Направления коррекционной работы по формированию префиксального словообразования глаголов детей младшего школьного возраста.
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Тема: Направления коррекционной работы по формированию префиксального словообразования глаголов детей младшего

школьного возраста.

     

                                                                             Выполнила:

                                                                                                      Учитель-логопед

                                                                                                  Смыслова А.В.

Санкт-Петербург

2019 г

В процессе формирования префиксального словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.

     Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для детей с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным; оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

     В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных префиксов.

      Формирование словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в следующей последовательности. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования.

Первый этап:

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Второй этап:

Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Третий этап:

Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Содержание первого этапа логопедической работы.

 -  дифференциация совершенного и несовершенного вида.

Содержание второго этапа логопедической работы.

 - глаголы с приставками -в-, -вы-, -на-.

 - глаголы пространственного значения с приставкой -при-.

Содержание третьего этапа логопедической работы.

 - глаголы пространственного значения с приставками -с-, -у-, -под-, -от-,

 -за-, -пре-, -до-.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразовательных моделей (Ефименкова Л.И., Николайчук Г. И., Ушакова О.С.).

  1. «Отгадайка»

Материал: картинки

Процедура и инструкция:

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки и сказать, где мальчик сделал, а где еще доделывает.

Клеит – поклеил                              Красит - покрасил

Рисует – нарисовал                         Строит - построил

Убирает – убрал                              Ловит - поймал

Мыл – вымыл

  1. «Составь предложение»

Материал: картинки (Маша – сок, садовник – цветы, папа – вода, шофер – канистра, дедушка – чай).

Процедура и инструкция:

Логопед

 - У вас на столе лежат картинки. На счет один возьмите картинки, на счет два положите их пред собой, на счет три составьте предложения, используя приставки -на-, -пере-.

  1. «Самый внимательный»

Материал: картинки (Мама наливает суп. Саша наливает молоко. Машина подъезжает к дому. Мальчик входит в дом.).

Процедура и инструкция:

Логопед говорит предложения, произнося слова с неправильными приставками.

 - Дети выберите правильную картинку и исправьте мои ошибки.

  1. «Лото»

Материал: карточки с картинками, изображающими действия.

Процедура и инструкция:

Логопед

- Я буду называть слова, обозначающие действия, а вы будете показывать правильную картинку.

Входит – выходит

Подходит – отходит

Наливает – выливает

Залезает – слезает

Подлетает – отлетает

Влетает – вылетает

  1. Игра «Придумай слово»

Материал: карточки с картинками, изображающими действия.

Процедура и инструкция:

Логопед

- посмотрите, что лежит у меня на столе. Вам надо подойти к столу взять два предмета и придумать действие при помощи приставок -вы-, -при-, -за-.

  1. Игра «Добавь слово»

Материал: картинки

Процедура и инструкция:

Логопед показывает детям картинки , а они должны добавить слово действие.

В клетку… (влетает)

Из клетки… (вылетает)

Через дорогу…. (переходит)

От дерева… (отходит)

К дому… (подъезжает)

В стакан… (наливает)

Из банки.. (выливает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза  слов у младших школьников с ОВЗ,  а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "

Аннотация. Формирование произношения у детей с нарушением слуха является одной из основных задач обучения  в системе специального образования. Главным условием для развития произносительных ...