Стресс
методическая разработка по психологии на тему
Стресс и дистресс. Открытое районное мероприятие для учителей и психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rmo_stress.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стресс и дистресс.
Само понятие стресса происходит от английского stress – давление, нажим, напряжение – состояние общего напряжения при деятельности в трудных, необычных экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь — это постоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). А приспособляемость, по его мнению, — это главная отличительная черта живого существа. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Этот уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Дистресс (в переводе с английского distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) — это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Некоторые эмоциональные факторы (например, фрустрация — субъективное ощущение невозможности удовлетворить актуальную потребность) превращает стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием.
Фазы развития стресса. Концепция биологического стресса выделяет три фазы развития стресса:
1) реакция тревоги;
2) фаза сопротивления;
3) фаза истощения.
После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако если стрессор оказался слишком сильным или врожденная приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни и даже летальному исходу. Селье считает, что каждому человеку присущ определенный уровень некоей адаптационной энергии (связанной с биологическими, эндокринными особенностями организма) и поэтому к одной и той же ситуации одному человеку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т. е. у каждого свои стрессоры.
Влияние стресса на организм человека. Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей: одних сильный стресс мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности возрастает до определенного предела («стресс льва»), то у других она сразу падает («стресс кролика»). Так, некоторые учащиеся в ситуации экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, которые ведут к обостренному восприятию, позволяют вспомнить лишь мельком слышанную информацию; другие же от волнения забывают даже то, что хорошо знают, «мямлят» и могут даже упасть в обморок. Педагог может на негативный отзыв о его работе может усилить свою деятельность внеся коррективы в планы работы, привлекая дополнительные методы и приемы работы, а может опустить руки и работать без особого энтузиазма, в крайних случаях может дойти до увольнения.
Непрерывная череда стрессов может быть опасной для здоровья. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые болезни. Развиваются неврозы, нарушения сна, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые заболевания, поражения желудочно-кишечного тракта. Это цена за слишком сильные переживания. Медики все чаще говорят о том, что многие болезни имеют так называемое психосоматическое происхождение — к ним относятся язва, бронхиальная астма, гипертония и др. При этих болезнях наблюдаются поражения физических органов, но вызваны они психологическими причинами, чаще всего стрессом, а точнее — неумением к нему адаптироваться.
Способы реагирования на стресс. Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих гомеостаз (равновесие) организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое высказывание: «Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо).
Как ни парадоксально это звучит, для счастья человеку требуется определенный уровень стресса — он различен для разных людей. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища, одежда и жилье. Однако люди, беззаветно преданные своему идеалу и готовые посвятить свою жизнь совершенствованию в выбранной области, также встречаются нечасто. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой.
Г. Селье утверждает, что мы не должны — да и не можем — избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующее отношение к жизни.
Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. По мнению Селье, для сохранения душевного равновесия человеку нужны какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее достижения. Правильный выбор ближайших и дальних целей, способность адаптироваться к изменяющейся ситуации, переопределять ближние цели в случае непреодолимых трудностей для их достижения — важное условие здорового существования человека. Отдаленная цель освещает путь в течение всей жизни. Наличие отдаленной цели — например, поиск смысла жизни, стремление достичь совершенства, постичь истину — поможет преодолеть разочарование и дистресс при крушении сиюминутных потребностей. Вы провалились на экзамене? Вас ограбили? Падение курса национальной валюты разорило вашу семью? Но ведь это мелочи по сравнению с вашей отдаленной целью, и они не могут сломить вас: ваш путь — дальше и выше...
Что такое саморегуляция? Вообще под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий. Еще говорят, что психическая регуляция позволяет человеку преодолевать информационную неопределенность — неизвестность и неясность ситуации.
В жизни нам часто приходится сталкиваться с дистрессом, испытывать неприятные переживания — гнев, обиду, раздражение и злость, сильное волнение. Очень важно научиться управлять этими чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, уметь расслабляться или как-то иначе справляться со стрессорами.
