Почему надо изучать чувства
методическая разработка по психологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Занятия по программе «Тропинка к своему Я» для 7 класса
Тема: «Почему нам нужно изучать чувства»
Цель: обратить внимание подростков на важность эмоциональной сферы в жизни человека.
1. Ритуал приветствия.
2. Введение в тему.
-Каждый человек на Земле задавал себе вопрос: Кто я? Для чего живу? Что чувствую по отношению к себе и другим?
-Сегодня мы поговорим об эмоциональной сфере человека.
Постараемся ответить на вопрос: «Почему нам нужно изучать чувства?»
Подумайте и скажите, чем может эта тема вам быть полезной.
Вывод:
- уметь контролировать свои чувства, сдерживаться в случае необходимости;
- понимать себя;
- понимать окружающих;
- общаться без конфликтов.
Человек по-разному относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям, своей личности.
Что-то радует его, что-то печалит или возмущает. Это эмоциональное проявление личности. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, положительные и отрицательные эмоции, чувства, настроения и стресс.
На протяжении жизни человек учится по различным внешним признакам судить об эмоциональном состоянии других людей. Исходя из общепринятых в данном обществе правил и представлений о приличии, культуре поведения, мы вырабатываем адекватные средства речевой, мимической и жестикулятивной выразительности, способы самопрезентации, рассчитывая при этом что нас поймут и ответят взаимностью.
3. Тренинг «Что чувствовала Вика»
Предлагаю вам потренироваться в понимании чувств других людей.
Прослушайте сейчас диалог и запишите на листочках те чувства, которые девочка испытала во время этой беседы.
4. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
5. «Коллективный рисунок» на летнюю тему. Каждый изображает одну деталь летнего рисунка. Затем по команде передать другому. Придумать позитивное название картине, по желанию составить рассказ.
-Какие чувства испытали при выполнении работы?
6. Рефлексия
Почему нам нужно изучать чувства?
Диалог психолога и Вики
П.- Здравствуй, Вика. Ты какая-то не такая, как обычно. С тобой что-то случилось?
В. По большому счету со мной ничего не случилось. Но внутреннее состояние какое-то не такое, как обычно. У меня складывается впечатление, что я не такая, как все, что никто не хочет со мной общаться из-за моих недостатков, которых у меня море.
П. То что ты не такая, как все, - это хорошо, это говорит о твоей индивидуальности. Разве это плохо?
В. – То, что я не такая, как все, может быть, и не очень плохо. Просто очень не хочется выделяться и быть белой вороной среди своих одноклассников и друзей. Я думаю, что именно из-за этой, как вы сказали, непохожести у меня мало хороших друзей, на которых я могла бы положиться, а близкой подруги у меня вообще нет и никогда не было. И посекретничать не с кем.
П. – А ты не пыталась поговорить об этих трудностях с папой и мамой?
В. С моими предками вообще беда. По-моему им до меня нет никакого дела. Они полностью поглощены своей работой. Мы практически не общаемся. Так только за ужином. Да и то они интересуются только моими оценками. Но по большому счету мне всё равно. Не донимают меня нудными нотациями, и ладно. Я как-нибудь сама справлюсь со своими проблемами.
П. Ты уверена в том, что им безразлична твоя жизнь?
В. Да. Но даже если им хотелось бы что-нибудь узнать обо мне, я вряд ли рассказала бы им о своих трудностях. Сказала бы, что у меня всё в порядке, что меня всё устраивает. Дома я люблю посидеть одна, подумать, помечтать, наконец. Хотя может быть, я веду себя слишком эгоистично по отношению к окружающим.
П. В чем это проявляется?
В.- Наверное, в том, что я во всем и всегда хочу быть первой.
П. – А принесет ли тебе это радость? У тебя могут появиться завистники и соперники. Тебе этого хочется?
В. – Не знаю. Я уже сама запуталась, чего мне хочется на самом деле
(Вика замолчала и опустила голову)
П. Хорошо, давай поговорим о твоих недостатках. Лично я их не вижу.
В. Не может быть. Вы просто хотите мне поднять настроение. Вы только посмотрите на мой нос! Он огромный!!!!!
Ощущение такое, будто на лице, кроме него, ничего нет. А эти узкие, как щелочки глаза! А эти жуткие и кривые зубы! Улыбнуться страшно, не то что смеяться. И потом я самая аленькая в классе. Мне всегда кажется, что за спиной меня дразнят мелкотой.
П.По-моему, ты всё преувеличиваешь. Ты слишком пристально рассматриваешь себя в зеркале. И слишком критично и нетерпеливо относишься к происходящим в тебе перемены. Здесь нужно время. Главное, ты станешь по- другому воспринимать себя. Нужно научиться любить себя, а не ругать за то-то и то-то.
В. Может быть, вы и правы. Мне нужно подумать об этом.
Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Дайте ответ «ДА» или «НЕТ»
1. Мне кажется, трудно подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я преживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах, в учебе и в отношениях с друзьями, я стараюсь быть такими, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми и друзьями.
10. Я всегда такой, каким кажусь.
Интерпретация
Начислите себе по 1 баллу за ответ «НЕТ» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «ДА» на все остальные.
Если вы отвечали искренно, то о вас можно сказать следующее.
0 – 3 У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменить в зависимости от ситуации.
Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4 – 6 У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться с окружающими людьми.
7 – 10 У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекламный ролик "Зачем надо изучать экономику"
Рекламный ролик, выполненный в виде презентации, имеет цель привлечь внимание школьника к изучению предмета "Технологии бизнеса", а также повысить мотивацию к изучению экономики...
Рекламный ролик "Зачем надо изучать экономику"
Рекламный ролик, выполненный в виде презентации, имеет цель привлечь внимание школьника к изучению предмета "Технологии бизнеса", а также повысить мотивацию к изучению экономики...
Методическая разработка занятия в гпд В. Драгунский "Надо иметь чувство юмора".
Занятие разработано для обучающихся начальных классов коррекционной школы....
Исследовательская работа "Зачем надо изучать геометрию?"
Исследовательская работа показывает значимость геометрии в повседневной жизни....
Почему надо учить на сложном материале, а не на простом.
Автор делится своими наработками работы с одарёнными детьми, для которых разрабатывает задания повышенной сложности...
Памятка "Почему надо ходить в детский сад"
Для чего ребенку детский сад....
Коррекционно - развивающее занятие "Почему нам нужно изучать чувства?"
Коррекционнразвивающее занятие для обучающихся 7 класса, направленное на развитие эмоционально - волевой сферы....