Изучение темперамента и типов защит при темпераментальных акцентуациях в старшем школьном возрасте
творческая работа учащихся по теме
Актуальность выбранной темы определяется современными требованиями к системе образования, связанными с нахождением оптимальных психологических подходов к учащимся в разных ситуациях с учетом их индивидуально-типологических особенностей. Учет особенностей проявления темперамента может помочь учителю в проявлении и развитии способностей учащихся, интереса к искусству, к спорту. Не менее важным является так же то, что это позволяет преподавателям сохранять добрые отношения между учителями и учащимися, между учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_po_psih.doc | 350.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУСЛЮМОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Изучение темперамента и типов защит при
темпераментальных акцентуациях в
старшем школьном возрасте
Автор работы:
Фамилия Валеева
Имя Разиля
Отчество Равилевна
Класс 9 б
Руководитель:
Фамилия Бариева
Имя Лейсан
Отчество Фахаметдиновна
Должность педагог-психолог МОУ
“ Муслюмовская гимназия”
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………… . .5
- Общее понятие о темпераменте, и его типах, типах психологической
защиты…………………………………………………………………….5
2.0 Экспериментальное исследование темперамента и типов защит при
темпераментальных акцентуациях в старшем школьном возрасте ….13
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………24
Приложение………………………………………………………………25
Введение
Актуальность выбранной темы определяется современными требованиями к системе образования, связанными с нахождением оптимальных психологических подходов к учащимся в разных ситуациях с учетом их индивидуально-типологических особенностей. Учет особенностей проявления темперамента может помочь учителю в проявлении и развитии способностей учащихся, интереса к искусству, к спорту. Не менее важным является так же то, что это позволяет преподавателям сохранять добрые отношения между учителями и учащимися, между учащимися.
Психологический микроклимат доброжелательности, царящий в
школе, способствуют проявлению не только положительных эмоций, но и
гуманных черт характера. Известно, что черты характера человека, в
определенной степени, определяются темпераментальными особен-ностями. Для развивающейся личности значение имеют так же различные способы психологической защиты. В связи с чем, изучение вопросов взаимосвязи между особенностями темперамента и способами психологической защиты является актуальной темой.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, ролью, которую играют темпераментальные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе, а с другой стороны - в недостаточной степени изученностью вопросов взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и типов защит при темпераментальных акцентуациях личности.
Цель исследования выявить определенную взаимосвязь
между типологическими особенностями личности старшеклассников и способами психологической защиты.
Задачи исследования:
- Определить содержание понятия темперамента и его роли в формировании способов психологической защиты.
- Раскрыть содержание понятия психологической защиты.
- Изучить проявления типов темпераментов и психологической защиты старшеклассников.
- Выявить взаимосвязь между типами темперамента и типами психологической защиты.
Объект исследования - темпераментальные проявления личности и способы психологической защиты.
Предмет исследования - взаимосвязь между типами психологической защиты и темпераментальными особенностями старшеклассников.
Гипотеза исследования: вероятно, существует определенная взаимосвязь между особенностями темперамента старшеклассников и способами психологической защиты.
Основная часть
1.0 Общее понятие о темпераменте, и его типах, типах психологической защиты.
В психологии под темпераментом понимают: "Совокупность свойств,
характеризующих динамические особенности протекания психических
процессов и поведение человека, их силу, скорость возникновения,
прекращения и изменение". Свойства темперамента к числу собственно
личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее
составляют индивидуальные его особенности, так как в основном
биологически обусловлены и являются врожденными. Темперамент
оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение
человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому
полностью определить темперамент от личности нельзя. Он выступает как
бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными
процессами .(2,20)
Развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учеба, труд), т.е. в процессе воспитания и тренировки.
Различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.(3,19)
Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной
системой обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны,
жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость
трудностям жизни.
Подвижность его нервной системы обуславливает
изменчивость чувств, привязанностей, интересов, высокую
приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и потому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить). Обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все условное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающей повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшить результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длинный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявить свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
В психологии нет однозначных критериев диагностики темперамента. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.
Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот много флегматиков и меланхоликов.
Кроме основных четырех типов темперамента, выделяют еще 32 типа темпераментальных особенностей:
Тип 1 - Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Тип 2 - Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает).
