Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся
методическая разработка по психологии на тему

Алферова Марина Викторовна

Материал включает описание форм и видов взаимодействия с родителями, а также тренинг, позволяющий проанализировать собственное отношение к своей семье и подумать о направлении коррекции отношений в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы взаимодействия педагога-психолога

 с родителями обучающихся

Педагог-психолог

МБОУ Ерофеевской ООШ

Алферова М.В.

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

Взаимодействие с родителями педагогом-психологом МБОУ Ерофеевской ООШ строится в соответствии со следующими принципами:

  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех уровнях школьного обучения детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).

Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа по следующим направлениям:

1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса школы, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса.

2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.

3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:

  • проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
  • психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.

Положительный опыт работы в этом направлении хотелось бы представить вашему вниманию.

Тренинг для родителей

  1. Упражнение Притча «о бабочке» (погружение в тренинг)

  Цель упражнения: Подведение к теме, что все в этой жизни, в конечном счете зависит от самого человека.

      Психолог говорит: «В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, а я скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник: поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

      Далее ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча, и подводит к мысли, что каждый человек – хозяин своей судьбы.

  1. Упражнение «Алфавит» (мозговой штурм)

     Цель упражнения: Актуализация семантического пространства главного разбираемого понятия.

     Описание упражнения: Это упражнение проводится в форме мозгового штурма всей группой и построено на принципах ассоциаций. Ведущий записывает на доске слово крупными буквами, а участники должны придумать как можно больше слов-ассоциаций к предложенному ведущим слову. При этом первая ассоциация должна начинаться с первой буквы главного слова, вторая – со второй буквы и т.д.

     В данном тренинге используются слова из разбираемой темы. Рекомендуемые слова: СЕМЬЯ, РОДИТЕЛЬ, РЕБЕНОК.

     Например, слово РЕБЕНОК.

     Примеры ассоциаций:

     Р – радость, резвиться

     Е – егоза

     Б – баловство, беспокойство

     Е – единство

     Н – непоседа

     О – очаровательный, осторожность

     К – капризы, карапуз и т.д.

     Обратная связь: По завершении этого упражнения необходимо провести обсуждение тех ассоциаций, которые предлагали участники группы.

     Информация от ведущего (для родителей):        

     «Среди педагогических качеств, наиболее важных для родителей, выделяются знание психологии детей и умение слушать. Для понимания людьми друг друга необходимо такое качество, как умение заинтересованно слушать собеседника, не критикуя и не навешивая ярлыки. Поэтому сегодня мы попробуем поделиться своим опытом и услышать опыт других семей». 

  1. Упражнение «Снежинка»

 Цель упражнения: Наглядная демонстрация того, что все люди – разные.

 Оборудование и материалы: Листы бумаги А4.

 Описание упражнения: Участникам раздается лист бумаги А4. По просьбе ведущего все закрывают глаза и выполняют озвучиваемую инструкцию:

«Согните лист пополам. Теперь еще раз пополам. Оторвите верхний правый угол. Оторвите нижний правый угол…» (И т.д.)

 Обсуждение: Что получилось? Узоры у всех разные, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Мораль такова: в процессе общения, казалось бы, однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

  1. Упражнение «Представь меня как родителя» (работа в парах)

Цель упражнения: Знакомство участников группы, отработка навыков презентации и самой презентации.

Описание упражнения: Группа предварительно разбивается на пары – «друзья по семинару». Каждой паре дается задание: в течение трех минут рассказать своему собеседнику о себе, отвечая на вопрос: «Какой я родитель?» Когда один из пары говорит, второй должен слушать и запоминать. Затем в паре участники меняются местами. После этого все участники снова образуют общий круг и проводится представление друг друга. Для этого один человек из пары встает за своим собеседником, кладет ему руки на плечи и рассказывает о нем, какой он родитель (например, «Владимир строгий отец, но справедливый …). Таким образом, каждый участник должен быть представлен.

5. Упражнение «Идеальный родитель».

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и полным, приз.

Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою запись форуму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами – такие?!»

Дополнительные вопросы:

  1. Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
  2. Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
  3. Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?

Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

6. Упражнение «Семья». 

1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья). 

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко). 

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»). 

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит  обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».

7. Упражнение «Ладошки». 

Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.

Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). 

Чему учит нас это упражнение?

Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.   Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!

Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.

8. Упражнение  «Моя Галактика»

     Цель упражнения: Помочь участникам проанализировать собственное отношение к собственной семье и подумать о направлении коррекции отношений в семье.

     Оборудование и материалы: Магнитофон, диск с записью релаксационной музыки; синие листы бумаги, цветная бумага, клеевые карандаши.

     Описание упражнения: Психолог говорит: «Каждый вечер на ночном небе зажигаются звезды. На первый взгляд кажется, что все они одинаковы, но вот прошла минута-две, и мы замечаем, что одна звезда больше остальных, другие светят ярче, третьи отличаются светом, который шлют на землю: голубой, розовый, белый.

     Каждый человек – как звезда: на первый взгляд у нас много похожего, но если приглядеться – все мы уникальны, неповторимы, каждый единственный в своем роде. И у каждого есть свой мир, в котором он живет, – своя Галактика.

     А сейчас закройте глаза и представьте, что только-только начало темнеть, звезд еще не видно. Вы продолжаете вглядываться в ночное небо.

