Материалы для работы с детьми с ОВЗ
материал
Статьи и сценарий могут пригодиться педагогам в работе с особенными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми с ОВЗ | 22.75 КБ |
Сценарий новогоднего праздника для детей с ОВЗ | 26.32 КБ |
Работа с детьми с ОВЗ | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Шкарупа Ирина Александровна,
педагог дополнительного образования
Флортайм: стратегия занятий с детьми с ОВЗ в условиях
учреждения дополнительного образования
Переоценить роль своевременной и профессиональной помощи в развитии речи невозможно. А в случае, если у ребенка имеются трудности в психическом или речевом развитии, поведенческие проблемы, школьные затруднения, помощь грамотных специалистов просто необходима. Особое внимание в этом вопросе уделяется детям с ОВЗ.
Педагоги и родители детей с ОВЗ часто задаются вопросом: «Какой подход является наилучшим для ребенка?» К сожалению, ответ на этот вопрос найти сложно. Скорее всего, здесь нужно отталкиваться от развития личности и развития ребенка. Рассмотрим методику Флортайм, которая рассчитана в качестве терапии на детей с особенностями в развитии. Изначально эта методика была разработана для детей с РАС. Но она вполне может быть использована на логопедических занятиях с детьми и некоторых других диагнозов.
Стратегия занятий с детьми с расстройством аутистического спектра (и не только) под названием «Флортайм» (англ. «Floortime» - «время, проведенное во взаимодействии на уровне собеседника») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году. Стенли Гринспен – крупнейший в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма. Он был признанным авторитетом в сфере клинической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения развития. Доктор Стенли Гринспен является автором более 40 книг, переведенных более чем на двенадцать языков.
Floortime – это процесс, в ходе которого Вы с ребенком постоянно чему-то учитесь. Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. Например, если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, Вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант – улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае у Вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что Вы не хотите его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли Вы продолжать его игру. Будьте участником игры. Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что Вы собираетесь прервать его занятие, он пустит Вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Нужно дать возможность ребенку делать то, что ему хочется и нравится.
Основные правила игры по принципам «Флортайм»:
- Начинать нужно игру нужно с любимых предметов или действий, даже если это неодушевленные сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.
- Постарайтесь быть артистичными: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно и весело. Получайте удовольствие от такого взаимодействия.
- Не забывайте хвалить маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание – если ребенок не говорит, или только начал осваивать речь, то Ваша собственная речь не должна быть сложно построенной – используйте для общения отдельные слова или простые предложения.
- Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).
- Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.
- Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
- Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.
Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков. Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Или он чувствителен к прикосновениям – тогда и игры будут без непосредственных соприкосновений. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку. Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно.
В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим взаимодействия со взрослым:
- Взрослый говорит: «Похлопай, потопай, улыбнись, подними руки», а ребенок выполняет его команды;
- Взрослый хлопает, топает, улыбается, ложится или встает, а ребенок должен назвать соответствующий глагол;
- Занятия на развитие моторики рта: ребенок по команде вытягивает язык, выдувает мыльные пузыри, поджимает губы;
- Элементы ролевых игр (чаепитие с куклами, строительство города, причесывание мягких игрушек);
- Демонстрация ребенку изображений с различными выражениями лиц и просьбы описать, какие эмоции переживают герои. Когда эта часть игры освоена, предлагаем ребенку самому скопировать представленные чувства.
Развитие крупной и мелкой моторики:
- Ползаем как жучки;
- Ложимся на спину, опираемся на руки и ноги и ходим по-крабьи;
- Ползаем, извиваясь, как червяк или змея;
- Распределяем по полу большое количество предметов. Взрослый называет нужный или описывает его (более сложный вариант). Ребенок должен отыскать, что описано, и поднять предмет с пола. Если использовать много материала, придется попотеть!
- Шнуруем шнуровки, застегиваем молнии, продеваем пуговицы в петли и защелкиваем заклепки;
- Надеваем бусины на прут (проще) или веревку (сложнее);
- Строим из Лего и других конструкторов
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
- Эмоциональный контакт с малышом
- Взаимодействия в диалоге
- Удовольствие от общения
- Улучшение саморегуляции
- Гармонизация сенсорной сферы
- Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
- Понимание и управление личными эмоциями
- Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
- Умение идти на компромисс
- Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
- Развитие самосознания и самооценки
- Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
- Построение Я-концепции.
