Воспитание - это любовь и пример.
материал (психология) на тему

Выступление для родительского собрания "Воспитание -это любовь и пример"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                      

Воспитание  – это любовь и пример.                                                                                

        Для чего нам даются дети? Для того чтобы мы вложили в них всё самое лучшее, необходимое, духовное. А что значит воспитание? Само слово «воспитание» славянское, в нескольких разных формах оно имеется во многих славянских языках. Состоит оно из двух частей: приставки вос–, обозначающей превосходную степень, и слова «питание», то есть «кормление». Так что же мы «питаем»?

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.Любовь родителей – величайший незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Казалось бы, в чём проблема? Ясное дело, что мы все любим наших детей. За редким исключением, родители генетически любят детей, привязаны к ним, заботятся о них. Мы продолжаем любить их, даже если дети сильно нас расстраивают. Но нужно при этом помнить: родительская любовь должна быть в высшей степени разумной. Недостаточно просто любить детей, нужно ещё делать это правильно, чтобы не нанести им вред своей любовью. Уже неоднократно было сказано, что настоящая любовь благоразумна, а не слепа. Порой некоторые неразумные родители так «перекармливают» детей своей любовью и попечением, что дети эти оказываются потом совершенно не подготовленными к жизни. А бывает, что любовь понимается как вседозволенность. Родители «практикуют» полное отсутствие наказаний детей и их ответственности за свои поступки. И во всех этих перечисленных случаях родители твёрдо уверены, что именно так надо любить своих детей и что их любовь обязательно принесет детям счастье и благо.

Так что же лежит в основе правильной родительской любви?

Первое. Любовь – это неравнодушие. Равнодушие как раз свидетельствует об отсутствии любви: родители никогда не должны быть равнодушны к проблемам своих детей, они должны переживать, болеть душой за ребенка. Второе правило настоящей любви к детям – это ответственность. Родительской любви особенно должна быть присуща ответственность. Мы в полном ответе за детей, пока они живут в родительском доме, но и потом, когда они становятся взрослыми, мы также ответственны за них. Если они ведут себя недостойно, в этом очень большая доля вины родителей, не воспитавших их должным образом.Третье слагаемое родительской любви – благоразумие. Главная заповедь воспитателя, как и врача, – «не навреди». Обо всем нужно думать: «как слово наше отзовется», не будут ли служить наши слова и дела соблазном для ребёнка, как не принести ему вред нашей неправильной любовью, как не избаловать его. Во всем нужна последовательность, всё необходимо доводить до конца. Особенно сейчас во всём необходимо разумное, рассудительное начало, обо всём нужно думать. В компании с кем и где гуляет ваш ребенок, во что они играют, кто родители их друзей, какую музыку слушают – всем этим нужно интересоваться, обо всём этом нужно задумываться.И, наконец, последнее свойство настоящей родительской любви – уважение. Нужно и воспитывать ребенка, и учить, и наказывать его, но при этом всегда уважать в нём личность и его свободную волю.

Кроме правильной родительской любви, которая, конечно, является главным фактором в воспитании ребенка, всё         нужно делать только с любовью и во имя любви к детям.

В основе воспитательного процесса лежат ещё несколько очень важных моментов.Необходимо научиться понимать ребенка. Понять, что стоит за его поведением и чего он от нас ждет. Без этого будет очень сложно что-либо донести до него и установить с ним контакт. Также умение понимать позволит избежать очень многих конфликтов, ведь в основе конфликта лежит как раз непонимание.