Тип 3 - Активный, имеет хорошо развитые, бойцовские качества. Не смешлив. Стремится общаться со всеми "на равных". Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес. Тип 4 - Тип не спокойный, настороженный, не уверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смешенные оценки и самооценки. Высокоронимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию. Тип 5 - Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, значит и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.
Тип 6 - Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать идраматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности. Склонен к фантазиям.
Тип 7 - Скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям предает большое значение. Иногда скучновато морализующий.
Тип 8 - Спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить "как все". Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.
Тип 9 - Активный, жизнерадостный. Общительный. В ощени не разборчив. Легко попадает в асоциальные группировки, в следствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.
Тип 10 - Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.
Тип 11 - Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.
Тип 12 - Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.
Тип 13 - Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью, всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.
Тип 14 - Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.
Тип 15 - Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмур, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне.Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.
Тип 16 - Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто - неуверен в себе.
Тип 17 - Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах - неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией у окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.
Тип 18 - Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддерживать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный, застенчивый. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях.
Тип 19 - Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низкоэмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.
Тип 20 - Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей, престижен часто фальшив практичен.
Тип 21 - Очень энергичен, жизнерадостен. "Любимец публики". Считается, что подростки такого типа счастливы. Действительно, они часто очень одаренны, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.
Тип 22 - Очень пассивно-безразличен. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные.
Тип 23 - Общительный, активный, инициативен, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен.
Тип 24 - Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.
Тип 25 - Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.
Тип 26 - Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив.
Тип 27 - Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствительный. Привязчивый; ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом - оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще спокойно-задумчив.
Тип 28 - Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависит от близких в эмоциональной жизни.
Тип 29 - Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение часто боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.
Тип 30 - Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем. Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.
Тип 31 - Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.
Тип 32 - Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен, целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип. (1,292)
Психологическая защита -специальная регулятивная система стабилизации личности , направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Цели защиты: ближняя- сохранить позитивное состояние, дальняя- удержать такое состояние как можно дольше. Психологическая специфика обуславливается природой предмета защиты, а также средств как символических действий, производящих изменения не столько в реальном предметном, внешнем мире, сколько в мире субъективных знаний и смыслов.
В повседневной жизни обычных людей , с чередой их внешних и внутренних конфликтов в зависимости от ситуации и специфики личности защитные механизмы могут служить развитию и нормальному функционированию психики человека , наносить и явный вред не только субъекту – хозяину системы психологической защиты , но и окружающим.
Основная роль действующей психической защиты- это примирение индивида с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации доминирующей мотивации или столкновение с противоположными потребностями партнеров по общению.
2.0 Экспериментальное исследование темперамента и типов защит при темпераментальных акцентуациях в старшем школьном возрасте
2.1Описание методик исследования
Методика содержит опросник Айзенка, классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии , описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
Айзенк, проанализировав материалы обследования, пришел к выводу, что все совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии - интроверсии и невротизма. Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально - психологического склада человека, крайние полюс которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот присуще необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднение в социальной адаптации.
Второй фактор - невротизм - описывает некоторые свойство -состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот так же биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом - чрезвычайно неврозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению)..
На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать "да" или "нет", нераздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером.
Ключ.
1. Экстраверсия (Э):
"Да": 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57. "Нет": 6,33,51,55,59.
2. Нейротизм (Н):,
"Да": 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.
3. "Ложь": "Да': 8,16,24,28,36,44.
"Нет": 4,12,20,32,40,48.
Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к определенному типу темперамента (табл. 1): экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, "ложь" - 4-5 баллов, невротизм (Н) - 10-15 баллов.(1,284)
№ п/п | Данные по тесту Айзенка | № п/п | Данные по тесту Айзенка | ||
Э, баллы | Н, баллы | Э, баллы | Н, баллы | ||
1 | 0-4 | 0-4 | 17 | 16-20 | 4-8 |
2 | 20-24 | 0-4 | 18 | 4-8 | 16-20 |
3 | 20-24 | 20-24 | 19 | 4-8 | 4-8 |
4 | 0-4 | 20-24 | 20 | 16-20 | 16-20 |
5 | 0-4 | 4-8 | 21 | 12-16 | 8-12 |
6 | 0-4 | 16-20 | 22 | 8-12 | 8-12 |
7 | 0-4 | 8-16 | 23 | 16-20 | 8-12 |
8 | 4-8 | 0-4 | 24 | 12-16 | 4-8 |
9 | 8-16 | 0-4 | 25 | 8-12 | 4-8 |
10 | 16-20 | 0-4 | 26 | 4-8 | 8-12 |
11 | 20-24 | 48 | 27 | 4-8 | 12-16 |
12 | 20-24 | 8-16 | 28 | 8-12 | 16-20 |
13 | 20-24 | 16-20 | 29 | 12-16 | 16-20 |
14 | 16-20 | 20-24 | 30 | 16-20 | 12-16 |
15 | 8-16 | 20-24 | 31 | 8-12 | 12-16 |
16 | 4-8 | 20-24 | 32 | 12-16 | 12-16 |
Методика изучения типов защит при темпераментальных акцентуациях предложена Г.А. Аминевым, Э.Г. Аминевым. Опросник включает в себя 24 вопроса, ответы на которые оцениваются в баллах: 4-да, 3-скорее да, 2-скорее нет, 1-нет.
Таблица определения типов защит.
Шкала | Ответ испытуемого | СБ | |||
Хол 1 | 1 | 13 | |||
Сан1 | 2 | 14 | |||
Флг 1 | 3 | 15 | |||
Млн 1 | 4 | 16 | |||
Хол 2 | 5 | 17 | |||
Сан 2 | 6 | 18 | |||
Флг 2 | 7 | 19 | |||
Млн 2 | 8 | 20 | |||
ХолЗ | 9 | 21 | |||
СанЗ | 10 | 22 | |||
ФлгЗ | 11 | 23 | |||
МлнЗ | 12 | 24 |
Типы защиты | СБ | Среднее значение | Стандартное отклонение | Т-балл |
1 | 21,94 | 2,53 | ||
2 | 21,67 | 2,95 | ||
3 | 21,61 | 2,73 |
При обработке нужно подсчитать суммарный балл простым сложением по каждой строке (соответственно шкале), после чего сложить суммарные баллы соответствующих типам защит: 1 - антинормативный, не согласен с общественной оценкой; 2 - согласен с нормой, но не согласен с оценкой себя; 3 - согласен и с нормой, и с оценкой себя, но не согласен, что эта оценка унижает его Я.
2.2. Анализ результатов экспериментов и их интерпретация
Методика изучения типов темперамента Айзенка и типов защит Г.А. Аминева, Э.Г. Аминева была апробирована мною в Муслюмовской гимназии села Муслюмово Республики Татарстан. В эксперименте принимало участие 20 учащихся 16-17 летнего возраста, опросник Айзенка включает 60 вопросов, на которые испытуемый должен отвечать «да» или «нет». В итоге подсчитывается количество баллов экстраверсии, нейротизма, лжи. По отношению экстраверсии, нейротизма определяется тип темперамента. По шкале лжи определяется достоверность ответов. Из 20-х испытуемых у пятерых ответы оказались недостоверными. После проведения исследования мы пришли к следующим результатам: тип №30, Э: 16-20; Н: 12-16 характерен для 2 человек - соответствующие сангвиническому типу; тип №29, Э: 12-16; Н: 16-20 характерен для 2-х учащихся - соответствующие сангвиническому типу; тип №20, Э: 12-16; Н: 12-16 характерен для 3-х человек - соответствующие холерическому типу; тип №23, Э: 12-16; Н: 8-12 характерен для 2-х человек соответствующие сангвиническому типу; тип №21 Э: 8-12; Н: 4-8 характерен для 2-го учащегося соответствующего флегматическому типу; тип №14 Э: 16-20; Н: 4-8 характерен для 1-х человек соответствующие сангвиническому типу; тип №24 Э: 12-16; Н: 4-8 характерен для 1-го учащегося соответствующий флегматическому типу; тип №13 Э: 16-20; Н: 8-12 характерен для 1 -го учащегося соответствующий сангвиническому типу; тип №12 Э: 8-16; Н:20-24 характерен для 1-го учащегося соответствующий сангвиническому типу, Для каждого типа установлены характерологические проявления, пути коррекции.
