Пакет методических материалов по работе с детьми, требующих повышенного педагогического внимания /с трудностями в обучении, поведении, с проблемами здоровья/ «группы риска»
методическая разработка по психологии
«Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paket_materialov_po_pps_uch-sya_trebuyushchih_povyshen._ped.vnim_.docx | 181.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пакетметодических материалов по работе с детьми, требующих повышенного педагогического внимания /с трудностями в обучении, поведении, с проблемами здоровья/ «группы риска» /психологический блок/ составлен педагогами-психологами Жутиковой Л.С., Подоксеновой И.В. г. Советский |
Пояснительная записка
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в гимназии является приоритетным направлением, поскольку здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка.
Одна из основных целей деятельности психологической службы в образовании - обеспечение условий для сохранения психологического здоровья детей. Психологическое здоровье определяется не отсутствием конфликтов и проблем, а зрелостью, сохранностью и активностью механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. «Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/.
Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает систему работы с данной категорией детей и включает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, социального педагога, педагогический коллектив в целом. Необходимо не только выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения, но и устранить причины отклонений в поведении школьника, что подразумевает:
- изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
- вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
- изменение условий семейного воспитания.
И только комплексный подход к решению данной задачи и взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения позволит эффективно ее реализовать.
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность (учащиеся со стойкой неуспеваемостью)
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения с взрослыми (педагогами, родителями и другими);
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки (нарушение поведения, пропуски уроков; правонарушения и преступления – учащиеся, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), ОДН (отделе по делам несовершеннолетних);
- психические состояния и свойства личности (склонность к суицидальному риску, состояния ПТСР- посттравматическим синдромом);
Психологическая составляющая в системе профилактики правонарушений и преступлений школьников, в целом в сопровождении детей «группы риска» включает решение следующих задач:
- определение сферы жизнедеятельности, в которой ребенок испытывает проблемы (личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, межличностные, взаимоотношения в семье, классе);
- определение причин неблагополучия школьника;
- подобрать адекватные методы психодиагностики и провести исследование учащихся с дальнейшим анализом полученных результатов и заполнением карты индивидуального развития;
- индивидуальное и групповое (в зависимости от возникшей проблемы) консультирование учащихся, педагогов, родителей по вопросам развития личности и возникающих трудностей, с целью определения точек взаимодействия и построения учебного процесса с этими учащимися;
- проведение различных мероприятий по выявленным проблемам: обучающие тренинги (личностного развития, поведения, саморегуляции), беседы, ролевые игры, тематические занятия, индивидуальные консультации с детьми и подростками и их родителями, педагогами.
В своей работе с детьми «группы риска» мы используем профилактические и тренинговые мероприятия, разработанные тематические занятия, тренинги таких авторов как Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкой, Н.С.Толстоуховой, Программу первичной позитивной наркопрофилактики Л.Самошкиной, Е.Гришиной, А.Перекрестова, разработанную для учащихся от 10 до 15 лет.
С целью сбора информации о детях данной категории и составления банка данных о них, нами модифицированы и адаптированы методические материалы, предложенные авторами Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкой, Н.С.Толстоуховой и другими и составлен свой Пакет методических материалов по работе с детьми «группы риска», в который входят:
- карта-характеристика личности подростка (составляется педагогом-психологом и классным руководителем) (Приложение 1);
- анкета «Подросток «группы риска»» в социуме (для подростков, состоящих на учете в отделе внутренних дел) (Приложение 2);
- схема наблюдения за учащимся на уроке (педагог-психолог) (Приложение 3);
- схема реальных учебных возможностей учащихся включает уровни работоспособности, темп деятельности; интеллектуальное развитие – умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления, самоконтроль при изучении учебного материала, преобладающие склонности к циклу учебных предметов, предшествующая образовательная деятельность, сформированность учебно-познавательного мотива; (заполняется учителями предметники, работающими с данным подростком) (Приложение 4);
- педагогическая характеристика учащихся включает интересы, увлечения /для учащихся 9-11 классов – профессиональное самоопределение/, самооценку, социальный статус в коллективе, сформированность волевых качеств, тип поведения, особенности характера (классный руководитель) (Приложение 6).
В помощь педагогам нами разработано приложение с критериями оценивания реальных учебных возможностей школьников и описанием параметров, заложенных в педагогическую характеристику (Приложение 5).
