Коррекционная программа по преодолению состояния тревожности и формированию позитивной Я-концепции в младшем школьном возрасте
методическая разработка по психологии по теме

Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, "Я-концепции". Дети с искажением "Я-концепции" имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная программа по преодолению состояния тревожности и формированию позитивной Я-концепции в младшем школьном возрасте

Пояснительная записка

Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, "Я-концепции". Дети с искажением "Я-концепции" имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Психологическая помощь детям, оказанная на ранних этапах формирования неадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию [Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе - М, 1998]

При составлении данной коррекционной программы я опиралась на ряд психотерапевтических положений, разработанных в отечественной психологии:

•    во-первых,   при  структурировании  подобной  программы  учитывалась  идея комплексного подхода, учитывающего и профилактический аспект терапии. (Прихожан А.М.)

•    во-вторых,  при  проведении групповых занятий учитывались  особенности детских групп, где основной формой занятий является игровая психокоррекция (Варга А.Я.)

•    в-третьих, специфичностью данной программы мы считаю использование метода сказочной куклотерапии в коррекции состояния тревожности (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.) и формировании позитивной Я-концепции.

Данная программа не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности ребенка в целом. Однако при этом она должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые становятся специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования. Как психопрофилактическая, так и психокоррекционная работа с тревожностью подразумевает три взаимосвязанных направления:

I.        Психологическое просвещение родителей осуществляется в виде лекций, бесед и предполагает ознакомление родителей   с той   относительной ролью,   которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности         ребенка.
Особое внимание обращается на развитие у ребенка чувства уверенности в том, что родители верят  в   его   силы,   возможности,   могут  защитить.   Основная   задача  такой   работы   - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении.

II.        В психологическом просвещении педагогов значительное внимание уделяется прежде всего объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, формирующую у ребенка чувство ответственности,
восприимчивость и т.п. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как недопустимому, наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной и
тестовой тревожности (Х.Хекхаузен (1986), З.Хелус (1987), Б.Н.Филлипс (1978) и др.)

Ш.    Программа   индивидуальной   и   групповой   психокоррекционной   работы   с младшими школьниками решает в основном следующие задачи:

а)        развитие произвольности как одного из основным возрастных новообразований младшего школьного возраста и главных условий, способствующих успешности ребенка в школе;

б)        смягчение, снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника и его стремления к успеху;

в)        развитие и обогащение продуктивных видов деятельности и поведения;

г)        развитие позитивного представления о своих возможностях:

д)        расширение и обогащение навыков общения со сверстниками,  повышение «игровой компетентности» ребенка.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников.

В данной программе помимо традиционных психокоррекционных упражнений активно использовала методику куклотерапии, разработанную под руководством Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. Данная психокоррекционная методика предлагает включение сюжетно ролевых игр с набором кукол-марионеток. Игра с куклой в ситуации диалога позволяет ребенку раскрепоститься, «снять» барьеры общения, детерминированные состояния тревоги. Наряду с этим повышаются «игровая компетентность» ребенка, навыки общения. «Оживляя» куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным, и как хорошо для нее.

Работа с куклой позволяет:

1. Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений.

2. Нести ответственность за управление куклой.

3.         Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.

4.         Осознавать  причинно-следственные  связи  между своими действиями  и  изменением состояния куклы.

5.        Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

6.        Позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Для занятий отбираются дети с «плохим поведением» либо «чрезмерно зажатые» дети. Занятия должны проводиться в просторном помещении, где есть коврики, игрушки, мячи надувные, кубики, кегли, краска, бумага. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течении часа-полутора, В группе могут участвовать 7-9 детей.

Содержание занятий

Занятие 1.

Данное занятие одно из самых структурированных и процедурно заданных. Занятие посвящено знакомству участников друг с другом. Чаще всего психологи и дети сидят кругом на стульях или на полу, на ковре. Всем участникам предлагается назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Дети могут выбирать себе любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую личину.

