психолог социальной службы. Содержание и организация деятельности
методическая разработка по психологии по теме
Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности. Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации деятельности психологов учреждения социального обслуживания.
(практическое руководство для психологов из практики деятельности.
социально-психологической службы
в системе социальной защиты населения)
Раздел 1. Организационно – методические основы
социально-психологической службы
- НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Название | Определение понятия | Задачи | Формы проведения | Примечание |
Психологическое просвещение | Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры | -Формирование у населения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психология. - Формирование у населения запроса на психологические услуги. - Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению. - Обеспечение населения информацией по психологическим проблемам личности. -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности | Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ | Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением полученных рекомендаций. Информационный материал для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обращения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы |
Психологическая профилактика | Целенаправленная, систематизированная совместная работа психолога, социального работника, направленная на сохранение, укрепление и повышение психологического здоровья населения | Наблюдение, лектории, тренинги (дифференцированные по проблемам и возрастным данным участников) | - Предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем среди широких слоев населения. - Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инвалидность и т.д.). -Создание благоприятного эмоционально-психологического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на социально-психологической реабилитации в нем | |
Психологическая диагностика | Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей личности с помощью специализированных, научно-обоснованных методов, приемов, технологий | Индивидуальная, групповая | - Выявление причин возникновения проблем в жизнедеятельности индивида. - Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задействованы в ходе коррекционной работы. - Выявление индивидуальных интересов, склонностей человека для обеспечения конструктивного самоопределения, самореализации и интеграции в общество | В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, апробированными методиками и технологиями. Использование психодиагностики психологом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения |
Психологическая коррекция | Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида | Индивидуальная, групповая: - в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.) - в открытой группе для клиентов со сходными проблемами - смешанная форма (индивидуально-групповая) - тематические психологические тренинги | - Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил. - Исправление возникших социальных, психологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида. - Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемлемым, конструктивным формам поведения | Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: личного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера) |
Психологическое консультирование | Оказание конкретной помощи, обратившемуся психически здоровому индивиду, в осознании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений | -Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологической помощи. - Оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы. - Оказание эмоциональной поддержки и внимания к переживаниям клиента. - Расширение сознания и повышение психологической компетентности клиента. - Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья. - Повышение стрессовой и кризисной устойчивости. - Коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний. -Мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем. - Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни | Индивидуальная консультация и групповая | Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса консультирования и профессии консультанта. В психологическом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм - социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты работают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования |
Социально-психологическая реабилитация | Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе - | - Гармонизация эмоционального состояния клиента. - Коррекция коммуникативной сферы клиента. - Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества. - Расширение позитивного социального опыта клиента. - Восстановление социальных навыков, обеспечивающих продуктивное функционирование в окружающей среде. - Восстановление защитных сил организма, укрепление активной личностной позиции. - Формирование уверенности и мотивации к преодолению трудностей | Беседы. консультирование, клубы, тренинги, группы поддержки, творческие мастерские и др. | Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-психологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвалиды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.). Для инвалидов социально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формировании) способности инвалида выполнять различные социальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в различные сферы социальных отношений и жизнедеятельности общества |
Социально-психологический патронат | Целостная динамическая, комплексная система адресной социально-психологической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, находящихся в трудных и опасных для них самих и окружающих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятельности социально-психологической службы.) | - Определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения. - Содействие в установлении контакта с клиентом. - Подготовка необходимой сопроводительной документации. - Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в результате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций. - Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната. - Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. - Отслеживание результатов взаимодействия клиента с другими специалистами | Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конкретной помощи и поддержки клиенту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.) | Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацеливает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации. Практика всегда дифференцирована и зависит от существа проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социального патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой). Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект - объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств. Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержание внутренних и внешних ресурсов клиента. Мероприятия осуществляются по заранее определенному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями) |
Срочная психологическая помощь по телефону | Экстренная психологическая помощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций | - Психологическая поддержка клиента. - Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоления им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восстановления контроля над травмирующей ситуацией | Беседа | Специфичность телефонного консультирования заключается в создании атмосферы эмпатии и принятии абонента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты |
1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.
Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.
Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете согласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологической разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностических данных, методической работы и т.п.
Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фиолетовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранжевый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбуждают центральную нервную систему.
По возможности кабинет комплектуется персональным компьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психодиагностических методик, а также коррекционных и реабилитационных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера.
В помещениях для психологической работы (не кабинете психолога) могут быть размещены информационно-методические материалы: «советы дня» - рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педагогов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» психолога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологических мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекционных занятиях и т.п.).
Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:
• пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;
• должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;
• рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоляции;
• никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):
• клиенту может быть предложен стул или кресло (для релаксационных программ глубокие мягкие кресла);
• наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.
• одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с социальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.
Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:
• документацию, планирующую его деятельность:
• документацию, отражающую итоги психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;
• программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;
• программное и инструментальное обеспечение релаксационных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;
• компьютерные базы данных о методах психологической диагностики, коррекции, реабилитации, профилактики и консультирования (в соответствии с особенностями работы данного учреждения);
• компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;
• библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.
