Проектная и учебно-исследовательская деятельность как система развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся в образовательном пространстве МБУ ДО ДТДМ
статья на тему
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного дополнительного образования и вот уже много лет это направление является неотъемлемой частью образовательного процесса Дворца творчества детей и молодежи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная и учебно-исследовательская деятельность как система развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся в образовательном пространстве МБУ ДО ДТДМ
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного дополнительного образования и вот уже много лет это направление является неотъемлемой частью образовательного процесса Дворца творчества детей и молодежи.
В настоящее время отчетливо наблюдается несоответствие между возрастающей сложностью мира и способностью молодых людей, выпускников общеобразовательных школ, ориентироваться в нем. Соответственно, перед нами стоит задача подготовки выпускника, способного адекватно реагировать на изменения окружающего мира, вооруженного практико-ориентированными знаниями, которые позволят ему реализовать свои потенциальные возможности, «встроиться» в реальное пространство современного бытия со всеми его противоречиями и рисками. По сути, образование должно помочь ребенку в выборе той или иной жизненной и профессиональной траектории, стратегии развития личности.
Мы активно работаем в этом направлении. Во Дворце творчества создан проект «День открытых дверей», который призван помочь подросткам разобраться в себе, узнать плюсы и минусы различных профессий. Актуальность проекта в том, что он помогает решить проблему социально-профессионального самоопределения и развивает среду научно-технического творчества и исследовательской деятельности.
В разработке проекта мы руководствовались, прежде всего, Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2007 N 1912-р, от 12.09.2008 N 1326-р и Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 N 219), в которых одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
Наш проект реализуется совместно с Академией робототехники «ОПТИМУС», Ростовским государственным университетом путей сообщения, Южным федеральным университетом.
Первое мероприятие будет проведено 19 февраля 2017 года во Дворце творчества детей и молодежи. В рамках работы над проектом организованы интерактивные площадки: «Юный физик», «Химик-алхимик», «Почвоведение», «Астрономия и астрофизика», «Виртуальный планетарий», «Живой уголок», «Зоология. Мир под микроскопом», «Мультимедийные технологии», «Юный правовед», «Увлекательный мир оригами», «Искусство фильцевания. (сухая техника валяния из шерсти)».
Академия робототехники «ОПТИМУС» предлагает мастер-класс. Здесь будущие инженеры познакомятся с робототехникой от простейших механизмов до профессиональной терминологии. Ребятам предложат познакомиться с главными принципами механики и конструирования, основами программирования. Они узнают, что такое мотор, как выглядят шестерёнки, датчики и балки. После теоретической части, с показом обучающих видеороликов, на мастер-классах ребята соберут своих первых роботов — простые конструкции с электромотором — и запрограммируют их действия.
Кафедра электротехники и мехатроники Института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета организует работу своей интерактивной площадки.
Учащиеся школ и лицеев ознакомятся со студенческими разработками. Будущих абитуриентов ждут удивительные опыты и восхитительные эксперименты.
Кафедра готова продемонстрировать самое современное робототехническое оборудование: мини-самолет и мини-вертолет для отработки технологий автономного управления; команды роботов-футболистов, позволяющие нам принять участие в ближайшем чемпионате мира; высокоточные системы лазерного сканирования и видеокамеры, человеко-подобные роботы и манипуляторы; система виртуальной реальности и оборудование для проектирования интеллектуальных модулей роботов; специализированное программное обеспечение.
Сотрудники кафедры планируют демонстрацию возможности создания роботов на базе конструктора LEGOMindstormEV3, которые пользуются большой популярностью, а также двухколесных роботов на основе Microcamp, которые отличаются своей маневренностью и простотой программирования.
Детям наверняка будет интересен Robonova-1 - андроидный, человекоподобный робот, имеющий сложное строение и предназначенный для повторения действий человека.
Помимо выше перечисленных кафедра электротехники и мехатроники готова продемонстрировать большое количество других надводных, подводных, автономных, а также воздушных и беспилотных роботов, роботов манипуляторов.
Интерактивная площадка Ростовского музея космонавтики в этот день продемонстрирует основные экспонаты музея, вошедшие в историю технического прогресса.
Демонстрацию роботов и собственных программных разработок 19 февраля готова предложить интерактивная площадка Ростовского государственного университета путей сообщения.
Юных гостей, интересующихся историческим прошлым нашего края, ждет увлекательная экскурсия по музею археологии и палеонтологии Дворца творчества детей и молодежи.
В этот день будет работать детская пресс-служба. Воспитанники Дворца творчества, юные журналисты клуба «Искатель» расскажут о технике создания телесюжетов, поделятся своим опытом создания репортажей с пресс-конференций, научат будущих журналистов создавать мини-сюжеты с места событий. Ребята узнают много нового о работе съемочной группы, жанрах телевизионной журналистики и технологии монтажа. Сотрудники детской пресс-службы планируют стать активными участниками мероприятия: в этот день они будут беседовать с гостями, снимать видеоматериалы об актуальных моментах дня. Цель работы - на сайте Дворца творчества создать Дневник проекта «День открытых дверей».
В основе создания этого проекта лежит идея построения постоянно действующей системы работы со школьниками. Под руководством учёных и аспирантов вузов города будет организована работа по развитию проектно-исследовательской, творческой и поисковой деятельности, с целью привлечения старшеклассников, склонных к исследовательскому типу мышления и научному поиску.
Планируется регулярное проведение Дней открытых дверей. Каждое из таких мероприятий будет посвящено различным направлениям деятельности, реализуемым во Дворце творчества. Организационный комитет данного проекта открыт для диалога с будущими абитуриентами и сотрудниками вузов, интересующимися научно-техническим направлением и готовыми к его развитию.