- Быть рядом на эмоциональном, на уровне с собеседником, быть вместе в одном переживании, быть в контакте.
Безусловно, как любая методика, он имеет структуру, в которую входит два компонента:
- Следование за ребенком;
- Вовлечение ребенка в общий, больший мир с целью развития его функциональной эмоциональной стадии.
Следование за ребенком – это погружение в его мир. Часто нам кажутся какие-то действия детей бессмысленными, странными, неуместными…
Особенно это касается детей с особенностями развития. Они «залипают» в некоторой стереотипии: трут какое-то место на ковре или возят по кругу поезд. Мы тревожимся, нам непонятна и неприятна такая игра. Однако, если попробовать присоединится в этом процессе к ребенку, попробовать понять, что такого важного интересного, конкретно для него в этом действии. У нас появляется шанс зацепится с ребенком на общем чувстве, на общем интересе. Ребенок почувствует уважение к его миру и постепенно станет доверять и делится им - и это будет первый шаг в общее пространство.
Очень легко объяснить подобное на примере с младенцем - мы гукаем, как он, или повторяем его двигательную активность. Он это замечает и радуется. У нас получается совместный мир.
Вторая часть – это расширение границ мира ребенка. После того, как малыш стал нам доверять и мы стали для него фигурой, с которой ему безопасно и тепло, он готов принимать наш мир тоже. Мы становимся для него проводником в большой и удивительный мир. Постепенно увлекая его за собой, мы обучаем его новым навыкам и продвигаем по лестнице эмоционального развития. Учим быть эмпатичными, креативными, рефлектирующими людьми, понимать и изучать мир, адаптироваться в нем, находить место для себя, своих желаний.
Литература:
- http://autism.lovetoknow.com/Floortime_Activities
- https://en.wikipedia.org/wiki/Floortime
- rinatkarimov_kids НЕ ЛОГОПЕД МОСКВА
Предварительный просмотр:
Сценарий: «Новогоднее развлечение для детей с ОВЗ
(по мотивам русских народных сказок)
Составители: Котова М.И., Шкарупа И.А. –
педагоги дополнительного образования;
Шанина С.А. – педагог дополнительного образования, музыкальный работник
Цель: социализация детей с ОВЗ
Задачи:
– воспитывать толерантное отношение к детям с ОВЗ;
– сохранять народные традиции празднования Нового года;
– создавать условия для психологической разгрузки и раскрепощения детей;
– формировать здоровый образ жизни детей;
– воспитывать навыки культурного поведения у детей.
Действующие лица и исполнители: Ведущий. Лиса. Волк. Заяц-хваста. Зайцы (2-3 человека). Дед Мороз.
Музыкальное сопровождение: Жестовая игра «Снег-снежок», новогодний хоровод «Что за гость?», выход лисы, выход Деда Мороза.
Ведущий:
Почему все серебрится,
Все сверкает и искрится,
Почему все веселятся,
Радуются и резвятся?
День чудесный настает,
К нам приходит Новый год!
Праздник смеха и затей,
Праздник сказки для детей!
(Выход Лисы под музыку)
Лиса: - Здравствуйте, ребята!
Я проведать вас решила, собиралась целый час,
Так старалась, так спешила, наконец-то я у вас.
И наверно мне Лисе, вы ребята, рады все.
Я Лисичка-хвостик рыжий
Встану к елочке поближе,
Вы меня не бойтесь, детки,
Я сегодня так добра, никого не трону я,
Веселиться к вам пришла и веселье принесла.
Я хочу с вами поиграть, вы готовы? Я буду показывать,
а вы повторяйте со мной вместе.
