"Эмоциональное выгорание педагога"
статья по психологии по теме

Билунка Елена Николаевна

Данная работа помогает распознать симптомы эмоционального и профессонального выгорания педагога, учителя. Даёт рекомендации по их устранению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Помоги себе сам86 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

       В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание". Основной причиной профессионального выгорания является необходимость сотрудника проявлять чувство заботы – врачу о больном, преподавателю об ученике, консультанту о клиенте. То есть в первую очередь, проблема профессионального выгорания касается профессий типа «человек-человек». В свою очередь, рабочее обязательство проявлять заботу к чужому человеку изо дня в день ведет к стрессу. В профессии педагога профессиональное выгорание неизбежно.

Вопрос в том, когда оно наступает. Здесь все зависит от множества факторов: интенсивности труда, условий труда, личных психологических факторов. Считается, например, что средний период профессионального выгорания педагога составляет около 5 лет. Стресс от выгорания усугубляется также такими факторами, как недостаток признания окружающими, неудовлетворительная материальная компенсация эмоциональных затрат или, другими словами, нехватка подкрепляющих стимулов.

Стресс от выгорания усугубляется также такими факторами, как недостаток признания окружающими, неудовлетворительная материальная компенсация эмоциональных затрат или, другими словами, нехватка подкрепляющих стимулов.

1. Что такое психическое и профессиональное выгорание.

  Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки»,  или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

        Говоря о том, для чего  человеку  нужны  эмоции,  следует  различать  их функции и  роль.  Функция  эмоций  – это  узкое  природное  предназначение, работа, выполняемая эмоциями в  организме,  а  их  роль  –это  характер  и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая  их  функциями,  или  же  их влияние на что-то помимо их природного  предназначения.  Роль  эмоций  может быть  положительной  и  отрицательной.  Функция   эмоций,   исходя   из   их целесообразности,  предопределена  природой,  быть   только   положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились?

 Впервые феномен "психического выгорания" был описан американским психиатром X . Дж. Фрейденбергером в 1974 году, который наблюдал большое количество работников социальных профессий, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Это прежде всего учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней.[1] 

На сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что особой "группой риска" являются педагоги.

Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают синдром эмоционального выгорания как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений. В.В.Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".

В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания. В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.

                 

                 1.1.Признаки профессионального выгорания

      Эмоциональное выгорание – динамический процесс и  возникает  поэтапно:

1. Эмоциональное истощение, психологическая выхолощенность.

2.Деперсонализация-это состояние сознания, характеризующееся ощущением отрешенности от мира, в том числе от себя.

3. Снижение способности помогать окружающим на фоне эмоционального истощения.

Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени,  проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки  этого  процесса.  Эти  признаки  и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе,  например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

  На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции.  Профессионал  может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после  выходных, некоторыми людьми отмечается, что  перерывы  в  работе  оказывают  положительный  эффект  и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер:  уровень выгорания частично повышается через три дня после  возвращения  к  работе  и полностью восстанавливается через три недели.

    Признаки и симптомы третьей стадии выгорания  являются  хроническими.

Могут  развиваться  физические  и  психологические  проблемы  типа   язв   и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не  приносят  результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения.  Профессионал может подвергать сомнению ценность  своей  работы,  профессии  и  жизни  как таковой.

                 

                  1.2.Три следствия профессионального выгорания

 Первое — снижение самооценки.

«Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второе — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с детьми. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

 

3. Симптомы эмоционального выгорания

К Маслач  условно разделяет симптомы эмоционального  выгорания  на: физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

   - усталость;

   - чувство истощения;

   - восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

   - частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

   - избыток или недостаток веса;

   - одышка;

   - бессонница.

  К поведенческим и психологическим:

   - работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

   - профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

   - поздно появляется на работе и рано уходит;

   - берет работу на дом;

   - чувство неосознанного беспокойства;

   - чувство скуки;

   - снижение уровня энтузиазма;

   - чувство обиды;

   - чувство разочарования;

   -  неуверенность;

   - чувство вины;

   - чувство невостребованности;

   - легко возникающее чувство гнева;

   - раздражительность;

   - человек обращает внимание на детали;

   - подозрительность;

   - чувство всемогущества

   - ригидность;

   - неспособность принимать решения;

   - повышенное чувство ответственности за пациентов;

   - растущее избегание;

   - общая негативная установка на жизненные перспективы;

   - злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

       Выгорание очень инфекционно и  может  быстро  распространяться  среди сотрудников.   Те,   кто   подвержен   выгоранию,    становятся    циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на  работе  с  другими  людьми, которые находятся под воздействием  такого  же  стресса,  они  могут  быстро превратить целую группу  в  собрание  “выгорающих”.

4.Факторы, инициирующие возникновение синдрома               эмоционального выгорания

  После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник  вопрос  о факторах,   способствующих   развитию   или,   наоборот,   тормозящих   его. Традиционно  они   группировались   в   два   больших   блока,  особенности профессиональной  деятельности   и   индивидуальные   характеристики   самих профессионалов. Чаще  эти  факторы  называют  внешними  и  внутренними   или личностными и организационными

    Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который

выделяет ряд   внешних  и  внутренних  факторов  предпосылок,  провоцирующих эмоциональное выгорание.

     Группа организационных (внешних)  факторов,  куда  включаются  условия материальной среды, содержание работы  и  социально-психологические  условия деятельности, является  наиболее  представительной  в  области  исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая  роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

   -  хроническая   напряженная   психоэмоциональная   деятельность:   такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающемус людьми, приходиться постоянно  подкреплять  эмоциями  разные  аспекты общения: активно ставить и решать проблемы,  внимательно  воспринимать усиленно запоминать и быстро интерпретировать  визуальную,  звуковую  и  письменную  информацию,  быстро  взвешивать  альтернативы  и  принимать решения.

-дестабилизирующая  организация  деятельности:  основные  ее   признаки

общеизвестны – нечеткая организация и  планирование  труда,  недостаток оборудования,  плохо  структурированная  и   расплывчатая   информация,

наличие  в  ней  “  бюрократического  шума”  –   мелких   подробностей, противоречий,  завышенные  нормы   контингента,   с   которым   связана

 профессиональная деятельность, например, учащихся в  классе.  При  этом

 дестабилизирующая обстановка вызывает многократный  негативный  эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения –  клиенте.

 -повышенная  ответственность  за  исполняемые   функции   и   операции:

представители массовых профессий обычно работают в  режиме  внешнего  и внутреннего контроля. Прежде всего, это  касается  медиков,  педагогов, воспитателей  и  т.д.   Процессуальное   содержание   их   деятельности

заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в  состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная  деятельность.  Постоянно

приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех,

кто работает с людьми и честно относится к  своим  обязанностям,  лежит

нравственная и юридическая ответственность  за  благополучие  вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока –нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за  день  проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны,  что  к  следующемурабочему  дню  психические  ресурсы  практически  не  восстанавливаются[2]

 -неблагополучная    психологическая    атмосфера    профессиональной

деятельности: таковая определяется двумя основными  обстоятельствами  – конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и  по горизонтали, в системе “ коллега –  коллега”.  Нервозная  обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания:  держаться от всего и всех подальше, не принимать  все  близко  к  сердцу,  беречь нервы.

 -психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал  в сфере общения:  у  педагогов  и  воспитателей  это  дети  с  аномалиями характера, нервной системы и  с  задержками  психического  развития.  В процессе  профессиональной  деятельности  почти  ежедневно   попадается клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до  белого каления”. Невольно специалист  начинает  упреждать  подобные  случаи  и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая  себя  при  помощи  формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости  от  статистики своих  наблюдений,  он  добавляет,  кого   именно   надо   эмоционально, игнорировать:  невоспитанных,  распущенных,  неумных,   капризных   или безнравственных.   Механизм   психологической   защиты    найден,    но   эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в  нужды  и  требования  вполне  нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают  недоразумение    конфликт – эмоциональное выгорание проявилось  своей  дисфункциональной стороной

  К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное  выгорание,  в  своей статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на  других”,  В.В.Бойко  относит следующие факторы:

      - склонность к эмоциональной  ригидности:  естественно,  эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен  и  восприимчив,  более  эмоционально  сдержан.  Например, формирование симптомов  “выгорания”  будет  проходить  медленнее  у  людей импульсивных,  обладающих  подвижными  нервными   процессами.   Повышенная впечатлительность   и   чувствительность   могут   полностью   блокировать рассматриваемый  механизм  психологической  защиты  и  не  позволяет   ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное.  Нередко  случается  так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость,  эмоциональную  вовлеченность,  способность  к  соучастию  и сопереживанию.

 -интенсивная  интериоризация (восприятие и переживание)   обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает  у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую  роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и,  может  быть, наивности, специалист,  работающий  с  людьми,  воспринимает  все  слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный   случай  из практики оставляет глубокий след в душе.  Судьба,  здоровье,  благополучие субъекта деятельности  вызывает  интенсивное  соучастие  и  сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова  Т.В.  называет  это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами

 “Я”.  Постепенно   эмоционально-энергетические   ресурсы   истощаются,   и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем  или иным приемам психологической  защиты.  Так,  некоторые  специалисты  через какое-то время меняют профиль  работы  и  даже  профессию.  Часть  молодых учителей покидает школу в  первые  5  лет  трудового  стажа.  Но  типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя  11-16 лет приобретают энергосберегающие  стратегии  исполнения  профессиональной деятельности.

    Нередко бывает, что в  работе  профессионала  чередуются  периоды

  интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами  восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется,  и  тогда  человек  очень переживает стрессовые ситуации, конфликты,  допущенные  ошибки.  Например, педагог,  научившийся  спокойно   реагировать   на   аномалии   характеров подросткового  возраста,  вдруг  “срывается”  в  общении  с   определенным  ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но  случается  –  тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его  семье, однако не в силах предпринять соответствующие  шаги.  Эмоциональное  выгорание обернулось безразличием и апатией.

