Авторская программа "Трудный подросток"
рабочая программа по психологии по теме

Тимофеева Ольга Андреевна

 


Муниципальное  автономное образовательное учреждение "Гимназия № 24"

г.Магадан  

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК"

педагог-психолог ТИМОФЕЕВА О.А.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание детей, которых мы называем трудными – это одна из главных воспитательных задач современной школы. С такими детьми мы имеем дело каждый день. Трудности, которые возникают с классом, почти всегда определяются такими детьми.

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

Все вышесказанное подтверждает  актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.

О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми. Педагоги-психологи нашего региона в своей работе в основном опираются на рекомендации М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Л.С. Выготского и др., которые даны в справочной психологической литературе.

Тем не менее, непосредственная практическая работа в образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна.

Программа «Трудный подросток» направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка. Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у подростка восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.

 

Целью настоящей программы является:

Формирование сообщества участников образовательного процесса (родители, педагоги, психологи), координация их совместной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам, реализации идей гуманистической педагогики, принципов толерантности, способствующих развитию личности подростка, формированию доверия к окружающим через принятие себя.

 

Цель психолого-педагогической деятельности в рамках программы – создание педагогических и социально-психологических условий,  позволяющих «трудным» подросткам успешно адаптироваться  к школьной среде (школьная система отношений) и социуме. Цель достигается за счет решения педагогическим коллективом и педагогами-психологами образовательного учреждения следующих задач:


  • Ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

·   Создание специальных психолого-педагогических условий, позволяющих осуществлять коррекционную работу с «трудными» подростками.

·   Устранение психологических барьеров на пути развития подростков. Расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций.

·   Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение распространения среди учащихся социальных вредностей (алкоголизм, токсикомания, наркомания и т. п.).

·   Оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.

·   Укрепление воспитательной функции семьи, формирование активной педагогической позиции родителей, ориентация на гуманное отношение к подросткам.

  • Сотрудничество с учреждениями, организациями города для реализации стратегии охраны психологического здоровья подростков.

 

Программа «Трудный подросток» предназначена для работы педагогов-психологов образовательных учреждений.

Объектом деятельности являются дети подросткового возраста (10-15 лет)- обучающиеся в 5 - 9 классах, испытывающие различные психолого-педагогические трудности, а также их родители, педагоги образовательного учреждения.

Предмет деятельности: социально- психологические условия развития личности «трудного» подростка.

Настоящая программа - один из возможных вариантов психолого-педагогического сопровождения подростка в этот сложный и ответственный для него период жизни.

Педагог-психолог может взять на вооружение отдельные моменты, воспользоваться самой организационной структурой и наполнить ее своим содержанием, однако, наибольший эффект программа может иметь, будучи реализованная, как целостная система совместной деятельности педагогов, психологов, администрации образовательного учреждения и родителей, направленная на оказание психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам.

Проблемы и трудности подросткового возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы всех рекомендаций по их разрешению.

Программа определяет методические подходы к работе педагогов-психологов с «трудными» подростками.

Предложенная система психолого-педагогической работы рассчитана на один учебный год.

Технология решения выдвинутых задач в программе - это совокупность психолого-педагогических приемов и методов в работе с «трудными» подростками, педагогами и родителями. Технология раскрывает основные направления и этапы деятельности педагогов и психологов в рамках программы. Каждый этап раскрывается с точки зрения тех конкретных методов и процедур, с помощью которых он реализуется, с выходом на ожидаемый результат.

 

Содержательные направления программы:

1.  Психолого-педагогическое изучение трудных подростков и обучение их социально-психологическим навыкам.

2.  Профилактика зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям (алкоголь, наркотики, курение и т.п.).

3.  Профилактика педагогической запущенности и правонарушений трудных подростков.

4.  Помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии.

5.  Аналитическая деятельность, направленная на поиск эффективных направлений и видов деятельности, имеющих своей целью исправление определенных недостатков в развитии личностной и интеллектуальных сферах подростков.

 

Средства решения поставленных задач:

1. Диагностические процедуры с целью выявления проблем, связанных с личностными особенностями, интеллектуальным развитие, самооценкой, характером взаимоотношений, профессиональной ориентацией.

2. Индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, успешности учебной деятельности, профессиональной ориентации.

3.  Консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.

4.  Индивидуальная работа психолога по запросам подростка, родителей, педагогов, администрации школы.

5.  Участие психологов в Совете  по профилактике правонарушений среди подростков общеобразовательного учреждения.

6.  Психолого-педагогическая коррекция недостатков личностного и интеллектуального развития подростков с использованием социально-психологического тренинга.

8.  Организация психолого-педагогических семинаров и месячников по проблеме «трудный» подросток.

9.  Работа телефона доверия с целью предоставления помощи подросткам в осознании собственных проблем, снятия тревожности, напряженности и предоставления эмоциональной поддержки.

Эффективность использования в работе различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести аудио-визуальные, игровые материалы и т.п.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ.

 

Основные направления психологической работы – обеспечение оптимального психического и личностного развития «трудных» подростков. Это предполагает проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта психолога и детей, когда проводится психологическое обследование и на его основе даются заключения, рекомендации и советы родителям; проводится коррекция нарушений поведения, общения, учебной деятельности ребенка. А также работа с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасается с ними в обучении и воспитании. Это учителя, родители, сверстники. Основными формами работы психолога здесь являются лекции, консультации, тренинги. Такая деятельность дает возможность эффективно решать актуальные проблемы детей и проблемы их личностного становления в будущем, включая личностное, социальное и профессиональное самоопределение; психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

 

I этап. Предварительный

              

Особенностью данного направления работы является особая форма сотрудничества психолога с родителями, учениками и педагогами, в ходе которой педагог-психолог формирует мотивацию на совместную деятельность, помогает сформировать проблемы развития подростка, облегчает восприятие последующих воздействий со стороны психолога.

1. Запрос администрации на работу с подростками (формирование целей и задач с точки зрения администрации).

2. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогами (экспертный опрос с целью получения информации о «трудных» подростках: личностные и учебные характеристики).

3. Встреча с родителями «трудных» подростков (экспертный опрос с целью получения информации о детях и семейном воспитании). Получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу.

4. Создание благоприятных условий и организация продуктивного общения с подростками, формирование мотивации на совместную деятельность.

5. Анализ документации (просмотр медицинских записей в карте подростка, классного журнала, дневников и ученических тетрадей).