«Снег-снежок»
Снег-снежок, снег-снежок (дети трясут руками)
По дорожке стелется (показывают на дорогу)
Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица (кружатся)
Снег-снежок, снег-снежок, замело дорожки (машут под ногами)
Снег-снежок, снег-снежок, тает на ладошке (показывают ладонь)
Мы налепим снежков, вместе поиграем (лепят снежки)
И друг в друга снежки весело бросаем (бросают)
Нам тепло во дворе, не замерзнут ушки (греют уши)
Накатаем мы снег в белый ком большущий (катают)
Лиса: Я Лисичка, я сестричка, я хожу неслышно,
Рано утром по привычке на охоту вышла.
Только спрятались куда – то от меня зверушки,
Ускакали все зайчата, не мелькают ушки.
Инсценировка «Случай в лесу»
(под музыку выбегает Заяц)
Ведущий: Белый зайка скок-поскок вышел порезвиться,
А навстречу топ-топ-топ рыжая лисица.
Лиса: Зайка косой, поиграй со мной.
Заяц: Не хочу с тобой играть, хочешь ты меня поймать.
Лиса: Зайка косой, где же дом твой?
Заяц: Ничего я не скажу и тебе не покажу.
Лиса: Зайка дружок, хочешь пирожок?
Заяц: Ты, Лиса, меня обманешь, угощать меня не станешь,
Хочешь съесть ты меня, убегу я от тебя.
Лиса: Не сердись, погоди, ты мне очень нужен (ласково)
В темный лес за мной ступай, съем тебя на ужин (грубо)
Заяц: Разреши, я поскачу попрощаться с мамой.
Лиса: Ни за что не отпущу, ишь, какой упрямый.
Ведущий: Тут охотник шел как раз, с ним собака Лайка
Дал охотник ей приказ: «Зайку выручай-ка!»
Мчится зайка сквозь леса, с ним беды не сталось,
А лисица без хвоста, без хвоста осталась.
Сценка «Заяц – хваста»
(Лиса прячется под ёлочку, Заяц-хваста стоит в центре зала,
Зайцы располагаются рядом с ним)
Ведущий:
На лесной лужайке веселились зайки
Прыгали, плясали, Зимушку встречали (зайцы пляшут под музыку – украинская народная мелодия Полька «Киянка», танец с шумиками).
Вдруг один зайчишка – страшный хвастунишка-
Закричал на весь лес:
Заяц-хваста:
Я вовсе не трусишка!
Не боюсь я Волка, не боюсь Лису!
Самый храбрый Заяц я во всём лесу!
Заяц 1-
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Ты – обманщик Зайка!
Заяц-хваста:
Если я Лису замечу – в тот же миг проглочу!
Заяц 2 - Хи-хи-хи! Ой-ой-ой!
Ну какой же ты смешной!
Заяц-хваста:
Серый Волк мне нипочём, не страшна Лисица!
Заяц 1 Мы теперь целый день можем веселиться!
Заяц 2 Будем петь и танцевать. Будем мы в снежки играть!
Игра «Снежки» (зайцы играют в снежки с залом)
Мы в снежки играем смело (наклоны)
Ах, какое это дело! Нам в снежки играть не лень
Мы играем целый день (бросают друг в друга)
Хлоп, хлоп, не зевай, ты скорей в снежки играй (уворачиваются)
Хлоп, хлоп, не зевай, а теперь в меня бросай!
Пусть мороз морозит нас, мы погреемся сейчас (прыжки)
Ногами затопаем, руками захлопаем (топают, хлопают)
(фонограмма песни Л. Олиферовой «Русская зима»)
В конце игры появляется Лиса и встаёт за спиной Хвасты.
Остальные зайцы убегают.
Заяц-хваста:
Зайки! Слушайте меня! Никого я не боюсь!
Я совсем, совсем не трус! Я,я,я…
(хваста замечает Лису и прячется под ёлку, довольная Лиса уходит не спеша)
(На поляну, крадучись, выходят зайцы)
Заяц 1 Как Лису напугал наш весёлый Зайка. А я думал он хвастун, а он прогнал от нас Лису. Где же наш храбрец? Где наш молодец!
Заяц 2 Он под ёлочкой лежит и от холода дрожит.
(зайцы поднимают Хвасту из-под ёлочки)
Заяц 1 Вот спасибо, Косой!
