Диагностические материалы для работы с детьми.
методическая разработка по психологии по теме
Диагностические материалы: методики, анкеты с бланками и обработкой результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя тестируемого ___________________ класс___
Психологический тест для подростков о типе семьи.
1. Представь себе такую ситуацию: ты решила заняться велосипедным спортом и для этого тебе, естественно, понадобился велосипед. Как ты будешь воздействовать на родителей, чтобы приобрести его?
А) Об этом даже заикаться не стоит: мои родители вряд ли это одобрят, так что о покупке велика смело можно забыть.
Б) Расскажу им о своем желании и попрошу и них часть денег на велосипед; остальные попытаюсь заработать сама.
В) В худшем случае все будет упираться в деньги, и если нужная сумма будет, то можно считать, что дело в шляпе.
2. Сегодня ты идешь на вечеринку и вернешься довольно поздно. Как реагируют на это твои родители, когда ты ставишь их об этом в известность?
А) Скорее всего, меня не пустят или назовут время (совсем непозднее), к которому я должна буду вернуться.
Б) Отпустят, с условием, что я попрошу кого-нибудь из молодых людей проводить меня до дома.
В) У меня никогда не бывает таких проблем: во сколько вернусь, во столько и вернусь.
3. Допустим, что ты провалил итоговую контрольную по алгебре. Как ты думаешь, чем это может грозить тебе со стороны родителей?
А) Меня, скорее всего, сильно накажут, будут ругать и запретят гулять до тех пор, пока я ее не исправлю.
Б) Проведут со мной беседу на предмет выяснения того, как такое могло случиться.
В) Скажут, что это плохо, и надо бы двойку эту исправить.
4. Что ты думаешь о том, как тебя воспитывают?
А) Мне кажется, что мои родители могли бы давать мне больше самостоятельности: я ведь уже не ребенок!
Б) Ничего плохого сказать не могу. Единственное только: иногда так лень делать то, что родители говорят!
В) Уверен, если бы родители чаще помогали мне с уроками, я бы учился гораздо лучше.
5. На каникулах ты хочешь отправиться с друзьями в летний лагерь, но у твоих родителей на этот счет свои планы: тебе предстоит провести лето в огороде на даче. Что предпримешь?
А) А тут и предпринимать нечего, все ясно заранее: до свидания, лагерь, здравствуй, огород!
Б) Попробую в нейтральной обстановке, например, за обедом, обсудить эту тему. Если мне удастся доказать им, что от моей поездки пользы больше, чем от копошения в огородной земле, то, может быть, меня отпустят.
В) Проблем с лагерем не будет: мне достаточно будет просто рассказать про него родителям.
6. Какими словами и выражениями в общении с тобой родители чаще всего пользуются?
А) «Если я так сказал, значит так и будет. Твои родители лучше знают, что тебе нужно»!
Б) «А как ты сам думаешь? Если хочешь, мы можем подумать об этом вместе с папой».
В) «Если тебе этого действительно хочется, то, пожалуйста. Поступай, как считаешь нужным».
Обработка полученных данных.
А теперь подсчитаем очки. В этом психологическом тесте для подростков о типе семьи за каждый выбранный тобой пункт «Б» прибавь себе 3 балла, если ты выбрала ответ «А» - оставь сумму без изменений, а если где-то предпочла «В» - добавляй 5 баллов. Что получилось?
0-9 баллов: Скорее всего, тебя воспитывали по авторитарному типу. В твоей семье не принято открыто выражать свою соображения по какому-либо поводу, во всяком случае, до достижения тобой определенного возраста. А до того, как этот счастливый момент наступит, тебе приходится буквально во всем беспрекословно слушаться родителей…
Конечно, приятного в этом мало, но так сложилось, и ничего с этим не поделаешь. Так что попытайся принимать своих родителей такими, какие они есть, ведь несмотря на их многочисленные, на твой взгляд, недостатки, без них на этом свете не было бы и тебя. Постарайся несмотря ни на что никогда не забывать об этом.
10-20 баллов: в твоей семье особые порядки, и многие твои подруги, когда ты рассказываешь им о своих родителях, удивляются. Ведь далеко не каждый родитель способен общаться с двенадцатилетней дочерью как с равной, обсуждать с ней многие семейные вопросы и прислушиваться к ее мнению.
Твой тип воспитания - демократический. Ты имеешь свой голос в семье, если не равный, то почти равный. И чтобы так оставалось и в дальнейшем, постарайся оправдывать оказанное тебе доверие.