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов экспертных опросов, наблюдений, анализа документации.

 

Ожидаемые результаты:

  • получение первоначального представления об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков;
  • выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы подростка в школьной среде;
  • получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала по классу и подростку;
  • констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении подростка, осознание возможных его причин;
  • постановка психологического диагноза в виде соответствующей гипотезы;
  • сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы)
  • определение уровня готовности подростка к соответствующему воздействию.

Результаты первого этапа фиксируются в индивидуальных картах подростков. Педагог-психолог подбирает методики для дальнейшего обследования «трудных» подростков, с целью уточнения психологического диагноза, выдвинутого в виде гипотезы.

Длительность первого периода не более двух недель.

 

II этап.  Психолого-педагогическая диагностика.

 

Цель диагностической работы может быть определена, как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе подростка. Это - характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений подростка к миру, самому себе; особенности поведения в учебных и вне учебных школьных ситуациях.

На содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса подростка и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к подростку. Основные параметры психолого-педагогического статуса подростка даны в приложении.

Содержательные направления данного этапа:

1. Диагностическое наблюдения за всеми изменениями социально-психологического развития подростка:

  • определение уровня социально-психологической адаптации «трудных» подростков;
  • умственное развитие и отношение к учебной деятельности;
  • нравственное развитие, отношение к социальным вредностям;
  • волевые качества;
  • недостатки эмоционального развития;
  • проявления акцентуированности характера.

2. Выявление психологических проблем и основных ресурсных состояний:

  • мотивационный аспект;
  • уровень интеллектуального развития;
  • типологические особенности личности;
  • выявление склонности к определенному виду деятельности.

3. Диагностика социальной ситуации развития:

  • основные социальные и биологические факторы;
  • взаимоотношения в семье, стиль воспитания;
  • ситуация реального взаимодействия подростка в классе.

 

Основными способами получения информации являются:

  • экспертные опросы педагогов и родителей позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения подростка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ребенком в значимых жизненных ситуациях;
  • психологическое обследование самих детей предполагает получение информации, которая скрыта от непосредственного наблюдения;
  • анализ педагогической документации покажет объективные достижения в учебной деятельности «трудного» подростка.

Диагностика  с классами «кризисными» по тем или иным причинам проводится в ноябре-декабре месяце по четырем направлениям: обследование школьников, опрос родителей, опрос педагогов и наблюдение за детьми на уроках и вне урочной деятельности.

Диагностика проводится в два этапа:

1 этап - скрининг - направленное выделение «групп риска»;

2 этап - углубленная диагностика проводится с подростками из «группы риска», а также с теми, в отношении которых поступил психологический запрос со стороны родителей или педагогов.

Углубленная диагностика проводится психологом индивидуально с подростком для выяснения причин, по которым подросток был отнесен к «трудным».

Примерный перечень материалов, используемых для скрининг-обследования, углубленной психодиагностики даны в приложении. В рамках общеобразовательной школы наименее трудоемкой и быстрой диагностической процедурой является применение стандартизованных диагностических методик.

 

Ожидаемые результаты:

  • получение данных об индивидуально-психологических особенностях развития «трудных» подростков;
  • определение причин и характера затруднений и отклонений в развитии, поведении;
  • выявление специфических особенностей личности и психического статуса подростка;
  • обследование подтверждают поставленную гипотезу или отрицают ее;
  • обследование уточняет суть проблемы и специализированная диагностика не требуется;
  • обследование показало, что требуется специализированная диагностика и консультации других специалистов (невропатологов, психиатров, нейропсихологов и т. п.);
  • оценка индивидуальной траектории развития (динамика показателей развития трудностей подростка, уровень сформированности функций, уровень сформированности ключевых социальных компетенций, уровень социальной и школьной адаптации).

По результатам диагностики проводится собеседование с родителями подростков, совместное обсуждение причин трудностей с педагогами; формируются группы подростков по однотипным нарушениям для проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы. Подбираются программы коррекционных и тренинговых занятий с подростками, намечаются мероприятия для родителей и педагогов.

Психолог проводит компьютерную обработку данных диагностик и фиксирует результаты в индивидуальных психологических картах обследуемых подростков. Полученная психологическая информация используется при подготовке рекомендаций для родителей, педагогов администрации. По результатам обследования проводится психолого-педагогический консилиум. В обсуждении принимают участия классные руководители, педагоги, родители, социальные педагоги и др.

 

III этап.

Профилактическая, коррекционно-развивающая работа.

 

Целью данного этапа является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую, комплексную профилактическую работу, включающую деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.

Деятельность педагога-психолога предполагает осуществление программ, направленных на:

1. Облегчение процесса школьной адаптации:

  • формирование доверия к окружающим через принятия себя;
  • развитие познавательной деятельности и сотрудничества;
  • создание ситуации успеха, как в основной деятельности, так и в общении.

2. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию учебной деятельности и поведения.

3. Исследование по определению развивающего эффекта применяемых форм, средств и методов воспитания и обучения «трудных» подростков.

4. Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса:

  • беседы с родителями и педагогами с целью повышения их психологической компетентности, формирование у педагогов, родителей подростков общей психологической культуры (лекции, семинары, беседы, тренинги и т. п.);
  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания детей (участие в составлении расписания уроков, режима роботы общеобразовательного учреждения и др.);
  • создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.

Данная деятельность осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или этапа работы по программе «Трудный подросток». Формирование групп и планирование работы осуществляется на основании психологической диагностики. Численность детей в группе 10-12 человек (коррекционные занятия). Занятия должны проходить регулярно 1-2 раза в неделю на протяжении 2-3 месяцев. Продолжительность одной встречи 1-2 урока, в зависимости от цели занятия и состояния участников.

Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в поведении, обучении, самочувствии осуществляются не только в форме групповых и индивидуальных занятий, но и в форме тренингов. Тренинги позволяют усваивать информацию легче, быстрее, так как обучение проходит интерактивно. Продолжительность тренингов зависит от целей, организационных и материальных возможностей (не менее трех дней по 2-3 часа). Оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Важнейшее условие продуктивности - систематичность и преемственность.

