Родительское собрание "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"
методическая разработка (5 класс) на тему

Ладанова Лариса Анатольевна

Родительское собрание  "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie5_klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники

Задачи:

  • выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  • привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптацию

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.

Подростковый возраст (10–15 лет) – период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях/ сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Во взаимоотношениях со взрослыми подросток не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контакта с разными учителями, усвоение новых предметов).

В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике должны быть поля с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужно три тетради, и каждая из них ведется по-разному. Такие “мелочи” нередко затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если научиться учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то он овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

И в конце выступления хочется привести правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищать.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  9. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  10. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  11. Старайся быть аккуратным.
  12. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  13. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

2. Выступление психолога.

Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникнуть у них в период адаптации к новым условиям обучения. Также психолог знакомит родителей с результатами анкетирования “Удовлетворенность учащихся школьной жизнью”. В конце своего выступления педагог предлагает рекомендации родителям пятиклассников и газету психологический вестник школы для учителей, работающих в 5 классе (см. Приложение 1).

3. Выступление учителей предметников.

Учителя-предметники высказывают свое мнение о классе в целом, обращают внимание на требования, которые они предъявляют учеников, рассказывают о той помощи, которую они могут оказать.

4. Слово предоставляется родителям.

Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.

5. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерноерешение собрания:

  1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
  2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
  3. Родителям и классному руководителю способствовать организации сводного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
  4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
  5. Провести в конце года совместный вечер “Мы и наши родители”.

Закончить наше собрание можно отрывком из книги Зденека Матейчека “Родители и дети”. В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: “Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости”.

  http://festival.1september.ru/articles/   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация учащихся в 5 классе"

Разработка содержит план собрания и презентацию, созданную по итогам анкетирования учащихся....

Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...

Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся даль...

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-го КЛАССА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

ПРОГРАММАТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-го КЛАССА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ...