Методическая разработка занятия в гпд В. Драгунский "Надо иметь чувство юмора".
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальных классов коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dragunskiy.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия в ГПД по литературному чтению
В. Драгунский
«Надо иметь чувство юмора»
Выполнила воспитателя ГПД:
Ходакова Лидия Петровна
г. Санкт – Петербург
2018 год
Конспект урока ГПД по литературному чтению В. Драгунский
«Надо иметь чувство юмора»
Цель:
Углубление знаний учащихся по теме.
Познакомить с произведением В. Драгунского «Надо иметь чувств юмора».
Задачи:
Обучающие:
Обучить учащихся формулировать тему и идею произведении.
Отрабатывать умение характеризовать литературного героя.
Развивающие:
Развивать устную монологическую речь.
Совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе.
Воспитывать интерес к чтению стихотворений и сказок.
Оборудование:
Доска с картинками по теме, портрет В. Драгунского.
Выставка книг для детей В. Драгунского.
Карточки с заданием для учащихся
Методика проведения урока:
- Рассказ воспитателя.
- Картинки с изображением В. Драгунского.
- Инсценировка отрывкок из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".
Ход урока
- Организационный момент:
Проверка готовности учеников к уроку
2.Создание эмоционального настроя:
Звучит музыка: “В каждом маленьком ребенке…”
Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)
Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)
А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями).
3.Введение в тему урока:
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)
Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель Виктор Юзефович Драгунский.
Воспитатель: На парте у вас лежат карточки, соедини название рассказов и их героев:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что общего у этих рассказов?
(У них один автор – Виктор Юзефович Драгунский)
Мы спросили взрослых в зале:
“Вы Драгунского читали?”
А в ответ-вот это да!!!
Все сказали дружно “ ДА!”
Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы?
Каким же был, Виктор Драгунский вам расскажут наши девочки (выступают с сообщением несколько учеников):
- В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».
- А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз.
- В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике.
- Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение.
- Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие.
На доске написано предложение: “Надо иметь чувство юмора” В.Драгунский.
Воспитатель:
Ребята. Посмотрите на предложение и скажите. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения и почему? (Дети предлагают версии и доказывают свою точку зрения.)
На доске появляются по очереди знаки: точка, восклицательный и вопросительный знак.)
А как вы думаете, надо ли человеку иметь чувство юмора? (беседа с детьми)
Как относятся к человеку с юмором?
А вам интересно узнать, что думает по этому поводу В. Драгунский?
Что для этого нужно сделать? (прочитать произведение)
Будем искать ответ на вопрос в рассказе Драгунского.
Давайте откроем учебники и посмотрим на иллюстрацию, которая помещена к рассказу.
Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе?
Вы узнали героев?
Как рисунок соотносится с названием текста? (предположения детей)
Прочитайте формулировку темы урока
Тема: Легко ли смеяться над собой?
Как бы вы ответили на этот вопрос?
А хотите знать, что думает об этом писатель В. Драгунский.
Первичное восприятие текста:
Сегодня у нас необычный урок.
Сейчас мы увидим инсценировку первой части этого произведения. Закройте глаза, представьте большой зал и сцену. Занавес открывается.
(Заранее подготовленные учащиеся – инсценируют отрывкок из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".)
– Написал?
– Уже.
– Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.
– Ты чего, Мишка, покатываешься?
– Я покатываюсь, что ты неправильно списал!
– А ты чего?
– А я - то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие – "мозы"?
– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Что это такое?
– Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.
И они стали переписывать. А когда переписали, Дениска сказал:
-Давай задачи задавать!
- Давай.
В это время пришёл папа. Он сказал:
- Здравствуйте, товарищи студенты…
Денис сказал:
- Вот папа, послушай какую я мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое. Как разделить их среди нас поровну?
Мишка надулся и стал думать. Папа тоже задумался.
Тогда Дениска сказал:
Сдаёшься, Мишка?
- Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот – и Дениска стал хохотать.- Это меня тётя Мила научила.
Воспитатель:
Итак, громкими аплодисментами проводим наших юных актёров на места и возвращаемся снова на урок. Понравилась эта сценка вам ребята?
Ребята, я видела, как во время просмотра вы все улыбались. Что вам показалось интересным в первой части? Вы “покатывались со смеху” или просто улыбались? А вот наши герои “просто покатывались со смеху - это как? (очень сильно смеялись)
Что же так развеселило героев?
Встретились ли в тексте незнакомые слова?
Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур - полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.) Посмотрите на фото лемура. Вам он понравился? Забавный зверек?
Скажите, правда, такой зверек мог отвлечь внимание мальчиков от уроков?
А вот в конце первой части смеётся один Дениска. Почему?
Можете ли вы уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора.
Работа с произведением во время чтения:
Первичное чтение (динамическое чтение-буксир, молния, кенгуру, многократное чтение)
При чтении 2 части, в конце проводим диалог с автором.
После предложения: “Спрашивается: кто же этот мальчишка из 1 “В” и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё! Кого папа имел в виду?
Найдите в тесте на этот вопрос:
- Тут папа остановился…
После прочтения предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали»
- Они смеялись, почему то или над кем-то?
- «….мы этого ещё не проходили» А Дениске было смешно? Почему?
- «…такого скоро выгонят из школы» Вы поняли, почему Дениска ушёл?
Что он почувствовал?
Как вы думаете, о чём будет говориться в 3 части этого рассказа?
Чтение 3 части:
После предложения: “Я вышел из комнаты в коридор…. ровно столько, сколько нужно” Оправдывает себя….?!
После предложения: “ И ещё я подумал …. на целину” Расстроился?!
А целина это…..?» Что такое целина. Куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханой земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954-1960гг. в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи. Вспахать там землю и выращивать урожай хлеба.
Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу, как ему было жалко себя - он, даже хотел уйти из дома на целину.
После предложения: “Что ты, она похудела на 37 кило! Вот как скучает!” Хотел, что б его пожалели?! Обидно ему?! Может даже стыдно?!
После предложения: “Что у тебя такие глаза?” А что заметил папа в глазах Дениски?
После предложения: “Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе” Он на самом деле выдумал?
Обобщающая беседа:
1.Зачем Дениска спрятался за вешалку?
2.Зачем папа добился, чтобы Дениска засмеялся?
(найдите это в тексте)
3.Что хотел папа?
4.Чему же учил папа Дениску?
5.У кого из героев рассказа есть чувство юмора?
6.Есть у папы чувство юмора?
7.А можете это доказать словами текста? “Здравствуйте, товарищи студенты!”
8.Есть ли чувство юмора у Дениски? (не совсем)
9.Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу? А почему он обиделся? Принял задачу на свой счет, решил, что несправедливо папа про него говорит, обиделся, что папа с Мишкой смеялись.
10.Почему папа первым подошел к Дениске? (папа понял, что Дениска обиделся, решил помочь сыну посмотреть на себя со стороны и научиться смеяться над собой).
11.Есть ли у папы чувство юмора? (да, придумал смешную и полезную задачу)
А у Дениски?
12.Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? Заставила задуматься? (Задача заставила Дениску задуматься над своим поведением и критически взглянуть на себя со стороны.)
Давайте проверим, есть ли у вас чувство юмора:
Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора?”
1. кто может прыгнуть выше дома (любой человек, т.к. дома прыгать не умеют)
2. что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
3. почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
4. одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
5. что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
6. когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)
7. мышеловка из 5 букв (кошка)
Рефлексия, оценивание, итоговая беседа:
- Какой бы вы теперь поставили знак в конце предложения: “Надо иметь чувство юмора!”
- Значит, обладать чувством юмора не простая задача. Как бы вы ответили на вопрос: Смеяться над самим собой трудно или легко?
- Как вы думаете, зачем авторы учебника включили так много произведений Драгунского? (Они поучительные)
- Чему учит нас рассказ В. Драгунского?
- Чувство юмора - это способность человека смеяться над происходящим, а что главное – это умение смеяться над собой!
Оценивание учащихся за работу на уроке:
Воспитатель:
Ребята Вы молодцы, все сегодня хорошо и активно работали, отвечали на вопросы.
Что такое чувство юмора?
Хотелось бы вернуться в детство,
Где радость, смех и добрые мечты.
Для этого одно есть средство:
Драгунского перечитайте вы.
Пусть книг его задор, веселье
Зарядят оптимизмом вас,
Поднимут ваше настроение.
До новых встреч и в добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия по джазовому танцу для подростков 14 - 18 лет : «Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся технике джаз-танца».
Среди множества форм воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное. Развивается образное мышление и фантазия. Танец является...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка "Презентация к уроку на тему "Имена существительные,которые имеют форму только единственного числа""
Методическая разработка "Презентация к уроку на тему "Имена существительные,которые имеют форму только единственного числа""...