема 2.4. | Ценностные ориентации. | Анализ притчи (под ред. М. Паркин « Воин света».. басни «Заяц и черепаха».Практические упражнения «Шаг к цели».Работа в парах «Логические уровни». Просмотр художественного фильма «Мы из будущего» |
3. Психология общения | ||
Тема 3.1. | Коммуникабельность. | Функции и структура общения. Уровень коммуникабельности. Коммуникативная компетентность. Коммуникативная память. Психологические законы коммуникации..Самодиагностика (методика КОС). «Самооценка коммуникативных качеств». Практические упражнения «Я-центр воли» ( под ред. Л.Д. Столяренко).Анализ басни «Дуб и тростник». |
Тема 3.2. | Барьеры общения | Установка. Проекция. Барьер отрицательных эмоций. Барьер восприятия. Барьер речи. Маски манипуляции. Принципы эмпатийного слушания. Комплексный анализ басни «Когда Ксафан попросил..» ( под ред.Е.Н. Орлик). Практические упражнения «Контакт масок».Упражнения по развитию навыков общения ( под ред. Л.Д. Столяренко) |
Тема 3.3. | Конфликт | Причины возникновения конфликтов между людьми. Способы их разрешения. Отрицательные эмоциональные контакты. Уколы. Экология критики. Стратегия поведения при конфликте. Реагирование на конфликтное поведение. Психологическое айкидо. Самодиагностика исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации (К.Томас). Анализ притчи «Маленькое чудовище» (под ред. М. Паркин). Практические упражнения «Выигрыш», «Конфликты» ( под ред. Л.Д. Столяренко) |
Тема 3.4. | Ролевое общение | Показатели, определяющие психологическую совместимость. Роли в группах. Познание и анализ своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми. , Анализ притч (под ред. М. Паркин «Гармония», Практические упражнения «Красный карандаш», « Поддержка» ( под ред. Л.Д. Столяренко). Деловая игра «Путешествие на воздушном шаре» ( под ред. Л.Д. Столяренко) |
Тема 3.5. | Психология профессионального общения | Человек и профессия. Профессиональная деформация. Самопрезентация, конкурентоспособность личности. Роль одежды и речи в профессиональном общении.Законы восприятия человека при первых контактах и ежедневном профессиональном общении. Практические упражнения «Публичное выступление», «Трудовое решение», «Телефон» «В автобусе»( под ред. Л.Д. Столяренко) |
4. Жизненное самоопределение | ||
Тема 4.1. | Самоопределение | Проблема жизненного и профессионального выбора. Ценности. Факторы, влияющие на жизненный и профессиональный выбор в современных условиях-«хочу»- «могу»- «надо»- «выбираю». Анализ афоризмы (Н.М. Карамзина) «Давно называют свет бурным океаном: но счастлив тот, кто плывет с компасом! А это дело воспитания . Обсуждение отрывка из книги Пауло Коэльо «Воин света стр.20). Самодиагностика «Анкета ориентация» ( под ред. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин «Твой компас на рынке труда») |
Тема 4.2. | Интересы и мотивы. | Гуманистические теории личности. Иерархия потребностей человека. Принципы мотивации. Личностное саморазвитие. Самоактуализация личности. Обсуждение отрывка из книги Пауло Коэльо «Воин света стр.24) |
Тема 4.3. | Специальные способности. | «Выбираю»: выбор жизненной и профессиональной цели на основе самооценки и анализа составляющих «хочу»- «могу»- «надо».Обсуждение отрывка из книги Пауло Коэльо «Воин света стр.27 ). Самодиагностика О.И. Мотков «Самооценка способностей». Комплексный анализ басни, театр-экспромт «Однажды, как гласит легенда…» ( под ред.Е.Н. Орлик). |
5. В мире эмоций | ||
Тема 5.1. | Чувства и эмоции. | Функции эмоций. Характеристика эмоций. Связь эмоций с потребностями. Полярность эмоций. Физиологический механизм эмоций. Внешние проявления эмоций. Комплексный анализ басни «Некоему шаху приснился сон…» рисование кульминации басни ( под ред.Е.Н. Орлик). |
Тема 5.2. | Психологические механизмы защиты. | Функции механизмов защиты. Виды защит и их проявления: компенсация, гиперкомпенсация, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, замещение, сопротивление, регрессия, сублимация. |
Тема 5.3. | Психология гнева, агрессии и аутоагрессии. | Механизмы агрессивного поведения и его внешние проявления. Агрессия как защита, природа агрессии. Деструктивность агрессии и аутоагрессии. Мифы о гневе. Конструктивные способы выражения негативных эмоций и состояний. Комплексный анализ притчи «Многоголовый дракон» (под ред. М. Паркин). Просмотр художественного фильма « ТУРИСТАС» |
Тема 5.4. | Психотехника работы с собственной проблемой. | Система понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности. Этапы работы над проблемой. Анализ притчи «Горчичное зерно» (под ред. М. Паркин). |
6. Самоактулизирующаяся личность | ||
Тема 6.1 | Победители-побежденные | Просмотр фрагмента и анализ художественного фильма «12» |
Содержание курса для 10 класса
№ темы, раздела | Наименование темы | Содержание |
1. Личностное самоопределение | ||