- психологическая характеристика учащихся «группы риска» (педагог-психолог, на основе результатов психодиагностики, указанные в циклограмме) (Приложение 7).
С целью определения причин стойкой длительной неуспеваемости ребёнка, вида его образовательной программы, формы обучения, нами проводится индивидуальное углубленное диагностическое исследование структуры и оценки уровня интеллекта детей и подростков с использованием батареи методик Д.Векслера (тест интеллекта WISC Д.Векслера, адаптированный А.Ю.Панасюком и унифицированный Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеевым). Кроме этого, диагностируется уровень развития аттентивно-мнестических и когнитивных процессов (свойства памяти и мнестической деятельности – слуховая память - «10 слов», опосредованная, особенностей мышления - «Пиктограмма», внимания, восприятие, речь /учитель-логопед/, проективные методики). В качестве дополнительных методик используется набор вербальных проб (интерпретация идиом, сравнение пар понятий, методики «Исключение четвертого»), определяется актуальный уровень развития мышления (качественная оценка выполнения заданий).
Далее работа по сопровождению ребенка с проблемами в развитии, а также детей «группы риска» в учебно-воспитательном процессе осуществляется через деятельность ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) гимназии. /Положение о ПМПк гимназии. Введено в действие пр. № 488 от 28.12.2011, Положение о ППк обновлено в 2019 г. /
Важную роль в работе с детьми, и не только «группы риска», мы отводим профилактической работе по предупреждению девиантного поведения, в задачи которой входит:
- формирование личной и социальной компетентности (развитие позитивного отношения к самим себе и окружающему обществу, укрепление чувства самоуважения, развитие способности критически мыслить, развитие умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения);
- обучение способам саморегуляции (владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами);
- освоение неагрессивных способов реагирования на критику, умения твердо сказать «нет» (в ситуации попробовать наркотик или совершить преступление);
- формирование ценностей, позволяющих решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Решение данных задач возможно через уроки психологии с учащимися 5-11 классов, специально организованные циклы занятий, тренингов, проведение диагностических процедур-исследований, индивидуальных и групповых консультаций, анализа и рефлексии полученных результатов.
Циклограмма психологической диагностики
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». Определение причин отклоняющегося поведения (трудновоспитуемость, девиантность, делинквентность, суицидальный риск, нарушенные – конфликтные отношения с родителями) | |||||
Определение депрессии, суицидной настроенности, агрессивных проявлений, определение психологических последствий перенесенного насилия, оценка эмоционального состояния, когнитивной сферы | Рисуночная психодиагностическая методика (РПМ)-тест «Нарисуй историю» Копытин И.А. | с 7 | по необходимости | ДО | психолог |
Выявление социально-психологических, эмоциональных, педагогических проблем ребенка. | Проективная методика РНЖ. Постановка типологического диагноза. Архиреева Т.В. | с 7 | по запросу | 1 раз в год | психолог |
Направленность, акцен-туации характера, личность | ПДО Личко, Леонгарда. Многофакторное исследование личности Р.Кеттелла | с 14 с 8 | н.г | 1 раз в год | психолог |
Выявление осознанности и адекватности самооценки, самоконтроля. Состояние учебной деятельности | Методика Л.М.Фридмана «Неоконченные предложения» | с11- | по необходимости | 1 раз в год | психолог |
Темперамент | Г.Айзенк | с 13 | н.г | 1 раз в год | психолог |
Личностная тревожность; школьная тревожность; Определение уровня школьной, самооценоч-ной, межличностной тре- вожности | Спилбергер, Филипса А.М.Прихожан | с12 | н.г; к.г. | 2 раза в год | психолог |
Склонность к агрессивному поведению | Проективная методика исследования личности “HAND-TEST”. Т.Н.Курба-това, О.И.Муляр; | 7-17 | н.г | 1-11 1 раз в год | психолог |
Профиль реагирования на эмоц.ситуации (склон- ность к враждебности,аг- рессивности, мститель- ности | А.Басса-А.Дарки, Ильина | с 12 | н.г | 1 раз в год | психолог |
Эмоциональные отно-шения в семье (прив-лекательные / значимые лица) | ЦТО Е.Ф.Бажин, А.Н.Эткинд | с 7 | н.г | 1 раз в год | психолог |
Определение склонности к враждебности (к обидчивости и мстительности, вспыльчивости) | Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильина, П.А.Ковалева) | с 7 | по необход. | 1 раз в год | психолог |
