Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
материал (5 класс) на тему
Уважаемые родители!
Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания.
Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.
Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:
• кабинетная система;
• большое количество учителей предметников;
• появляются новые виды домашних заданий;
• увеличивается количество изучаемых предметов,
• объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;
• сложность адаптации к учителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
"Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
Уважаемые родители!
Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.
Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:
- кабинетная система;
- большое количество учителей предметников;
- появляются новые виды домашних заданий;
- увеличивается количество изучаемых предметов,
- объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;
- сложность адаптации к учителям.
Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости. Во избежание этих проблем в школе уже с весны прошлого года учителя-предметники:
- изучили программы начальных классов, уровень ЗУН учащихся;
- ознакомились с возрастными особенностями младших школьников,
- познакомились с уровнем их работоспособности (наблюдение, пробные уроки);
- изучили систему работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли “ученика”.
Социальная адаптация включает:
- Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
- Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
- Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
- Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
- Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка, то на уроке биологии. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.
Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагоги, но и родители.
Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:
- Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.
- Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.
- Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.
- С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.
Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:
- Что ты думаешь предпринять?
- Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?
- Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?
- Как проверить или доказать правильность полученных результатов?
Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль.
Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.
Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять:
- Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.
- Поддерживать тесную связь с учителями-предметниками и классным руководителем.
- Являться союзниками школы.
- Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.
- Помогать классному руководителю во внеклассных делах.
Ваши дети проучились в 5-м классе почти одну четверть. Посмотрим, как они оценивают свое отношение к учебной деятельности.
«ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (анализ анкет)
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы: | ||
1 | Получить хорошую оценку | 3 |
2 | Наш класс был лучшим | 2 |
3 | Стать хорошим специалистом | 2 |
4 | Получать впоследствии много денег | 1 |
5 | Меня уважали одноклассники | 1 |
6 | Меня хвалили родители | 2 |
7 | Мне покупали красивые вещи | |
8 | Я больше знал и умел | 3 |
II. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что... | ||
1 | Я хорошо знаю учебный материал | 3 |
2 | Товарищи будут довольны | |
3 | Буду считаться хорошим учеником | 2 |
4 | Родители будут довольны | 2 |
5 | Мне что-нибудь купят | |
6 | Меня не будут наказывать | |
7 | Я смог преодолеть трудности | 3 |
8 | Похвалят учителя | 1 |
III. Я не могу учиться лучше, так как… | ||
1 | У меня есть более интересные дела | - |
2 | Можно учиться плохо, а зарабатывать много денег | - |
3 | Мне мешают дома | - |
4 | В школе часто ругают | - |
5 | Просто мне не хочется учиться | - |
6 | Многое не понимаю | 1 |
7 | Не могу заставить себя работать | 2 |
8 | Я не успеваю работать вместе со всеми |
IV. Если я получаю плохую отметку, то мне больше всего не нравится, что… | ||
1 | Буду считаться плохим учеником | 1 |
2 | Плохо знаю учебный материал | 2 |
3 | Не смогу порадовать родителей | 2 |
4 | Меня накажут дома | 1 |
5 | Товарищи будут смеяться | - |
6 | Весь класс тяну назад | 1 |
7 | Мне не купят что-нибудь | - |
8 | Получил плохую отметку | 3 |
«Отношение пятиклассников к учебе на второй ступени обучения» (анализ анкет).
- Умеете ли вы организовывать свое время для выполнения всех учебных заданий?
да – 3; нет – 0
- Умеете ли вы учиться, самостоятельно приобретать знания без помощи учителя?
да – 1 нет – 2
- Сколько времени вы тратите ежедневно на выполнение домашних заданий?
1-2 ч. – 1 2-3 ч. – 1 4ч и более – 1
Временная норма выполнения Д/з. – до 2,5 ч.
- Успеваете ли подготовиться по всем предметам?
да – 2 нет – 1
- На подготовку каких предметов тратите больше всего времени и почему?
математика – 2 чел., английский язык – 2 чел., русский язык – 2чел.,
- По каким предметам выполняете домашнее задание с удовольствием, по каким нет? Почему?
По математике, по английскому языку, по эрзянскому языку, по биологии, по географии, по литературе.
