План по профориентации
элективный курс по психологии (9 класс) по теме

План по подготовке учащихся к самоопределению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_proforientacii.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

План

работы по профориентации

на 2010 – 2011 учебный год

 

Учитель   Жолчева Г.М.

Пояснительная записка

Экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера» призван помочь учащимся ориентировать в сложном мире труда. В процессе его проведения учащиеся 9 классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Цели

-оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

-выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

-повысить  уровень психологической компетенции уч-ся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

 -сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;

 -ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

 -обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специальноорганизованных профессиональных проб.

Формы организации занятий и методы обучения

-комбинированный урок;

-«круглый стол»;

-индивидуальные и групповые беседы;

-описание профессий;

-встреча с представителями отдельных профессий;

-составление и решение профориентационных кроссвордов.

 Профессиональная ориентация – включает  в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии.

 Таким образом  можно выделить следующие аспекты:

социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  1. составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  2. организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  3. ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  4. помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  5. организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  6. организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  7. оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  8. проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  9. организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники: 

  1. способствуют  развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя  разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  2. обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общие трудовые, профессионально важные навыки;
  3. способствуют  формированию у школьников адекватной самооценки;
  4. проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  5. адаптируют  учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь: 

  1. регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  2. изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;
  3. обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  4. регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог: 

  1. способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  2. оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  3. осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  4. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог: 

  1. изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  2. осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  3. проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  4. проводит  беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  5. осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  6. способствуют  формированию у школьников адекватной самооценки;
  7. приглашает  родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
  8. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  9. создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник: 

  1. используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  2. проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  3. оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  4. оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  1. Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  2. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  1. Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  2. Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  3. Анкетирование
  4. Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  5. Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  1. проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
  2. лектории для родителей.
  3. индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  4. анкетирование родителей учащихся;
  5. привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  6. помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  7. помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  8. избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  9. создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.


Приложение1

Примерная организация  подготовки  по типам профессий

в начальном и среднем звене  через  систему  внеклассных  занятий

Направления работы

Человек - Человек

Человек - Техника

Человек-Природа

Человек-Знаковая система

Человек – Художественный образ

Дополнительное образование

Кружок «История школы»

Радиокружок

Кружок «Цветоводство», «Юный зоолог»

Студия «Модный контур»

«Краеведение»

Кружок «Умелые руки»

Кружок

«Язык цветов»

Факультатив «Занимательная экономика»

Детский народный ансамбль «Весёлые нотки»»

Кружок

«Эколог», «Хозяюшка» (кулинарный)

Кружки «Выжигание», «Резьба по дереву»

Научные общества

НОУ

 Секция «Филология», «Краеведение»

НОУ

Секция «Технология»

НОУ

Секция  «Естеств науки»

НОУ Секция «Физ-мат науки»

НОУ  Секция «Искусствовед»

Факультативы

  По иностран. языку

По физике

Биологии, химии

Математике, экономике

Литературе, искусствоведению

Приложение 2

Примерные ориентационные курсы по предпрофильной подготовке в 9 классе

Курсы по выбору (68 часов) ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для этого организованы модульные курсы по типу  профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.

Цели курсов:

  1. Выявление интересов и склонностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
  2. Помощь в принятии адекватного выбора дальнейшего направления образования, пути получения образования.

Типы профессий

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Человек-

Техника

«Электрорадиотехнологии»

«История техники»

«Ремонт бытовой техники»

Человек-Человек

«Введение в педагогику»

«Человек-общество-мир»

«Практическое право»

«Окружающая среда и здоровье человека»

Человек-Знаковая система

Делопроизводство «Офисные технологии»

«Путешествие во Францию»

Человек и книга

Экономика и предпринимательство

Мир цифр

Человек-Худ образ

Керамика

«Массовая культура»

«Стилистика изобразительно-выразительных средств»

Искусствоведение

«Современный дизайн»

Человек-Природа

«Экология

 в экспериментах»

«Что мы знаем о небесных телах»

Растениеводство


Приложение 3

Примерный календарный план работы с портфолио

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Формы, используемые в мероприятии

Сентябрь

  Родительское    собрание    для    параллели    9-х    классов “Предпрофильная подготовка”. Обсуждаемые вопросы: - цели и задачи предпрофильной подготовки; - курсы по выбору; - портфолио (внешний вид, значение, формирование, знакомство с формами и их заполнением) - роль родителей, детей и школы в формировании портфолио; - итоговая аттестация.

Администрация  школы, Кл. рук., Приглашаются:     родители, уч-ся 9-х кл.

Образец портфолио

Классный час “Предпрофильная подготовка, знакомство с портфолио, начало оформления и формирования” Заполнение титульного листа, листа самоанализа начала года

Классный руководитель, учащиеся

Журнал   отчетных   форм   и пустая папка (у каждого учащегося)

Оформление стенда по предпрофильной подготовке с об разцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образова тельной сети, списком курсов по выбору. Оформление стенда по предпрофильной подготовке с об разцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образова тельной сети, списком курсов по выбору

Заместитель директора по ВР

Полный образец портфолио

Октябрь апрель

Посещение элективных курсов, заполнение зачетного листа посещения  элективных  курсов,  накопление  документов, образцов показательных работ в Копилке достижений.