Систему коррекционно-профилактических мероприятий подбирают, разрабатывают и осуществляют педагоги-психологи, опираясь на результаты предварительного обследования, образование и опыт работы. В приложении настоящей программы указаны источники, помогающие в осуществлении данного этапа деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

 определяется уровень:

  • развития навыка адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям;
  • овладения необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
  • самооценки, сглаживания акцентуированных черт личности;
  • сформированности положительных этических и правовых ориентиров;
  • средовой адаптации «трудного» подростка;
  • сформированности активной социальной позиции подростка и развитие его способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
  • эффективности проводимой системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

После проведения профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий проводится повторная диагностика по тем же диагностическим методикам с целью сравнения полученных данных с первичными, обсуждение результатов с участниками учебно-воспитательного процесса, выявление психолого-педагогического эффекта, как результата реализации программы.

 

IV этап. Консультативно - просветительская работа.

 

На этом этапе деятельность педагога-психолога связана с важностью обеспечения психолого-педагогической поддержки  «трудных» подростков, поиском индивидуального подхода к решению проблем родителей, педагогов и подростков, и направлена на оказание опосредованной помощи детям и взрослым.

 

Содержательные направления данного этапа:

  1. Консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания подростков (проработка проблем, информирование о других специалистах города, организация сотрудничества), с целью повышения профессиональной и личностной компетенции.
  2. Индивидуальное, групповое консультирование и       просвещение родителей по результатам диагностик.
  3. Консультирование подростков по их запросам.
  4. Психологическая поддержка педагогов и родителей «трудных» подростков, цель которой - помощь в переходе на позицию сотрудничества (индивидуальные и групповые занятия).
  5. Консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы образовательного учреждения (конкретные мероприятия должны быть отражены в планах методической и учебно-воспитательной работы и расписании уроков).
  6. Подведение итогов диагностической и коррекционной работы с «трудными» подростками на заседаниях Совета по профилактике правонарушений.
  7. Участие педагога-психолога в работе педагогических советов, совещаниях (передача информации об изменениях в обследуемом классе, обсуждение особенностей возраста на конкретных поступках подростков).
  8. Проведение месячников с целью профилактики зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям у подростков.

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия, психолого-педагогические семинары, месячники, совещания, педсоветы, заседания, клубы и т. п.

Лекционно-семинарские занятия должны длится не более часа и проводиться не более 3-4 раз в учебном году. Тренинги, в зависимости от мотивации и функционального состояния группы, не менее 1,5 - 2 часов.

 

Ожидаемые результаты:

  • определение уровня заинтересованности родителей и педагогов в поиске эффективного стиля поведения с «трудными» подростками;
  • усиление ответственности всех участников образовательного пространства за решение проблем «трудного» подростка;
  • совершенствование профессиональных навыков и приемов эффективной работы педагогов;
  • определение уровня сотрудничества психолога с педагогами, родителями, который позволил бы наиболее успешно решать проблемы «трудных» подростков;
  • снятие внутренней напряженности у подростков, преодоление имеющихся трудностей, в процессе проведения консультативного цикла.

 

V этап. Профориентационная работа.

 

Основной целью данного этапа является исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии; выявление профессиональных намерений подростков, формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического факультатива; помощь в создании жизненной стратегии выбора профессии.

Содержательные направления деятельности:

  1. Изучение качеств личности и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
  2. Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).
  3. Постепенное формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения     (социально-психологический факультатив, тренинги).
  4. Индивидуальная работа с родителями, классными руководителями (собеседование о возможностях и ограничениях трудных подростков).

Формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, факультативы, занятия, тренинги, встречи с представителями различных профессий, педагогами средних специальных и высших учебных заведений, месячники, часы общения, интервьюирование и др.

 

Ожидаемые результаты:

  • выявление профессиональных намерений подростков, способностей и склонностей;
  • определение уровня притязаний, потребностей, социальной активности при стремлении к социальному одобрению;
  • уровень сформированности способности к последующим профессиональным выборам;
  • уровень снижения конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.

 

VI этап. 

Аналитическая и прогнозирующая деятельность.

 

Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения  «трудных» подростков; направление на психоневрологическое обследование, лечение подростков нервных, психических и имеющих соматические отклонения; планирование последующей работы с опорой на полученные психолого-педагогические эффекты; совместно с педагогическим коллективом образовательного учреждения педагог-психолог осуществляет психологическую часть  программы развивающей и психокоррекционной работы, вносит предложения на Совет по профилактике правонарушений по выполнению и коррекции индивидуальных программ «трудного» подростка и ориентирует в последствиях принимаемых Советом решений, оценивая соответствие этих решений целям и содержанию программы.

 

 

Ожидаемые результаты

(психолого-педагогические эффекты):

1.  Первый, высший уровень эффективности: психолого-педагогические коррекционно-развивающие приемы дали длительный, стойкий педагогический эффект:

  • подросток не только готов к соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с окружающими;
  • способен к объективной самооценке, эмпатии;
  • овладевает необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
  • ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в свои силах и способностях;
  • имеет навык адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям: курению, алкоголю, наркотикам и т.п.;
  • формируются положительные этические и правовые ориентиры.

2.  Второй уровень эффективности: прием или комплекс приемов дали положительный эффект:

  • подросток готов к воздействию и положительно реагирует на него;
  • частично ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в своих силах;
  • отрицательно оценивает социальные вредности, пытается отказать от вредных привычек, психологически устойчив к трудным ситуациям;
  • идет на контакт с психологом, педагогами, родителями, высказывает свое мнение, выстраивает будущее;
  • самооценка имеет позитивную динамику, сглаживаются акцентуированные черты личности;
  • способен к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

3.  Третий уровень эффективности: слабый психолого-педагогический эффект:

  • подросток не идет на сотрудничество с педагогом и психологом;
  • психолого-педагогические приемы слабы по интенсивности;
  • отрицательное отношение подростка к педагогическому воздействию;
  • очевидность стойких отрицательных установок по отношению к педагогам и школе в целом;
  • влияние значительных, внешних по отношению к семье и школе сил;
  • не готов адекватно оценить себя и выстроить жизненный сценарий;
  • не способен прервать связи с асоциальными элементами.

В последнем случае необходим стадиальный прием, консультации узких специалистов города, проектирование индивидуальных программ, направленных на поиск эффективных путей решения проблем, привлечение родителей к ответственности за невыполнение родительских обязанностей согласно закону Российской Федерации.

 

Все этапы работы по программе «Трудный подросток», помимо их содержательной стороны, требуют соблюдения условий методического и организационно-технического обеспечения эффективной работы.

 

Организационно-методическое обеспечение.