В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:
• на полу — ковер.
• для игр: кубики, пирамиды и т.п.,
• большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреагировать свою агрессию.
1.1.2. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ
Исследователь | Практик | Методист-консультант | Преподаватель | |
Задачи деятельности | Понимание и объяснение психических явлений, владение законами развития и функционирования психического | Применение психологических закономерностей для развития и успешного функционирования той или иной сферы социальных отношений. Овладение законами функционирования психики в определенной общественно-полезной деятельности (инженерной, управленческой и др.) | Решение актуальных для человека и группы людей проблем психологического развития и функционирования в определенных условиях; содействие личностному росту и самопознанию | Передача суммы профессиональных знаний, умений и навыков, трансляция личного опыта и личностных смыслов, помогающих ученику самоопределяться в мире профессиональных ценностей |
Методы | Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, интервью, тестирование, математическое моделирование, статистическая обработка данных | Проектирование среды жизнедеятельности на основе психологических принципов; психодиагностика, психологическое обучение и организационное консультирование | Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика, обучение и психотерапия | Традиционные и современные технологии психологического образования и трансляции личного опыта |
Наименование объекта | Индивид Испытуемый Респондент Субъект | Клиент | Клиент Пациент | Ученик Коллега |
Необходимые знания | Научная психология гуманитарного и естественно-научного направлений, методология и методы научного исследования, математика, логика, биологические науки, широкое гуманитарное образование | Знание соответствующих отраслей научной психологии, навыки математического и научного моделирования, проектирования, исследования, знание психотехник диагностического и воздействующего характера, навыки обучения | Широкое академическое образование (прежде всего - гуманитарное), научная и практическая психология, исследовательские навыки, знание психотехник диагностического и воздействующего характера | Глубокие и разносторонние научные познания (в психологии и смежных гуманитарных и биологических отраслях), общекультурная |
Требования к личности специалиста | Дисциплинированность, старательность, тщательность, высокая социальная ответственность, структурированное, развитое мышление; научная интуиция, гибкость ума, интерес к познанию закономерностей и принципов, объективность | Гибкость и острота ума, наблюдательность, общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности | Гибкость и острота ума, наблюдательность, общительность, открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи, развитая интуиция, рефлексивные способности | Развитое понятийное мышление, артистизм, высокая коммуникативная культура, эмоциональная открытость, развитая педагогическая мотивация |
Субъективная привлекательность деятельности | Возможность самореализации для человека, склонного к объективному познанию мира, других людей и самого себя | Возможность самореализации для человека, склонного к практической деятельности, обладающего задатками менеджера и интересом к внутреннему миру других людей и своему собственному | Возможность самореализации для человека, обладающего выраженной мотивацией помощи, заинтересованного в собственном личностном росте | Возможность самореализации для человека с выраженными демонстративными чертами характера и научно-педагогическим складом ума |
Сфера применения профессиональных знаний и умений | Научно-исследовательские учреждения академического и ведомственного подчинения, университеты | Сфера производства, управления, средства массовой коммуникации, социальная сфера | Психологические центры, консультации, частная практика | Высшие и средние специальные учебные заведения |
Заинтересованность общества в специалисте | Общество заинтересовано в получении информации, важной для понимания и управления человеческим поведением в различных социально значимых ситуациях | Психологическое обеспечение различных сфер социальной жизни общества и конкретного человека | Оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации | Формирование профессиональной культуры, систематизация знаний, подготовка специалистов |
Критерии эффективности | Знания, обеспечивающие прогноз и возможность управления человеческим поведением | Эффективная деятельность человека в определенной сфере социальной жизни | Адаптация человека в трудной жизненной ситуации, высвобождение психических ресурсов для развития творчества | Подготовка высоко профессиональных специалистов |
Раздел 2. Морально-этические принципы работы психолога
• Принцип уважения личности.
• Правило равных отношений. Недопустимость дискриминации клиента по социальному положения, полу, вероисповеданию и любым другим признакам.
• Правило ненасенения ущерба клиенту.
• Правило отказа от психологического вмешательства в том ел у чае, если психолог считает, что его действия могут нанести вред клиенту.
• Принцип профессиональной компетенции.
• Правило научности применяемых методов. Психолог должен использовать методы, получившие научное признание.
• Правило взаимодействия с клиентом. Уведомлять своих клиентов о пределах своей компетентности и возможностях психологической науки относительно решений конкретных практических вопросов.
• Правило повышения профессиональной квалификации. Психолог может обратиться за консультацией к более квалифицированным коллегам. Постоянное совершенствование профессиональных знаний и умений — обязанность каждого специалиста-психолога.
•Принцип конфиденциальности.
• Правило использования психологической информации. Психологическая информация о клиенте не должна подлежать открытому обсуждению или передаче кому-либо за исключением заранее оговоренных случаев (например, консилиум).