Проведенное тестирование позволяет сделать выводы о преобладании среди учащихся старших классов сангвинических особенностей темперамента.. В современной школе вследствие учебных перегрузок и усиления роли информационной парадигмы образования более приемлемым как для учащихся, так и для учителей является именно этот тип темперамента. Однако, когда ученик сталкивается с противоречивой ситуацией, заключающейся в том, что он вынужден быть объектом, а не субъектом учебной деятельности, это приводит к формированию определенных способов психологической защиты. Поэтому мы поставили задачу по изучению проявления у учащихся различных способов защиты. Опросник по определению типов защит при темпераментальных особенностях включает 24 вопроса, на которые испытуемый должен ответить «да» или «нет». В итоге подсчитывается количество баллов соответствующих вопросов по типам защит.
Выделяют 3 типа защиты: 1 - антинормативный, не согласен с общественной оценкой; 2 - согласен с нормой, но не согласен с оценкой себя; 3 - согласен и с нормой, и с оценкой себя, но не согласен, что эта оценка унижает его Я. После проведения исследования мы пришли к следующим результатам: I типу защиты у 36,8% учащихся на высоком уровне; 10,5% - низком уровне; 52,6% - норма. II тип защит у 31,61% на высоком уровне; 15, 79% - на низком уровне; 52,6% - норма. III тип защиты у 89,47% учащихся на нормальном уровне; у 10,53% на высоком уровне.
Результаты тестирования показывают, что учащиеся старших классов проявляют третий тип защиты. Действительно, можно констатировать факт того, что большинство учащихся не согласны с тем, что оценка унижает его «Я».
Можно считать, что учащиеся сангвинического темперамента в большей степени стараются сохранять человеческое достоинство, так они согласны с нормативными оценками, самооценкой, но не согласны с подавлением своего «Я». В определенной степени, мы связываем это явление социализации учащихся, оказывающей сильное влияние не только на формирование способа защиты, но и на «переделку» темпераментальных особенностей. Однако, вследствие того, что выборка исследования была недостаточной, требуется дальнейшее изучение этого явления.
Взаимосвязь между проявлением типа темперамента и способом защиты была обнаружена после изучения показателей, которые представлены в таблице.
Таблица 1.Типы темперамента
№ | Фамилии | шифр | Типы темперамента |
1. | Мифтахов | А | сангвиник |
2. | Салахова | А1 | сангвиник |
3. | Хафизова | А2 | холерик |
4. | Миннулин | А3 | флегматик |
5. | Хайертдинова | В | флегматик |
6. | Фардеева | В1 | сангвиник |
7. | Садыкова | В2 | холерик |
8. | Валитова | В3 | холерик |
9. | Хузягалиева | С | сангвиник |
10. | Фаттахова | С1 | сангвиник |
11. | Нагимова | С2 | сангвиник |
12. | Галиев | С3 | сангвиник |
13. | Фаттахов | Д | сангвиник |
14. | Хайертдинова | Д1 | флегматик |
15. | Фархутдинова | Д2 | сангвиник |
Таблица 2. Показатели уровня типов защит
Ф. И. | Типы защит | СБ | Среднее значение | Стандартное отклонение | Т- балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.А 2. А2 | 1 | 21 | 21,94 | 2.53 | норма |
2 | 23 | 21,67 | 2.95 | норма | |
3 | 21 | 21,61 | 2.73 | норма | |
2.А1 | 1 | 23 | 21,94 | 2.53 | норма |
2 | 26 | 21,67 | 2.95 | высокая | |
3 | 22 | 21,61 | 2.73 | норма | |
3.А2 | 1 | 20 | 21,94 | 2.53 | норма |
2 | 17 | 21,67 | 2.95 | низкая | |
3 | 21 | 21,61 | 2.73 | норма | |
4.А3 | 1 | 16 | 21,94 | 2.53 | низкая |
2 | 22 | 21,67 | 2.95 | норма | |
3 | 22 | 21,67 | 2.73 | норма | |
5.В | 1 | 24 | 21,94 | 2.53 | норма |
2 | 25 | 21,67 | 2.95 | низкая | |
3 | 23 | 21,61 | 2.73 | норма | |
6.В1 7.В 8.В2 9.В3 10. Г 11. Г2 | 1 | 23 | 21,94 | 2.53 | норма |
2 | 23 | 21,67 | 2.95 | норма | |