Основной акцент в работе следует делать на выборе психологических средств для решения поставленных задач, связанных с диагностико-коррекционной работой педагога-психолога.

Методики, разработанные в научной психологии, при использовании педагогом-психологом требуют особой модификации, глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике.

Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программы коррекции и развития, и конечный результат.

Для оценки эффективности работы можно использовать специально разработанные анкеты. После опроса, проводимого регулярно по окончанию цикла коррекционных занятий, необходимо проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания программы.

 

Примерный перечень методического обеспечения

(пакеты материалов).

 

Материалы систематизированы следующим образом:

Пакет I: материалы для взаимодействия психолога и педагога (выявления проблем ребенка глазами педагога).

  1. Анкета № 1 – для выделения «трудных» подростков.
  2. Анкета № 2 – для выявления индивидуальных особенностей «трудных» подростков.
  3. Педагогическая карта  для регистрации наблюдений и динамического изучения подростков (Т.И. Юферева).
  4. Карта наблюдений Д. Стотта для программированного наблюдения за трудными подростками (многомерный анализ причин школьной дезадаптации).

Пакет  II: содержит материалы для взаимодействия психолога и родителей (направлен на сбор информации о ребенке: положение в семье, особенности развития).

  1. Анкета № 1 -  по изучению развития ребенка.
  2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  3. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) (Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).

Пакет III: материалы для диагностики развития «трудного» подростка, выявления причин дезадаптации,  оценки типологии личности, уровня усвоения знаний и т.д.

  1. Детский личностный вопросник Кеттела (модификация Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой).
  2. Метод цветового выбора (тест цветовых предпочтений М. Люшера).
  3. Методика определения самооценки (бланковый вариант).
  4. Методика оценки уровня притязаний (по Ф. Хоппе).
  5. Методика самооценки и оценки уровня притязаний (по Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.П. Прихожан).
  6. Методика исследования мотивации достижений и мотивации одобрения (Д. Краун – Д. Марлоу).
  7. Социометрия и оценка группы.
  8. Личностные особенности (ПДО, СМИЛ, СМОЛ, ММИЛ, тест Шмишека).
  9. Интеллектуальной развитие (тесты Амтхауера, Векслера, ШТУР).

Пакет IV: материалы обследования подростков для дифференцированной профессиональной ориентации и определения сформированности умений саморегуляции деятельности.

  1. Профориентационная  адаптация  ДДО  (модификация             А.К. Осницкого).
  2. Методика определения социальной направленности (модификация А.К. Осницкого и Ю.С. Жуйкова).
  3. Опросник «Саморегуляция» (А.К. Осницкий).
  4. Методика самооценки учащимися своей самостоятельности и учебно-практической деятельности.
  5. Экспертная оценка учебно-практической деятельности учащихся (А.К. Осницкий).

Пакет V: набор методик для работы с учителей (оценка эмоционально-волевой сферы, степени психологической устойчивости и тревожности личности, а также сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения).

  1. Методика определения типологии личности (по К.Г. Юнгу).
  2. Тест-опросник для определения  уровня самооценки.
  3. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН) (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Мирошников).
  4. Методика «Самооценка психических состояний».
  5. Опросник способности к самоуправлению в общении.
  6. Тест Томаса (определение стиля поведения в ситуациях разногласий и конфликтов).

Пакет VI: материалы скрининговой диагностики.

  1. Опросник для родителей Т.М. Ахенбаха.
  2. Опросник для учителей Т.М. Ахенбаха.
  3. Опросник для детей 12 –18 лет Т.М. Ахенбаха.
  4. Опросник для учителей М.В. Бодунова.
  5. «Карта наблюдений» Д.Стотта.
  6. Цветные матрицы Равена.
  7. Детский вариант методики Векслера WISC.
  8. Методика Рене Жиля.
  9. Методика незаконченных предложений.
  10. Тест школьной тревожности Филлипса.
  11.  Патохарактерологический диагностический опросник Личко.
  12. «Кинетический рисунок семьи» (модификация Р. Бернса и  С. Кауфмана).

По результатам скриниг-обследования можно сделать заключение о классе как микросоциальной группе, выделить детей группы риска, составить рекомендации для работы с классом и трудными детьми.

 

Нормативно-правовое обеспечение.

Реализация программы регламентируется локальными актами, разработанными в ходе ее апробации, нормативно-правовыми документами:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. ст. 53, 54, 55, 56).
  2. Приказ № 475 от 12.06.89 г. Госкомитета СССР по народному образованию «Об эксперименте по введению «телефона доверия» для учителей и учащихся».
  3. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 1 марта 1999 г. № 3, в котором содержатся рекомендации по организации руда психологов и формы учета их деятельности.
  4. «Положение о психологической службе общеобразовательных учреждений», «Положение о психолого-педагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения», договора с другими специалистами города, инструкции и т.д.

 

Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию:

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
  2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.
  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1996.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  5. Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе.// ж-л «Мир психологии» № 1, 1996.
  6. Адаптированный модифицированный   вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела (методические рекомендации). Л., 1985.
  7. Альманах психологических тестов. М., 1995.
  8. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей.// «Журнал практического психолога», М., № 1, 1996.
  9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
  10.  Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1999.
  11.  Дубровина И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1997.
  12. Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология. М., 1995.
  13.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1998.
  14.  Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  15. Инсурина Г.Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе. Патохарактерологический опросник для подростков. М., 1986.
  16. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1995.
  17. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1998.
  18. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  19. Кон И.С. Социология личности. М., 1988.
  20. Кравцова Е.Е. Как помочи детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.
  21. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддективного поведения у подростков. М., 1996.
  22. Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками// «Журнал практического психолога» М., № 1, 2, 1996.
  23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  24. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1998.
  25. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М., 1993.
  26. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1995.
  27. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.
  28. Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. М., 1997.
  29. Немов Р.С. Психология – Кн. 1, 2, 3. М., 1995.
  30. Общая психодиагностика / под ред. А.А Бодалева. М., 1987.
  31. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  32. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996.
  33. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. М., 2000.
  34. Овчарова Р.Р. Психологический портрет социокультурно- и педагогически запущенного ребенка. М., 1994.
  35. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
  36. Прутченков А.С. Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 1996.
  37. Руководство практического психолога/ под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
  38. Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения, и коррекционные программы. М., 1993.
  39. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
  40. Фуржанов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnyy_podrostok.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание детей, которых мы называем трудными – это одна из главных воспитательных задач современной школы. С такими детьми мы имеем дело каждый день. Трудности, которые возникают с классом, почти всегда определяются такими детьми.