Уровень успешности обучения (результаты приблизительных оценок за I учебную четверть)
(Здесь смотрю классный журнал и говорю о приблизительных оценках за I четверть)
- Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг.
- Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими.
- Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)
- Научите ребенка составлять план своих действий. После этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению.
- Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.
- Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.
Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Анкета № 1
Я стараюсь учиться лучше, чтобы: | ||
1 | Получить хорошую оценку | |
2 | Наш класс был лучшим | |
3 | Стать хорошим специалистом | |
4 | Получать впоследствии много денег | |
5 | Меня уважали одноклассники | |
6 | Меня хвалили родители | |
7 | Мне покупали красивые вещи | |
8 | Я больше знал и умел |
Анкета №2
Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что... | ||
1 | Я хорошо знаю учебный материал | |
2 | Товарищи будут довольны | |
3 | Буду считаться хорошим учеником | |
4 | Родители будут довольны | |
5 | Мне что-нибудь купят | |
6 | Меня не будут наказывать | |
7 | Я смог преодолеть трудности | |
8 | Похвалят учителя |
Анкета №3
Я не могу учиться лучше, так как… | ||
1 | У меня есть более интересные дела | |
2 | Можно учиться плохо, а зарабатывать много денег | |
3 | Мне мешают дома | |
4 | В школе часто ругают | |
5 | Просто мне не хочется учиться | |
6 | Многое не понимаю | |
7 | Не могу заставить себя работать | |
8 | Я не успеваю работать вместе со всеми |
Анкета №4
Если я получаю плохую отметку, то мне больше всего не нравится, что… | ||
1 | Буду считаться плохим учеником | |
2 | Плохо знаю учебный материал | |
3 | Не смогу порадовать родителей | |
4 | Меня накажут дома | |
5 | Товарищи будут смеяться | |
6 | Весь класс тяну назад | |
7 | Мне не купят что-нибудь | |
8 | Получил плохую отметку |
Анкета
Твое отношение к учебе
нравится | не нравится | иногда нравится, иногда нет |
№ п/п | Вопрос | да | нет |
1 | Умеете ли вы организовывать свое время для выполнения всех учебных заданий? | ||
2 | Умеете ли вы учиться, самостоятельно приобретать знания без помощи учителя? | ||
3 | Сколько времени вы тратите ежедневно на выполнение домашних заданий? | ||
4 | Успеваете ли подготовиться по всем предметам? | ||
5 | На подготовку каких предметов тратите больше всего времени и почему? | ||
6 | По каким предметам выполняете домашнее задание с удовольствием, по каким нет? Почему? |
Анкета
Твое отношение к учебе
нравится | не нравится | иногда нравится, иногда нет |
№ п/п | Вопрос | да | нет |
1 | Умеете ли вы организовывать свое время для выполнения всех учебных заданий? | ||
2 | Умеете ли вы учиться, самостоятельно приобретать знания без помощи учителя? | ||
3 | Сколько времени вы тратите ежедневно на выполнение домашних заданий? | ||
4 | Успеваете ли подготовиться по всем предметам? | ||
5 | На подготовку каких предметов тратите больше всего времени и почему? | ||
6 | По каким предметам выполняете домашнее задание с удовольствием, по каким нет? Почему? |
Анкета
№ п/п | Вопрос | да | нет |
1 | Умеете ли вы организовывать свое время для выполнения всех учебных заданий? | ||
2 | Умеете ли вы учиться, самостоятельно приобретать знания без помощи учителя? | ||
3 | Сколько времени вы тратите ежедневно на выполнение домашних заданий? | ||
4 | Успеваете ли подготовиться по всем предметам? | ||
5 | На подготовку каких предметов тратите больше всего времени и почему? | ||
6 | По каким предметам выполняете домашнее задание с удовольствием, по каким нет? Почему? |
Анкета
№ п/п | Вопрос | да | нет |
1 | Умеете ли вы организовывать свое время для выполнения всех учебных заданий? | ||
2 | Умеете ли вы учиться, самостоятельно приобретать знания без помощи учителя? | ||
3 | Сколько времени вы тратите ежедневно на выполнение домашних заданий? | ||
4 | Успеваете ли подготовиться по всем предметам? | ||
5 | На подготовку каких предметов тратите больше всего времени и почему? | ||
6 | По каким предметам выполняете домашнее задание с удовольствием, по каким нет? Почему? |
Нужно ли учиться?