В диагностическом смысле выбор не своего имени - признак неприятия себя. Таким образом, проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. На занятиях не следует выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому – это может усугубить состояние тревоги. После знакомства детям предлагаются игры.

1. Игра «Жмурки».

Веселая, азартная игра, она снимает первоначальную напряженность ребенка. В то же время эта игра хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли.

2.        Игра «Иголка и нитка».

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы.

Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» - за ней. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности (Самоукина Н.В.).

Завершение занятия должно быть спокойным и объединяющим.

3.        Игра «Хлопки».

Дети встают в круг. Выбирают одного водящего, который встает в начале круга, т.е. в начале движения часовой стрелки. Затем водящий делает хлопок в ладоши, стоящий следующим около него ребенок повторяет хлопок, следующие дети по очереди тоже хлопают по одному разу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и после того, как он хлопнет в ладоши, с этого места распространение хлопков по кругу начинается.

Место постоянно определяет водящий.

Занятие 2.

1. Упражнение «Релаксация».

Цель: используется для снижения торможения и для борьбы со специфическими страхами или тревожностью.

Процедура. Дети садятся в кресло, руки кладут на колени, ноги удобно расставляют. Глаза закрывают.

Инструкция: «Два или три раза медленно и глубоко вдохните, выдохните, обращая внимание на прохождение воздуха в легкие, до диагфрагмы и обратно. Теперь вытяните правую руку, крепко сожмите ее в кулак. Почувствуйте напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5-10 секунд концентрации на напряжение расслабьте руку. Разожмите кулак и заметьте, как напряжение отступает, а его место занимает ощущение расслабленности и комфорта. Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Примерно через 15-20 секунд снова сожмите руку в кулак, 5-10 секунд изучайте напряжение, затем расслабьте руку. Почувствуйте расслабленность и тепло. Через 15-20 секунд повторите процедуру с левой рукой. Обязательно сосредотачивайтесь только на группах мышц, которые напрягаете и расслабляете, и старайтесь в это время не напрягать остальные мышцы».

Отведите время для проведения тех же циклов «напряжение – расслабление» для разных частей тела для того, чтобы расслабить соответствующие группы мышц:

Ø  плечи, сгорбив их;

Ø  шею, наклоняя голову вперед и упираясь подбородком в грудь;

Ø  рот, открывая его как можно шире;

Ø  язык, прижимая его к небу;

Ø  глаза, зажмуривая их;

Ø  лоб, как можно выше поднимая брови;

Ø  спину, прогибая ее и выпячивая грудь вперед;

Ø  ягодицы, сокращая мышцы;

Ø  живот, втягивая его к позвоночнику;

Ø  бедра, вытягивая ноги и поднимая их на несколько сантиметров над полом;

Ø  икры, прижимая пальцы ног к верху ботинок.

Завершите упражнение, сделав два-три глубоких вдоха и почувствовав, как расслабленность «течет» по вашему телу от рук через плечи, грудь, живот к ногам. Когда почувствуете себя готовым открыть, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1. С каждой цифрой чувствуйте себя все более и более свежим, бодрым (Рудестам К.).

2.        Сотворение глиняного мира.

Цель: это упражнение стимулирует творчество, исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы, развивает «игровую компетентность».

Процедура. Каждый член группы получает большой ком глины.

Группы делятся на подгруппы по 5-8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией на флейте или клавесине для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы - один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина - сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с партнерами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно других членов группы, выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами (Рудестам К.).

3.        Куклотерапия. Знакомство с куклой. Общение с куклой-марионеткой предполагает
выполнение трех важных правил:

1)          Кукловождение осуществляется двумя руками.  Это  важно для  координации правой и левой руки.

2)          Кукла ходит по «земле», а не летает по воздуху.

3)          Поскольку в кукле мгновенно отзывается каждое движение кукловода, он должен внимательно следить за движениями куклы.

