План по профориентации
элективный курс по психологии (9 класс) по теме
План по подготовке учащихся к самоопределению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_proforientacii.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
План
работы по профориентации
на 2010 – 2011 учебный год
Учитель Жолчева Г.М.
Пояснительная записка
Экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера» призван помочь учащимся ориентировать в сложном мире труда. В процессе его проведения учащиеся 9 классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Цели
-оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
-выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
-повысить уровень психологической компетенции уч-ся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
-сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
-ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
-обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специальноорганизованных профессиональных проб.
Формы организации занятий и методы обучения
-комбинированный урок;
-«круглый стол»;
-индивидуальные и групповые беседы;
-описание профессий;
-встреча с представителями отдельных профессий;
-составление и решение профориентационных кроссвордов.
Профессиональная ориентация – включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии.
Таким образом можно выделить следующие аспекты:
социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
- составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общие трудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
- изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность
- Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
- Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися
- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Анкетирование
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
- проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
- лектории для родителей.
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
- помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Приложение1
Примерная организация подготовки по типам профессий
в начальном и среднем звене через систему внеклассных занятий
Направления работы | Человек - Человек | Человек - Техника | Человек-Природа | Человек-Знаковая система | Человек – Художественный образ |
Дополнительное образование | Кружок «История школы» | Радиокружок | Кружок «Цветоводство», «Юный зоолог» | Студия «Модный контур» | |
«Краеведение» | Кружок «Умелые руки» | Кружок «Язык цветов» | Факультатив «Занимательная экономика» | Детский народный ансамбль «Весёлые нотки»» | |
Кружок «Эколог», «Хозяюшка» (кулинарный) | Кружки «Выжигание», «Резьба по дереву» | ||||
Научные общества | НОУ Секция «Филология», «Краеведение» | НОУ Секция «Технология» | НОУ Секция «Естеств науки» | НОУ Секция «Физ-мат науки» | НОУ Секция «Искусствовед» |
Факультативы | По иностран. языку | По физике | Биологии, химии | Математике, экономике | Литературе, искусствоведению |
Приложение 2
Примерные ориентационные курсы по предпрофильной подготовке в 9 классе
Курсы по выбору (68 часов) ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для этого организованы модульные курсы по типу профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Цели курсов:
- Выявление интересов и склонностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
- Помощь в принятии адекватного выбора дальнейшего направления образования, пути получения образования.
Типы профессий | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Человек- Техника | «Электрорадиотехнологии» | «История техники» | «Ремонт бытовой техники» | ||||
Человек-Человек | «Введение в педагогику» | «Человек-общество-мир» | «Практическое право» | «Окружающая среда и здоровье человека» | |||
Человек-Знаковая система | Делопроизводство «Офисные технологии» | «Путешествие во Францию» | Человек и книга | Экономика и предпринимательство | Мир цифр | ||
Человек-Худ образ | Керамика | «Массовая культура» | «Стилистика изобразительно-выразительных средств» | Искусствоведение | «Современный дизайн» | ||
Человек-Природа | «Экология в экспериментах» | «Что мы знаем о небесных телах» | Растениеводство |
Приложение 3 Примерный календарный план работы с портфолио | |||
Сроки | Мероприятия | Ответственные | Формы, используемые в мероприятии |
Сентябрь | Родительское собрание для параллели 9-х классов “Предпрофильная подготовка”. Обсуждаемые вопросы: - цели и задачи предпрофильной подготовки; - курсы по выбору; - портфолио (внешний вид, значение, формирование, знакомство с формами и их заполнением) - роль родителей, детей и школы в формировании портфолио; - итоговая аттестация. | Администрация школы, Кл. рук., Приглашаются: родители, уч-ся 9-х кл. | Образец портфолио |
Классный час “Предпрофильная подготовка, знакомство с портфолио, начало оформления и формирования” Заполнение титульного листа, листа самоанализа начала года | Классный руководитель, учащиеся | Журнал отчетных форм и пустая папка (у каждого учащегося) | |
Оформление стенда по предпрофильной подготовке с об разцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образова тельной сети, списком курсов по выбору. Оформление стенда по предпрофильной подготовке с об разцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образова тельной сети, списком курсов по выбору | Заместитель директора по ВР | Полный образец портфолио | |
Октябрь апрель | Посещение элективных курсов, заполнение зачетного листа посещения элективных курсов, накопление документов, образцов показательных работ в Копилке достижений. | Учащиеся, учителя (школы и ДОУ) | Грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения отчеты, проекты, научные исследования |