Проективная методика по выявлению преобладающих эмоциональных состояний у ребенка | «Карта эмоциональ-ных состояний» С.Панченко | с 7 | по необходимости | 1 раз в год | психолог |
Особенности семейного воспитания | методика Рене Жиля, АСВ (анализ семейного воспитания) Эйдемиллера | уч-ся, родители | н.г | 1 раз в год | психолог |
Эмоциональный фон, энергетика, внутрилич-ностные конфликты | М.Люшер | учащиеся | н.г | 1 раз в год | психолог |
Интеллектуальное разви- тие | Тест интеллекта в зависимости от возраста | учащиеся | н.г | 1 раз в год | психолог, педагог |
Социально-психологический статус в классе, межличностное взаимодействие в классе. Особенности внутри классных отношений. | Социометрия М.Битяновой, методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуа-циях» К.Томаса. Графический тест «Рисунок класса» (инд.) | учащиеся | н.г | 1 раз в год | психолог, педагог |
Изучение фрустрацион- ных реакций; Определение ур.тревож- ности,фрустрации, агрес- сии, ригидности | С.Розенцвейга. Г.Айзенк | учащиеся | н.г | психолог | |
Преобладающий тип поведения | наблюдение | учащиеся | н.г | 1 раз в год | психолог, педагог |
Самооценка | Т.А.Фалькович. Дембо-Рубинштейн | учащиеся 12-17 | н.г, к.г | 2 раза в год | психолог, педагог |
Преобладающие склонности к циклу учебных предметов, интересы, увлечения | Анкета, Опросник профес. Самоопределения Е.А.Климова | учащиеся | н.г – с.г | 1 раз в год 9-11 | педагог, психолог |
Воля | А.В.Батаршев | учащиеся | н.г | психолог, педагог | |
Определение склонности к отклоняющемуся поведению | Методика СОП (А.Н.Орел) | учащиеся 12-17 | по запросу | 1 раз в год | психолог |
Выявление суицидального риска | Кучер А.А., Костюкевич В.П. | с 5 – 11 кл. | по необходимости | 1 раз в год | психолог |
Карта-характеристика личности подростка. Анкета: «Подросток «группы риска» в социуме | анкета, Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В.Высоцкая | учащиеся на учете КДН, ОДН | н.г, с момента постановки на учет | 6-11 | психолог |
Определение суицидального риска | Компьютерная версия «Сигнал» | учащиеся педагоги родители | по необходимости | 7-11 | психолог |
Определение уровня депрессии | Методика В.А.Жмурова | учащиеся педагоги родители | по необходимости | 7-11 | психолог |
Приложение 1
Карта-характеристика личности подростка
- Личные данные
- Ф.И.О.___________________________________________________________________________________
- Возраст______________ (полных лет)
- Класс _____________
- Семья
- Сведения о семье (члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Год рождения каждого _____________________________________________________________________
- Образование______________________________________________________________________________
- Профессия, занимаемая должность___________________________________________________________
- Материальная обеспеченность семьи – ниже прожиточного уровня, средняя, высокая
- Жилищные условия. Какие условия имеет подросток в квартире?
(отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий)
- Личность подростка
- Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто)
- с родителями____________________________________________________________________________
- с учениками _____________________________________________________________________________
- с учителями (с кем именно) _______________________________________________________________ Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, играх со сверстниками?
- инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель
3. Проявляет ли положительные качества и формы поведения (если да, то редко, часто или всегда)?
- уважение к старшим____________________________________________________________________
- внимательность, чуткость, доброту________________________________________________________
- скромность ___________________________________________________________________________ трудолюбие ___________________________________________________________________________
- добросовестность ______________________________________________________________________
- организованность ______________________________________________________________________
- самостоятельность _____________________________________________________________________
- дисциплинированность _________________________________________________________________
- другие положительные качества поведения ________________________________________________
4.Проявляет ли отрицательные качества и особенности поведения (если да, то редко, часто или всегда)?