3 | 21 | 21,61 | 2.73 | норма | |
7.В2 | 1 | 18 | 21,94 | 2.53 | низкая |
2 | 23 | 21,67 | 2.95 | норма | |
3 | 19 | 21,61 | 2,73 | норма | |
8.В3 | 1 | 25 | 21,94 | 2.53 | высокая |
2 | 22 | 21,67 | 2.95 | норма | |
3 | 22 | 21,61 | 2,73 | норма | |
9.С | 1 | 26 | 21,94 | 2.53 | высокая |
2 | 25 | 21,67 | 2.95 | высокая | |
3 | 25 | 21,61 | 2,73 | высокая | |
10.С1 | 1 | 30 | 21,94 | 2.53 | высокая |
2 | 26 | 21,67 | 2.95 | высокая | |
3 | 24 | 21,67 | 2,73 | норма | |
11.С2 | 1 | 26 | 21,94 | 2.53 | высокая |
2 | 24 | 21,67 | 2.95 | норма | |
3 | 21 | 21,61 | 2,73 | норма | |
12.С3 14. Д2 15. Дз 16. Е 17. Е2 18. Ез 19. К | 1 | 20 | 21,94 | 2.53 | норма |
2 | 22 | 21,67 | 2.95 | норма | |
3 | 21 | 21,61 | 2,73 | норма | |
13. Д | 1 | 23 | 21,94 | 2.53 | норма |
2 | 24 | 21,67 | 2.95 | норма | |
3 | 22 | 21,61 | 2,73 | норма | |
14.Д1 | 1 | 29 | 21,94 | 2.53 | высокая |
2 | 26 | 21,67 | 2.95 | высокая | |
3 | 27 | 21,61 | 2,73 | высокая | |
15.Д2 | 1 | 22 | 21,94 | 2.53 | норма |
2 | 27 | 21,67 | 2.95 | высокая | |
3 | 23 | 21,61 | 2,73 | норма |
Выводы
Изучение, теоретический анализ литературы позволил взять за основу понятия темперамента - совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость возникновения, прекращения и изменения.
В настоящее время отошли от четырех типов темперамента. Есть новая классификация, которая включает тридцать два типа темперамента.
За основу понятия психологической защиты взято определение как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Существуют три типа защиты: 1 - антинормативный, не согласен с общественной оценкой, 2 - согласен с нормой, но не согласен с оценкой себя, 3 - согласен и с нормой, и оценкой себя, но не согласен, что эта оценка унижает его я.
Темпераментальные особенности определяют типы защит. В ходе эксперимента было выявлено, что у 60% учащихся старшего школьного возраста преобладает сангвинический тип темперамента, которые склонны к проявлению третьего типа защиты, т.е. они согласны и с нормой, оценкой себя, но не согласны, что эта оценка унижает его Я.
Это связанно с социализацией учащихся. В современной школе вследствие учебных перегрузок и усиление роли информационной парадигмы образования боли приемлемым для учащихся, так и для учителей являются именно этот тип темперамента.
Заключение.
Для проверки гипотезы и для достижения цели были поставлены задачи, которые были решены.
Во первых, был проведен теоретический анализ содержания понятия темперамент и его роли в формировании способа психологической защиты. За основу было взято понятие темперамента как совокупности свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость возникновения, прекращение и изменение.
Во вторых, было раскрыто содержание понятия психологической защиты. Под психологической защитой мы понимаем специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Третья задача заключалась в проведении диагностики проявления типов темпераментов и психологической защиты у старшеклассников. После проведения исследования, мы пришли к следующим результатам: 9 человек соответствуют сангвиническому типу; 3 - холерическому типу; 3 -флегматическому типу. В целом, учащиеся приближаются к сангвиническому темпераменту.
Характерологические проявления, пути коррекции каждого типа описывается в методике Айзенка. Проявление психологической защиты у старшеклассников изучалось по методике Аминева Г.А., Аминева Э.Г. После проведения исследования пришли к следующим результатам: по I типу защиты у 36,8% учащихся на высоком уровне; 10,5% - низком уровне; 52,6% - норма. II тип защит у 31,61% на высоком уровне; 15,79% - на низком уровне; 52,6% - норма. III тип защиты у 89,47% учащихся на нормальном уровне; у 10,53% на высоком уровне.