Апрель (последняя неделя) | Классный час “Оформление портфолио” составление перечня портфолио, заполнение листа самоанализа по итогам года, заполнение выписки из портфолио по профилю | Классный руководитель, учащиеся | Полный пакет портфолио |
Июнь | Заполнение итоговой ведомости образовательного рейтинга | Кл.руков. | Итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю |
Обнародование рейтинга по профилям выпускников 10-х классов | Администрация школы | ||
Выдача аттестатов, итоговых ведомостей и портфолио | Адм. школы, Кл. руков., учащиеся | Итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио. | |
Прием заявлений на обучение по профилю в 10-11 классы любой школы образовательной сети | Администрация школы, учащиеся | Заявление, итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио | |
Рассмотрение заявлений и предварительное формирование 10-х классов | Администрация школы | Заявление, итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио | |
Оглашение предварительных списков 10-х классов | Адм. школы | ||
Решение конфликтных ситуаций по формированию профильных классов | Адм. школы, учащиеся, Конфликтная комиссия. | Портфолио учащихся | |
Август | Утверждение окончательных списков 10-х классов | Администрация школы |
№ | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Название мероприятия | Цель | Ответственные |
1 | I полугодие | Вводное занятие | -сообщение о назначении курса | психолог | |
2 | Представление о себе Кто Я? Проблема выбора профессии. | -уметь оценивать себя. | психолог | ||
3 | «Профессии моих родителей» «Для чего люди работают?» | -знакомство с разнообразием профессии; -осознание приобретения профессии | психолог | ||
4 | Планирование профессиональной карьеры. Современный рынок труда. | -познакомить уч-ся с современным рынком труда, дать понятие «рынок труда» | психолог | ||
5 | Условия труда. | -познакомить уч-ся с условиями на рынке труда | психолог | ||
6 | Что такое успешный выбор профессии»? Построение карьеры. | -познакомить с секретом успешного выбора профессии; -дать понятие «карьерный рост» | психолог | ||
7 | Профессия и здоровье. | -активация ценностного отношения уч-ся к своему здоровью и для обращения их внимания на связь между здоровьем и профессией | психолог | ||
8 | «Профессия, специальность, должность» | -дать понятие и различие между ними | |||
9 | "Профессии, востребованные на рынке труда" | -познакомить уч-ся с востребованными профессиями | психолог | ||
10 | Роль самооценки в профессиональном самоопределении. | -показать влияние самооценки на профессиональное самоопределение | психолог | ||
11 | Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. | -показать влияние темперамента на профессиональное самоопределение | психолог | ||
12 | Профессиональная идентичность | -дать понятие «профессиональная идентичность»; -выявить статус профессиональной идентичности | психолог | ||
13 | Презентации « В мире современных профессиях» | -знакомство с разнообразием профессии; | психолог | ||
14 | Диагностика профессионального профиля личности учащихся 9 и 11 классов (интересов и способностей) | -определение интересов | психолог | ||
15 | Круглый стол "Куда пойти учиться". | -знакомство уч-ся с высшими, средними учебными заведениями. | психолог | ||
16 | Анкета «Профессиональные планы» | -составление личного профессионального плана | психолог | ||
17 | «Человек-человек» | -познакомить со спецификой данного направления. | |||
18 | «Человек – природа» | -познакомить со спецификой данного направления. | психолог | ||
19 | Выполнение профессиональных проб | -познакомить с приемами работы в различной специфике | психолог | ||
20 | «Человек –техника» | -познакомить со спецификой данного направления. | психолог | ||
21 | «Человек-знаковая система» | -познакомить со спецификой данного направления. | психолог | ||
22 | «Человек-художественный образ» | -познакомить со спецификой данного направления. | психолог | ||
23 | Выполнение профессиональных проб | -познакомить с приемами работы в различной специфике | психолог | ||
24 | Пути поиска работы. Чего и кого следует опасаться. | -дать алгоритм грамотного поиска работы | психолог | ||
25 | |||||
26 | Посещение предприятий города | -знакомство с разнообразием профессии; | психолог кл руководители | ||
27 | КВН « Кем быть?» | -содействие в расширении общей осведомленности в мире профессий | психолог | ||
28 | Профориентационные игры | -знакомство с разнообразием профессии; | психолог | ||
29 | Методика «Скорая помощь в выборе профессии» | -выявить склонности и интересы в выборе профессии | психолог | ||
30 | Типы профессий. Мотивы выбора профессии. | -соотнесение личностных качеств с типом профессии; -определение мотивов выбора профессии. | психолог | ||
31 | психолог | ||||
32 | психолог | ||||
33 | Выполнение профессиона- льных проб | психолог | |||
34 | Урок-обощение пройденного материала. | психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по профориентации учащихся
План по профориентационной работы школы на год, который включает в себя систему мероприятий, необходимых для осуществления профессиональной ориентации учащихся...
План по профориентации
План по профориентации...
План недели профориентациив школе-интернате
Итоговм моментом работы по профориентационной теме явилось проведение обобщающе-закрепляющая организация недели профориентациис обучающимися с ОВЗ....
План по профориентации
План по профориентации...
План по профориентации.
План по профориентации...
План по профориентации на 2019-2020 учебный год
План по профориентации на 2019-2020 учебный год...