- грубость, хамство______________________________________________________________________
- индивидуализм, эгоизм _________________________________________________________________
- зазнайство, высокомерие ________________________________________________________________
- легкомыслие, беспечность _______________________________________________________________
- лживость _____________________________________________________________________________
- упрямство ____________________________________________________________________________
- жестокость ____________________________________________________________________________
- бестактность __________________________________________________________________________
- прогулы уроков________________________________________________________________________
- нарушение школьной дисциплины ________________________________________________________
- нецензурную брань _____________________________________________________________________
- порчу школьного имущества _____________________________________________________________
- срыв уроков ___________________________________________________________________________
- драки_________________________________________________________________________________
- побеги из дома_________________________________________________________________________
- невыполнение домашних обязанностей (в семье) ____________________________________________
- противоправные поступки (бродяжничество, кража, вымогательство) __________________________
- вредные привычки – курит, употребляет спиртные напитки ___________________________________
5. Ярко выраженные особенности поведения:
а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, поведение организованно, дисциплинирован, скромен;
б) контакт и общения затруднены, плохо вступает в контакт;
в) повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность, двигательное беспокойство, драчливость, агрессивность, замедленные реакции, неустойчивость в игре и других видах деятельности;
г) резкая смена настроений, склонность к аффективным всплескам, эмоциональная возбудимость;
д) поведение лишено мотивов, плохо учитывает ситуацию;
е) упрямство, замкнутость, ведомость.
IV. Личность подростка в коллективе
- Какое положение занимает в коллективе: лидер, популярный принятый, непопулярный, отверженный, изолированный, противопоставление себя коллективу, дезорганизатор, вожак «трудных» учащихся
- Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей?
- благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно
3. Как выполняет общественные поручения?
- хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет,
4. Какое влияние чаще оказывает на сверстников?
- положительное (редко, часто) ____________________________________________________________
- отрицательное (редко, часто) ____________________________________________________________
- взаимоотношения со сверстниками – жестокое обращение со слабыми и младшими, пренебрежительное, принадлежность к молодежной группе __________________________________
- Имеются ли близкие друзья, кто они __________________________________________________________
V. Учение
- Какое отношение проявляет к учебным предметам? – увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное, затруднения в освоении учебных программ (предметы)___________________________, систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам ___________________________
- Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям:
- активно-положительно, пассивно-положительно, пассивно-отрицательно, активно-отрицательно, безразлично.
VI. Труд
- Отношение к труду:
- отрицательное отношение к работе
- невыполнение трудовых обязанностей в школе
- недобросовестное отношение к труду
- Отношение к трудовому обучению: увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно.
- Как овладевает трудовыми навыками: быстро, средне, медленно
VII. Досуг
- Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, науке, области деятельности (если да, то к какой)____________________________________________________________________________________
- Проявляет ли потребность в творческой деятельности (да, нет):
- технической___________________________________________________________________________
- литературной__________________________________________________________________________
- изобразительной_______________________________________________________________________
- музыкальной__________________________________________________________________________
- другой (какой)_________________________________________________________________________
- Участвует ли в работе (нет; если да, то в какой и где):
- кружка (объединения)___________________________________________________________________
- секции________________________________________________________________________________
- факультатива__________________________________________________________________________
- Занимается ли самообразованием (если да, то в каком направлении) _______________________________
- Профессиональная направленность
- Какими профессиями интересуется___________________________________________________________
- Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть) ____________________
- Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии – да, частично, нет.
- К какому типу профессий имеет склонность:
- человек-человек _______________________________________________________________________
- человек-природа_______________________________________________________________________
- человек-техника________________________________________________________________________
- человек-знаковая система________________________________________________________________
- человек-художественный образ___________________________________________________________
- Пытается ли осуществить активную практическую проверку своих профессиональных интересов, склонностей, способностей (если да, то каким образом) _________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог:
Классный руководитель:
Даты заполнения: ____________________
Приложение 2
Анкета «Подросток «группы риска» в социуме
Фамилия, имя______________________________Возраст______________Класс_____________
Инструкция. Вам будет предложен ряд вопросов с вариантами ответов. Пожалуйста, прочитайте их и выберите тот, который наиболее вам подходит.