Учащиеся, учителя    (школы    и ДОУ)

Грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения отчеты, проекты, научные исследования

Апрель (последняя неделя)

Классный час “Оформление портфолио” составление перечня портфолио, заполнение листа самоанализа по итогам года, заполнение выписки из портфолио по профилю

Классный руководитель, учащиеся

Полный пакет портфолио

Июнь

Заполнение итоговой ведомости образовательного рейтинга

Кл.руков.

Итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю

Обнародование рейтинга по профилям выпускников 10-х классов

Администрация школы

Выдача аттестатов, итоговых ведомостей и портфолио

Адм. школы, Кл. руков., учащиеся

Итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио.

Прием заявлений на обучение

по профилю в 10-11 классы

  любой школы образовательной сети

Администрация школы, учащиеся

Заявление, итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио

Рассмотрение заявлений и предварительное формирование 10-х классов

Администрация школы

Заявление, итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио

Оглашение предварительных списков 10-х классов

Адм. школы

Решение конфликтных ситуаций по формированию профильных классов

Адм. школы, учащиеся, Конфликтная комиссия.

Портфолио учащихся

Август

Утверждение окончательных списков 10-х классов

Администрация школы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Название мероприятия

Цель

Ответственные

1

I полугодие

 Вводное занятие

-сообщение о назначении курса

психолог

2

Представление о себе Кто Я? Проблема выбора профессии.

-уметь оценивать себя.

психолог

3

«Профессии моих родителей» «Для чего люди работают?»

-знакомство  с разнообразием профессии;

-осознание приобретения  профессии

психолог

4

 Планирование профессиональной карьеры.

Современный рынок труда.

-познакомить уч-ся с современным рынком труда, дать понятие «рынок труда»

психолог

5

 Условия труда.

-познакомить уч-ся с условиями на рынке труда

психолог

6

Что такое успешный выбор профессии»? Построение карьеры.

-познакомить с секретом  успешного выбора профессии;

-дать понятие «карьерный рост»

психолог

7

Профессия и здоровье.

-активация ценностного отношения уч-ся к своему здоровью и для обращения их внимания  на связь между здоровьем и профессией

психолог

8

«Профессия, специальность, должность»

-дать понятие и различие между ними

9

 "Профессии, востребованные на рынке труда"        

-познакомить уч-ся с востребованными профессиями

психолог

10

Роль самооценки в профессиональном самоопределении.

-показать влияние самооценки на  профессиональное самоопределение

психолог

11

Особенности трудовой и учебной деятельности  в зависимости  от типа темперамента.

-показать влияние темперамента на  профессиональное самоопределение

психолог

12

Профессиональная идентичность

-дать понятие «профессиональная идентичность»;

-выявить статус профессиональной идентичности

психолог

13

Презентации « В мире современных профессиях»

-знакомство  с разнообразием профессии;

психолог

14

Диагностика профессионального профиля личности учащихся 9 и 11 классов (интересов и способностей)        

-определение интересов

психолог

15

Круглый стол "Куда пойти учиться".

-знакомство уч-ся с высшими, средними учебными заведениями.

психолог

16

Анкета  «Профессиональные планы»

-составление личного профессионального плана

психолог

17

 «Человек-человек»

-познакомить со спецификой данного направления.

18

«Человек – природа»

-познакомить со спецификой данного направления.

психолог

19

Выполнение профессиональных проб

-познакомить с приемами работы в различной специфике

психолог

20

«Человек –техника»

-познакомить со спецификой данного направления.

психолог

21

«Человек-знаковая система»

-познакомить со спецификой данного направления.

психолог

22

«Человек-художественный образ»

-познакомить со спецификой данного направления.

психолог

23

Выполнение профессиональных проб

-познакомить с приемами работы в различной специфике

психолог

24

Пути поиска работы. Чего и кого следует опасаться.

-дать алгоритм грамотного поиска работы

психолог

25

26

Посещение предприятий города

-знакомство  с разнообразием профессии;

психолог

кл руководители

27

КВН « Кем быть?»

-содействие в расширении общей осведомленности  в мире профессий

психолог

28

Профориентационные игры

-знакомство  с разнообразием профессии;

психолог

29

Методика «Скорая помощь в выборе профессии»

-выявить склонности и интересы в выборе профессии

психолог

30

Типы профессий.

Мотивы выбора профессии.

-соотнесение личностных качеств с типом профессии;

-определение  мотивов выбора профессии.

психолог

31

психолог

32

психолог

33

Выполнение профессиона-

льных проб

психолог

34

Урок-обощение пройденного материала.

психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по профориентации учащихся

План по профориентационной работы школы на год, который включает в себя систему мероприятий, необходимых для осуществления профессиональной ориентации учащихся...

План по профориентации

План по профориентации...

План недели профориентациив школе-интернате

Итоговм моментом работы по профориентационной теме явилось проведение обобщающе-закрепляющая организация недели профориентациис обучающимися с ОВЗ....

План по профориентации

План по профориентации...

План по профориентации.

План по профориентации...

План по профориентации на 2019-2020 учебный год

План по профориентации на 2019-2020 учебный год...