Статья на тему: Развитие личности в современном образовательном пространстве.
статья (9 класс)
В статье рассматривается проблема развития личности в современном образовательном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_v_sovremennom_obrazovatelnom_prostranstve.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности в современном образовательном пространстве
Русакова Татьяна Геннадьевна
научный руководитель д.п.н., профессор
Мамкина Татьяна Анатольевна
магистр, учитель музыки высшей категории
МОБУ «Подколкинская СОШ» с. Подколки
В статье рассматривается проблема развития личности в современном образовательном пространстве.
События нашего времени показывают, что надо воспитать в человеке личность, которая будет владеть разнообразными возможностями технической мысли. Образование дает не только определенные знания, соответствующие его возрасту, но и создает условия для духовного роста личности. Настало время по другому осмысливать мировоззренческие знания. В современном образовательном пространстве сегодняшнего дня поставлены комплексные задачи направленные на адекватное развитие личности в психолого-педагогической ситуации.
Сегодня - время молодого поколения, подростки часто уходят в виртуальный мир, в «жизнь в сети Интернет». Они являются наиболее активными Интернет – пользователями. Как показывает статистика, уже младшие школьники имеют самостоятельный опыт выбора приобретения знаний, в основном, это использование Интернета, что разрушает, традиционные формы взаимоотношений. Интернет – пространство снижает значимость семьи и школы, перестраивает сферы досуга подростка, сокращая его активные формы. У детей формируются ложные ценности, идеалы для подражания искажаются. Информационное пространство формирует у молодежи размытое понятие «Культура». Информационная свобода связанна с утратой традиционных форм культуры отношений.
Подростковый период – это сложный, проблемный период становления личности. При этом самый ответственный период процессов становления, активного развития «Я-концепция», ценностного, определения направленности личности подростка на понимание и взаимоотношение с собой, с другими, с обществом, окружающим миром. В этот период развивается становление позиции взрослого человека, который отвечает за свои поступки. Главными мотивами в поведении подростка в самореализации становятся – самовыражение, самоутверждение, самопознание, самосовершенствование и самоконтроль.
Развитие культуры личности подростка в наше время основано на совокупности социально-психологической и педагогической деятельности. Культура поддержки и помощи ребенку основана на определенной методологии, которая обеспечивает современное качество образования. Психолого-педагогическое сопровождение нуждается в объединении науки и практики, в общую систему ее составляющих, а именно научного, прикладного, практического и организационного аспектов, используя определенную методологию.
Чтобы решить данную проблему и преодолеть кризис, обществу нужно развиваться, формировать культуру личности – уровень Культуры достоинства, должно быть основной целью культурной политики государства [4].
Ведущая ценность в Культуре Достоинства - индивидуальность. Основа - отношение к другому человеку, незаменимость каждого человека, установка на развитие. Высшая ценность Культуры Достоинства, является идеал современного воспитания – ценностный фундамент, побуждающий молодого человека осуществлять жизненный выбор в пользу истины, добра, свободы, красоты и созидания [1, с.34].
Для решения этой задачи есть огромный потенциал психолого-педагогического сопровождения, но ресурсы используются недостаточно. Есть острые разногласия между: - потребностью общества в обеспечении процесса развития культуры личности подростка;
- потребностью обеспечивающей самореализацию личности подростка, способствующей формированию его компетентности и ценностных ориентаций;
- потребностью в правильном выборе традиционных и инновационных форм развития культуры личности.
- между наличными уровнем и темпом развития информационной культуры личности подростка и уровнем информационной культуры старшего поколения.
Все перечисленное актуализирует проблему развития культуры личности подростка в современном обществе. Существует большое число исследований, в которых огромное внимание уделяют развитию культуры личности человека. Однако в условиях высокого уровня развития информационного пространства, нет полных данных об исследуемой проблеме.
