План по профориентации
материал по психологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Психология и выбор профессии.
Программа предпрофильной подготовки.
9 класс (33 часа)
Пояснительная записка к программе
«Психология и выбор профессии».
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль – одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Основная идея курса: профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель – формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса. Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Предлагается зачетная система. Возможными критериями оценивания в рамках зачетной системы могут быть:
- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемого материала;
- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);
- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;
- овладение навыками рефлексии, самоанализа;
- активная позиция во время занятий.
Вариантом итоговой работы учеников по данному курсу может быть разработанный и письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.
Методическое обеспечение:
1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии.
Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов,
Москва 2005 год.
2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии.
Рабочая тетрадь для учащихся
Тематическое планирование учебного курса
№ | Тема | Цели |
1 четверть. Что я знаю о своих возможностях ( 8 часов) | ||
1 | Самооценка и уровень притязаний. | Изучение психологических особенностей личности; Составление индивидуального психологического портрета личности; Развитие умения видеть свои недостатки и работать над ними. |
2 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | |
3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | |
4 | Стресс и тревожность. | |
5 | Определение типа мышления | |
6 | Внимание и память | |
7 | Уровень внутренней свободы | |
8 | Обобщающий | |
2 четверть. Что я знаю о профессиях ( 8 часов) | ||
1 | Классификация профессий. Признаки профессий. | Знакомство с различными классификациями профессий; профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями; Определение профессиональных интересов и склонностей, состояния здоровья каждого учащегося. |
2 | Определение типа будущей профессии | |
3 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | |
4 | Интересы и склонности в выборе профессии. | |
5 | Определение профессионального типа личности. | |
6 | Профессионально важные качества | |
7 | Профессия и здоровье | |
8 | Обобщающий | |
3 четверть. Способности и профессиональная пригодность. ( 8 часов) | ||
1 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | Определение степени сформированности разных видов способностей у каждого учащегося; Знакомство со степенями профессиональной пригодности человека. |
2 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | |
3 | Способности к профессиям социального типа | |
4 | Способности к офисным видам деятельности | |
5 | Способности к предпринимательской деятельности | |
6 | Артистические способности | |
7 | Уровни профессиональной пригодности | |
8 | Обобщающий | |
4 четверть. Планирование профессиональной карьеры ( 8часов) | ||
1 | Мотивы и потребности | Определение роли мотивов и потребностей в жизни человека; Анализ рынка труда и образовательных услуг; Развитие умения планировать свою профессиональную карьеру, навыков самопрезентации. |
2 | Ошибки в выборе профессии | |
3 | Современный рынок труда | |
4 | Пути получения профессии | |
5 | Навыки самопрезентации | |
6 | Стратегия выбора профессии | |
7 | Обобщающий | |
8 | Защита проекта «Моя будущая профессия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по профориентации учащихся
План по профориентационной работы школы на год, который включает в себя систему мероприятий, необходимых для осуществления профессиональной ориентации учащихся...
План по профориентации
План по подготовке учащихся к самоопределению...
План недели профориентациив школе-интернате
Итоговм моментом работы по профориентационной теме явилось проведение обобщающе-закрепляющая организация недели профориентациис обучающимися с ОВЗ....
План по профориентации
План по профориентации...
План по профориентации.
План по профориентации...
План по профориентации на 2019-2020 учебный год
План по профориентации на 2019-2020 учебный год...