Заяц 2 Ты ведь справился с Лисой!
Песня зайцев «Серый Волк нам нипочём»
Ведущий:
Зайка сам с тех пор поверил, что его храбрее нет.
И так думали все зайцы ещё много-много лет!
(под музыку выходит Лиса с корзинкой, в которой лежит рыба)
Лиса: Вот устала, так устала, быстрых зайцев погоняла,
Возле речки я гуляла, мужичка перехитрила и всю рыбу утащила.
(садится на пенек и рассматривает добычу)
( входит Волк под музыку)
Инсценировка «Лиса и Волк»
Волк: Лисавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела, голова еще цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки.
Лиса: Сыт ли, милый куманек?
Волк: Еле ноги уволок, ну а ты-то где бродила?
Лиса: Да вот рыбки наловила.
Волк: Рыбки тоже я хочу.
Лиса: Так поймай, я научу. Ты ступай скорей к реке,
сядь в укромном уголке, хвост свой в прорубь опускай,
и все время повторяй: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»
Волк: Ну, спасибо, Лисавета, помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи!
Лиса: (показывает) – Не забудь, слова скажи! (уходит)
(Волк садится возле проруби)
Волк: Посижу, да подожду, а теперь слова скажу,
Ловись, рыбка, большая и маленькая (2р)
Ой, что-то совсем холодно стало. Ой, мой хвост!
Мой бедный хвост, к проруби совсем примерз. Ай!
Ведущий: Ребята, давайте поможем Волку поймать рыбку. Выходите, помогите.
Игра-моталочка «Поймай рыбку»
Ведущий:
Спасибо, ребята, помогли волку поймать рыбки, теперь он голодным не останется.
А все ли помнят, какой праздник приближается? А что это за праздник? Как мы его встречаем? Что нужно для этого?
Давайте проверим, как хорошо вы знаете атрибуты Новогодних праздников.
Игра «Доскажи словечко»
Лежат на полках до поры для елки круглые…шары.
Как золотые ручейки блестят гирлянды…огоньки.
Вокруг елки каждый год водят дети …хоровод.
Берегите детки ушки, громко хлопают…хлопушки.
Зайцы, белочки и мишки, и лошадки, и мартышки,
Все стеклянные зверушки новогодние…игрушки.
Любят дети всей планеты, когда дарят им …конфеты.
Борода и красный нос это… Дедушка Мороз.
Вот идет новый год, всех он в гости зовет,
А мы давайте позовём Дедушку Мороза.
Все: Дед Мороз, мы тебя ждём! (под музыку входит Дед Мороз)
Дед Мороз: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Ведущий: Здравствуй. дедушка Мороз, ребята тебя давно ждут,
Ребята, деда Мороза встречайте, в хоровод вставайте!
Новогодний Хоровод «Что за гость?» - слова и музыка З.Роот.
Дед Мороз:
С Новым годом всех ребят
Поздравляет Дед Мороз,
И поэтому сегодня
Я подарки вам принёс.
Кто весь год отлично кушал,
Занимался, маму слушал.
Я такому малышу
Сюрприз под ёлку положу! (раздает подарки детям)
Ведущий: Давайте скажем СПАСИБО Деду Морозу за подарки.
Лиса: Ну, вот и закончился вечер,
И мне собираться в дорогу пора,
Мы с вами простимся, до встречи
К вам я снова приду, детвора!
Предварительный просмотр:
Основная задача каждого учителя – не только научить,
но и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
Советы педагогам по работе с детьми с ОВЗ на занятиях.