- Я стою на учете в милиции, потому что:
- я хуже, чем другие
- я как все, но попался именно я;
- надо быть более хитрым;
- я невезучий;
- я несчастный;
- я глупый;
- другое ______________________________________
- Я часто прогуливаю школу, потому что:
- мне трудно учиться, я многое не понимаю
- надо мной смеются в школе
- меня не любят одноклассники
- ко мне плохо относятся учителя
- мне неинтересно в школе, скучно
- меня надо контролировать: заставлять ходить в школу, заставлять учиться
- другое ______________________________________
- Окружающие взрослые меня:
- не понимают
- ненавидят
- считают меня плохим, ни на что негодным
- относятся ко мне, как к маленькому ребенку
- не доверяют мне
- уважают меня
- другое ________________________________________
- Учителя:
- хорошо ко мне относятся
- не замечают меня совсем
- всегда мне помогут и защитят меня
- считают меня ни на что хорошее не годным
- считают меня глупым, неспособным, плохим
- уважают и ценят меня
- Сверстники:
- меня уважают и ценят
- меня не любят и не дружат со мной
- считают меня глупым, неумным
- считают, что я хороший друг и товарищ
- меня не любят, но боятся меня
- хотят со мной дружить, но я сам к этому не стремлюсь
- другое __________________________________________
- Комиссия по делам несовершеннолетних и милиция меня:
- не любят, ненавидят
- не понимают меня, считают, что я способен только на плохое
- относятся ко мне уважительно, понимают все мои проблемы, стараются помочь
- стараются почаще и построже наказать меня
- я не уважаю их и не обращаю внимания на их попытки меня перевоспитать
- думают только о себе, им наплевать на меня
- другое __________________________________________
- Мои родители:
- любят меня, но не уважают, не считаются со мной
- любят меня, уважают, заботятся обо мне, считаются со мной
- безразличны ко мне, меня почти не замечают
- одобряют мое поведение, безразличны к моим правонарушениям
- наказывают меня за правонарушения
- толкают меня на правонарушения
- другое ___________________________________________
- Моя жизнь, моя судьба – все, что со мной происходит, мне:
- нравится, я доволен
- не нравится, я не доволен, мне хотелось бы, чтобы все было по-другому.
Приложение 3
Схема наблюдения за учащимся на уроке
Фамилия, имя ___________________________________класс_____________дата_____________
Причина наблюдения________________________________________________________________
- Поведение.
- Как ученик входит в класс__________________________________________________________________
- как ведет себя перед уроком________________________________________________________________
- на уроке (отвлекаемость, наличие импульсивных реакций, двигательная и/или речевая расторможенность)_________________________________________________________________________
- внешний облик учащегося (одежда, прическа, макияж, чувство вкуса и стиля в облике)___________________________________________________________________________________
- эмоции после удачных и неудачных ответов (не/адекватные)_____________________________________
- реакции на обращение, требования учителя, похвалу, порицание__________________________________
- владение собой при выполнении задания у доски (излишняя суетливость в движениях, возбуждение, торопливость, резкость, заторможенность)_____________________________________________________
- может ли сдерживать себя, если кто-то из учеников пытается мешать, отвлекать_____________________
- является выдержка привычным, естественным состоянием ученика или оно требует значительных усилий___________________________________________________________________________________
- Особенности аффективной и эмоциональной сферы.
- эмоциональный фон настроения: преобладание сниженного / повышенного, тревожного (дисфоричность), агрессивного (злобного) фона, выраженная лабильность реакций по знаку __________
- конфликтность: высокий уровень, избирательно высокая конфликтность___________________________
- конкретные эмоциональные особенности______________________________________________________
- Особенности операциональных характеристик деятельности:
- работоспособность (колебание, снижена, выраженно снижена)____________________________________
- темп деятельности (неравномерный, сниженный, ситуативно снижен)______________________________
- Познавательная деятельность на уроке.
- Восприятие: осмысленность (не/выделяет существенное, не/отвечает на вопросы)___________________
- Мышление:
- обобщенность мышления: легко/с трудом улавливает общее в отдельных фактах, не/ умеет выделить главное, не/придерживается темы, рассуждения_________________________________________________
- логичность мышления: связывает отдельные части рассуждения, не/умеет их показать, не/делает выводы___________________________________________________________________________________
- Внимание:
- сосредоточенность: поглощенность деятельностью______________________________________________
- отвлекаемость: разговоры, посторонние дела, ответы невпопад____________________________________
- устойчивость: длительность работы над объектом_______________________________________________
- распределение: выполняет свою работу и следит за ее выполнением у товарища, у доски_____________________________________________________________________________________
- переключение: скорость перехода от одного дела к другому______________________________________
- Память:
- осмысленная (выделяет главные мысли / механическая (на внешних связях) ________________________
- воспроизведение материала: осмысленное (своими словами, примерами, зарисовками, конспекты) / механическое (бессмысленное)_______________________________________________________________
- Мотивация деятельности.
