ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА И ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
статья по психологии по теме
В процессе воспитания ребенка, воспитывающегося в замещающей семье нет второстепенных моментов. В данной сатье предложены наиболее эффективные способы работы педагога-психолога с замещающими родителями в процессе повышения профессиональной компетенции, так как данный вид деятельности крайне необходим, так как позволяет разнообразить и обогатить опыт данной категории родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. которые воспитываются в их семьях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_aktivnyh_metodov_raboty.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование активных методов работы
в процессе взаимодействия педагога- психолога и замещающих родителей
“Воспитывая детей, надо помнить, что мы воспитываем их не для жизни в теперешнем,
а в будущем, лучшем состоянии человеческого рода, т.е. для жизни в иных, лучших, условиях жизни. Воспитывая же детей для будущего, лучшего устройства мира, мы этим самым улучшаем будущее устройство мира"
Кант
В процессе воспитания ребенка, воспитывающегося в замещающей семье нет второстепенных моментов. Есть лишь различные ситуации и различные личности, которые по-разному реагируют на происходящее, на которых в различной степени это происходящее оказывает определенное влияние. Что в воспитании ребенка, имеющего негативный опыт проживания в асоциальной семье или в образовательном учреждении интернатного типа первично, а что вторично? Об этом можно говорить и дискутировать бесконечно. Но тем не менее, трудно оспорить тот факт, что чем больше вокруг формирующейся личности находится грамотных в педагогическом смысле людей, тем больше вероятности, что подрастающий ребенок в будущем станет гармоничной, всесторонне развитой личностью, который сможет добыть для себя недостающие знания, сведения; занять необходимую, актуальную для него самого социальную нишу. Однако при этом я совсем не хотела сказать, что детей данной категории должны воспитывать только педагоги, все должно быть как обычно: ребенок живет в замещающей семье, где его окружают любящие его родители и близкие. Поэтому именно перед нами, педагогами, психологами, социальными педагогами встает задача вооружить всех желающих взрослых необходимыми знаниями, которыми они будут пользоваться, воспитывая своих детей, которые по разным причинам были лишены родительской заботы в кровной семье.
Хотелось бы отметить, что в любом случае, конечный процесс обучения всегда и везде очень сильно зависит от мотивации, т.е. от желания что-то узнать, запомнить, применить на практике. Именно здесь и начинается самое сложное. Имея опыт общения с членами замещающих семей, могу с уверенностью сказать, что современные замещающие родители это очень сложная, очень неоднородная группа людей, так как к ней относятся не только приемные родители, которые имеют определенные знания, но и опекуны, которые, являясь бабушками, дедушками и близкими родственниками опекаемых детей, зачастую полагаются на имеющийся у них опыт воспитания собственных детей, при этом не учитывая имеющиеся у детей данной категории особенности психофизического развития. Поэтому, что бы привлечь эту группу, а точнее сделать замещающих родителей своими союзниками в процессе воспитания детей, уже на начальном этапе нужно не учить, а заинтересовать самим процессом обучения. Привычные в плане обучения формы, а именно: выступления специалистов, лекции мало подходят для достижения данной цели. Для выработки у замещающих родителей заинтересованности процессом обучения мне очень помогает использование активных методов взаимодействия, к которым могут быть отнесены презентации, разыгрывание ситуаций, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения, игровые упражнения, игры, элементы тренинга.
Лекционная форма работы в данной деятельности с замещающими родителями используется мною крайне редко, так как весь необходимый теоретический материал с самого начала работы с взрослыми преподношу с практической стороны. Именно поэтому обычно разговор с замещающими родителями начинаю с определенной жизненной ситуации, которая может иметь место в школе, дома, на улице. Только потом, когда работа движется в направлении поиска конкретного выхода из сложной ситуации, очень осторожно и строго дозированно «вставляю» необходимую теоретическую, научную основу. Ведь замещающим родителям нужна практика, нужны примеры не неграмотного и грамотного их поведения, грамотной и не неграмотной их реакции на то или иное поведение ребенка. Предоставляя теоретические знания, я лишь даю обоснование тому или иному проявлению влияния личности взрослого на ребенка, пытаюсь научить их прогнозировать ход развития событий и наличия появления рисков, которые могут появиться в результате того или иного выбора взрослого, тех или иных действий по отношению к ребенку.
Свое выступление стремлюсь обратить либо в диалог, либо в дискуссию. И то и другое очень хорошо, так как не все замещающие родители, особенно на первых порах, проявляют активность, но все, даже самые не активные, присутствуют при этом. Именно учитываю это, так как понимаю, что хотя они и не участвуют активно, но при этом они точно слышат вопросы, проблемы, которые затрагиваются на занятии, значит, есть большая доля вероятности, что те примеры, которые мы обсуждаем, доходят до их сознания, пусть молча, но и они тоже слушают и делают выводы.
Кроме разыгрывания проблемных ситуаций, дискуссий, совместных обсуждений часто использую игровые элементы тренинга, это очень оживляет аудиторию, вносит разнообразие и, что самое главное, создает неформальную обстановку в аудитории, очень сближает людей.
Когда того требует обсуждаемая на встрече или на занятии тема, использую экспресс-диагностику, по результатам которой начинаем с замещающими родителями вести предметный, конкретный разговор, часто имеющий продолжение на индивидуальных консультациях, которые постоянно имеют место после окончания групповой формы работы.
В результате использования активных методов в различных видах работ с замещающими родителями можно отметить следующее:
- у замещающих родителей появляются психологические знания, столь необходимые для успешного решения проблем обучения и воспитания, возникающих в семьях данной категории;
- с помощью методов работы родительское участие становится активным;
- в течение встреч и заседаний происходит обмен опытом замещающих родителей по вопросам воспитания детей с другими приемными родителями;
- происходит осознание собственных родительских ошибок.
Воспитание ребенка, оставшегося без родительской заботы его кровной семьи, можно сравнить с искусством, где каждый промах, недочет, отсутствие цели незамедлительно скажется на результате, то есть на растущей и взрослеющей личности. Поэтому к процессу воспитания будем подходить грамотно, будем этому постоянно учиться сами и учить других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"
Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...
Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями ________________________________________
Выступление на пед.совете"Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся
Материал включает описание форм и видов взаимодействия с родителями, а также тренинг, позволяющий проанализировать собственное отношение к своей семье и подумать о направлении коррекции отношений в се...
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного &l...
Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся с ОВЗ в дистанционном формате
Способы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся с ОВЗ в дистанционном формате....