Важно, чтобы ребенок не просто «дергал» за нитки, но и чувствовал «реакцию» куклы на свои действия. Для того чтобы ребенок был более внимательным и лучше водил куклу, предлагаем ему «проиграть» через куклу различные эмоциональные состояния.

Психолог говорит: «Сегодня мы научим наших кукол ходить, говорить, играть друг с другом. Мы увидим, что куклы, так же как и люди, могут быть веселыми и грустными, радостными и сердитыми; они могут плакать и улыбаться. Куклы могут ходить медленно и быстро (при этом иллюстрирует свои слова действиями куклы), они могут бегать и прыгать, а когда кукла устанет, она может сесть или лечь. Мы с вами - волшебники. И от наших действий зависит то, что будет делать наша кукла. Чтобы нашей кукле было хорошо, мы будем внимательно следить за тем, что с ней происходит. И постараемся сделать так, чтобы ее движения были красивыми, чтобы ей было приятно жить в сказочной стране, которую мы создадим для наших кукол". Важно отработать с детьми все движения куклы, когда она находится в различных эмоциональных состояниях. При этом психолог «задает» то состояние, в котором находится кукла, а дети показывают, что делает кукла в этом состоянии, как она себя ведет.

«Вот наши герои-куклы пришли на солнечную поляну и стали собирать цветы... Они были очень веселые и радостные... они прыгали и танцевали». В это время дети показывают, как вели себя куклы.

«Вот налетел ветер, и наши герои прижались друг к другу, чтобы им не было холодно... А в это время Лесное существо утащило корзину с ягодами, которые собирали наши герои. Когда ветер стих, куклы обнаружили, что корзины нет, и очень рассердились (дети показывают, как куклы сердятся). Они стали повсюду искать свою корзину и вдруг нашли ее под кустом. Они обрадовались и стали водить хоровод...» (Зинкевич - Евстигнеева Т.Д.)

Занятие 3.

1.        Игра «Поссорились два петушка».

Цель: развитие раскованности, самоконтроля.

Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А.Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами. Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры (Самоукина Н.В.).

2.        Игра «Дракон кусает свой хвост».

Цель: Снятие напряжения, невротических состояний, страхов.

Процедура: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Следите, чтобы дети не отпускали друг друга и роли «головы дракона» и «хвост» выполняли все желающие (Самоукина Н.В.).

3.        Игра «Сова».

Цель: развитие произвольности.

Процедура. Дети сами выбирают водящего – «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются.

Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить.

Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой. Звучит музыка (О.Гейльфуса «Балалар») (Самоукина Н.В.).

4.        Куклотерапия.  Детям предлагается  выбрать себе  «приятеля»  для  похода на необитаемый   остров   из   числа   кукол.   Необходимо   стимулировать   общение   с   этим «приятелем» и инсценированный рассказ для других слушателей. Это театрализованное упражнение выполняют все члены группы по порядку 1-2 ребенка на протяжении этого, а затем последующих занятий.

Занятие         4.

1. Игра «Скучно, скучно так сидеть».

Цель: развитие раскованности, тренировка самоорганизации.

Процедура. Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончится стишок. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если первый занял его раньше второго (Самоукина Н.В.).

3. Игра «Чунга – Чанга».

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его.

Процедура. Путешественник (психолог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили

жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В.Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь:

Чудо - остров, чудо - остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто, Чунга - Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове (Овчарова Р.В.).

4.        Игра «Иголка и нитка».

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы,

Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки, «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» - за ней. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности (Самоукина Н.В.).

5.        Куклотерапия. На данном занятии детям предлагается выбрать ту куклу, которую «жалко, хочется приласкать» и повести эту куклу в парк аттракционов, дарить подарки.

Занятие 5.

1.        Упражнение «Кто я такой»

Цель: активизация знаний и представлений о себе.

Процедура: Участники по кругу называют относящиеся к ним понятия (ученик, сын, пассажир и т.д.), стремясь дать их как можно больше.