Без личного примера процесс воспитания также будет малоэффективен. Все, чему мы хотим научить детей, нужно подкреплять живым примером. Сила примера также велика в идейно-политическом и нравственном воспитании, как и в воспитании, казалось бы, мелочей. Даже походку сын перенимает у отца, дочь – у матери.К сожалению, дети перенимают не только хорошее, но и недостойное подражания поведение и образ мыслей. Поэтому опытные родители всегда подчеркивают, что воспитание детей —это прежде всего самовоспитание, взаимное воспитание отца и матери, взаимное воспитание родителей и детей. Именно родители дают основной пример для детей и подростков. Дети хотят быть «как мама», знать столько, «сколько папа», «быть такими же уважаемыми на работе и у соседей, как родители», так же хорошо «водить машину, как папа». Только после этого дети называют старших братьев и сестёр и других родственников. Начиная примерно с 13—14 лет, детей начинают увлекать и другие примеры. Большую роль начинают играть неизвестные им люди: литературные и исторические личности, герои кино-фильмов. Часто подростки пытаются подражать им так же, как раньше и родителям. И всё же родители только тогда перестают быть примером для детей, когда обнаруживают полное непонимание их проблем. Расширение кругозора, повышение образовательного уровня, конечно, раздвигают поиск идеалов. При этом дети не отказываются от взглядов и моральных ценностей, полученных от родителей. Обычно в новых примерах они ищут те же ценности, но литературные герои, например, представляются им более совершенными. Одновременно далёкие примеры приводят к тому, что дети подражают не личности в целом, а её определенным качествам, иногда даже просто внешним признакам.

Некоторые родители полагают, что им только тогда следует начать следить за собой, когда дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, что справедливо , а что несправедливо. И это якобы происходит только в возрасте 10—12 лет. «В действительности фундамент воспитания закладывается до пяти лет, и то, что вы сделали до пятого года жизни — это 90% всего воспитания. Позже это воспитание продолжается», — подчеркивал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям и призывая их не упустить благоприятного для воспитания детей времени.

Отношения родителей к детям и друг к другу, их внимание, предупредительность, исходящая от них атмосфера и настроение — все это дети воспринимают очень чутко.

Достойная жизнь наших детей, а также конституционное право и обязанность родителей воспитывать детей вырастают в священный долг — претворить любовь к детям в собственное примерное поведение.
Напомним еще раз: сегодняшняя молодежь тоже любит примеры исторических, литературных героев, но прежде всего на неёвлияют живые люди. На них молодежь ориентируется, подражая или отдельным качествам, или всему поведению людей, которых она уважает.

От поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей. Важнейшей основой для этого являются требовательность, понимание, доверие и справедливость в воспитании.Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов.

В заключение следует подчеркнуть: мало хотеть правильно, надо делать правильно. Поэтому так важно, чтобы все родители повышали свою педагогическую культуру. Никогда не следует забывать: воспитание — это не только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственной активности и соответствующая организация жизни детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, как часто затрудняемся объяснить, что же это такое –  хорошие родители.

Давайте будем  жить так, чтобы наши дети знали: «У меня хорошая семья и хорошие родители». Давайте будем  во всевозможных конфликтах не терять доверия друг к другу. Давайте будем помнить: доверие — важнейшая основа совместной жизни в семье с благополучным климатом, оно создаёт базу для действенности педагогических усилий. Давайте будем помнить слова известного филантропа КристианаГотлибаЗальцмана, который почти два столетия назад сказал: «Причины всех ошибок и пороков воспитанников воспитатель должен искать в себе. Будьте  искренними и признайтесь сами себе, что причина того, почему ваши  дети не так хороши, — в вас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы духовно-нравственного воспитания и развития (на примере ЧОУ Школа Эпиграф)

сатья, посвященная проблеме духовно-нравственного воспитания и развития школьников (на примере ЧОУ Школа Эпиграф)...

Доклад на тему: "Особенности обучения и воспитания незрячих детей на примере ГБОУ СКОШИ №1 города Москвы".

В данном докладе речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения на примере школы-интерната №1 города Москвы. Данная информация будет полезна не только специалис...

Родительское собрание "Воспитание с любовью"

Рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитиательного воздействия родителей на ребёнка. Расширяется представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских...

Презентация на тему: "Воспитание с любовью"

Данная презентация составлена в помощь классному руководителю в проведении родительского собрания в 5-6 классах по теме: "Воспитание с любовью".Цели и задачи:1. Рассмотреть положительные и отрицательн...

Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве

Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве....

Воспитание через любовь – основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.

Воспитание через любовь, через красоту,через прекрасное – вот лишь только некоторыепостулаты системы воспитания В. Сухомлинского....

Урок-лекция "Духовно-нравственное воспитание кадет. Воспитание подчиненных на положительных примерах выполнения воинского долга, боевых традициях флота, ВВС и части"

Важнейшая задача воспитания российских воинов состоит в том, чтобы определить (вернуть) истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности. Состояние духа народа, ...