Психологические аспекты взаимосвязей человека и культуры находят свое отражение в работах представителей «культурной антропологии» А.Кребер, М.Херсковиц, «психологической антропологии», рассматривающей вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения (А.А.Белик, Г.Мюррей, В.И.Слабодчиков, М.Спиро, Д.Хонигман, Ф.Хсю). Работы, посвященные разработкам культурно-исторического направления в психологии (А.Г.Асмолов, В.Вундт, Л.С.Выготский, М.Коул, А.Н.Леонтьев).
Мы исходим из того, что культура – это и результат, и деятельность, и норма, и система. Необходимо учитывать, что культура – это не просто система, а открытая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система [5, с.167]. Культура с одной стороны, очень многообразна и обособленна как по природе, развитие происходит по автономным законам, с другой – внутри есть строгая диахронность, она обеспечивает сосуществование элементов системы. Поэтому если есть изменения в отдельных элементов, все это будет изменять культуру в целом. Уровень личности, качества человека, зависят от трансформации общества. Основа культуры – традиции, стандарты поведения, нормы, символы и образы, все это – ядро культуры. Эта система которая формирует единое поле культуры, социальные взаимодействия становятся понятными, упорядоченными и предсказуемыми, определяются приоритеты и дальнейшее их развитие. Если мы, говорим об уровнях культуры, в том числе и нравственной, есть - 3 уровня. Первый - низкий, человек различает «добро» и «зло». Поступки построены на доброте, нравственное поведение – выгодное для его жизни. Второй - характерен тем, что появляются нормы морали, нравственность обретает самоценность, справедливость и милосердие. Третий – происходит реализация ценностей, как совесть, честь, порядочность – желание и умение понять и «принять» Другого, другую культуру [3, с.10].
Личность подростка, формируется в процессе семейного воспитания. Сегодня существует противоречие между потребностью современного развития личности подростка, формированию культуры Достоинства, и недостаточной компетентностью в этом вопросе родителей. Между родителями и детьми существует поколенный разрыв, отдаляющий подростков от старших поколений.
Психология и педагогика объединяются, взаимодополняя и усиливая друг друга в решении развития культуры личности подростка. Все это приводит к самореализации подростка и самоутверждении в социуме.
Процесс развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве - это системный процесс развития у него: культуры отношения к себе, к другому (Культура Достоинства, рефлексия (культура рефлексии, рефлексия на культуру), культура общения, культура взаимодействия, толерантность), к миру в целом (Человек Мира, активность и инициативности в социокультурной практике и исследовательской Необходимо отметить, что Культура Достоинства, ценности которой приняты личностью как собственные убеждения, жизненные детерминанты проецируется и определяет отношение человека к другому и к миру в целом [2].
Список литературы
- Большаков, В. П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). / В. П. Большаков Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 112с.
- Взаимодействие культуры и личности / [Электронный ресурс] URL: window.edu.ru›resource/433/42433/files/r3.pdf
Малышев, В.Б. Семиотические аспекты профессионального образования культуролога. / В.Б. Малышев. Автореферат дисс…к.п.н. Самара. 2005. 24с.
Основы государственной культурной политики. // Культура [Электронный ресурс] URL: portal-kultura.ru›articles…kulturnoy-politiki
- Социальная педагогика. Серия Словарь. / Мархадаева Л.В. М.: УЦ Перспектива. 2011. С. 167.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве
Тезисы для выступления на научно-практической конференции....
Презентация: "Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве"
Презентация для научно-практической конференции. Работа кружка изобразительного искусства "В мире Фантазии" (начальная школа)...
Статья по теме "Роль школьной газеты в образовательном пространстве школы: из опыта работы"
В статье обощается опыт работы по созданию школьной газеты....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у человека привычки и нормы поведения в с...
Методическая тема: Иностранный язык как средство формирования социально - адаптивной личности в современном образовательном пространстве.
Cтатья по методической теме...
Статья по теме "Инновационные тенденции в развитии современного образовательного пространства"
Статья...
Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"
Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной об...