2.     Упражнение «Релаксация».

3.     Куклотерапия. Предлагается выбрать ту куклу, которая «чем-то похожа на меня». Это упражнение позволяет выявить отрефлексированный ребенком образ собственного «Я». После выбора куклы ребенок должен похвалить ее и «подарить 7 хороших фраз».

При построении диалога между куклой и ребенком можно включать вопросы «Смелая ли это кукла?», «Чего она боится?», «Хвалят ли ее в школе?», «Дома?» и т.д.

Занятие 6.

1. Игра «Кошки-мышки»  Участники образуют замкнутый круг, взявшись за руки. Два участника остаются вне круга. Один - кошка, другой - мышка. Мышка убегает от кошки, может пробегать через круг, кошка пытается поймать мышку, она может быть только за границами круга. Участники помогают мышке тем, что опускают или поднимают руки, чтобы мышка могла спрятаться или выйти из круга.

2.Совместная история из отдельных предложений.

Цель: дифференциация представлений о себе.

Процедура: Каждый участник по кругу говорит свое предложение. Следующий добавляет к предложениям свое, между ними должна быть смысловая связь.

3. Куклотерапия . Постановка сказки с помощью кукол-марионеток.

Все «актеры» занимают места в зрительном зале. Психолог начинает рассказывать сказку «Колобок». «Актеры» выходят на сцену, когда психолог рассказывает об их персонаже. Когда его мизансцена заканчивается, актер превращается в зрителя. Таким образом, «актеры» водят кукол молча - весь текст читает психолог, как бы «за кадром». Это помогает «актерам» не тратить силы на запоминание текста, а все внимание посвятить кукле.

4.Сказать, что нравиться в любом участнике группы.

Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе.

Процедура: Упражнение выполняется с мячом. Участник кидает мяч и говорит, что ему нравится в том участнике, кому он посылает мяч. Используется стандартное начало фразы: «Мне нравится в тебе то, что ты...»

Занятие 7.

Завершение работы, позитивное программирование будущего

1.        Игра «Падишах». Водящий играет роль падишаха. Он сидит на центральном месте, другие участники составляют очередь на прием к падишаху,  каждый приносит воображаемые предметы или концертные номера. Падишах либо одобряет подарок (без слов, жестами) и приглашает участника быть около него, либо отвергает подарок, и участник
снова занимает очередь и готовит другой подарок. Участники могут объединяться в пары или небольшие группы.

2.   «Каким я буду через год» - обсуждение.

По ходу обсуждения отмечаются и усиливаются позитивные реальные предложения.

3.  Совместный рисунок «Каким я буду через год».

Каждый участник рисует свой рисунок на общем большом листе бумаги.

4. Куклотерапия. Прощание. Каждый участник прощается с куклой и говорит ей свои пожелания.

Список литературы

  1. Бакаев    В.А.    О    тревожно    внушаемом    типе    личности.    //Новые исследования в психологии, 1974.
  2. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. - М, 1998.
  3. Диагностика школьной дезадаптации. Научно - методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. - М., 1993.
  4. Дусковицкий А.Н. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности. //Вопросы психологии 3, 1982.
  5. Коптева    Н.В.    Психологическое    консультирование    в    школе.    - Пермь , 1993.
  6. Б. Кочубей, Е. Новикова. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа 1988, №7.
  7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М, 1996.
  8. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления. - М., 1981.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1996.
  10.  Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория, практика: Пер. с анг./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Л.А. Петровской. - М., 1990.
  11.  Савина Е. Л. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание 4, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

         С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Разработка программы формирования ценностных отношений у обучающихся младшего школьного возраста.

Актуальность проблемы формирования  ценностных отношений у обучающихся продиктована социальными запросами к образованию, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, к...

Формирование основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамотности и рисования в детской художественной школе

В работе описаны теоретические обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования, а также затронуты практические аспекты использования методики организации и проведения уроко...

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".

Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....