- наличие интересов, их активность: поднимает руку, задает вопросы, часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения, пассивен к происходящему_____________________________
- отношение к предмету, учителю, к учению: не/добросовестен, не/прилежен, бездеятелен, занимается посторонними делами______________________________________________________________________
- умение работать самостоятельно с учебником, тетрадью _________________________________________
- наличие творческой/исполнительской позиции_________________________________________________
Выводы и рекомендации:______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог:
Приложение 4
Схема реальных учебных возможностей учащихся «группы риска»
на ______________учебный год
Список учащихся, класс | Работоспособность | Темп деятельности | Интеллектуальное развитие | Самоконтроль при изучении учебного материла | Сознательность учебной дисциплины | Учебно-познавательный мотив (учебный, оценочный, отсутствие интереса) | Уровень предшествующей образовательной подготовленности | ||||||||||||||||||||
Умение выделять существенное в изучаемом | Самостоятельность мышления | Интеллектуальные способности | |||||||||||||||||||||||||
в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | Уч | Оц | ОИ | в | ср | н | |
Педагог-психолог: Классный руководитель:
Приложение 5
Приложение к схеме реальных учебных возможностей школьников
1. Работоспособность:
- высокий – сохраняет работоспособность в течение всех уроков, вынослив.
- средний – сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня.
- низкий – обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине дня, что проявляется в усталости, вялости, сонливости и раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок; в элементарных вычислениях при переписывании текста.
2. Темп деятельности:
- высокий – работает экономично, в быстром темпе;
- средний – соответствует темпу класса, (темп чтения 120 слов), неравномерный.
- низкий – работает медленно и невнимательно, либо быстро, но деятельность «хаотична и бестолкова»
Интеллектуальное развитие.
3. Умение выделять существенное в изучаемом.
- высокий – легко и быстро удается выделить существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод;
- средний – в основном справляется с выделением существенного в изучаемом тексте, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем.
- низкий – обычно не справляется с выделением существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах.
4. Самостоятельность мышления:
- высокий – проявляет самостоятельность в мышлении, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями в проблемных рассуждениях, высказывает предположения, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельный элемент в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнения, элементы рационализации, изобретательности и прочее, может сам составить задачи;
- средний – обнаруживает средний уровень развития самостоятельности мышления, стремится самостоятельно выполнить учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытку решить задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии;
- низкий – не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной помощи типа опеки.
5. Самоконтроль при изучении учебного материала:
- высокий – самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изученного дома материала с помощью вопросов из учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильное вычисление обратными действиями, правильное решение физических задач действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность полученных результатов;
- средний – в основном выполняет названные выше требования, допуская отступления, не существенно сказывающиеся на усвоении знаний, умений, навыков;
- низкий – практически не имеет навыков самоконтроля.
6. Преобладающие склонности к циклу учебных предметов:
- Общественно-гуманитарные(ОГ) - литература, русский, история, обществознание, иностранные языки;
- Физико-математические (ФМ) – физика, математика;
- Естественнонаучный (ЕН) – биология, география, естествознание, природоведение, анатомия.
7. Уровень предшествующей образовательной подготовленности:
- высокий- практически не имеет пробелов в знаниях по ранее пройденному учебному материалу;
- средний – практически не имеет существенных пробелов в ранее пройденном учебном материале, которые бы мешали последующей учебе;
- низкий – имеет существенные пробелы в усвоении ранее пройденного учебного материала, в специальных умениях и навыках, которые отрицательно сказываются на усвоении новых знаний, умений и навыков.