***
Второй крупный и важный проект, над которым работает Дворец творчества, Проект по созданию детского технопарка на базе Дворца творчества детей и молодежи.
В результате подготовки и организации проекта создана «дорожная карта», которая определяет перечень основных мероприятий, направленных на создание и функционирование детского технопарка, сроки их реализации, ожидаемые результаты и целевые индикаторы. Она разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.04.2017 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы», Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, планом мероприятий на 2015 – 2020 годы.
В результате реализации проекта будет создана комплексная инфраструктура научно-технического творчества, удовлетворяющая общественные потребности в воспитании, обучении потенциальных кадров инновационного производства; увеличен охват детей, занимающихся научно-техническим творчеством; разработана модель создания и функционирования детского технопарка с участием вузов, негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики; создана целенаправленная система подготовки и переподготовки педагогических кадров для организации эффективной работы в сфере профессионального самоопределения подрастающего поколения и мотивации на выбор инженерно-технических специальностей; наличие сетевых механизмов выявления и поддержки детей, проявляющих склонности к научно-техническому творчеству, сопровождение их индивидуальных образовательных траекторий путем взаимодействия детского технопарка с образовательными организациями дошкольного, общего и дополнительного образования; разработана модель сопровождения процесса развития, становления и профессионального самоопределения школьников, проявивших интерес и склонность к занятиям техническими и естественнонаучными видами творчества.
***
Третий проект, о котором хотелось бы сказать несколько слов – это проект, реализуемый уже 42 года, объединяющий образовательные учреждения и вузы Ростова-на-Дону и Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, имеющий активно работающие филиалы в городах Красный Сулин, Сальск, Волгодонск, Зерноград проект «Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова».
В общей сложности ежегодно совместно с филиалами в рамках ДАНЮИ мы работаем примерно с 4000 детей с педагогами-руководителями учебно-исследовательских работ участников конференции, с 300 сотрудниками высших учебных заведений, с коммерческими и государственными учреждениями, поддерживающими детское научное общество.
Учредителями ДАНЮИ являются Управление образования города Ростова-на-Дону и Южный федеральный университет. Поддержка одаренных детей в Южном федеральном университете – это, прежде всего, привлечение талантливых абитуриентов в будущем. Вовлечение школьников в проекты, проводимые на базе факультетов с участием молодых ученых и преподавателей, способствуют быстрой адаптации учащихся к университетской среде, помогают им определиться с выбором специальности, повышают общий уровень знаний.
Южный федеральный университет имеет значительный опыт работы с одаренными и талантливыми детьми, а, главное, обладает всеми необходимыми ресурсами для обеспечения подобного рода деятельности. В результате появилась возможность организовать работу секций ДАНЮИ на факультетах ЮФУ с целью развития, поддержки и повышения эффективности работы со школьниками г. Ростова-на-Дону и области.
В 2017 году оргкомитет ДАНЮИ готовит 42-ю научно-практическую конференцию: 50 секций и подсекций в этом году начнут свою работу на базе подразделений ЮФУ, 10 секций работают на базе Дворца творчества, 1 секция на базе МБУ ДО ЦДТТ и 2 секции на базе Информационного центра по атомной энергии.
В этом году по инициативе ЮФУ образованы новые подсекции:
- в секции «Педагогика» - подсекция «История развития образования в России, странах СНГ и за рубежом»;
- в секции «Техника» - подсекция «Аддитивные технологии»;
- в секции «Информатика и информационные технологии» образованы 2 подсекции: «Виртуальная реальность» и «Информационная безопасность»;
- в секции «Психология» - подсекции: «Психология образования» и «Проблемы дефектологии и инклюзивного образования»;
- секции «Экономика и менеджмент» разделены на 2 секции «Экономика» и «Менеджмент».
Впервые технические секции и подсекции ДАНЮИ будут работать на базе подразделений (факультетов) ЮФУ:
1. «Радиоэлектроника» - на базе физического факультета ЮФУ;
2. «Робототехника» - на базе Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ в городе Таганроге;
4. «Техника» - подсекци:
4а) «Аддитивные технологии» - на базе Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ в городе Таганроге;
4б) «Приборы для экспериментальных и научно-исследовательских работ, технологической оснастки, инструментов, приспособлений» и «Рационализаторская и инновационная деятельность» - на базе Института нанотехнологий, электроники и приборостроения ЮФУ в городе Таганроге.
Также на базе Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ в городе Таганроге будут работать вновь образованные подсекции «Виртуальная реальность» и «Информационная безопасность» секции ««Информатика и информационные технологии».
***
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
- гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
- наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
С точки зрения обучающегося учебно-исследовательский проект, прежде всего, это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе;
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, направленный на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, которая носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересна и значима для самих открывателей.
Учебно-исследовательский проект с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах; поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Таким образом, успешность применения проектных технологий на занятиях в дополнительном образовании – это обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию образовательного процесса, создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта.
Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно, находить решения и применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Несомненно, наиболее эффективным способом развития социальной компетентности и самоопределения учащихся является использование проектных технологий.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...
Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
Система работы с одаренными учащимися: Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...
«Реализация культурологической модели развития научного потенциала обучающегося» (на основе работы с англоязычными текстами)
https://docs.google.com/file/d/0B4hjiTN7flwuTzRwdUJyaTFYd0E/edit?usp=sharing Эта ссылка поможет открыть интерактивную презентацию конечного продукта. Методическое пособие для учителей и уча...
Проектная деятельность как средство развития и реализации творческого потенциала
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и...
Система работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельсности в условиях реализации ФГОС
Мастер-класс "Системы работы по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС"...
Использование потенциала дополнительного образования для создания системы проектной и учебно-исследовательской экологической работы в школе
Материал семинара...
Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"
Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...