Вдруг на небе зажглась первая звезда.  Приблизите ее к себе, чтобы получше рассмотреть: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет она излучает – теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна».

     А теперь отпустите ее на небо, проследите ее путь и, когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом с ней. А теперь откройте глаза.

     Посмотрите, у вас есть кусочек Вселенной (синий лист)! Но на нем не видно пока ни одной звезды. Теперь вы создадите свою Галактику, где будет столько звезд, сколько вы посчитаете нужным. Вырежьте из цветной бумаги звезды разных размеров и разного цвета, приклейте их на альбомный лист. Замечательно! У вас получилась своя Галактика.

     А теперь найдите среди всех звезд ту, которая вас больше всего привлекает, – свою звезду. Подпишите ее: «Я». Теперь попробуйте найти звездочку своего малыша. Подпишите ее. Найдите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам также дайте имена своих родных, близких, знакомых – всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды.

     С психологической точки зрения вы создали мир, в котором вы живете, выразили эмоциональное отношение к вашему социальному окружению.

      А теперь давайте проанализируем: вначале обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу, сбоку. Это говорит о вашей самооценке, об отношении к себе; об этом говорит и размер звезды.

     Если ваша звезда самая большая, находится в центре листа или выше – это говорит об эгоцентризме, о желании всегда быть в центре внимания, о высокой самооценке.

     Если же ваша звездочка маленькая, находится где-то в уголочке, вдали от других звезд, вам следует задуматься о том, не принижаете ли вы       собственную значимость, какие у вас отношения с окружающими, может быть, вы избегаете общения с другими людьми?

     Цвет вашей звезды говорит о вашем эмоциональном состоянии, а также о вашем восприятии окружающих людей на эмоциональном уровне:

     Зеленый цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным.

     Синий – уравновешенный, несколько холодный.

     Красный – дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

     Розовый – нежный, чувствительный, уязвимый.

     Оранжевый – гибкий, добрый, отзывчивый, художественно одаренный, но поверхностный, преобладает хорошее настроение, интересы неустойчивые, потребность в увлечениях.

     Желтый – очень активный, открытый, общительный, веселый.

     Фиолетовый – беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребности в душевном контакте.

     Коричневый – зависимый, чувствительный, расслабленный.

     Черный – молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

     Серый – вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

     А теперь посмотрите, где находится звездочка вашего малыша? Какого она размера? Цвета? Используя те знания, которые вы получили раньше, попробуйте проанализировать ваше восприятие ребенка: значимая он фигура в вашем мире или нет, как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне?

     Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко?

А может, ваша и его звезда рядом, а все остальные подальше? Подумайте, о чем это говорит. А если звездочка вашего ребенка далеко от вас, то чьи звезды окружают его? Подумайте, как эти люди влияют на вашего малыша.

     А теперь проанализируйте точно таким же образом звезду вашего мужа.

Она находится рядом с вашей и вашего ребенка? Замечательно! А если нет?

Какую роль играет ваш муж в семье? Не отстранился ли он от своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?

     Посмотрите все звезды, которые есть в вашей Галактике. Обратите внимание на звезды черного и серого цвета. Подумайте, кому и почему они достались. Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

     Нравится ли вам ваша Галактика? Хотели бы вы в ней что-то изменить?

Для тех, кто хочет изменить свой мир, сейчас представится возможность создать идеальный образ вашей Галактики. Используя полученные знания, создайте новую Галактику – такую, какой бы вы хотели ее видеть: свой идеальный окружающий мир, где все цельно, гармонично, совершенно».

     Участники тренинга, пожелавшие сделать другой вариант Галактики, подходят к столу и создают заново свою Галактику.

     Затем психолог просит участников положить две свои Галактики рядом, внимательно посмотреть на них и выбрать ту, которая больше всего нравится, ту, которую они заберут домой. Ее можно повесить дома на стену и каждый день обращаться к ней, а первый вариант оставить у психолога, оставляя с ним все свои проблемы.

     Психолог говорит: «Каждое утро и каждый вечер по пять минут, глядя на вашу Галактику, повторяйте слова Луизы Хей:

В бесконечном потоке жизни,

Частицей которого я являюсь,

Все прекрасно, цельно, совершенно.

Я живу в согласии и гармонии со всеми,

Кого я знаю.

В глубине моей души –

Неиссякаемый источник любви.

Я разрешаю ей выйти на поверхность,

И любовь заполняет мое сердце, мое тело,

Мой разум, сознание, все мое существо.

Я излучаю любовь,

И она возвращается ко мне многократно умноженной.

Чем больше любви я получаю, тем больше отдаю.

Этот кладезь неистощим.

Я наполняю свой дом флюидами любви.

И кто бы ни зашел, включая и меня,

Ощутит любовь и будет ею согрет.

В моем мире все прекрасно».

9. Домашнее задание для родителей. 

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

 В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы взаимодействия школы с родителями"

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат восп...

Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"

Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...

Статья "Инновационные формы взаимодействия школы и родителей"

Как часто можно слышать от учителей: «Зачем мне роди­тели? Только настроение портят! Да и попросить ни о чем нельзя — или перепутают что-нибудь, или забудут! Самой про­ще сделать!» А родители? Ведь и ...

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного &l...

Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

Статья с сбоник "Будущее начинается сегодня"В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, ...