Обсуждение
Давайте проведем «мозговой штурм» и создадим общую копилку приемов преодоления наших неприятных переживаний. Может быть, кому-то из вас, как японским служащим, помогают «выпустить» пар удары по резиновой груше, символизирующей досадившего начальника, удары по подушке, физические движения? Может быть, кто-то изобрел другие способы, которые ему помогают? Пожалуйста, поделитесь вашими способами с нами.
Педагоги и психологи высказываются, на доске составляется перечень приемов
Рекомендации тем, кто хочет обрести душевное равновесие.
А как быть, если все же стресс оказался сильнее вас? В жизни практически всех людей бывают ситуации, когда уговорить себя, что могло бы быть и хуже, не удается, так как кажется, что хуже уже некуда. И совсем не верится, что вы сможете так же беззаботно смеяться, как раньше. Сможете! Черная полоса в вашей жизни не навсегда, но если вы не найдете силы помочь себе, то без потерь не обойдетесь. Вы рискуете либо озлобиться и ожесточиться надолго, либо впасть в депрессию. Так что выбирайте: вам может помочь доктор — время, но вы можете помочь себе и сами. Если вы решили самостоятельно бороться за свое душевное равновесие, вам могут быть полезны следующие правила:
1. Верьте, что жизнь вас не оставит — «Кривая выведет всегда». Персидский поэт Низами формулирует это так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим».
2. Поймите, что пережить вашу неприятность можете только вы, не перекладывайте ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Примите случившееся как неизбежное.
3. Поделитесь с кем-нибудь своими переживаниями. Не замыкайтесь на своих проблемах и побольше общайтесь с людьми.
4. Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумайте, как он справлялся с проблемами.
5. Если вам показалось, что вас хотели обидеть, не делайте скоропалительных выводов. Вы сейчас очень возбуждены и можете все неправильно истолковать.
(Сделайте выводы. Примите поражение как ценный урок, подаренный вам жизнью. Теперь вы знаете, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать таких-то обстоятельств) не следует — в другой раз учтите ваше новое знание.
7. Не предавайтесь «генерализации» и «катастрофизации». Если пас предал один человек, это совсем не значит, что «все такие» (генерализация). Если вы получили «2» на экзамене — это еще не катастрофа.
8. Не «пережевывайте» бесконечно случившееся. Оставьте его для истории и вспомните, что вокруг множество дел, требующих ваших рук и ума.
9. Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием. Вторая часть урока сегодня будет посвящена этой теме.
А еще старайтесь выглядеть как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагайте для этого соответствующие усилия.
Если все же вы чувствуете, что у вас недостаточно сил, чтобы справиться с бедой и вам требуется помощь, не стесняйтесь ее попросить. Не надо этого стыдиться. Как правило, большинство из нас с удовольствием помогут человеку, попросившему об этом. Важно также различать огорчения, причиняемые какими-либо рядовыми повседневными неприятностями, помочь разобраться в которых: может друг или подруга, и серьезные разочарования и стрессы, когда требуется помощь профессионала, и тогда стоит обратиться к психологу (например, школьному).
Чувства и их «телесное» выражение. Замечали ли вы, как выражает ваше тело различные ваши состояния и чувства? Какая поза, какие движения характерны для вас, когда вы удивлены, обрадованы, встревожены, устали, раздражены или чувствуете прилив сил? А вы замечали, что есть и обратная зависимость: поза, походка, выражение лица влияют на состояние человека. Проведем маленький эксперимент.
Упражнения
1. Сожмитесь в клубок. Втяните голову в плечи. Напрягите кисти и пальцы рук. Опустите лицо. Закройте глаза и, сохраняя напряжение мышц, оставайтесь в этом положении 1—2 минуты, обращая внимание на те мысли, чувства, воспоминания, представления, которые у вас возникают. После этого встаньте. Сделайте несколько размашистых движений, потянитесь, несколько раз глубоко вздохните. Запомните, какие мысли, чувства, ощущения возникли у вас, когда вы сидели, сжавшись в клубок.