8. Учебно-познавательный мотив:
- интерес к процессу учения (ИУ )-( или внутренний мотив) - интерес к содержанию изучаемого материала, стремление познать глубже и шире учебный материал, стремление преодолевать трудности учения и получить чувство удовлетворения и радости от достигнутых успехов и др;
- мотив оценки (Оц) – или внешний мотив, стремление получить хорошую оценку от учителя, желание завоевать престиж среди сверстников, желание избежать неприятностей от учителей и родителей за плохую успеваемость или малое усердие в учении, понимание необходимости выполнения своего долга ученика и др.;
- отсутствие интереса (ОИ) – отрицательный интерес, вплоть до отвращения к учению.
Педагогическая характеристика класса
- Интересы, увлечения – увлеченность ребенка каким либо делом, занятием, видом внеучебной деятельности. Для учащихся 9-11 классов – профессией.
- Самооценка: – адекватная (А) – адекватно оценивает свои возможности в учебной работе, как личности; - завышенная (ЗВ), заниженная (ЗН).
- Социальный статус в коллективе: звезда, принимаемый (среднестатусный) – есть группа товарищей, с которыми общается; отверженный – больше негативного к нему отношения; изолированный – нет друзей, ни с кем сам не общается и с ним никто. Социальные контакты – больше с одноклассниками, со сверстниками из других классов, вне школы, др.
- Сформированность волевых качеств: способность проявлять настойчивость в достижении поставленных целей, стремление преодолевать затруднения в учебе, личном поведении, умение проявлять собранность, организованность, преодолевать отвлекающие от учения влияния и др. (высокая, средняя, низкая).
- Тип поведения:
- уравновешенное поведение(У) - ровное настроение, не склонен к конфликтам, аффективные реакции носят эпизодический характер, в меру подвижен и активен, положительно восприимчив к педагогическому воздействию;
- возбудимый тип поведения (В) – двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки (раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам, немотивированные перепады настроения, неудержимое веселье или плач по незначительному поводу, патологические влечения (курение, алкоголизация, склонность к побегам и бродяжничеству, воровство, жестокость);
- заторможенный тип поведения (З)- замедленный темп деятельности, повышенная истощаемость, быстрая пресыщаемость в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, несамостоятельность, пониженное настроение, робость, застенчивость, замкнутость, необщительность.
- Особенности характера – основные характерологические черты личности (2-3 положительные черты).
Приложение 6
Педагогическая характеристика учащихся «группы риска» на________________
Фамилия, имя / класс | Отношение к учебе, учебно-познавательный мотив (внутренний – интерес к процессу учебы, внешний – мотив оценки,отрицательный) | Волевые качества (выс., ср., низ. ур. сформированности волевой активности) | Соц-психологический статус (звезда, принимаемый, отверженный, изолированный, социальные контакты) | Преобладающий тип поведения (уравновешенный, возбудимый, заторможенный) | Интересы, склонности (в т.ч. внеучебные) | Самооценка (адекватная, завышенная) |
Педагог-психолог: Классные руководители:
Приложение 7
Психологическая характеристика учащихся «группы риска» на _____________учебный год
ФИО | Особенности/ направленность характера (акцентуации, возможные нарушения поведения - ВНП) | Риск суицида, ПАВ, алкоголизма депрессии | Темперамент | Школьная/личностная тревожность /Спилбергер /модификация А.Д.Андреевой/ | Профиль реагирования на эмоц.ситуации (склонность к враждебности агрессивности, мстительности. /Басса-Дарки; индекс агрессивности,враждебности; Ильина/ | Эмоц.отношения в семье (привлекательные /значимые лица) /ЦТО/ | Склонность к отклоняющему поведению (Вологодский цент «Развитие») | Профессиональное самоопределение |
Педагог-психолог:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник наюблюдений за детьми, требующими особого педагогического внимания
«Дневник индивидуальной работы с учащимся, требующими особого педагогического внимания» Цели: · адекватно воспринимать себя и окру...
«Дневник индивидуальной работы с учащимся, требующими особого педагогического внимания»
Цель: · адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;· развивать адаптационные умения;·...
Статья "Научно-практические аспекты инклюзивного воспитания в процессе реализации проблемы формирования нравственных качеств у детей, требующих особого педагогического внимания в специальной школе-интернате"
Статья для конференции по инклюзивному образованию . Опубликована в научно-методическом сборнике....
Методическая разработка.Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)
В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное вниман...
Методическая разработка.Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)
В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное вниман...
Алгоритм работы с семьёй, требующей повышенного педагогического внимания
Алгоритм работы с проблемной семьей...
Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)
В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное вниман...