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

Все вышесказанное подтверждает  актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.

О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми. Педагоги-психологи нашего региона в своей работе в основном опираются на рекомендации М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Л.С. Выготского и др., которые даны в справочной психологической литературе.

Тем не менее, непосредственная практическая работа в образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна.

Программа «Трудный подросток» направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка. Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у подростка восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.

Целью настоящей программы является:

Формирование сообщества участников образовательного процесса (родители, педагоги, психологи), координация их совместной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам, реализации идей гуманистической педагогики, принципов толерантности, способствующих развитию личности подростка, формированию доверия к окружающим через принятие себя.

Цель психолого-педагогической деятельности в рамках программы – создание педагогических и социально-психологических условий,  позволяющих «трудным» подросткам успешно адаптироваться  к школьной среде (школьная система отношений) и социуме. Цель достигается за счет решения педагогическим коллективом и педагогами-психологами образовательного учреждения следующих задач:


  1. Ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

        Создание специальных психолого-педагогических условий, позволяющих осуществлять коррекционную работу с «трудными» подростками.

        Устранение психологических барьеров на пути развития подростков. Расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций.

        Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение распространения среди учащихся социальных вредностей (алкоголизм, токсикомания, наркомания и т. п.).

        Оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.

        Укрепление воспитательной функции семьи, формирование активной педагогической позиции родителей, ориентация на гуманное отношение к подросткам.

  1. Сотрудничество с учреждениями, организациями города для реализации стратегии охраны психологического здоровья подростков.

Программа «Трудный подросток» предназначена для работы педагогов-психологов образовательных учреждений.

Объектом деятельности являются дети подросткового возраста (10-15 лет)- обучающиеся в 5 - 9 классах, испытывающие различные психолого-педагогические трудности, а также их родители, педагоги образовательного учреждения.

Предмет деятельности: социально- психологические условия развития личности «трудного» подростка.

Настоящая программа - один из возможных вариантов психолого-педагогического сопровождения подростка в этот сложный и ответственный для него период жизни.

Педагог-психолог может взять на вооружение отдельные моменты, воспользоваться самой организационной структурой и наполнить ее своим содержанием, однако, наибольший эффект программа может иметь, будучи реализованная, как целостная система совместной деятельности педагогов, психологов, администрации образовательного учреждения и родителей, направленная на оказание психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам.

Проблемы и трудности подросткового возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы всех рекомендаций по их разрешению.

Программа определяет методические подходы к работе педагогов-психологов с «трудными» подростками.

Предложенная система психолого-педагогической работы рассчитана на один учебный год.

Технология решения выдвинутых задач в программе - это совокупность психолого-педагогических приемов и методов в работе с «трудными» подростками, педагогами и родителями. Технология раскрывает основные направления и этапы деятельности педагогов и психологов в рамках программы. Каждый этап раскрывается с точки зрения тех конкретных методов и процедур, с помощью которых он реализуется, с выходом на ожидаемый результат.

Содержательные направления программы:

1.        Психолого-педагогическое изучение трудных подростков и обучение их социально-психологическим навыкам.

2.        Профилактика зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям (алкоголь, наркотики, курение и т.п.).

3.        Профилактика педагогической запущенности и правонарушений трудных подростков.

4.        Помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии.

  1.  Аналитическая деятельность, направленная на поиск эффективных направлений и видов деятельности, имеющих своей целью исправление определенных недостатков в развитии личностной и интеллектуальных сферах подростков.

Средства решения поставленных задач:

  1. Диагностические процедуры с целью выявления проблем, связанных с личностными особенностями, интеллектуальным развитие, самооценкой, характером взаимоотношений, профессиональной ориентацией.
  2. Индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, успешности учебной деятельности, профессиональной ориентации.

3.        Консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.

4.        Индивидуальная работа психолога по запросам подростка, родителей, педагогов, администрации школы.

5.        Участие психологов в Совете  по профилактике правонарушений среди подростков общеобразовательного учреждения.

6.        Психолого-педагогическая коррекция недостатков личностного и интеллектуального развития подростков с использованием социально-психологического тренинга.

8.        Организация психолого-педагогических семинаров и месячников по проблеме «трудный» подросток.

9.        Работа телефона доверия с целью предоставления помощи подросткам в осознании собственных проблем, снятия тревожности, напряженности и предоставления эмоциональной поддержки.

Эффективность использования в работе различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести аудио-визуальные, игровые материалы и т.п.

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ.

Основные направления психологической работы – обеспечение оптимального психического и личностного развития «трудных» подростков. Это предполагает проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта психолога и детей, когда проводится психологическое обследование и на его основе даются заключения, рекомендации и советы родителям; проводится коррекция нарушений поведения, общения, учебной деятельности ребенка. А также работа с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасается с ними в обучении и воспитании. Это учителя, родители, сверстники. Основными формами работы психолога здесь являются лекции, консультации, тренинги. Такая деятельность дает возможность эффективно решать актуальные проблемы детей и проблемы их личностного становления в будущем, включая личностное, социальное и профессиональное самоопределение; психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

I этап. Предварительный

               

Особенностью данного направления работы является особая форма сотрудничества психолога с родителями, учениками и педагогами, в ходе которой педагог-психолог формирует мотивацию на совместную деятельность, помогает сформировать проблемы развития подростка, облегчает восприятие последующих воздействий со стороны психолога.

  1. Запрос администрации на работу с подростками (формирование целей и задач с точки зрения администрации).
  2. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогами (экспертный опрос с целью получения информации о «трудных» подростках: личностные и учебные характеристики).
  3. Встреча с родителями «трудных» подростков (экспертный опрос с целью получения информации о детях и семейном воспитании). Получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу.
  4. Создание благоприятных условий и организация продуктивного общения с подростками, формирование мотивации на совместную деятельность.
  5. Анализ документации (просмотр медицинских записей в карте подростка, классного журнала, дневников и ученических тетрадей).
  6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов экспертных опросов, наблюдений, анализа документации.

Ожидаемые результаты:

  1. получение первоначального представления об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков;
  2. выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы подростка в школьной среде;
  3. получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала по классу и подростку;
  4. констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении подростка, осознание возможных его причин;
  5. постановка психологического диагноза в виде соответствующей гипотезы;
  6. сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы)
  7. определение уровня готовности подростка к соответствующему воздействию.

