Родительское собрание для учащихся 8-9 классов
материал по психологии (8 класс) по теме

Родительское собрание“Агрессия и жестокость в детском мире”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranieicrosoft_office_word_2.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Россия, Самарская область, Похвистневский район,

С.Старопохвистнево

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Старопохвистнево 

Автор:

Тимофеева Иеста Кирилловна, (iesta2011@yandex.ru)

       Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.
       Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и родителями, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям
позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность.
      
Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии - жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию. 
      
Словесная агрессия гораздо более широко распространена среди подростков и не настолько опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того, чтобы поведение подростка не вызывало тревоги у родителей. Ведь словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия проявления которой могут быть самими различными — вплоть до уголовного наказания.

      Физическая агрессия выражается в различных формах физического воздействия — причинении боли, физических страданий, драчливости.
       Причины агрессивности могут быть различными. Развязность и грубость, агрессия в словах и в действиях могут быть обусловлены стремлением подростка к подражанию.
Ведь период взросления — это и период поиска идеалов, жизненных ориентиров. Одним из парадоксов этого возраста является одновременное стремление подростка быть самим собой, и в то же время — быть на кого-то похожим, подражать человеку или образу, который укореняется в сознании как идеал. Однако, этот идеал далеко не во всех-случаях является положительным. Многие подростки в качестве примера для подражания выбирают нечто совершенно противоположное общепринятым представлениям. Общая бездуховность семьи, отсутствие положительных нравственных ориентиров приводит к негативизму и агрессии в поведении подростка даже в том случае, если нет никаких иных предпосылок. Подростки, воспитанные на принципе "выживает сильнейший, а слабый достоин только презрения", способны получать удовольствие, причиняя физические страдания другим, более слабым людям; при этом они не испытывают чувства вины.
            
Что делать родителям?  

Родительское собрание

“Агрессия и жестокость в детском мире”

   

Цель: информирование  родителей о причинах, последствиях агрессивного, жестокого поведения школьников, о его влиянии на взаимодействие с окружающими людьми; а также обсуждение возможных путей преодоления  отклоняющегося поведения.

                                       

 «Человек обладает способностью любить,

                                         и если он не может найти применения

 своей способности любить, он способен

ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется, как

бегством от собственной душевной боли…»

                                                       ( Немецкий социолог, философ Эрих Фромм)

Форма работы:

Круглый стол

- Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом, поскольку число учеников с таким поведением стремительно растет и оказывает большое влияние на отношение ребенка к учебному процессу.

Учитель показывает слайд №1

Агрессия – поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей                                              

                                                       Виды агрессии

                                 физическая      вербальная         негативизм

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

- Возраст проявления агрессии помолодел. Статистика свидетельствует о росте агрессивного поведения не только среди подростков, но и среди младших школьников и даже дошкольников.

Учитель показывает слайд №2

 «Проявление различных форм агрессивности у подростков»

Возрастная группа подростков

Формы агрессивности, %

физическая

вербальная

негативизм

10-11 летние

49

44

45

12-13 летние

56

51

64

14-15 летние

61

72

65

- Анализ приведенных данных свидетельствует, что у 10-12 летних учеников преобладают физические формы агрессивности, с возрастом быстрыми темпами растет негативизм, по мере взросления у подростков проявляется вербальная агрессия. С чем связана такая статистика? До собрания ваши дети ответили на два вопроса. Результаты ответов перед вами.

Учитель показывает слайд № 3

 «Какие телепередачи ты любишь смотреть?»

Группы

боевики

ужасы

шоу

сказки

исторические

фильмы

другие

Мальчики

60%

20%

9%

-

-

28%

Девочки

18%

18%

36%

-

-

21%

Учитель показывает слайд № 4

 «Что тебе в них нравится?»

Группы

Желание победить

Желание испугаться

Красивые люди, наряды

Сказочная добрая атмосфера

Желание узнать что-то новое

Желание быть таким же

Мальчики

30%

9%

1%

-

-

28%

Девочки

8%

-

36%

56%

34%

8%

- Исследования показали, что после просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения.

     Частой причиной агрессии школьников является семейное воспитание. Почему одни ученики, посещающие одну и ту же школу, обучающиеся в одном и том же классе становятся агрессивными, а другие – нет? Исследования в области изучения детской агрессии показали, что на формирование агрессии влияют:

  1. негативизм матери
  2. безразличное отношение к агрессивным проявлениям ребенка по отношению к другим детям и взрослым
  3. суровость дисциплинарных воздействий
  4. социальная среда и окружение.

Агрессивный ребенок вырастает в семье, где родители не могут справиться со своей агрессией.

Учитель показывает слайд № 5

 «Советы родителям Девять «Если…» воспитания?»

  1. Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности
  3. Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.
  4. Если ребенок растет в упреках, то он учится жить с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости, то он учится понимать других.
  6. Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.
  7. Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.
  8. Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.
  9. Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей.

Учитель показывает слайд № 6

 «Памятка для родителей?»

  1. Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
  2. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  3. Не запрещайте ребенку выражать свои  отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  4. Умейте принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
  5. Предъявляйте к ребенку разумные требования.
  6. Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.
  7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
  8. Поощряйте своего ребенка взглядом. жестом, действием, ласковым словом.

- А на прощание я хочу рассказать Вам притчу. О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...

 «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»

Уважаемые родители! Я надеюсь, что перед Вами никогда не будет стоять вопрос, кого из 2-х волков “кормить”…

(Родителям раздаются анкеты для заполнения)

Внимательно прочитайте вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях и поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания ваших детей.

Можете ли вы…

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не

 всегда так

 поступаю

Не могу

  1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в выгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от  употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать то, что желает, вести себя как хочет, и ни во что в этот день не вмешиваться?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого человека?
  13. Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

    Сегодня мы постарались выяснить основные причины детской агрессии. Помните, что каждый ребенок уникален, не похож на других, и любить его нужно таким, какой он есть. Если ребенка не принимают, он не чувствует любви и поддержки со стороны взрослых, то он ищет эту поддержку на улице.

    Ваш ребенок – это ваше зеркало: если зеркало вдруг отражает что-то, то не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребенок начал по – другому реагировать на внешние раздражители.

 Подходит к концу и наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому

                                   

Список используемой литературы:

1. Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М.,  1995.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001.
3. Захарьева И.А.Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России, 2000 Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно- практической конференции – М.: РИПКРО, 1997

4. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-28



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса к средней школе"

Материал содержит презентацию и печатные материалы, которые помогут в подготовке и проведении собрания...

Родительское собрание "Адаптация учащихся в 5 классе"

Разработка содержит план собрания и презентацию, созданную по итогам анкетирования учащихся....

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся  9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»...

Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе

Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...

Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Родительское собрание  "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"...