Направления коррекционной работы по формированию префиксального словообразования глаголов детей младшего школьного возраста.
статья
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Тема: Направления коррекционной работы по формированию префиксального словообразования глаголов детей младшего
школьного возраста.
Выполнила:
Учитель-логопед
Смыслова А.В.
Санкт-Петербург
2019 г
В процессе формирования префиксального словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для детей с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным; оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.
В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных префиксов.
Формирование словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в следующей последовательности. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования.
Первый этап:
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап:
Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап:
Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы.
- дифференциация совершенного и несовершенного вида.
Содержание второго этапа логопедической работы.
- глаголы с приставками -в-, -вы-, -на-.
- глаголы пространственного значения с приставкой -при-.
Содержание третьего этапа логопедической работы.
- глаголы пространственного значения с приставками -с-, -у-, -под-, -от-,
-за-, -пре-, -до-.
Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразовательных моделей (Ефименкова Л.И., Николайчук Г. И., Ушакова О.С.).
- «Отгадайка»
Материал: картинки
Процедура и инструкция:
Логопед предлагает детям посмотреть на картинки и сказать, где мальчик сделал, а где еще доделывает.
Клеит – поклеил Красит - покрасил
Рисует – нарисовал Строит - построил
Убирает – убрал Ловит - поймал
Мыл – вымыл
- «Составь предложение»
Материал: картинки (Маша – сок, садовник – цветы, папа – вода, шофер – канистра, дедушка – чай).
Процедура и инструкция:
Логопед
- У вас на столе лежат картинки. На счет один возьмите картинки, на счет два положите их пред собой, на счет три составьте предложения, используя приставки -на-, -пере-.
- «Самый внимательный»
Материал: картинки (Мама наливает суп. Саша наливает молоко. Машина подъезжает к дому. Мальчик входит в дом.).
Процедура и инструкция:
Логопед говорит предложения, произнося слова с неправильными приставками.
- Дети выберите правильную картинку и исправьте мои ошибки.
- «Лото»
Материал: карточки с картинками, изображающими действия.
Процедура и инструкция:
Логопед
- Я буду называть слова, обозначающие действия, а вы будете показывать правильную картинку.
Входит – выходит
Подходит – отходит
Наливает – выливает
Залезает – слезает
Подлетает – отлетает
Влетает – вылетает
- Игра «Придумай слово»
Материал: карточки с картинками, изображающими действия.
Процедура и инструкция:
Логопед
- посмотрите, что лежит у меня на столе. Вам надо подойти к столу взять два предмета и придумать действие при помощи приставок -вы-, -при-, -за-.
- Игра «Добавь слово»
Материал: картинки
Процедура и инструкция:
Логопед показывает детям картинки , а они должны добавить слово действие.
В клетку… (влетает)
Из клетки… (вылетает)
Через дорогу…. (переходит)
От дерева… (отходит)
К дому… (подъезжает)
В стакан… (наливает)
Из банки.. (выливает)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза слов у младших школьников с ОВЗ, а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...
Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".
Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Материал может быть использован для выступлений на МО, педсоветах....
Направления логопедической работы по компенсации речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи I-III уровня.
Процесс формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ...
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "
Аннотация. Формирование произношения у детей с нарушением слуха является одной из основных задач обучения в системе специального образования. Главным условием для развития произносительных ...