Результаты первого этапа фиксируются в индивидуальных картах подростков. Педагог-психолог подбирает методики для дальнейшего обследования «трудных» подростков, с целью уточнения психологического диагноза, выдвинутого в виде гипотезы.

Длительность первого периода не более двух недель.

II этап.  Психолого-педагогическая диагностика.

Цель диагностической работы может быть определена, как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе подростка. Это - характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений подростка к миру, самому себе; особенности поведения в учебных и вне учебных школьных ситуациях.

На содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса подростка и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к подростку. Основные параметры психолого-педагогического статуса подростка даны в приложении.

Содержательные направления данного этапа:

  1. Диагностическое наблюдения за всеми изменениями социально-психологического развития подростка:
  1. определение уровня социально-психологической адаптации «трудных» подростков;
  2. умственное развитие и отношение к учебной деятельности;
  3. нравственное развитие, отношение к социальным вредностям;
  4. волевые качества;
  5. недостатки эмоционального развития;
  6. проявления акцентуированности характера.
  1. Выявление психологических проблем и основных ресурсных состояний:
  1. мотивационный аспект;
  2. уровень интеллектуального развития;
  3. типологические особенности личности;
  4. выявление склонности к определенному виду деятельности.
  1. Диагностика социальной ситуации развития:
  1. основные социальные и биологические факторы;
  2. взаимоотношения в семье, стиль воспитания;
  3. ситуация реального взаимодействия подростка в классе.

Основными способами получения информации являются:

  1. экспертные опросы педагогов и родителей позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения подростка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ребенком в значимых жизненных ситуациях;
  2. психологическое обследование самих детей предполагает получение информации, которая скрыта от непосредственного наблюдения;
  3. анализ педагогической документации покажет объективные достижения в учебной деятельности «трудного» подростка.

Диагностика  с классами «кризисными» по тем или иным причинам проводится в ноябре-декабре месяце по четырем направлениям: обследование школьников, опрос родителей, опрос педагогов и наблюдение за детьми на уроках и вне урочной деятельности.

Диагностика проводится в два этапа:

1 этап - скрининг - направленное выделение «групп риска»;

2 этап - углубленная диагностика проводится с подростками из «группы риска», а также с теми, в отношении которых поступил психологический запрос со стороны родителей или педагогов.

Углубленная диагностика проводится психологом индивидуально с подростком для выяснения причин, по которым подросток был отнесен к «трудным».

Примерный перечень материалов, используемых для скрининг-обследования, углубленной психодиагностики даны в приложении. В рамках общеобразовательной школы наименее трудоемкой и быстрой диагностической процедурой является применение стандартизованных диагностических методик.

Ожидаемые результаты:

  1. получение данных об индивидуально-психологических особенностях развития «трудных» подростков;
  2. определение причин и характера затруднений и отклонений в развитии, поведении;
  3. выявление специфических особенностей личности и психического статуса подростка;
  4. обследование подтверждают поставленную гипотезу или отрицают ее;
  5. обследование уточняет суть проблемы и специализированная диагностика не требуется;
  6. обследование показало, что требуется специализированная диагностика и консультации других специалистов (невропатологов, психиатров, нейропсихологов и т. п.);
  7. оценка индивидуальной траектории развития (динамика показателей развития трудностей подростка, уровень сформированности функций, уровень сформированности ключевых социальных компетенций, уровень социальной и школьной адаптации).

По результатам диагностики проводится собеседование с родителями подростков, совместное обсуждение причин трудностей с педагогами; формируются группы подростков по однотипным нарушениям для проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы. Подбираются программы коррекционных и тренинговых занятий с подростками, намечаются мероприятия для родителей и педагогов.

Психолог проводит компьютерную обработку данных диагностик и фиксирует результаты в индивидуальных психологических картах обследуемых подростков. Полученная психологическая информация используется при подготовке рекомендаций для родителей, педагогов администрации. По результатам обследования проводится психолого-педагогический консилиум. В обсуждении принимают участия классные руководители, педагоги, родители, социальные педагоги и др.

III этап.

Профилактическая, коррекционно-развивающая работа.

Целью данного этапа является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую, комплексную профилактическую работу, включающую деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.

Деятельность педагога-психолога предполагает осуществление программ, направленных на:

  1. Облегчение процесса школьной адаптации:
  1. формирование доверия к окружающим через принятия себя;
  2. развитие познавательной деятельности и сотрудничества;
  3. создание ситуации успеха, как в основной деятельности, так и в общении.
  1. Коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии:
  1. индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, направленные на нормализацию учебной деятельности и поведения.
  1. Исследование по определению развивающего эффекта применяемых форм, средств и методов воспитания и обучения «трудных» подростков.
  1. Профилактику стрессовых состояний у подростков, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса:
  1. беседы с родителями и педагогами с целью повышения их психологической компетентности, формирование у педагогов, родителей подростков общей психологической культуры (лекции, семинары, беседы, тренинги и т. п.);
  2. предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания детей (участие в составлении расписания уроков, режима роботы общеобразовательного учреждения и др.);
  3. создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении через оптимизацию форм общения.

Данная деятельность осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или этапа работы по программе «Трудный подросток». Формирование групп и планирование работы осуществляется на основании психологической диагностики. Численность детей в группе 10-12 человек (коррекционные занятия). Занятия должны проходить регулярно 1-2 раза в неделю на протяжении 2-3 месяцев. Продолжительность одной встречи 1-2 урока, в зависимости от цели занятия и состояния участников.

Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в поведении, обучении, самочувствии осуществляются не только в форме групповых и индивидуальных занятий, но и в форме тренингов. Тренинги позволяют усваивать информацию легче, быстрее, так как обучение проходит интерактивно. Продолжительность тренингов зависит от целей, организационных и материальных возможностей (не менее трех дней по 2-3 часа). Оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Важнейшее условие продуктивности - систематичность и преемственность.

Систему коррекционно-профилактических мероприятий подбирают, разрабатывают и осуществляют педагоги-психологи, опираясь на результаты предварительного обследования, образование и опыт работы. В приложении настоящей программы указаны источники, помогающие в осуществлении данного этапа деятельности.