2. Теперь сядьте, развалившись на стуле. Спина опирается о спинку стула. Шея и плечи свободно расслаблены. Руки спокойно лежат на коленях. Кисти расслаблены. Колени слегка расставлены. Ноги вытянуты или слегка согнуты. Оставайтесь в таком положении 1—2 минуты. Затем встаньте, сделайте несколько резких движений. Несколько раз глубоко вздохните. Запомните, какие мысли, чувства, воспоминания, образы возникли у вас, когда вы сидели в этой позе.
Сравните свои переживания и представления в каждой из этих поз. Заметили ли вы различие содержания своих мыслей и образов
в различных позах?
Мышечная релаксация. Еще в начале века американский врач Джекобсон, наблюдая за людьми, находящимися в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, заметил, что у них всегда отмечается также напряжение мышц. Иначе говоря, умственному напряжению всегда сопутствует мышечное. Если же мышцы расслаблены, то всегда оказывалось, что люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя, ни о чем не думали и у них не возникало никаких представлений или эмоций. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению — релаксации (по-английски геlах — расслабление) — для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.
Техника релаксации по Джекобсону сводится к проведению систематического курса тренировок, когда человека обучают поочередно сильно напрягать различные мышцы тела, а затем расслаблять их и наблюдать за контрастными ощущениями. Затем обучающемуся предлагается в повседневной жизни отслеживать, напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состояниях, таких, как страх, тревога, смущение. (Кстати, замечали ли вы, что при волнении обычно возникает неприятное чувство — напрягаются мышцы в районе солнечного сплетения?) В дальнейшем человек может применять приемы релаксации при первых признаках напряжения мышечной мускулатуры.
Очень часто поза, тонус мышц, рисунок движений «консервируют» настроение, делают его устойчивее. Согласитесь, что это совершенно ни к чему, если речь идет о тревоге, раздражении, депрессии, апатии.
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности
Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.
Ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).
Утверждения | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем Здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессонницей | 1 | 2 | 3 |
1 0. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
1 1 . Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
1 2. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
1 6. Я все делаю быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу) | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:
Суммарное число баллов | Уровень вашей стрессоустойчивости |
57—54 | I — очень низкий |
53—50 | 2 — низкий |
49 - 46 | 3 — ниже среднего |
45 - 42 | 4 — чуть ниже среднего |
41—38 | 5 — средний |
37—34 | 6 — чуть выше среднего |
33—30 | 7 — выше среднего |
29—26 | 8 — высокий |
18—22 | 9 — очень высокий |
Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!
Утверждения | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем Здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессонницей | 1 | 2 | 3 |
1 0. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
1 1 . Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
1 2. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
1 6. Я все делаю быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу) | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
Утверждения | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем Здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессонницей | 1 | 2 | 3 |
1 0. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
1 1 . Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
1 2. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
1 6. Я все делаю быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу) | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар №4 "Стресс-менеджмент или Приемы профилактики и преодоления стресса"
Данная работа продолжает цикл занятий по теме "Навыки профессиональной и личной эффективности". В ней рассматриваются вопросы:1. Что такое "стресс".2. Факторы стресса.3. Стадии стресса.4. Реакции на с...
Физиология стресса или "Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для организма человека"
Влияние стресса на организм человека и пути его продоления...
Стресс.Первая помощь при стрессе.
Понятие стресса,стрессовой ситуации.Виды помощи по преодложения стресса....
Тренинговое занятие "Понятие о стрессе. Как бороться со стрессом"
Тренинговое занятие...
Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума «Психологический аспект урока» для педагогов, учителей Братского района. По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»
Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте...
Коррекционно-развивающее занятие "Стресс. Коррекция стресса"
Занятие-трениг по работе со стрессом...
Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса
Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное, они даже ...