  -слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной  деятельности: здесь  имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения  не считает для себя необходимым или почему-то не  заинтересован  проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности.  Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но  и  его крайние формы  –  безразличие,  равнодушие,  душевную  черствость.  Во- вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя  за  сопереживание  и соучастие,  проявляемые  по  отношению  к  субъектам   профессиональной деятельности. Систему самооценок он  поддерживает  иными  средствами  –материальными   или   позиционными    достижениями.    Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего  не  значит,  и  он  не нуждается в ней, не испытывает от нее  удовлетворения.  Естественно,  « выгорать” ему просто и легко. Иное дело  личность  с  альтруистическими ценностями. Для нее  важно  помогать  и  сочувствовать  другим.  Утрату эмоциональности в общении она переживает  как  показатель  нравственны потерь, как утрату человечности.

   -нравственные дефекты и дезориентация личности:  возможно,  профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать  с  людьми,  или  приобрел  в  процессе  деятельности.  Нравственный  дефект   обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми  партнерами  такие моральные  категории,  как  совесть,  добродетель,   добропорядочность, честность, уважение прав и  достоинств  другой  личности.  Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда,  наносимого  другой  личности.  Однако  как  в случае  нравственного  дефекта,  так   и   при   наличии   нравственной дезориентации,  формирование  эмоционального   выгорания   облегчается.  Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и  апатии к исполняемым обязанностям.

Что делать?.

    Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором — профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

Вот некоторые советы, которые помогут справиться с эмоциональным выгоранием:

1. Ограничить степень «рабочей» заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом – таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.

2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.

3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной – еще одной причиной профессионального выгорания.

4. Активная позиция. Когда казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.

                                                     

                                                 Заключение.

   Эмоциональное  выгорание  –  это  динамический  процесс   и   возникает

поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда  налицо все три фазы стресса:  нервное  напряжение,  резистенция  (сопротивление)  и истощение.

На сегодняшний день используются разнообразные  подходы  в  разрешении обозначенных выше трудностей.  Эти  подходы  могут  быть  использованы  и  впедагогической  деятельности.

     Наиболее распространенным  средством  является  непрерывное  психолого-педагогическое  образование  педагога,  повышение  его   квалификации.   Это связано с тем, что знания,  полученные  в  период  обучения  в  ВУЗе  быстро устаревают.  В  зарубежной  литературе  фигурирует  даже  единица  измерения устаревания  знаний   специалиста   так   называемый   “период   полураспада компетентности”, заимствованный из ядерной физики. В данном случае  означает продолжительность  времени  после  окончания  ВУЗа,   когда   в   результате устарения  полученных  знаний  по  мере  появления  новых  знаний  и   новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Со   стороны   администрации   нужна   система   поощрений,    должны использоваться  методы  психологической  разгрузки,  релаксация   прямо   на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом  руководители  могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало  более значимым для исполнителей.

Важным аспектом  в  профессиональной  деятельности  педагога  является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает  тогда,  когда  педагог сталкивается  с  новой,  необычной,  трудноразрешимой  для  него  проблемой, которая  не  имеет   однозначного   решения   или   предполагает   несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог  находится  в  состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения,  что  побуждает  его  к импульсивным  действиям.  Или  в  случае  если  он  находится   в   ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции включают  в  себя  управление,  как познавательными  процессами,  так  и  личностью:  поведением,   эмоциями   и действиями .Зная  себя,   свои потребности и способы их удовлетворения,  человек  может  более  эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого  дня,  целого  учебного года.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционально-психического выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки.

Сами педагоги, определяя пути профилактики "выгорания" назвали следующие: информирование; самообразование, курсы, семинары; поиск источника вдохновения и самосовершенствования; стимулирование; установление возрастного лимита работы педагогом (не более 20 лет).

                              Список использованной литературы.

1.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст]: учебник / В.В. Бойко.— М.: Академия, 1996.

2.Звездина, Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ [Текст]: методические рекомендации. Журнал «Управление ДОУ» — 2004. — № 4.

3.Регуляция  эмоциональных  состояний. [Текст]: Журнал “Детский  психолог”.  1993  г, вып.4, с.67-79

4.Решетова ,О.А Психологические основы саморегуляции [Текст]: учебник для  педагогических вузов/ О.А.Решетова.- Орёл.: 2002г.

5.Сафонова,Л.В .Содержание и методика психосоциальной работы [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.В. Сафонова.-М.: Академия, 2009г.

5. Электронный ресурс.


[1] Р. Шваб 1982г.

[2] Решетова , 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

выступление на педсовете "Имидж педагога. Эмоциональное выгорание педагога"

формирование имиджа современного педагога. причины профессионального эмоционального выгорания педагога. практические рекомендации по профилактике...