Ожидаемые результаты:

 определяется уровень:

  1. развития навыка адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям;
  2. овладения необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
  3. самооценки, сглаживания акцентуированных черт личности;
  4. сформированности положительных этических и правовых ориентиров;
  5. средовой адаптации «трудного» подростка;
  6. сформированности активной социальной позиции подростка и развитие его способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
  7. эффективности проводимой системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

После проведения профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий проводится повторная диагностика по тем же диагностическим методикам с целью сравнения полученных данных с первичными, обсуждение результатов с участниками учебно-воспитательного процесса, выявление психолого-педагогического эффекта, как результата реализации программы.

IV этап. Консультативно - просветительская работа.

На этом этапе деятельность педагога-психолога связана с важностью обеспечения психолого-педагогической поддержки  «трудных» подростков, поиском индивидуального подхода к решению проблем родителей, педагогов и подростков, и направлена на оказание опосредованной помощи детям и взрослым.

Содержательные направления данного этапа:

  1. Консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания подростков (проработка проблем, информирование о других специалистах города, организация сотрудничества), с целью повышения профессиональной и личностной компетенции.
  2. Индивидуальное, групповое консультирование и       просвещение родителей по результатам диагностик.
  3. Консультирование подростков по их запросам.
  4. Психологическая поддержка педагогов и родителей «трудных» подростков, цель которой - помощь в переходе на позицию сотрудничества (индивидуальные и групповые занятия).
  5. Консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы образовательного учреждения (конкретные мероприятия должны быть отражены в планах методической и учебно-воспитательной работы и расписании уроков).
  6. Подведение итогов диагностической и коррекционной работы с «трудными» подростками на заседаниях Совета по профилактике правонарушений.
  7. Участие педагога-психолога в работе педагогических советов, совещаниях (передача информации об изменениях в обследуемом классе, обсуждение особенностей возраста на конкретных поступках подростков).
  8. Проведение месячников с целью профилактики зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям у подростков.

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия, психолого-педагогические семинары, месячники, совещания, педсоветы, заседания, клубы и т. п.

Лекционно-семинарские занятия должны длится не более часа и проводиться не более 3-4 раз в учебном году. Тренинги, в зависимости от мотивации и функционального состояния группы, не менее 1,5 - 2 часов.

Ожидаемые результаты:

  1. определение уровня заинтересованности родителей и педагогов в поиске эффективного стиля поведения с «трудными» подростками;
  2. усиление ответственности всех участников образовательного пространства за решение проблем «трудного» подростка;
  3. совершенствование профессиональных навыков и приемов эффективной работы педагогов;
  4. определение уровня сотрудничества психолога с педагогами, родителями, который позволил бы наиболее успешно решать проблемы «трудных» подростков;
  5. снятие внутренней напряженности у подростков, преодоление имеющихся трудностей, в процессе проведения консультативного цикла.

V этап. Профориентационная работа.

Основной целью данного этапа является исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии; выявление профессиональных намерений подростков, формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического факультатива; помощь в создании жизненной стратегии выбора профессии.

Содержательные направления деятельности:

  1. Изучение качеств личности и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
  2. Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).
  3. Постепенное формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения     (социально-психологический факультатив, тренинги).
  4. Индивидуальная работа с родителями, классными руководителями (собеседование о возможностях и ограничениях трудных подростков).

Формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, факультативы, занятия, тренинги, встречи с представителями различных профессий, педагогами средних специальных и высших учебных заведений, месячники, часы общения, интервьюирование и др.

Ожидаемые результаты:

  1. выявление профессиональных намерений подростков, способностей и склонностей;
  2. определение уровня притязаний, потребностей, социальной активности при стремлении к социальному одобрению;
  3. уровень сформированности способности к последующим профессиональным выборам;
  4. уровень снижения конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.

VI этап.  

Аналитическая и прогнозирующая деятельность.

Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения  «трудных» подростков; направление на психоневрологическое обследование, лечение подростков нервных, психических и имеющих соматические отклонения; планирование последующей работы с опорой на полученные психолого-педагогические эффекты; совместно с педагогическим коллективом образовательного учреждения педагог-психолог осуществляет психологическую часть  программы развивающей и психокоррекционной работы, вносит предложения на Совет по профилактике правонарушений по выполнению и коррекции индивидуальных программ «трудного» подростка и ориентирует в последствиях принимаемых Советом решений, оценивая соответствие этих решений целям и содержанию программы.

Ожидаемые результаты

(психолого-педагогические эффекты):

1.        Первый, высший уровень эффективности: психолого-педагогические коррекционно-развивающие приемы дали длительный, стойкий педагогический эффект:

  1. подросток не только готов к соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с окружающими;
  2. способен к объективной самооценке, эмпатии;
  3. овладевает необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
  4. ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в свои силах и способностях;
  5. имеет навык адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям: курению, алкоголю, наркотикам и т.п.;
  6. формируются положительные этические и правовые ориентиры.

2.        Второй уровень эффективности: прием или комплекс приемов дали положительный эффект:

  1. подросток готов к воздействию и положительно реагирует на него;
  2. частично ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в своих силах;
  3. отрицательно оценивает социальные вредности, пытается отказать от вредных привычек, психологически устойчив к трудным ситуациям;
  4. идет на контакт с психологом, педагогами, родителями, высказывает свое мнение, выстраивает будущее;
  5. самооценка имеет позитивную динамику, сглаживаются акцентуированные черты личности;
  6. способен к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

3.        Третий уровень эффективности: слабый психолого-педагогический эффект:

  1. подросток не идет на сотрудничество с педагогом и психологом;
  2. психолого-педагогические приемы слабы по интенсивности;
  3. отрицательное отношение подростка к педагогическому воздействию;
  4. очевидность стойких отрицательных установок по отношению к педагогам и школе в целом;
  5. влияние значительных, внешних по отношению к семье и школе сил;
  6. не готов адекватно оценить себя и выстроить жизненный сценарий;
  7. не способен прервать связи с асоциальными элементами.

В последнем случае необходим стадиальный прием, консультации узких специалистов города, проектирование индивидуальных программ, направленных на поиск эффективных путей решения проблем, привлечение родителей к ответственности за невыполнение родительских обязанностей согласно закону Российской Федерации.

Все этапы работы по программе «Трудный подросток», помимо их содержательной стороны, требуют соблюдения условий методического и организационно-технического обеспечения эффективной работы.

Организационно-методическое обеспечение.

Основной акцент в работе следует делать на выборе психологических средств для решения поставленных задач, связанных с диагностико-коррекционной работой педагога-психолога.