Категория детей и особенности развития | Рекомендовано |
Гиперактивность. •Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть. •Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете. •Забывает важную информацию. •Проблемы с концентрацией внимания. •Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь. •Отсутствие чувства страха и самосохранения. •Частые и резкие смены настроения. •Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки. •Неконтролируемая моторная активность: жестикулирует руками, дергает себя за волосы и т. п. | • Предоставить возможность быстрого обращения за помощью в случаях затруднений. • Ограничить отвлекающие факторы. • Проводить занятия по стандарту, стереотипному распорядку. • Давать одно задание на определенный отрезок времени. • Работать с ребенком в первой половине дня. • Предусмотреть возможность для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения. •Поощрять хорошее поведение. •Выбрать место за партой в центре класса напротив доски. •Игнорировать вызывающие поступки ребенка. |
Интеллектуальная недостаточность. •Ощущение и восприятие Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов. Не ориентируется самостоятельно в ситуации. Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование. •Мышление Ограничена способность к абстрактному мышлению. Отсутствует обобщение, смысловые связи. Непонимание скрытого смысла. Механическое заучивание. •Речь Запаздывание речи, косноязычие, бедный словарный запас. Устная речь состоит из отдельных слов. Структура слов нарушена. Пользуются жестами и нечленораздельными звуками. | • Поддерживать уверенность в своих силах. Трудность заданий должна соответствовать психофизическому состоянию ребенка, его возможностям. •Вводить на каждом уроке организационный момент. •Давать некоторое время для обдумывания ответа на вопрос. •Разделять сложный материал на отдельные части и давать их постепенно. • Использовать зрительные опоры на уроке (картины, схемы, таблицы), но ограниченно, т.к. объём восприятия снижен. • Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). • Развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, используя игровые приемы. • Активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. • Прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию. •Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности. • Формировать ученический коллектив на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному труду. |
ДЦП. • Интеллектуальное развитие детей может быть сохранным, но несколько сниженным •Преобладание вербальной памяти над зрительной и тактильной • Неспособность длительно концентрировать внимание •Повышенная отвлекаемость •Разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи •Повышенная возбудимость •Инертность эмоциональных реакций. |
• До начала обучения необходимо провести беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и как он их активизирует. •Учитывать, что акт письма формируется крайне медленно. •Посадить учащегося с ДЦП на специально подобранное место. • Индивидуальный подбор объёма и способа выполнения заданий. • Варьировать формы выполнения письменных заданий. •Если ребёнок не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно. •При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать речевые особенности. • Провести работу среди всех участников образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ДЦП. |
Аутизм •Стереотипия (постоянное покачивание телом) потребность в однообразии. •Компульсивное поведение (выкладывание объектов и предметов определенным образом). •Ритуальное поведение. •Ограниченное поведение (интерес ребенка направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает). •Не фиксирует взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта; •Своих близких узнает, но не проявляет эмоциональной реакции. •Встречается мутизм (отсутствие речи), эхолалия (повторение слов, фраз произнесенных другим человеком). •Отсутствие обращений в речи; • Нарушение семантики, грамматического строя речи • Большое количество слов-штампов, фраз-штампов так называемая попугайная речь, которая при хорошей памяти ребенка создаёт эффект развитой речи. | •Установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника. • Если ребенок не принимает инструкций и правил, не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить контакт. • Продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны. •Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради, линейки, ручки. •Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета. •Установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости: - разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере); - предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ; - принимать работу позже установленного срока. • Создавать ситуации успеха. |
Подготовлено педагогами
дополнительного образования
Дома Творчества «Вектор» г.Новокузнецка
Шкарупа И.А., Летенко А.Ю., Машуковой Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"
в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...
Материалы с курсов по работе с детьми ОР "Живи сегодняшним днём"
видиоматериал психологическая разгрузка и настрой на позитивное отношение к жизни...
Диагностические материалы для работы с детьми.
Диагностические материалы: методики, анкеты с бланками и обработкой результатов....
Материалы по теме Работа с детьми группы риска
Презентация и статья по работе с детьми группы риска. Приложения. Для социальных педагогов, классных руководителей и психологов....
Информационно-методические материалы для работы с детьми с ОВЗ
Информационно-методические материалы для работы с детьми с ОВЗ...
Пакет методических материалов по работе с детьми, требующих повышенного педагогического внимания /с трудностями в обучении, поведении, с проблемами здоровья/ «группы риска»
laquo;Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/...
Пакет методических материалов по работе с детьми «группы риска»
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает систему работы с данной категорией детей и включает всех участников образовательного процесса: учащихся, родите...