21-30 баллов: родители уже давно предоставили тебе в жизни почти полную
свободу действий. Здорово, когда можно вернуться домой не в 21.45, а тогда, когда захочется: ведь тебя воспитывают «либеральные» родители…
Но, с другой стороны, согласись, ты не можешь знать всего в этой жизни, просто потому, что этого никто не может, но, вполне возможно, в чем-то твои родители разбираются лучше. И если ты покажешь им, что тоже так считаешь, можешь не сомневаться: ты будешь щедро вознаграждена участием и дружеским советом. Это наверняка не покажется тебе лишним.
Предварительный просмотр:
Психогеометрический тест
Обработка результата.
Треугольник символизирует лидерство. Они, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположенность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы. Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на успех, победу, выигрыш! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений. Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что они хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию. Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремиться достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: "А что я с этого буду иметь?". Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут "столкнуть лбами" своих соперников. Главное отрицательное качество "треугольной" формы - сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "зарвавшихся" треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту. Пхогеометрическая характеристика Квадрата Если вашей основной формой оказался Квадрат, то вы - неутомимый труженик! Мыслительный анализ - сильная сторона квадрата. Если вы твердо выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к "левополушарным" мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные последовательно, порция за порцией. Квадраты скорее вычисляют результат, чем угадывают его. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям и подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного ходы событий. Он постоянно "упорядычевает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации. Психогеометрическая характеристика Прямоугольника Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состоягие замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение одного периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т.п. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и ... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, чего раньше никогда не делали; задают вопросы, на которые у них раньше не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого являются чрезмерная доверчивость, внушаемость и наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. Круг - это мифологический символ гармонии. Круги - самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и способны быстро распознать притворщика или обманщика. Круги "болеют" за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они стараются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать жесткую позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все вокруг ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Во-вторых, Круги не отличаются решительностью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, чаще всего - треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и всем было хорошо. Однако в одном Круги проявляют завидную тердость. Если дело касается вопросов морали и нарушения справедливости. Психогеометрическая характеристика Зигзага Эта фигура символизирует креативность, творчество. Итак, как и вашему ближайшему "родственнику" - Кругу - вам так же свойственна (только в еще большей степени) образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от "а" к "я"! Поэтому многим линейным "левополушарным" трудно понять Зигзага. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза" другим на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структуированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они так же хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как для остальных реален мир осязаемых вещей. Немалую часть своей жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти знаков. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и готовы мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности - они несдержанны и очень экспрессивны, что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дел до конца (так как с утратой новизны теряется и их интерес к задаче). |
|
Предварительный просмотр:
Методика исследования особенностей самооценки школьников
Т.Дембо-С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан)
ЦЕЛЬ: изучение самооценки и уровня притязаний школьника.
МАТЕРИАЛ: на листе бумаги изображено семь вертикальных линий, длина каждой 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной линией.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ: методика может проводиться как фронтально - с целым классом, так и индивидуально. Заполнение шкал вместе с чтением инструкций длится 10-12 минут.
Учащемуся предлагается бланк методики, вводится инструкция.
ИНСТРУКЦИЯ: "Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие , а верхняя - наивысшее. На данном листе нарисовано семь таких линий. Они обозначают: здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой " - " отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком "х" отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, Вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего уровня (верхняя точка). Например, в линии "здоровье" нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового."
Далее учащиеся работают самостоятельно, психолог ни на какие вопросы не отвечает. Дополнительно проводится наблюдение за характером выполнения задания (возбуждение, отказ, время выполнения и др.).
Обработка результатов
Обработке подлежат ответы на шести шкалах. Шкала "здоровье" рассматривается как тренировочная и не учитывается.
По каждой из шести шкал определяется количественный показатель в баллах (1 мм шкалы равен 1 баллу):
Обработка и интерпретация параметров.