Занятие 1 | Психодиагностика уровня развития личности | Техника самопознания (диагностика личностных качеств). Уровень «Я- концепции». Самооценка личности. Просмотр и обсуждение отрывка художественного фильма « 9 рота» |
2. Толерантность: что это? (часть 1) | ||
Занятие 2 | Научные определения толерантности | Введение в проблему. Правила работы в группе. Анализ притчи М. Паркин «Гармония». Обсуждение понятий «толерантность» и «интолерантность». Упражнения «Снежный ком», «Сосед справа, сосед слева», «Чем мы похожи», «Комплименты». Работа в группах «Научное понятие» толерантности. Обсуждение. Рефлексия занятия. |
3.Толерантность: что это? (часть 2) | ||
Занятие 3 | Понятие толерантности | Упражнение «Общий ритм». Рисование «Эмблема толерантности». Пантомима «Толерантность». Ассоциативный ряд «Лукошко». Рефлексия занятия. |
4.Толерантная личность | ||
Занятие 4 | Особенности толерантной и интолерантной личности | Просмотр и обсуждение отрывка художественного фильма «Кровавый алмаз». Метафоры о силе добра и зла. Упражнение «Превращения». Опросник «Черты толерантной личности». Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной». Работа в паре «Волшебная лавка». Рефлексия занятия. |
5. Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. | ||
Занятие 5 | Функциональная роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности | Просмотр и обсуждение отрывка художественного фильма «Волкодав». Упражнение «Аплодисменты», «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день». Групповая работа «Нобелевская премия». Рефлексия занятия. |
6. Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости | ||
Занятие 6 | Психологический анализ жизненного пути. | Анализ притчи Носсарта Пезешкяна «Насредин и источник счастья». Работа в парах упражнение «Осознание жизненных кризисов»(П. Ферручи), «Приятие», «Чемодан». Рефлексия занятия. |
7.Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения.. | ||
Занятие 7 | Самоценность. Синдром агрессии. | Анализ притчи М. Паркин «Бросить шапку». Самодиагностика «Проверьте уверенность в себе, самооценку». Упражнение «Сильные стороны», «Список претензий». Работа в парах «Враги», «Уверенность в себе». Рефлексия занятия. |
8.Я и группа: толерантность к себе и к другим. Толерантное общение | ||
Занятие 8 | Социальная интуиция. Навыки эмоционального контакта | Анализ притчи М. Паркин «Похвалы и жалобы». Упражнение «Это здорово!», «Порадуй меня», Работа в парах «Замороженный», «Как быть толерантным в общении», «Я-высказывание/ Ты-высказывание». Рефлексия занятия. |
9.Толерантность к другим: разные миры (Часть1) | ||
Занятие 9 | Социальная перцепция | Упражнение «Угадай цвет по жесту», «Карта нетерпимости». Работа в группах «Групповая картинка», «Паутина предрассудков». Просмотр отрывка художественного фильма «Мы из будущего» Рефлексия занятия. |
10.Толерантность к другим: разные миры (Часть 2) | ||
Занятие 10 | Межкультурное понимание | Анализ притчи М. Паркин «Гармония». Групповая работа упражнение «Неведомые миры», «принятие общих законов». Рефлексия занятия. |
11.Толерантность к другим: учимся сочувствию | ||
Занятие 11 | Эмпатия | Анализ притчи М. Паркин «Старик и мальчик»». Просмотр и анализ отрывка художественного фильма «ЧУЧЕЛО» Рефлексия занятия. |
12. Границы толерантности | ||
Занятие 12 | Социальное восприятие | Упражнение «Печатная машинка». Обсуждение Декларации прав человека Рефлексия занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с допризывной молодежью в условиях Центра образования.
Работа с допризавной молодежью в ЦО № 167...
Программа психологического сопровождения допризывной молодежи.
Каленадрано-тематическое планирование, практические задачи ЗУН, формирование толерантного поведения у подростков, содержание занятий и тренингов с подростками 9-11 классов, ремейк-маршрут личностного ...
Статья "Героизм внутренних войск в обороне Ленинграда" (в рамках патриотического воспитания допризывной молодежи на уроках ОБЖ).
Данная статья знакомит учащихся с военной историей внутренних войск в оброне Ленинграда, в частности в их районе. Приблизить далекую военную историю к каждому ученику, охарактеризовать памятные обекты...
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста «Допризывник»
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста...
Спартакиада допризывной молодежи
Цели и задачи.Пропаганда здорового образа жизни.Массовое привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культуре и спортом.Укрепление коллективизма в командах....
Сценарий спортивного мероприятия для допризывной молодежи
Спортивное мероприятие, в котором учащиеся проявляют как физическую подготовку, так и военные навыки...
Программа психологического сопровождения обучающихся допризывного возраста "Допризывник"
В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы – проблема вое...