• Правило ограничения разглашения информации личного характера. При осуществлении психологического вмешательства по просьбе клиента, полученная информация о нем может быть сообщена третьему лицу только по разрешению самого клиента и в определенных им пределах.
• Принцип ответственности.
• Правило безопасности методов работы. Психолог должен применять только те методы, которые являются безопасными для клиента.
• Правило предотвращения необоснованных ожиданий.
• Правило не вовлечения в профессионально неопределенную ситуацию, т.е. в ту ситуацию, в которой роль или функции психолога окажутся неуместными или двусмысленными.
• Принцип профессиональной независимости.
' Правило пересмотра результатов психологического обследования. Пересмотреть результаты психологического обследования может только экспертная комиссия, состоящая из трех-четырех психологов, квалификация которых не ниже, чем квалификация специалиста, получившего первоначальный результат.
• Правило профессиональной независимости от идеологических, политических и религиозных убеждений. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его заключение было максимально объективным.
Раздел 3.Нормы продолжительности различных видов работ психологов учреждения социального обслуживания населения
№ п/п | Виды работ | Среднее время | Примечания |
1 | Первичное обследование | 15-20 мин. | Из расчета на одного клиента |
2 | Индивидуальная психологическая экспресс-диагностика (с использованием 1-2 методик) | 1-2 ч. | Из расчета на одного клиента |
3 | Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций | 6ч. | Из расчета на одного клиента |
4 | Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения | 16-17 ч. | Из расчета на группу 20-25чел. |
5 | Индивидуальное консультирование детей: а) младшего школьного возраста: -Разовое; -Курсовое* б) среднего школьного возраста: - Разовое; - Курсовое* в) старшего школьного возраста: - Разовое; - Курсовое* | 45 мин. 30 мин. 1.5 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. | На одну встречу На одну встречу На одну встречу На одну встречу На одну встречу На одну встречу |
6 | Индивидуальное консультирование взрослых (родителей, педагогов, социальных работников и т.п.): - Разовое; - Курсовое* | 1.5 -2 ч. 1 – 1.5 ч. | На одну встречу На одну встречу |
7 | Семейное консультирование: - Разовое; - Курсовое** | 2-3 ч. 1 – 1.5 ч. | На одну встречу На одну встречу |
8 | Психолого-профориентационное консультирование: а) детей среднего школьного возраста; б) детей старшего школьного возраста | 3 ч. 5 ч. | Из расчета на одного ребенка, включая беседы с родителями и педагогами (без учета психодиагностической работы) |
9 | Индивидуальная психокоррекционная работа: - первичная; - последующая | 2-3 ч. 1-2 ч. | На одно занятие На одно занятие |
10 | Групповая психокоррекция и консультативная работа (тренинги, психологические школы, семинары и т.п.): | 8-16 ч. | На один цикл занятий на одну группу |
11 | Консультативно-психотерапевтическая переписка | 3 ч. | На одно письмо |
12 | Супервизия | 8 ч. | На месяц |
13 | Психосаморегуляция (мобилизация личностных ресурсов консультанта и активизация его профессионального потенциала) | 20 мин. | Перед или после консультации или групповой работы; суммарно не более одного часа в течение рабочего дня |
14 | Ежедневное оформление учетной документации (учет проделанной за день работы, текущее планирование) | 30 мин. | Ежедневно |
15 | Обобщение и анализ результатов работы, составление планов и отчетов | 8 ч. | Ежеквартально |
16 | Подготовка материалов к лекции, семинару, тренингу, коррекционному занятию | 1-6 ч. | На одно мероприятие |
17 | Методическая работа | 4 ч. | Еженедельно |
18 | Повышение квалификации (обучение на семинарах, курсах, участие в тренингах для специалистов, наблюдение за работой опытных коллег) | 40 ч. | Ежегодно |
19 | Консультации в научных, методических центрах, учреждениях | 8 ч. | Ежемесячно |
20 | * средняя продолжительность курса на одного клиента составляет 6 консультаций. | ||
21 | **средняя продолжительность курса на одну семью составляет 6 консультации. |
- «Психолог социальной службы: содержание и организация труда» / « Работник социальной службы» №3.2007г
-Письмо Минобразования РФ №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени психолога»
Исполнитель
Тюмавина Н.Г.
28-69-70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на инструктивно-методическом совещании школьных библиотекарей на тему:СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВА «В МИРЕ КНИГ» С УЧЁТОМ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СБОРНИК ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Под ред. Н.Ф. Виноградовой.2. Издательство: М: Вентана-Граф, 2011г.3. Пр...
ПОРТФОЛИО к краевому конкурсу лучших классных руководителей Краснодарского края «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе» в номинации «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности кл
Портфолио работы классного руководителя .Результаты работы....
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога службы сопровождения образовательной организации (выступление на городском семинаре 18.11.2015 г.)
В статье рассматривается организационно-методическая документация педагога- психолога службы сопровождения образовательной организации...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...
Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...
Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...