Родительское собрание для учащихся 8-9 классов
материал по психологии (8 класс) по теме
Родительское собрание“Агрессия и жестокость в детском мире”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranieicrosoft_office_word_2.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия, Самарская область, Похвистневский район,
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Старопохвистнево
Автор:
Тимофеева Иеста Кирилловна, (iesta2011@yandex.ru)
Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.
Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и родителями, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность.
Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии - жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию.
Словесная агрессия гораздо более широко распространена среди подростков и не настолько опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того, чтобы поведение подростка не вызывало тревоги у родителей. Ведь словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия проявления которой могут быть самими различными — вплоть до уголовного наказания.
Физическая агрессия выражается в различных формах физического воздействия — причинении боли, физических страданий, драчливости.
Причины агрессивности могут быть различными. Развязность и грубость, агрессия в словах и в действиях могут быть обусловлены стремлением подростка к подражанию. Ведь период взросления — это и период поиска идеалов, жизненных ориентиров. Одним из парадоксов этого возраста является одновременное стремление подростка быть самим собой, и в то же время — быть на кого-то похожим, подражать человеку или образу, который укореняется в сознании как идеал. Однако, этот идеал далеко не во всех-случаях является положительным. Многие подростки в качестве примера для подражания выбирают нечто совершенно противоположное общепринятым представлениям. Общая бездуховность семьи, отсутствие положительных нравственных ориентиров приводит к негативизму и агрессии в поведении подростка даже в том случае, если нет никаких иных предпосылок. Подростки, воспитанные на принципе "выживает сильнейший, а слабый достоин только презрения", способны получать удовольствие, причиняя физические страдания другим, более слабым людям; при этом они не испытывают чувства вины.
Что делать родителям?
Родительское собрание
“Агрессия и жестокость в детском мире”
Цель: информирование родителей о причинах, последствиях агрессивного, жестокого поведения школьников, о его влиянии на взаимодействие с окружающими людьми; а также обсуждение возможных путей преодоления отклоняющегося поведения.
«Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения
своей способности любить, он способен
ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется, как
бегством от собственной душевной боли…»
( Немецкий социолог, философ Эрих Фромм)
Форма работы:
Круглый стол
- Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом, поскольку число учеников с таким поведением стремительно растет и оказывает большое влияние на отношение ребенка к учебному процессу.
Учитель показывает слайд №1
Агрессия – поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей
Виды агрессии
физическая вербальная негативизм
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Возраст проявления агрессии помолодел. Статистика свидетельствует о росте агрессивного поведения не только среди подростков, но и среди младших школьников и даже дошкольников.
Учитель показывает слайд №2
«Проявление различных форм агрессивности у подростков»
Возрастная группа подростков | Формы агрессивности, % | ||
физическая | вербальная | негативизм | |
10-11 летние | 49 | 44 | 45 |
12-13 летние | 56 | 51 | 64 |
14-15 летние | 61 | 72 | 65 |
- Анализ приведенных данных свидетельствует, что у 10-12 летних учеников преобладают физические формы агрессивности, с возрастом быстрыми темпами растет негативизм, по мере взросления у подростков проявляется вербальная агрессия. С чем связана такая статистика? До собрания ваши дети ответили на два вопроса. Результаты ответов перед вами.
Учитель показывает слайд № 3
«Какие телепередачи ты любишь смотреть?»
Группы | боевики | ужасы | шоу | сказки | исторические фильмы | другие |
Мальчики | 60% | 20% | 9% | - | - | 28% |
Девочки | 18% | 18% | 36% | - | - | 21% |
Учитель показывает слайд № 4
«Что тебе в них нравится?»
Группы | Желание победить | Желание испугаться | Красивые люди, наряды | Сказочная добрая атмосфера | Желание узнать что-то новое | Желание быть таким же |
Мальчики | 30% | 9% | 1% | - | - | 28% |
Девочки | 8% | - | 36% | 56% | 34% | 8% |
- Исследования показали, что после просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения.
Частой причиной агрессии школьников является семейное воспитание. Почему одни ученики, посещающие одну и ту же школу, обучающиеся в одном и том же классе становятся агрессивными, а другие – нет? Исследования в области изучения детской агрессии показали, что на формирование агрессии влияют:
- негативизм матери
- безразличное отношение к агрессивным проявлениям ребенка по отношению к другим детям и взрослым
- суровость дисциплинарных воздействий
- социальная среда и окружение.
Агрессивный ребенок вырастает в семье, где родители не могут справиться со своей агрессией.
Учитель показывает слайд № 5
«Советы родителям Девять «Если…» воспитания?»
- Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности
- Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, то он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, то он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей.
Учитель показывает слайд № 6
«Памятка для родителей?»
- Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
- Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
- Умейте принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
- Предъявляйте к ребенку разумные требования.
- Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.
- Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
- Поощряйте своего ребенка взглядом. жестом, действием, ласковым словом.
- А на прощание я хочу рассказать Вам притчу. О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»
Уважаемые родители! Я надеюсь, что перед Вами никогда не будет стоять вопрос, кого из 2-х волков “кормить”…
(Родителям раздаются анкеты для заполнения)
Внимательно прочитайте вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях и поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания ваших детей.
Можете ли вы… | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
|
Сегодня мы постарались выяснить основные причины детской агрессии. Помните, что каждый ребенок уникален, не похож на других, и любить его нужно таким, какой он есть. Если ребенка не принимают, он не чувствует любви и поддержки со стороны взрослых, то он ищет эту поддержку на улице.
Ваш ребенок – это ваше зеркало: если зеркало вдруг отражает что-то, то не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребенок начал по – другому реагировать на внешние раздражители.
Подходит к концу и наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому
Список используемой литературы:
1. Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М., 1995.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001.
3. Захарьева И.А.Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России, 2000 Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно- практической конференции – М.: РИПКРО, 1997
4. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса к средней школе"
Материал содержит презентацию и печатные материалы, которые помогут в подготовке и проведении собрания...
Родительское собрание "Адаптация учащихся в 5 классе"
Разработка содержит план собрания и презентацию, созданную по итогам анкетирования учащихся....
ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»
ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»...
Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе
Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...
Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"
Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"...