Эмоциональное выгорание педагога
материал по психологии по теме
За время своей работы педагоги переживают четыре кризиса веры.
- Кризис веры в детей
- Кризис веры в педагогику
- Кризис веры в себя
- Кризис веры в Смысл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на педагогическом совете | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ
Вступление.
«Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он – единственный, и они не должны страдать от того, что судьба дала им не лучшего учителя. Учитель не имеет право быть рядовым, он – да проститься мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя. Учителем его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – ежели он честен – он обязан быть лучшим человеком на земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком»
Симон Соловейчик «Вечная радость»
Из этого высказывания можно сделать выводы и о требовании к личности педагога и о появлении «эмоционального сгорания»
1.Эмоциональное сгорание педагога
За время своей работы педагоги переживают четыре кризиса веры.
- Кризис веры в детей
- Кризис веры в педагогику
- Кризис веры в себя
- Кризис веры в Смысл
Кризис веры в детей
Появляется обычно в первые пять лет педагогической деятельности.
Педагог начинает задавать себе вопросы: «Зачем все это надо мне, если не нужно им? Зачем так много растрачивать себя? Ради чего? Ради кого? Начинает казаться, что дети неблагодарны. Появляется страх «выжатого лимона», потребительского отношения к тебе детей.
Первый комплекс преодолевается очень тяжело – эмоционально тяжелее, чем все последующие. Но проходит быстро, т.к. быстро приходишь к пониманию простых истин:
-в отношениях между людьми не так много личного, значительно больше интересов;
-дети, такие же люди, только не опытные;
-человеческая природа разнообразна;
-учитель тоже человек.
После первого кризиса педагог возвращается к детям с новыми силами. Ему кажется, что он все осознал и впереди долгая и счастливая жизнь в общении с детьми. Но он ошибается.
Кризис веры в педагогику
Если для молодых людей важны отношения с детьми, детская любовь, самоутверждение, то в дальнейшем хочется большего. Влиять на судьбу, менять сам вид.
Человека изменить нельзя – к такому выводу приходишь не сразу, а постепенно. Задача педагога найти что-то хорошее в ребенке и это развивать, а дурному в его характере противодействовать.
Постепенно приходит осознание того, что ты не волшебник, что ты не сможешь его переделать. Есть наследственность, детские переживания, отрицательный опыт жизни, привычки…
Зачем силы понапрасну тратить, если ты ничего вместе с педагогикой сделать не можешь?
Истинная педагогика бескорыстна. Истинное воспитание вообще часто вдалеке от педагогики и добивается результатов не благодаря, а вопреки последней. Воспитание без педагогики, искусство возможного и неблагодарное дело – именно через понимание этого преодолевает педагог еще один кризис. Но очень скоро поджидает еще один удар.
Кризис веры в себя.
Сначала устаешь от ответственности. Пресловутое «не навреди» преследует педагога всю жизнь. В какой-то момент обязательно возникают сомнения, что все педагогические неудачи – не по вине детей, не от ущербности педагогики, а от собственных промахов и неумений, от тог, что ты не талантлив и именно тебе Бог не дал способности по-настоящему любить, творить, быть коммуникабельным, добрым, терпеливым и отзывчивым. В общем начинается долгий и болезненный период самооговора. В этот момент многие уходят навсегда из профессии, не сумев справиться с кризисом веры в себя. Те, кто остаются и преодолевают этот сложный период в жизни с помощью детей, только они могут помочь педагогу в данный момент тоже не обходятся без потерь.
Кризис веры в смысл.
Это глобальный системный кризис неверия и в себя, и в педагогику, и, конечно в детей. Все кризисы преодолеваемы, кроме последнего.