Для чего нужно учиться?
- - иметь хорошие оценки;
- - так хотят родители;
- - для продолжения учебы;
- - быть образованным;
- - стать более развитым.
Чем отличается образованный человек от необразованного?
- - с образованным человеком интереснее общаться;
- - у образованного человека больше шансов найти интересную работу;
- - образованный человек может больше дать своим детям;
- - образованный человек больше знает;
- - образованный человек лучше понимает.
Что ждут родители от школы для своих детей?
- - чтобы дети получили хорошие знания;
- - чтобы дети стали воспитанными;
- - чтобы дети научились общаться.
Что для этого нужно?
- - чтобы ученик посещал школу;
- - чтобы учитель давал уроки;
- - чтобы родители контролировали своих детей.
Что конкретно должно делать каждое из звеньев цепи Родитель - ученик - учитель?
УЧЕНИК ДОЛЖЕН:
- - посещать школу;
- - соответственно одеваться;
- - носить с собой учебные принадлежности;
- - слушать и записывать на уроках;
- - готовить домашнее задание.
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
- - быть подготовлен к уроку;
- - доступно объяснять;
- - контролировать полученные знания.
РОДИТЕЛЬ ДОЖЕН ОБЕСПЕЧИТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ У СВОЕГО РЕБЕНКА:
- - наличие соответствующей одежды и обуви;
- - наличие учебных принадлежностей;
- - приготовление домашнего задания;
- - посещение ребенком школы.
Как меня воспитывать
20 наставлений для родителей
1. Не пороть меня. Я прекрасно знаю, мне совсем не нужно все, о чем я прошу. Я просто проверяю тебя. |
2. Не бойся быть твердым со мной. Так лучше. Это придет мне уверенность. |
3. Не применяй ко мне силу. Это учит меня тому, что сила – это главное на свете. Лучше если ты меня просто переубедишь. |
4. Не будь не последовательным. Это беспокоит меня и заставляет старательно избегать делать то, что мне под силу. |
5. Не обещай. Возможно, ты не сможешь выполнить обещание. Это ослабит мою веру в тебя. |
6. Не реагируй на мои провокации, когда я что-нибудь говорю или делаю для того, чтобы обидеть тебя. Иначе я буду стремиться к достижению все новых и новых побед. |
7. Не заставляй меня чувствовать себя более взрослым, чем на самом деле, потому что я еще надоем своим взрослым поведением. |
8. Не делай за меня то, что я смогу сделать сам. Не заставляй меня чувствовать себя младенцем - я буду постоянно требовать твоей помощи. |
9. Не исправляй меня перед людьми. Я спокойно выслушаю тебя, если поговоришь со мной тихо, без свидетелей. |
10. Не старайся обсуждать мое поведение во время конфликта. В это время я почему-то не очень хорошо слышу, а слушаюсь еще хуже. Я сделаю то, что ты требуешь, но давай поговорим об этом позже. |
11. Не заставляй меня воспринимать мои ошибки как присущие мне качества я должен учиться осознавать мои ошибки без ощущения, что я сам плохой. |
12. Не испытывай слишком мою честность. Меня легко запутать, чтобы я сказал неправду. |
13. Не забывай, что я люблю экспериментировать. На этом я учусь и прошу тебя смириться с этим. |
14. Не обращай внимания на все мои болячки. Я могу научиться наслаждаться плохим здоровьем, если это привлекает ко мне много внимания. |
15. Не отталкивай когда я задаю честные вопросы. Иначе я перестану спрашивать и начну искать информацию. |
16. Никогда не показывай какой ты идеальный и непогрешимый. Это потребует слишком много от меня. |
17. Не жалей, что мы проводим вместе не так много времени. Главное, что мы его проводим. |
18. Не позволяй, чтобы мои страхи тревожили тебя. Тогда я еще больше буду бояться. Будь спокоен и мил. |
19. Не забывай, что я не могу без доброго понимания и поощрения. Честно заработанная похвала иногда забывается, а вот ругань - никогда. |
20. Относись ко мне как ты относишься к своим друзьям, тогда я буду твоим другом. Помни, большему я научусь на примере, а не на критике. И, кроме того, я так тебя люблю. Люби меня тоже. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Только тогда, когда педагоги и родители будут знать, что надо делать, они смогут делать. П. П. Блонский . С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения. А. С. Макаренко
Много учителей Новые виды домашних заданий Увеличения числа предметов Кабинетной системы Изменения в школьной жизни пятиклассника за счет:
Социальная адаптация включает: Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха. Способность к самообслуживанию и самоорганизации. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Трудности в учебе связаны с необходимостью Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его. Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются. Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты. С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.