Из полученных данных большинство учащихся которые составляют 60 % относятся к сангвиническому типу темперамента. Для них характерны требовательность к окружающим, гордость, энергичность, общительность, стремление к первенству, расчетливость, непреклонность в достижениях. Учащиеся с сангвиническим типом темперамента склонны к проявлению третьего типа защиты
Таким образом, нами обнаружена связь между проявлениями всех типов темперамента и способов психологической защиты и однозначная связь между проявлением сангвинического типа темперамента и с таким способом психологической защиты, когда человек согласен с нормативными оценки, но не согласен с занижением роли его «Я».
Отсюда следует, что цель работы была достигнута и гипотеза подтверждена.
Литература.
1.Рогов Настольная книга практического психолога .Кн.1.- Владос.2001 с.327
2.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. №1. 1985 С. 19-22.
3.Словарь практического психолога. Сост. СЮ. Головин. -Минск: 2001. С.18-21
4.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: 1995. 243 с.
5.Столяреко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс. 1996. С.135-153
6.Тихомиров O.K. Психологические исследования. - М.: Просвещение. 1979. С.19-78
7.Фридман Л.М., Кулагина И.Д. Психологический справочник учителя. -М.: 1991. С. 47-53.
8.Штроо В.А. Защитные механизмы: от личности к группе. // Вопросы психологии. 1998. №4. С. 54-61.
9.Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов. // Психологический журнал. 2001. №1. С. 5-14.
Приложение 1
Гистограмма Типы темперамента
Диаграммы показателей уровня защит
Ι тип
ΙΙ тип защит
ΙΙΙ тип защит
Таблица 3. Зависимость уровня типов защит от особенностей темперамента. Приложение 2
Список учащихся | Пред. тип темп. | Пол | Типы темперамента | Типы защиты | ||||||||||||||||||||||
№13 | №14 | №20 | №21 | №24 | №12 | №29 | №30 | №23 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||
Э | Н | Э | Н | Э | Н | Э | Н | Э | Н | Э | Н | Э | Н | Э | Н | Э | Н | балл | уров | балл | уров | балл | уров | |||
1. А | санг | М | 12 | 8 | 21 | N | 23 | N | 21 | N | ||||||||||||||||
2. А1 | сангвиник | М | 15 | 17 | 23 | N | 26 | выс | 22 | N | ||||||||||||||||
З.А2 | холерик | Ж | 14 | 10 | 20 | N | 17 | низ | 21 | N | ||||||||||||||||
4. А3 | флегматик | ж | 10 | 6 | 16 | низ | 22 | N | 22 | N | ||||||||||||||||
5. В | флегматик | ж | 13 | 6 | 24 | N | 25 | выс | 23 | N | ||||||||||||||||
6.В1 | сангвиник | ж | 18 | 17 | 23 | N | 23 | N | 19 | N | ||||||||||||||||
7. В2 | холеик | ж | 12 | 9 | 18 | низ | 23 | N | 19 | N | ||||||||||||||||
8. В3 | холерик | м | 13 | 12 | 25 | выс | 22 | N | 22 | N | ||||||||||||||||
9.С | сангвиник | м | 17 | 10 | 26 | выс | 25 | выс | 25 | выс | ||||||||||||||||
10. С1 | сангвиник | м | 16 | 7 | 30 | выс | 26 | выс | 24 | N | ||||||||||||||||
11. С2 | сангвиник | ж | 12 | 15 | 26 | выс | 24 | низ | 21 | N | ||||||||||||||||
12. С3 | сангвиник | ж | 14 | 18 | 20 | N | 22 | N | 21 | N | ||||||||||||||||
13. Д | сангвиник | ж | 20 | 13 | 23 | N | 24 | N | 22 | N | ||||||||||||||||
14. Д1 | флегматик | м | 9 | 6 | 29 | выс | 26 | выс | 27 | выс | ||||||||||||||||
15. Д2 | сангвиник | м | 15 | 13 | 22 | N | 27 | выс | 23 | N |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста
Использование упражнений с отягощениями при наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей старшего школьного возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)
Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...
Презентация_Причины травматизма в старшем школьном возрасте
Презентация "Причины травматизма в старшем школьном возрасте" для 9 класса...
Особенности занятий физической культурой с девушками старшего школьного возраста
Этот возрастной период совпадает с началом полового созревания, когда наблюдается повышенная возбудимость нервной системы и ее неустойчивость, что затрудняет адаптацию к физическим нагрузкам. Одним из...
Этот трудный старший школьный возраст
Статья посвящена взаимоотношениям дерей , в период их взросления" и их родителей...
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма пред...