План по профориентации
материал по психологии (9 класс) по теме

Мулляминова Рания Румилевна

План по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План по профориентации62 КБ

Предварительный просмотр:

Психология и выбор профессии.

Программа предпрофильной подготовки.

                                        9 класс (33 часа)

Пояснительная записка к программе

«Психология и выбор профессии».

        В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

        Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.        

        Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

        Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

        Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль – одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

        Основная идея курса: профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель – формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

        Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса. Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Предлагается зачетная система. Возможными критериями  оценивания в рамках зачетной системы  могут быть:

- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемого материала;

- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);

- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;

- овладение навыками рефлексии, самоанализа;

- активная позиция во время  занятий.

                       Вариантом  итоговой  работы  учеников по данному курсу   может быть разработанный и письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.

        Методическое обеспечение:

     1.    Резапкина Г.В.  Психология и выбор профессии.

      Учебно-методическое    пособие для психологов и педагогов,

       Москва  2005 год.

2.    Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии.

        Рабочая тетрадь для учащихся

Тематическое планирование учебного курса

Тема

        Цели

1 четверть. Что я знаю о своих возможностях ( 8 часов)

1

Самооценка и уровень притязаний.

Изучение психологических особенностей личности;

Составление индивидуального психологического портрета личности;

Развитие умения видеть свои недостатки и работать над ними.

2

Темперамент и профессия. Определение темперамента

3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

4

Стресс и тревожность.

5

Определение типа мышления

6

Внимание и память

7

Уровень внутренней свободы

8

Обобщающий

2 четверть. Что я знаю о профессиях ( 8 часов)

1

Классификация профессий. Признаки профессий.

Знакомство с различными классификациями профессий; профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями;

Определение профессиональных интересов и склонностей, состояния здоровья каждого учащегося.

2

Определение типа будущей профессии

3

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

4

Интересы и склонности в выборе профессии.

5

Определение профессионального типа личности.

6

Профессионально важные качества

7

Профессия и здоровье

8

Обобщающий

3 четверть. Способности и профессиональная пригодность. ( 8 часов)

1

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Определение степени сформированности разных видов способностей у каждого учащегося;

Знакомство со степенями профессиональной пригодности человека.

2

Способности к интеллектуальным видам деятельности

3

Способности к профессиям социального типа

4

Способности к офисным видам деятельности

5

Способности к предпринимательской деятельности

6

Артистические способности

7

Уровни профессиональной пригодности

8

Обобщающий

4 четверть. Планирование профессиональной карьеры ( 8часов)

1

Мотивы и потребности

Определение роли мотивов и потребностей в жизни человека;

Анализ рынка труда и образовательных услуг;

Развитие умения планировать свою профессиональную карьеру, навыков самопрезентации.

2

Ошибки в выборе профессии

3

Современный рынок труда

4

Пути получения профессии

5

Навыки самопрезентации

6

Стратегия выбора профессии

7

Обобщающий

8

Защита проекта «Моя будущая профессия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по профориентации учащихся

План по профориентационной работы школы на год, который включает в себя систему мероприятий, необходимых для осуществления профессиональной ориентации учащихся...

План по профориентации

План по подготовке учащихся к самоопределению...

План недели профориентациив школе-интернате

Итоговм моментом работы по профориентационной теме явилось проведение обобщающе-закрепляющая организация недели профориентациис обучающимися с ОВЗ....

План по профориентации

План по профориентации...

План по профориентации.

План по профориентации...

План по профориентации на 2019-2020 учебный год

План по профориентации на 2019-2020 учебный год...