параметр | баллы | оценка | интерпретация |
Уровень притязаний (УП) | 100 | Завышенный УП | Неареалистический УП. Школьник не умеет ставить перед собой цели. Личностная незрелость. |
90-99 | Завышенный УП | Нереалистическое, некритичное отношение школьника к собственным возможностям. | |
75-89 | Высокий УП | Реалистический УП. Оптимистическое представление о своих возможностях. Благоприятный вариант для развития личности. | |
60-74 | Средний УП | Реалистический УП. Норма | |
Менее 60 | Низкий УП | Индикатор неблагоприятного развития личности | |
Высота самооценки | 100 и более | Очень высокая, нереалистичная, неадекватная | Указывает на существенные искажения в формирова –нии личности, «закрытость» для опыта, нечувстви-тельность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. |
75-89 | Завышенная СО | Переоценка себя, указывает на определенные отно-шения в формировании личности, личностная незрелость, неумение правильно оценивать резуль-тат своей деятельности, сравнивать себя с другими. | |
60-74 | Высокая СО | Реалистичная, адекватная. Оптимальная для личностного развития. Норма. | |
45-59 | Средняя СО | Реалистическая СО. Норма | |
Менее 45 | Заниженная СО | Свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьники с такой СО составляют «группу риска». | |
Степень расхождения между УП и СО | Более 22 | Резкий разрыв между СО и ПУ | Индикатор конфликта между тем, к чему школьник стремиться и тем, что он считает для себя возможным. |
8-21 | Умеренная | Школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. | |
0-7 | Слабая | Притязания не служат стимулом личностного развития. | |
Место на шкале | 76-100 | Верхняя часть шкалы | Завышенная СО |
46-75 | Средняя часть шкалы | Отношение ребёнка к себе не носит конструктивного характера. | |
Менее 45 | Нижняя часть шкалы | Показатель предельного заниженного представления о себе. |
а) уровень притязаний в отношении данного качества – по расстоянию в мм от нижней шкалы до знака “x”;
б) высота самооценки – от нижней точки шкалы до знака “-”;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака “x” до знака “-” (в случае, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом).
II. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника, ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.
III. Определяется степень дифференцированности УП и СО, их получают соединяя на бланке все значки (х)-(для определения дифференцированности УП) и все значки (-) -(для определения дифференцированности СО).
Получаемые профили наглядно демонстрируют различие в оценке школьником разных сторон своей личности.
Для количественной характеристики дифференцированности можно использовать разность между max и min значением (однако чем выше дифференцированность показателя, тем меньше значение оно имеет).
IV. Особое внимание обращается на такие случаи, когда:
а) притязание оказывается ниже СО;
б) некоторые шкалы пропускаются или заполняются неполностью;
в) ответы выходят за пределы шкалы;
г) используются знаки не предусмотренные инструкцией;
д) ответы комментируются и т. д.
Редкие ответы, возможная интерпретация
1. Случай, когда УП школьника оказывается ниже уровня его СО ("могу, но не хочу") указывает на конфликтное отношение к той, или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом.
Если такой ответ по одной шкале, то это говорит о неблагополучии ребенка в этой области, показывает ее значимость, реализация в ней намного ниже УП. Если такие ответы даются по большинству шкалам, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающим, о нарушении в формировании его личности.
2. Пропуск отдельных шкал или их неполное заполнение. Свидетельствует или о недостаточном внимании школьника, или о низкой самооценке при крайне высоких, часто скрытых притязаниях, переживания, связанные с такими отношениями к себе столь сильны у школьника, что он не может или не хочет "обнародовать" это отношение.
3. Многочисленные поправки, зачёркивания - указывают, как правило, на затруднённость в оценке себя, связанную с неопределённостью или неустойчивостью самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический этап в работе учителя с умственно отсталыми детьми.
Оценить работу учителя - дефектолога с учеником с ОВЗ по формальным критериям вроде качества обучения не возможно. В этом помогает оценка результативности образовательного процесса н...
Информационно-методические материалы для работы с детьми с ОВЗ
Информационно-методические материалы для работы с детьми с ОВЗ...
Список диагностических материалов по работе с одаренными учащимися с указанием ссылок.
Список диагностических материалов по работе с одаренными учащимися с указанием ссылок....
Диагностические методики для работы с детьми с ОВЗ
В работе даны перечень,названия и содержание диагностических методик с критериями оценивания...
Материалы для работы с детьми с ОВЗ
Статьи и сценарий могут пригодиться педагогам в работе с особенными детьми....
Пакет методических материалов по работе с детьми, требующих повышенного педагогического внимания /с трудностями в обучении, поведении, с проблемами здоровья/ «группы риска»
laquo;Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/...
Пакет методических материалов по работе с детьми «группы риска»
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает систему работы с данной категорией детей и включает всех участников образовательного процесса: учащихся, родите...