Что ты думаешь предпринять? Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать? Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание? Как проверить или доказать правильность полученных результатов?
Рекомендации для родителей: Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей. Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем. Являться союзниками школы Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей. Помогать классному руководителю во внеклассных делах.
«ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы: 1 Получить хорошую оценку 5 2 Наш класс был лучшим 2 3 Стать хорошим специалистом 2 4 Получать впоследствии много денег 1 5 Меня уважали одноклассники 2 6 Меня хвалили родители 5 7 Мне покупали красивые вещи 2 8 Я больше знал и умел 2
II . Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что... 1 Я хорошо знаю учебный материал 5 2 Товарищи будут довольны 2 3 Буду считаться хорошим учеником 2 4 Родители будут довольны 5 5 Мне что-нибудь купят 1 6 Меня не будут наказывать 2 7 Я смог преодолеть трудности 1 8 Похвалят учителя 3
III . Я не могу учиться лучше, так как… 1 У меня есть более интересные дела 1 2 Можно учиться плохо, а зарабатывать много денег - 3 Мне мешают дома - 4 В школе часто ругают - 5 Просто мне не хочется учиться - 6 Многое не понимаю 3 7 Не могу заставить себя работать 3 8 Я не успеваю работать вместе со всеми 3
IV . Если я получаю плохую отметку, то мне больше всего не нравится, что… 1 Буду считаться плохим учеником 3 2 Плохо знаю учебный материал 2 3 Не смогу порадовать родителей 3 4 Меня накажут дома 2 5 Товарищи будут смеяться - 6 Весь класс тяну назад - 7 Мне не купят что-нибудь 1 8 Получил плохую отметку 4
Уровень успешности обучения предмет : русский язык
Уровень успешности обучения предмет : математика
Отношение пятиклассников к учебе в школе
Умеете ли вы организовывать свое время для выполнения всех учебных заданий? Да – 100%; нет – 0% Умеете ли вы учиться, самостоятельно приобретать знания без помощи учителя? Да - 0% нет – 100% Сколько времени вы тратите ежедневно на выполнение домашних заданий? 1-2 ч. – 60% 2-3 ч. – 40% 4ч и более – 0% Временная норма выполнения Д.З. – до 2,5 ч. Анкета .
Успеваете ли подготовиться по всем предметам? Да – 80% нет – 20% На подготовку каких предметов тратите больше всего времени и почему? Английский язык – 2 чел., природоведение – 2чел. По каким предметам выполняете домашнее задание с удовольствием, по каким нет? Почему? 4чел. - математика, 1чел. - русский язык, 3чел. – физическая культура.
Родители, всегда помните, что одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими. Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели , которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)
Научите ребенка составлять план своих действий. Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.
До новых встреч! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе».
Переход школьника из начальной школы в среднею - важный этап в жизни ребенка. Наша задача, чтобы этот этап жизни младшего подростка прошел безболезненно. Цель родительского собрания: позна...
Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...
Родительское собрание на тему «Адаптация пятиклассников в основной школе»
В работе представлены основные возрастные психологические, психофизические особенности детей детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода в ...
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...
Материалы родительского собрания на тему "Адаптация пятиклассников"
Цель: привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации...
Материал для родительского собрания по теме:"Адаптация обучающихся на второй ступени обучения"
Что может затруднить адаптацию детей при переходе в основное звено? А это возникшие проблемы. Как решать их? Советы родителям....
"Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
Родительское собрание...