Методики, разработанные в научной психологии, при использовании педагогом-психологом требуют особой модификации, глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике.

Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программы коррекции и развития, и конечный результат.

Для оценки эффективности работы можно использовать специально разработанные анкеты. После опроса, проводимого регулярно по окончанию цикла коррекционных занятий, необходимо проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания программы.

Примерный перечень методического обеспечения

(пакеты материалов).

Материалы систематизированы следующим образом:

Пакет I: материалы для взаимодействия психолога и педагога (выявления проблем ребенка глазами педагога).

  1. Анкета № 1 – для выделения «трудных» подростков.
  2. Анкета № 2 – для выявления индивидуальных особенностей «трудных» подростков.
  3. Педагогическая карта  для регистрации наблюдений и динамического изучения подростков (Т.И. Юферева).
  4. Карта наблюдений Д. Стотта для программированного наблюдения за трудными подростками (многомерный анализ причин школьной дезадаптации).

Пакет  II: содержит материалы для взаимодействия психолога и родителей (направлен на сбор информации о ребенке: положение в семье, особенности развития).

  1. Анкета № 1 -  по изучению развития ребенка.
  2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  3. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) (Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).

Пакет III: материалы для диагностики развития «трудного» подростка, выявления причин дезадаптации,  оценки типологии личности, уровня усвоения знаний и т.д.

  1. Детский личностный вопросник Кеттела (модификация Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой).
  2. Метод цветового выбора (тест цветовых предпочтений М. Люшера).
  3. Методика определения самооценки (бланковый вариант).
  4. Методика оценки уровня притязаний (по Ф. Хоппе).
  5. Методика самооценки и оценки уровня притязаний (по Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.П. Прихожан).
  6. Методика исследования мотивации достижений и мотивации одобрения (Д. Краун – Д. Марлоу).
  7. Социометрия и оценка группы.
  8. Личностные особенности (ПДО, СМИЛ, СМОЛ, ММИЛ, тест Шмишека).
  9. Интеллектуальной развитие (тесты Амтхауера, Векслера, ШТУР).

Пакет IV: материалы обследования подростков для дифференцированной профессиональной ориентации и определения сформированности умений саморегуляции деятельности.

  1. Профориентационная  адаптация  ДДО  (модификация             А.К. Осницкого).
  2. Методика определения социальной направленности (модификация А.К. Осницкого и Ю.С. Жуйкова).
  3. Опросник «Саморегуляция» (А.К. Осницкий).
  4. Методика самооценки учащимися своей самостоятельности и учебно-практической деятельности.
  5. Экспертная оценка учебно-практической деятельности учащихся (А.К. Осницкий).

Пакет V: набор методик для работы с учителей (оценка эмоционально-волевой сферы, степени психологической устойчивости и тревожности личности, а также сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения).

  1. Методика определения типологии личности (по К.Г. Юнгу).
  2. Тест-опросник для определения  уровня самооценки.
  3. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН) (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Мирошников).
  4. Методика «Самооценка психических состояний».
  5. Опросник способности к самоуправлению в общении.
  6. Тест Томаса (определение стиля поведения в ситуациях разногласий и конфликтов).

Пакет VI: материалы скрининговой диагностики.

  1. Опросник для родителей Т.М. Ахенбаха.
  2. Опросник для учителей Т.М. Ахенбаха.
  3. Опросник для детей 12 –18 лет Т.М. Ахенбаха.
  4. Опросник для учителей М.В. Бодунова.
  5. «Карта наблюдений» Д.Стотта.
  6. Цветные матрицы Равена.
  7. Детский вариант методики Векслера WISC.
  8. Методика Рене Жиля.
  9. Методика незаконченных предложений.
  10. Тест школьной тревожности Филлипса.
  11.  Патохарактерологический диагностический опросник Личко.
  12. «Кинетический рисунок семьи» (модификация Р. Бернса и  С. Кауфмана).

По результатам скриниг-обследования можно сделать заключение о классе как микросоциальной группе, выделить детей группы риска, составить рекомендации для работы с классом и трудными детьми.

Нормативно-правовое обеспечение.

Реализация программы регламентируется локальными актами, разработанными в ходе ее апробации, нормативно-правовыми документами:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. ст. 53, 54, 55, 56).
  2. Приказ № 475 от 12.06.89 г. Госкомитета СССР по народному образованию «Об эксперименте по введению «телефона доверия» для учителей и учащихся».
  3. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 1 марта 1999 г. № 3, в котором содержатся рекомендации по организации руда психологов и формы учета их деятельности.
  4. «Положение о психологической службе общеобразовательных учреждений», «Положение о психолого-педагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения», договора с другими специалистами города, инструкции и т.д.

Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
  2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.
  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1996.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  5. Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе.// ж-л «Мир психологии» № 1, 1996.
  6. Адаптированный модифицированный         вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела (методические рекомендации). Л., 1985.
  7. Альманах психологических тестов. М., 1995.
  8. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей.// «Журнал практического психолога», М., № 1, 1996.
  9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
  10.  Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1999.
  11.  Дубровина И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1997.
  12. Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология. М., 1995.
  13.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1998.
  14.  Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  15. Инсурина Г.Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе. Патохарактерологический опросник для подростков. М., 1986.
  16. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1995.
  17. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1998.
  18. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  19. Кон И.С. Социология личности. М., 1988.
  20. Кравцова Е.Е. Как помочи детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.
  21. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддективного поведения у подростков. М., 1996.
  22. Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками// «Журнал практического психолога» М., № 1, 2, 1996.
  23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  24. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1998.
  25. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М., 1993.
  26. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1995.
  27. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.
  28. Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. М., 1997.
  29. Немов Р.С. Психология – Кн. 1, 2, 3. М., 1995.
  30. Общая психодиагностика / под ред. А.А Бодалева. М., 1987.
  31. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  32. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996.
  33. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. М., 2000.
  34. Овчарова Р.Р. Психологический портрет социокультурно- и педагогически запущенного ребенка. М., 1994.
  35. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
  36. Прутченков А.С. Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 1996.
  37. Руководство практического психолога/ под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
  38. Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения, и коррекционные программы. М., 1993.
  39. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
  40. Фуржанов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 24»

ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК

(ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 24»)

Автор: Тимофеева О.А.,

педагог-психолог

МОУ «Гимназия № 24»

г. Магадан

2010 год

Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые  помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...

Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"

Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...