Скорость сгорания не зависит от места работы и оплаты труда педагога. Не зависит это и от уровня интеллекта, и от сложной судьбы. Все зависит от готовности педагога брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни. Психологи назвали это уровнем интернальности - экстернальности. Интернальность – готовность находить выход в безвыходных ситуациях. – вообще считается основным фактором, помогающим человеку выжить. Она не зависит от возраста, но всегда характерна для зрелых личностей. Перекладывание ответственности на внешние обстоятельства свойственно людям инфантильным, зависимым, ищущим опору в ком-нибудь сильном.
Психологи утверждают, что к эмоциональному сгоранию приводят позиции взрослых людей, которые верят и следуют четырем мифам:
1.Мне нельзя ошибаться.
2.Я должен быть сдержанным.
3.Я не имею права быть предвзятым.
4.Я обязан быть во всем примером для подражания.
Что делать?
- Педагог должен понимать свои чувства и чувства ребенка. Уметь правильно выражать свои чувства, никого не оскорбляя, что бы даже отрицательная реакция не унижала воспитанника.
- Периодически примеривать на себя другие роли: ученик курсов, творец, мыслитель…
Усталость, опустошенность, горечь – это не тупик, не провал, это – естественный путь человека, который делает свое дело.
Диагностика «Психологический портрет учителя»
Требования к педагогу.
- Профессиональная культура учителя – воспитателя: знания базовых пед. понятий, воспитательных систем и теорий, владение базовыми воспитательными умениями (проектировочными, организационными, коммуникативными, диагностическими, исследовательскими
- Личностные качества: справедливость, честность, принципиальность, ценности, великодушие, умение хранить тайны, такт, доброжелательность, эмпатия…
- Духовно-нравственная культура: гуманный стиль поведения, эмоциональный подъем, вера в человека, творческий подход, саморазвитие, великодушие, доброжелательность, уважительность, тактичность, сопереживание, внимательность, совестливость.
- Интеллектуальные качества: способность понять другого, терпимость к инакомыслию, самокритичность, способность к саморазвитию, творческая активность, эрудированность, способность к самоанализу
- Гражданские качества: гуманизм, любовь к детям, патриотизм, независимость убеждений, принципиальность, справедливость. Социальная активность, чувство долга, ответственность
- Притча
Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив гостям кофе и получив согласие, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – и простыми, и дорогими, и изысканными: пластиковыми, стеклянными, фарфоровыми, хрустальными…
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
- Заметили ли вы, что все дорогие чашки разобраны? Никто не выбрал чашку простую и дешевую. Желание иметь только лучшее и есть источник ваших проблем. Помните, что чашка сама по себе не делает кофе вкуснее, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, - кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали дорогие чашки, а затем разглядывали, кому какая досталась. А теперь подумайте: жизнь – это кофе. А работа, деньги, положение в обществе – только чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. Иногда, конкретизируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!!!
Использованная литература.
- И. .Вачков «Школьный психолог» №3 2010.
- В. Родионов, М. Ступницкая, К. Ступницкая «Учительский стресс» «Школьный психолог» №4 2006.
- А. Берштейн «Четыре кризиса веры». Т.Горюнова «Сохранить себя живым» С. Кривцова «Правила внутреннего сгорания» Педология. №3 2000.
- С.Кривцова «Нужна ли учителю психотерапия» PSYCHOLOGIES №42 2009.
- И. Золотухина «Уровень готовности педагога к воспитательной деятельности». «Воспитание школьников» №7 2007
Психологический портрет учителя
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||||||||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||||||||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||||||||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||||||||||||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||||||||||||||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | |||||||||||||||||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Психологический портрет учителя
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||||||||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||||||||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||||||||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||||||||||||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||||||||||||||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | |||||||||||||||||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
Психологический портрет учителя
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||||||||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||||||||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||||||||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||||||||||||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||||||||||||||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | |||||||||||||||||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...
Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...
Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...
Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.
В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....
выступление на педсовете "Имидж педагога. Эмоциональное выгорание педагога"
формирование имиджа современного педагога. причины профессионального эмоционального выгорания педагога. практические рекомендации по профилактике...